Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Договор фрахтования именуется

Договор фрахтования именуется

Комментарий к Ст. 787 ГК РФ

В комментируемой статье дается определение договора фрахтования. В действующем российском законодательстве предусмотрен договор фрахтования (чартера) на морском транспорте (гл. X, XI КТМ), внутреннем водном (ст.

ст. 67, 97 КВВТ) и воздушном транспорте (ст.

104 ВК). Неожиданно договор фрахтования был введен для некоторых перевозок пассажиров автомобильным транспортом (ст.

ст. 18, 27 УАТ), включая перевозки в такси (ст. 31 УАТ). Не предусмотрено фрахтование на железнодорожном транспорте.

Определение юридической природы договора фрахтования позволяет разрешить вопрос о его соотношении с договором перевозки и об отграничении от договора аренды.

Исторически договор фрахтования сформировался в морском торговом праве Средневековья и предшествовал собственного договору перевозки груза. Еще в начале XX в. общепринятым было воззрение на договор фрахтования как на договор имущественного найма (к возможности аренды части судна — части его «вместимости» — торговое право, долго сохранявшее обособленность от римского частного права, относилось спокойно).

Г.Ф. Шершеневич основное различие между морской перевозкой в форме фрахтования и собственно перевозкой груза видел в том, что при фрахтовании обязанность капитана судна — привести судно к месту назначения, а при перевозке груза — доставить товар в место назначения. Соответственно, при фрахтовании капитан не отвечает за сохранность груза, а при перевозке груза отвечает в связи с тем, что груз находится под «исключительным надзором» капитана .

Со временем договор фрахтования транспортного средства приобрел две разновидности: одна из них сохранила связь с арендой, другая практически полностью слилась с обычной перевозкой груза. Решающим моментом стало то, заключается договор фрахтования транспортного средства целиком (всей «вместимости» транспортного средства) или только части его вместимости.

——————————— Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 264. См.: там же. С. 263. 2. Если фрахтуется все транспортное средство, требующее для управления и технической эксплуатации усилий целого экипажа (а это водные и воздушные суда), то данный договор фрахта является договором аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа (§ 3 гл.

34 ГК) . Целью аренды всего транспортного средства может быть перевозка грузов или пассажиров. Если арендатор перевозит собственные грузы (или арендует, например, самолет для доставки самого себя в определенный пункт), отношения по перевозке не складываются в связи с особенностями субъектного состава.

Если арендатор перевозит грузы третьих лиц или других пассажиров, то договор перевозки налицо, но в роли перевозчика выступает сам арендатор:

«…между собственником транспортного средства и лицом, нанимающим это средство, возникают именно отношения аренды, а уже в процессе эксплуатации транспортного средства арендатором у него складываются отношения с другими лицами по перевозке, которые и урегулированы соответствующими статьями главы 40 ГК»

. ——————————— В морской терминологии это тайм-чартер и бербоут-чартер.

Козырь О.М. Аренда (глава 34) // Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть вторая) / Под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. М.: МЦФЭР, 1996. С. 338.

3. Договор фрахтования части вместимости водного или воздушного судна с целью перевозки груза является, без сомнения, разновидностью обычного договора перевозки груза, пусть и с большими специфическими особенностями. Особенности договора перевозки груза в форме фрахтования заключаются в следующем. Во-первых, это договор консенсуальный.

Соответственно, обязательства перевозчика возникают с момента заключения данного договора и охватывают собой все действия, связанные с предоставлением транспортного средства под погрузку.

Во-вторых, договор фрахтования для перевозки грузов заключается в отношении индивидуализированного транспортного средства (ст. 120 КТМ). В-третьих, сам договор фрахтования для перевозки грузов может быть заключен не между грузоотправителем и перевозчиком, а между грузополучателем, который фрахтует часть вместимости судна, и перевозчиком .
120 КТМ). В-третьих, сам договор фрахтования для перевозки грузов может быть заключен не между грузоотправителем и перевозчиком, а между грузополучателем, который фрахтует часть вместимости судна, и перевозчиком .

Соответственно, и обязанность по оплате перевозки может быть возложена на грузополучателя.

——————————— См.: Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / Под ред. Г.Г. Иванова. С. 194 — 195 (автор — А.Г.

Калпин). В-четвертых, договор фрахтования оформляется специальным документом, который именуется «чартер».

