Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Гражданство - Гражданство россии является единым

Гражданство россии является единым

Гражданство россии является единым

Список документов

С примерным перечнем официальных бумаг будет полезно ознакомиться человеку, который решил подать прошение.Список:

  • Справка об отсутствии судимостей.
  • Квитанция об оплате госпошлины.
  • Заявление (2 экземпляра).
  • Заграничный паспорт.
  • Вид на жительство.
  • Фото 3 на 4 см.
  • Национальный паспорт.
  • Трудовая книжка.

Принести нужно оригиналы и копии, чтобы их можно было сверить. Если перечень будет правильно собран, то прошение примут к рассмотрению. Оценка статьи:

(проголосовало:1, оценка: 5,00 из 5)

Загрузка.Поделиться с друзьями:ТвитнутьПоделитьсяПлюсанутьПоделитьсяОтправитьКласснутьЛинканутьЗапинить

Гражданство детей

Отношения по данному вопросу урегулированы статьёй 9 закона:

  1. Гражданство ребёнка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишённых родительских прав. В случае изменения гражданства ребёнка не требуется согласие его родителей, лишённых родительских прав
  2. Гражданство Российской Федерации ребёнка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства Российской Федерации он станет лицом без гражданства
  3. Для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребёнком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет необходимо его согласие
  4. Гражданство ребёнка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей либо обоими его родителями сохраняется или изменяется в соответствии с законом.

Гражданство Российской Федерации

  • >

17.

Выбор верных суждений (Право) 1. Вспоминай формулы по каждой теме 2. Решай новые задачи каждый день 3.

Вдумчиво разбирай решения Задание 1 #9621 Выберите верные суждения о гражданстве РФ и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Гражданством называется устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

2) Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

3) Гражданин РФ может быть лишён гражданства РФ или права изменить его. 4) Гражданин РФ может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству. 5) Проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства Российской Федерации.

Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Гражданство РФ”. 1) верно. 2) верно, это один из принципов российского гражданства.

3) неверно, выход из гражданства осуществляется только по добровольному ходатайству гражданина РФ. 4) неверно, это противоречит принципам российского гражданства.

5) верно. Гражданство — устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Общие принципы российского гражданства: — принцип единого гражданства на всей территории РФ; — принцип равного гражданства для всех граждан РФ независимо от оснований приобретения гражданства; — принцип постоянного гражданства, означающий сохранение гражданства лицами, находящимися за пределами РФ; — недопустимость лишения гражданства РФ односторонним решением государства; — защита и покровительство граждан РФ со стороны государства; — недопустимость выдачи граждан РФ другим государствам; — разрешение гражданам РФ иметь гражданство иностранного государства (принцип двойного гражданства), но таких лиц государство рассматривает только как граждан РФ; —предоставление гражданам РФ возможности изменить собственное гражданство Ответ: 125 Будь в курсе!

Мы в соц. сетях © 2021 Все права защищены | с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов при поддержке Научно-исследовательского института Проблем развития научно-образовательного потенциала молодежи Род деятельности Ученик Преподаватель Нажав на кнопку «Зарегистрироваться», я принимаю Выберите род деятельности Ученик Преподаватель Нажав на кнопку «Зарегистрироваться», я принимаю

Ссылки

  1. // Официальный сайт МИД России.

в темах • • • • • • • • • • • Внутренняя политика • • • • Рельеф • • Почвы • • • Экология • • • / • • / • • • • • • • • ( и ) • • ( • ) • Банковское дело • • • • • • • • • • • • • • • • • Изобразительное искусство • • • • • Цирк • • ( • ) • • • • • Волейбол • Гимнастика • Лёгкая атлетика • Самбо • Теннис • • • Шахматы Категория • Портал • Проект

Государство готово возвращать вам до 52 000 ₽ в год за инвестиции

Посчитайте на калькуляторе, сколько можете заработать на этом за 3 годаЛучшее за неделю03.07136K13306.0743K9307.0732K902.0724K25Шорты07.0722KШорты02.0720K9403.0718K2108.0718K502.0718K1506.0717K2Екатерина Мирошкина, экономист02.0717K49Екатерина Мирошкина, экономист02.0715K1102.0713K903.0713K1602.0713K802.0712K13303.0711K3203.0711K807.0710K503.078K3Екатерина Мирошкина, экономист06.078K4Шорты06.078K2003.077K502.077K207.077K13Шорты03.076K1102.075K803.075K3Екатерина Мирошкина, экономист03.074K806.074K7Подборки по теме

Море полезных статей о финансахВ вашей почте дважды в неделю.

Рассказываем только о том, что касается вас и ваших денегПодписаться·

Упрощенное получение гражданства РФ: Видео

Гражданство является важной составной частью института, закрепляющего основы личности. Обладание гражданством является предпосылкой полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, призна­ваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

В настоящее время все отношения, связанные с граждан­ством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Законом о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 г.

с изменениями, внесенными Законом от 17 июня 1993 г. На основе данного Закона Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 г.

в редакции Указа от 27 де­кабря 1993 г. утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Действует По­ложение об Управлении по вопросам гражданства Админи­страции Президента Российской Федерации. Отношения, связанные с гражданством республик Россий­ской Федерации, регламентируются в их Конституциях и соот­ветствующих законодательных актах. Действующая Конституция расширила число норм, регули­рующих гражданство Российской Федерации.