При этом, что и указывает на перевозочный характер договора, не исключается выдача обычных транспортных документов (например, коносамента при морской перевозке грузов по чартеру — см.

ст. 119 КТМ). Кроме того, важную роль играют внеправовые предпосылки, формирующие необходимость заключения именно договора фрахтования части вместимости транспортного средства, а не обычного договора перевозки. Так, на морском транспорте договор фрахтования заключается в отношении судов, для которых не существует заранее установленного направления рейсов и расписания движения, поэтому существенным условием договора фрахтования является указание на место погрузки судна, место назначения или направления судна (ст.

120 КТМ). 4. Если для фрахтования с целью перевозки груза нерейсовый характер транспортного средства является вторичным признаком, то для договора фрахтования части вместимости водного или воздушного судна с целью перевозки пассажира этот признак становится единственным, позволяющим отличить «фрахтование» каюты или места на борту от обычного договора перевозки пассажира и его багажа на водном или воздушном транспорте.

Видимо, желание разграничить перевозки пассажиров в зависимости от того, осуществляются они по расписанию («регулярные перевозки») или нет, заставило ввести в УАТ договоры, названные договором фрахтования для перевозки пассажиров и багажа по заказу (гл. 4 УАТ) и договором фрахтования легкового такси (гл.

5 УАТ). Договор фрахтования автомобильного транспорта является договором перевозки пассажира в чистом виде. Используемая в УАТ терминология («перевозка» и «фрахтование») призвана всего лишь разграничить перевозки общественным транспортом, движение которого подчиняется утвержденному расписанию (трамвай, троллейбус, рейсовые автобусы и маршрутные такси), и перевозки автомобильным транспортом (включая легковые такси), пункт назначения которых определяет пассажир.

Используемая в УАТ терминология («перевозка» и «фрахтование») призвана всего лишь разграничить перевозки общественным транспортом, движение которого подчиняется утвержденному расписанию (трамвай, троллейбус, рейсовые автобусы и маршрутные такси), и перевозки автомобильным транспортом (включая легковые такси), пункт назначения которых определяет пассажир. Показательно, что грузоперевозки на автомобильном транспорте, также осуществляемые по заказу, договором фрахтования не называются (гл.

2 УАТ). К особенностям договора «фрахтования» на автомобильном транспорте относится его форма: для перевозок пассажиров по заказу — письменный договор, если перевозки систематические (п. 2 ст. 27 УАТ), заказ-наряд, если перевозки несистематические (п. 4 ст. 27 УАТ). Для перевозок в легковом такси форма заключения договора — устная с выдачей письменных документов, подтверждающих оплату стоимости проезда (п.

п. 1 и 5 ст. 31 УАТ). 5. В целом по договору фрахтования следует сделать следующие выводы. Договор фрахтования всей вместимости водного или воздушного судна — это договор аренды транспортного средства с экипажем или без такового.

Договор фрахтования части вместимости водного или воздушного судна с целью перевозки груза — это консенсуальный договор перевозки груза. Договор фрахтования части вместимости водного или воздушного судна с целью перевозки пассажира, а также договор фрахтования автомобильного транспорта — это договоры перевозки пассажиров и их багажа, осуществляемой нерегулярными рейсами. Навигация по записям © 2020—2020 Гражданский кодекс Российской Федерации со всеми изменениями и дополнениями.

Комментарий к статьям ГК РФ.

Особенности договора фрахтования

Одной из особенностей договора фрахтования является то, что фрахтователь может потребовать от перевозчика предоставить конкретное транспортное средство для перевозки. Поэтому, если договором предусмотрено конкретное транспортное средство, без согласия фрахтователя заменить его невозможно. Также важное преимущество заключается в том, что в сравнении с линейными перевозками, где график устанавливает перевозчик, при договоре фрахтования договоренность об утверждении маршрута, сроках перевозки и месте для погрузки груза возможна только с учетом нужд и требований фрахтователя.Договор фрахтования разрешает арендовать транспортное средство частично или полностью с целью перевозки грузов или пассажиров с багажом.

Поэтому, согласно договору, перевозчик не имеет права самовольно принимать решения по перевозке других пассажиров или грузов. Если фрахтователь не согласен с присутствием посторонних, он вправе потребовать снять с перевозки незаявленных пассажиров или грузы. Если перевозчик нарушил договоренность по этим пунктам договора и не устраняет их, заказчик имеет право обратиться с требованием о расторжении договора (статья 450 ГК РФ).

Также фрахтователь может потребовать соответствующего снижения размера оплаты фрахта и компенсации убытков.В случае заключения договора фрахтования с грузоперевозчиком, фрахтователь принимает на себя ответственность за перевозку групп пассажиров. В большинстве случаев такие договоры заключают туристические операторы. Пассажиры, которые не являются участниками договора, обладают защитой, гарантированной ГК РФ и действующим транспортным законодательством.

Когда причиняется вред здоровью, жизни или имуществу пассажиров всю ответственность несет перевозчик.

Кроме того, если перевозка осуществляется ненадлежащим образом, пассажиры имеют право предъявить требования к перевозчику, ссылаясь не только на договор фрахтования, но и на закон о защите прав потребителей.

Энциклопедия судебной практики. Перевозка. Договор фрахтования (Ст. 787 ГК)

Энциклопедия судебной практикиПеревозка.

Договор фрахтования( ГК) 1. При отсутствии в договоре сведений о наименовании груза, маршруте и месте подачи транспортных средств, сроке выполнения перевозки и размере платы за пользование транспортными средствами, обязательство не может быть квалифицировано как договор фрахтования Проанализировав условия договора, руководствуясь Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ

«Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

, установив, что заключенный сторонами договор не содержит сведений о наименовании груза, маршруте и месте подачи транспортных средств, сроке выполнения перевозки, при этом большая часть транспортных средств, использованных сторонами при исполнении договора, не предназначена для перевозки грузов (специализированные автомобили), суд пришел к обоснованному выводу о применении к спорным правоотношениям положений Гражданского кодекса Российской Федерации о возмездном оказании услуг.

Суд, установив, что договор не содержит сведений о наименовании груза, маршруте и месте подачи транспортных средств, сроке выполнения перевозки и размере платы за пользование транспортными средствами, пришел к обоснованному выводу, что правоотношения возникли из договора аренды транспортного средства без экипажа.

2. Договор фрахтования является разновидностью договора перевозки Арбитражный суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования налогоплательщика, пришел к выводу о том, что налоговым органом неправильно определено количество автомобилей, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров, поскольку до 01.01.2012 предельное количество транспортных средств, являющееся одним из условий применения системы налогообложения в виде ЕНВД (не более 20 единиц) не было превышено. Кроме того, суд пришел к выводу о том, что условия заключенных с ООО договоров, подпадающих под признаки договора фрахтования, являющегося разновидностью договора перевозки, а также фактическое исполнение договоров свидетельствуют о том, что предпринимателем осуществлялась деятельность по перевозке грузов, пассажиров.

В этой связи суд признал неправомерным доначисление налогов по общей системе налогообложения за 2010 и 2011 годы. Основанием для признания недействительным решения инспекции в части доначисления НДФЛ за 2012 год явился вывод суда о неправильном определении размера налогового обязательства налогоплательщика, поскольку не были применены положения НК РФ. В соответствии с Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Договор фрахтования является разновидностью договора перевозки. Согласно Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и .

Договор фрахтования является разновидностью договора перевозки. Договор фрахтования является разновидностью договора перевозки. 3. Предметом договора фрахтования (чартер) является доставка пассажиров, груза и багажа в пункт назначения Предметом договора фрахтования (чартер) является доставка пассажиров, груза и багажа в пункт назначения.

По данному договору само транспортное средство не передается фрахтователю, ему предоставляется вместимость (либо ее часть) транспортного средства.

Кроме того, фрахтовщик не оказывает фрахтователю никаких услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации. Управление и техническая эксплуатация составляют элементы существа обязательства перевозчика по доставке пассажиров, груза и багажа в пункт назначения. 4. Квалифицирующим признаком договора фрахтования является предоставление фрахтователю вместимости (ее части) транспортного средства для перевозки грузов, пассажиров, багажа, что делает возможным выделить его в отдельный вид договора перевозки с сохранением его родовой принадлежности к данному типу гражданско-правовых договоров Предоставление фрахтователю вместимости (ее части) транспортного средства для перевозки грузов, пассажиров, багажа является квалифицирующим признаком договора фрахтования (чартера), позволяющим выделить его в отдельный вид договора перевозки при сохранении его родовой принадлежности к этому типу гражданско-правовых договоров.

5. Перевозчик по договору фрахтования не несет ответственность за сохранность перевозимого груза нетоварного характера Согласно , Устава автомобильного транспорта заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной.

Исключением из данного правила является договор фрахтования ( Кодекса и Устава автомобильного транспорта), при заключении которого стороны исходят из отсутствия необходимости возложения на перевозчика ответственности за сохранность перевозимого груза нетоварного характера, а перевозчик по условиям договора принимает обязательство предоставить вместимость (часть вместимости) транспортного средства.

6. Исходя из смысла договора фрахтования, зафрахтована или оплачена должна быть вся вместимость транспортного средства или ее часть Согласно Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что договор фрахтования (чартер) заключается в отношении всей или части вместимости транспортного средства (одного или нескольких).

6. Исходя из смысла договора фрахтования, зафрахтована или оплачена должна быть вся вместимость транспортного средства или ее часть Согласно Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что договор фрахтования (чартер) заключается в отношении всей или части вместимости транспортного средства (одного или нескольких). Соответственно, зафрахтована или оплачена должна быть вся вместимость транспортного средства или ее часть. Таким образом, по Российской Федерации существенным отличием договора фрахтования (чартера) от договоров аренды (бербоут-чартера и тайм-чартера) является то, что по договору фрахтования фрахтовщик на возмездной основе обязуется предоставить фрахтователю всю или часть вместимости транспортных средств (одного или нескольких) для выполнения одного или нескольких рейсов для перевозки пассажиров, багажа, грузов.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня. Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам. Материал приводится по состоянию на сентябрь 2020 г.

См. Энциклопедии судебной практики См.

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю.

В. Романца, а также М. Крымкиной, О.

Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е.

Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А.

Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е.
Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е.

Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С.

Хаванским, А. Ефременковым, С.

Кошелевым, М. Михайлевской. 18 июля 2020 Вход Введите адрес электронной почты: Введите пароль: Запомнить Вы можете войти, используя учетную запись одной из социальных сетей:

Чем отличается договор фрахтования (чартер) от аренды транспортного средства?

При заключении договора чартера (фрахтования воздушного судна) между сторонами возникли разногласия по следующим пунктам содержания договора.

Фрахтовщик настаивал на включении в текст. Читать далееМария · 9 апреля 20206,3 KИнтересно · 531Лингвист, преподаватель иностранных языков) ПодписатьсяСтатья 787 ГК определяет договор фрахтования (чартер) следующим образом: одна сторона – фрахтовщик обязуется предоставить другой стороне – фрахтователю за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств для перевозки грузов, пассажиров, багажа.

Судно может использоваться как такси, для перевозки экскурсий и других видов заказных перевозок. По договоренности фрахтователь может выступать в качестве перевозчика (договорные отношения), или в качестве арендодателя (субаренда), или в качестве владельца транс­портного средства (деликтные обязательства).

Фрахтователь может использовать судно в рамках договора и законодательства, ему подчиняется экипаж, но правообладателем судна остается фрахтовщик.По договору чартера судовладельца оказывает фрахтователю услуги по управлению судном и его тех­нической эксплуатации.

4 · Хороший ответ · 4,0 KДоговор фрахтования как раз тем и отличается от аренды, что целью является перевозка, в то время как целью аренды.

Читать дальшеОтветить41Комментировать ответ.Вы знаете ответ на этот вопрос?Поделитесь своим опытом и знаниямиЧитайте также · 9https://avto-oligarh.ru/nahipredlozeniyaМожно сделать запрос впоисковик и выпадет много вариантов — , можно так же обратиться в ведущую компанию в вашем городе у которой будет пустой бланк договора, который они перед оказанием услуг должны с вами подписать. Так же можно обратиться к юристам для составления агентского договора.Размещать тут Вам просто бланк для переделки специально не стану, так как вам необходимо скачать его самостоятельно и почитать как переделать договор, что довнести и какие условия более детально оговаривать, подскажу лишь одно весомое, когда и в каких моментах и в каком порядке вы можете удерживать своё вознаграждение, что считается выполнением ( предоставление клиента, или выполненная услуга, и самое важное какие документы являются закрывающими ваши услуги, а какие закрывающими услуги для вашего клиента и исполнителя ) при этом нужно понимать, что агентский договор подразумевает трехсторонее оформление или вы должны являться представителем одной из сторон, что в итоге рассекретит ваши контакты перед заинтересоованной стороной и в итоге возможно вам требуется договор экспедиции, экспедирования и тд, где вы берете на себя обязательства все организовать и не должны предоставлять исполнителю и заказчику данные друг друга в момент подписания договора )Если у вас остались вопросы по транспортной тематике, обращайтесь за бесплатной консультацией : 1 · Хороший ответ · 181 · 24Эксперты в яхтинге и морских путешествиях · ОтвечаетВсе зависит

  1. б) типа лодки: мотор/парус
  2. а) от размера лодки

Если речь идет о стандартном чартере крейсерных парусных яхт для всей семьи, как на фото нижетоподойдут права

  1. IYT (Intetnational Yacting Training)
  2. RYA (Royal Yachting Association)

если говорить о локальных российских правах, то в большинстве стран без проблем дадут лодку по правам, выданным МЧС либо организацией под юрисдикцией МЧС (ГИМС), спортивным федерациям в этом отношении повезло чуть меньше, поэтому лучше сначала отправить скан прав и уточнить, нет ли вопросов к документам (иногда конкретная чартерная компания может отказать, хотя законодательство страны позволяет и у других чартерных вопросов нет).Права на яхту имеют множество градаций: дневное и ночное время судовождения/удаленность от берега / размер судна / приливная зона или нет и пр.Если рассматривать стандартный чартер яхты капитаном-любителем, то у нас примерно следующие условия

  1. размер судна до 78 ft (24 метров)
  2. хождение в хороших погодных условиях
  3. хождение в прибрежных водах (не далее 20 миль от берега)
  4. хождение в дневное время

соответственно вам подойдут следующие права на управление яхтой:

  1. Bareboat Skipper по системе YAT
  1. Day Skipper по системе RYA

Все европейские страны за исключением Греции выдадут вам яхту с данной категорией прав без проблем.

Греция в последние годы мудрит 🙁 Лучше уточнить у чартерной компании, какую категорию прав они признают.Что касается второго капитана — для лодки до 78 ft (24 метров) в обязательном порядке не требуется дополнительный член экипажа, обладающий знаниями управления яхтой, но учитывайте, что для того, чтобы взять яхту в чартер нужно иметь в составе экипажа радиста или самому быть таковым (= иметь соответствующую VHF лицензию)Здесь можно прочитать о полной стоимости чартера яхты со всеми расходами, а не просто аренды яхтыЕсли возникнут вопросы по обучению или чартеру яхты, пожалуйста, обращайтесь1 · Хороший ответ · 660 · 6,7 KНе перестаю узнавать новое. Люблю путешествия и все с этим связанное. Много лет.Да, в некоторых странах транспорт для сотрудников есть.

Но только для тех предприятий, которые находятся за городом, и в котором много сотрудников. Например, аэропорты. Видела такой транспорт в Китае, Вьетнаме.

Знаю, что он есть в Турции.Развозок нет, к примеру, в США. Просто там не принято передвигаться без автомобиля даже в магазин через дорогу, поэтому там никому развозка не требуется.2 · Хороший ответ · <>1)Условие о рассторжении договора в связи с неоплатой арендатором найма квартиры. Условия — более 2-х раз, в тчечении кол-ва дней, главное не писать — более двух раз подряд) 2) Условие о подписании акта приема-сдачи квартиры с описанием состояния мебели, сантехники, и прочих предметов быта.3)Проживание с наймодателем членов семьи и друзих лиц с письменного согласия арендодателя1 · Хороший ответ · 665 · 2Материальные обязательства в полном размере возлагаются на водителя договором в следующих случаях: умышленного причинения убытков; причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; причинения убытков в результате преступных действий работника, установленных приговором суда; причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом.

Таким образом, даже факт признания водителя виновником ДТП и вынесения соответствующего постановления уже является основанием для взыскания с него ущерба в полном размере. Взыскать потери с сотрудника нужно в месячный срок со дня окончательного установления работодателем размера причиненного ущерба. Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненные работодателю убытки, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с сотрудника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.

ВАЖНО! Обратите внимание на то, что разъяснениями, данными высшей судебной инстанцией в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16 ноября 2006 г.

№ 52, указано, что если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что работник обязан возместить возникшие по его вине потери, суд в соответствии с ч. 1 ст. 250 ТК РФ может с учетом степени и формы вины, финансового положения виновника, а также других конкретных обстоятельств снизить размер сумм, подлежащих взысканию, но не вправе полностью освободить работника от такой обязанности.

В других случаях просто воспользуйтесь типовым договором.

И не забывайте своим водителям про предрейсовые осмотры напоминать, тут predreysovye-osmotry .ru почитать о них можно. 1 · Хороший ответ · 364

Популярное

Законодательство Бухгалтерская отчетность Бухгалтерская отчетность Трудовые отношения ИП Экономика и бизнес 6-НДФЛ Налоги и взносы 6-НДФЛ Выплаты персоналу Выплаты персоналу | 10:20 16 июля 2020 Увольнение ЕНВД Выплаты персоналу Страховые взносы ПФР Современный предприниматель Налоги и учет для малого бизнеса © 2006 — 2020 Все права защищены. При полном и частичном использовании материалов, активная ссылка на spmag.ru обязательна, при условии соблюдения .

Договор фрахтования: понятие и принципы

И так, по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Как видно из определения, договор фрахтования прежде всего предполагает вместимость транспортного средства, при этом не имеет значения будет перевозиться груз, пассажиры или багаж.

Понятие вместимость является широким и может предполагать как количество посадочных мест, так и объем, который может измеряться в кубических метрах. Кроме того, транспортным средством может служить как обычный автомобиль, так автобус или самолет.

Законодательство содержит отдельные положения для договора фрахтования, на основании которого будет перевозиться груз, а также на основании которого будет производиться перевозка пассажиров и багажа. Когда речь идет о перевозке груза автотранспортом, то необходимо учитывать следующее. Как указанно в ст. 18 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-Ф

«Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

договор фрахтования должен в себя включать: 1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе; 2) наименование груза; 3) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости — количество транспортных средств); 4) маршрут и место подачи транспортного средства; 5) сроки выполнения перевозки; 6) размер платы за пользование транспортным средством.

Такой договор заключается, как правило, в форме заказа-наряда. Однако соглашением сторон можно предусмотреть и иную форму.

Форма заказа-наряда устанавливается приложением № 5 Постановления Правительства РФ от 15.04.2011 N 272

«Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»

.

В случае заключения договора фрахтования в форме заказа-наряда, то по правилам, установленным Постановлением Правительства РФ, он подается фрахтователем фрахтовщику, который обязан рассмотреть заказ-наряд в течение трех дней со дня принятия, после чего проинформировать фрахтователя о принятом решении. В случае отказа в принятии заказ-наряда фрахтовщик обязан письменно обосновать причины отказа. Таким образом, заключить договор фрахтования можно как в форме заказа-наряда, установленной Постановлением Правительство РФ, так и в обычной письменной форме, при этом, в нем необходимо указать положения, предусмотренные ст.

18 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-Ф

«Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

о наименовании груза, типа предоставляемого транспортного средства и т.д.

По правилу, установленному Уставом время подачи транспортного средства исчисляется с момента предъявления водителем документа удостоверяющего личность и путевого листа. В случае отказа от использования транспортного средства фрахтовщик должен будет уплатить штраф фрахтователю в размере 20 % платы, установленной за пользование этим транспортным средством.

Если груз предоставлен в нарушение договора, то данное обстоятельство будет считаться отказом от использования фрахтователем транспортных средств, в связи с чем, с фрахтовщика также подлежит возмещению штраф в размере 20 %.

Важно отметить, что данный штраф будет применяться в случае если договором не установлен другой его размер или договор будет содержать положения об исключении штрафа за отказ в использовании транспортного средства.

Когда речь идет о заключении договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу, то законодательство устанавливает следующие правила.

Такой договор должен быть заключен в простой письменной форме, при этом, в нем должны содержаться следующие положения: 1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе; 2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости — количество транспортных средств); 3) маршрут и место подачи транспортного средства; 4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; 5) сроки выполнения перевозки; 6) размер платы за пользование транспортным средством; 7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).

В случае если нет необходимости в систематических перевозках, то такой договор может быть заключен в форме заказа-наряда. Как установлено в приложении № 4 Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 N 112

«Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»

заказ-наряд должен содержать следующие положения: а) наименование документа и дата его оформления (число, месяц и год); б) наименование, адрес, номер телефона и ИНН фрахтователя, а если фрахтователем является физическое лицо, — фамилия, инициалы, паспортные данные, адрес и номер телефона фрахтователя; в) наименование, адрес, номер телефона и ИНН фрахтовщика; г) марка транспортного средства и его государственный регистрационный знак; д) фамилии и инициалы водителей; е) адрес пункта подачи транспортного средства, дата и время подачи транспортного средства в этот пункт; ж) наименования конечного и промежуточных пунктов маршрута, в которых предполагается остановка транспортного средства в пути следования; з) стоимость пользования предоставленным транспортным средством в рублях и копейках; и) должность, фамилия, инициалы и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов за пользование предоставленным транспортным средством; к) часы и минуты прибытия транспортного средства в пункт подачи; л) часы и минуты убытия транспортного средства после завершения перевозки; м) количество перевезенных пассажиров; н) должность, фамилия, инициалы и подпись фрахтователя или уполномоченного им лица, удостоверяющего выполнение заказа-наряда. Таким образом, договор фрахтования на перевозку пассажиров и багажа может быть заключен в форме заказа-наряда (в случае если такая перевозка не является систематической), а также в обычной письменной форме (в случае если такая перевозка является систематической).

Еще одной особенностью такого договора, прямо предусмотренное законодательством, является то, что, если предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается.

Как и в случае перевозки грузов, законодательство содержит положения об отказе от исполнения от договора по договору фрахтования пассажиров и багажа. Так, в случае непредставления транспортного средства фрахтовщиком, фрахтователь вправе отказаться от договора, при этом потребовать штраф в размере 20 %, установленной за пользование соответствующим транспортным средством. Предоставления несоответствующего договору транспортного средства или предоставление транспортного средства с опозданием будет считаться непредставлением транспортного средства, в связи с чем, фрахтовщик вправе также потребовать оплаты штрафа в размере 20 %, установленной за пользование соответствующим транспортным средством.

Аналогично с перевозкой грузов, указанные размеры штрафа будут применяться в случае, если в договоре не установлены другие размеры и если отсутствует положение об исключении штрафа за непредставление транспортного средства.

Иные последствия предполагает законодательство если перевозка пассажиров и багажа не представляется возможным в виду неисправности ТС, аварии. Так, в случае наступления указанных событий фрахтовщик по согласованию с фрахтователем обязан предоставить иное годное для перевозки пассажиров и багажа транспортное средство, а в случае невозможности возвратить оплаченную стоимость по договору фрахтования.

Что касается правил перевозки багажа и ручной клади, то подобные правила устанавливаются фрахтовщиком, при этом, Фрахтовщик вправе отказать в принятии багажа для перевозки, провозе ручной клади, если свойства или упаковка вещей, входящих в состав багажа, ручной клади, не отвечают требованиям, установленным правилами перевозок пассажиров, а также в случае если ее размещение в транспортном средстве будет препятствовать входу пассажиров в транспортное средство, выходу пассажиров из транспортного средства. Отдельным видом договора фрахтования служит договор фрахтования пассажиров и багажа легковыми такси. Такой договор является публичным и заключается в устной форме.

Договор заключается с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению фрахтовщика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени. Также договор может быть заключен путем принятия заказа фрахтовщиком от фрахтователя.

В таких случаях, согласно правилам установленным Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112

«Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»

заказ фрахтователя принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя. Фрахтовщик вправе отказать от в предоставлении такси в случае если указанный фрахтователем маршрут может создать угрозу водителя.

Фрахтовщик обязан выдать фрахтователю квитанцию в форме бланка строгой отчетности или кассовый чек, подтверждающие оплату стоимости пользования легковым такси. Реквизиты, которые должны содержаться в указанной квитанции установлены приложением № 5 Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
Реквизиты, которые должны содержаться в указанной квитанции установлены приложением № 5 Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112

«Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»

. Аналогично с положениями с перевозками пассажиров и багажа транспортными средствами, а также перевозке груза по договору фрахтования, законодатель предусмотрел ряд случаев, когда фрахтовщик вправе отказаться от исполнения договора.

Так, фрахтовщик вправе отказаться от исполнения договора фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа в случае простоя легкового такси, связанного с ожиданием фрахтователя при остановке в пути следования по его требованию свыше согласованного сторонами времени или свыше оплаченного фрахтователем времени, а также при невозможности проезда легковым такси до пункта назначения по не зависящим от фрахтовщика причинам, при этом фрахтователь обязан оплатить стоимость пользования легковым такси до момента прекращения поездки.

Нормы перевозки багажа, провоза ручной клади легковым такси устанавливаются фрахтовщиком, а также правилами, установленными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112

«Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»

. В случае нарушения указанных правил, фрахтовщик вправе отказать фрахтователя в перевозке.

Таким образом, как видно из указанных правил законодатель не предусматривает отдельных штрафов (в частности, за отказ от исполнения от договора), когда речь идет о перевозке легковым такси, что делает отличным данный договор от других. В заключение хотелось бы сказать, что законодательство довольно подробно регламентирует правила о порядке заключения, расторжения, исполнения договора фрахтования. Те или иные правила будут присущи различным видам договора фрахтования, например, договора фрахтования груза, договора фрахтования пассажиров и багажа, а также договором фрахтования, когда речь идет о перевозке на легковом такси.

Все данные обстоятельства говорят о том, что в каждом конкретном случае существует необходимость детального изучения правил, предусмотренными ГК РФ, Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-Ф

«Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

и другими нормативно-правовыми актами. В любом случае для составления договора фрахта (фрахтования, чартера и пр.) помощь опытного юриста просто необходима.

Наша компания имеет огромный опыт в области договорной работы, в частности, с договорами перевозок и фрахтования. Обращайтесь и мы обязательно поможем в решении любых ваших задач.

09.10.2019

Энциклопедия решений. Договор фрахтования

Договор фрахтования Перевозка грузов, пассажиров и багажа может осуществляться не только транспортом общего пользования на основании договора перевозки, но и путем заключения договора фрахтования.

По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения такого договора, а также форма договора фрахтования устанавливаются транспортными уставами и кодексами ( ГК РФ). Сторонами договора фрахтования являются фрахтовщик и фрахтователь.

Наиболее развернутое определение этих понятий содержится в , Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ

«Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

(далее — УАТ).

В соответствии с этими нормами фрахтовщиком является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов, а фрахтователем — физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов. УАТ определено, что на основании договора фрахтования, заключаемого в письменной форме, предоставляется транспортное средство, которым осуществляется перевозка груза с сопровождением представителя грузовладельца, перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей.

В соответствии со Воздушного кодекса РФ (далее — ВК РФ) по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты.

Осуществление чартерных воздушных перевозок регулируется ВК РФ. Кодекс торгового мореплавания РФ (далее — КТМ РФ) выделяет следующие виды договора фрахтования: тайм-чартер и бербоут-чартер. По договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

Фрахтователь обязан пользоваться судном и услугами членов его экипажа в соответствии с целями и условиями их предоставления, определенными тайм-чартером, оплачивать связанные с коммерческой эксплуатацией судна расходы и сборы, а по окончании срока действия тайм-чартера — возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено им, с учетом нормального износа судна (, , КТМ РФ). По договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

Фрахтователь в течение срока действия бербоут-чартера поддерживает судно в мореходном состоянии (однако устранение скрытых недостатков судна является обязанностью судовладельца), комплектует экипаж судна, осуществляет эксплуатацию судна в соответствии с условиями бербоут-чартера и несет все связанные с эксплуатацией расходы, в том числе расходы на содержание членов экипажа, возмещает расходы на страхование судна и своей ответственности, а также уплачивает взимаемые с судна сборы.

По окончании срока действия бербоут-чартера фрахтователь обязан возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено им, с учетом нормального износа судна (, , , КТМ РФ).

Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее — КВВТ РФ) определяет, что договор перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для перевозки груза всего судна или части его (договор фрахтования). В этом случае фрахтователь имеет права и несет обязанности, предусмотренные КВВТ РФ для грузоотправителей.

Существенные условия договора фрахтования различаются в зависимости от вида фрахтуемого транспортного средства. При отсутствии согласованных сторонами существенных условий договор может быть признан незаключенным (постановления Пятнадцатого ААС , Шестнадцатого ААС ). Плата по договору фрахтования транспортного средства определяется не на основании утвержденных тарифов, а исключительно соглашением сторон ( УАТ, ВК РФ, КВВТ РФ).

Тема См. также Формы документов Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня. Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок «Энциклопедия решений.

Договоры и иные сделки» — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере гражданского права Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении.

Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности Материал приводится по состоянию на март 2020 г.

См. Энциклопедии решений См. Энциклопедии решений.

Договоры и иные сделки При подготовке Информационного блока «Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки» использованы авторские материалы, предоставленные А.

Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, П. Ериным, Ю. Раченковой, О.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+