Причем наибо­лее важные нормы в этой области отнесены к основам кон­ституционного строя (ст.

6). Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федера­ции». Оно определяется какустойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Устойчивый характер отношений гражданства за­ключается в их постоянном характере, длящемся обычно от рождения до смерти гражданина, в установлении особого по­рядка их прекращения, не допускающего расторжения граж­данином в одностороннем порядке.

Прекращение отношений по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на это органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.

Новый подход к содержанию отношений, связанных с гражданством, исходит из признания примата общечеловече­ских ценностей, означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.

Среди принципов гражданства надо выделить следующие. 1. Гражданство Российской Федерации является единым. В силу федеративного устройства Россииэтот принцип является важнейшим и закрепляется в Конституции (ст. 6). Конституция не определяет понятие единого гражданства Российской Федерации. В законе о гражданстве оно раскры­вается следующим образом: граждане Российской Федера­ции, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики (ст.

В законе о гражданстве оно раскры­вается следующим образом: граждане Российской Федера­ции, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики (ст. 2). Значение этой нормы состоит не только в установлении единого российского гражданства, но и в определении усло­вий принадлежности граждан Российской Федерации к граж­данству республики. Тем самым восполняется пробел, кото­рый был в прошлом союзном законодательстве.

Единое гражданство в федеративном государстве являет­ся необходимым условием его суверенного статуса, сохране­ния целостности. 2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения.

Законодательство не устанавливает никаких отличий и особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами Российской Федерации по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др.

Не имеет правового значения и время приобретения гражданства. 3. Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер. Это выражается в за­креплении законом нормы о том, что

«в Российской Федера­ции каждый человек имеет право на гражданство»

, в наличии такой формы приобретения гражданства, как прием, осу­ществляемый к тому же на достаточно доступных для челове­ка основаниях.

В соответствии с принципами международных документов о правах человека, призывающих государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства, Рос­сийская Федерация проводит в этом отношении активную по­литику. Ст. 7 Закона о гражданстве Российской Федерации называется «Сокращение числа лиц без гражданства». В ней закреплено, что Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства.

В ст. 17 Закона установлено, что ребенок, родившийся на тер­ритории Российской Федерации от лиц без гражданства, яв­ляется гражданином Российской Федерации.

Свободный характер гражданства Российской Федерации выражается, во-вторых, в тем, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина Российской Федерации из­менить гражданство. 4. Конституция Российской Федерации и Закон закрепляют, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства.

Этот принцип является новым в законодательстве о гражданстве.

Все предшествующее — вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990 г.

— закрепляло такую форму утраты гражданства.

Лишение — это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не пред­усматривающее в качестве условия согласие гражданина. Запрет на применение лишения гражданства в Конститу­ции Российской Федерации и в Законе о гражданстве Россий­ской Федерации вытекает из права человека на гражданство, двустороннего характера связей по гражданству между чело­веком и государством, предполагающего недопустимость рас­торжения этих связей как той, так и другой стороной без вза­имного согласия.

5. Конституционным принципом гражданства является предоставляемая гражданину Российской Федерации воз­можность иметь гражданство иностранного госу­дарства (двойное гражданство) в соответствии с феде­ральным законом или международным договором Российской Федерации. Это новая норма в законодательстве о гражданстве. Ранее такое право отвергалось.

Двойное гражданство по закону не может возникнуть автоматически.

А такие основания появле­ния у гражданина Российской Федерации иностранного граж­данства в жизни бывают нередко: рождение на территории государства, признающего таких лиц своими гражданами, ав­томатическое распространение гражданства мужа на его жену и т. д. Такого рода двойного гражданства российское законо­дательство не признает.

д. Такого рода двойного гражданства российское законо­дательство не признает. В ст. 3 Закона Российской Федерации указывается, что за лицом, состоящим в гражданстве Россий­ской Федерации, не признается принадлежность к граж­данству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Признание двойного гражданства, которое закреплено в Конституции, основывается на определенных условиях: тре­буется ходатайство лица; разрешение на это государства; наличие соответствующего договора Российской Федерации с тем государством, в гражданстве которого состоит или хочет его принять ходатайствующее лицо. Решение о разрешении двойного гражданства принимает Президент Российской Фе­дерации. Граждане Российской Федерации, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или осво­бождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации.

6. Российское законодательство исходит из принципасо­хранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за пределами Российской Федерации.Такого рода норма вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвра­щаться. Эта свобода закреплена в ст. 27 Конституции Россий­ской Федерации.

Отрицание такого права в прошлом явля­лось грубым ущемлением прав и свобод человека. 7. Гражданство Российской Федерации основано на от­рицании автоматического его изменения при заключе­нии или расторжении брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, а также при изменении граж­данства другим супругом.

Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства без должного волеизъявления лица и соблюде­ния установленного порядка.

Кроме того, подобная норма исходит из признания брака равноправным союзом, не допус­кающим безусловного следования жены (мужа) гражданству мужа (жены).

В равной мере, брак, заключенный гражданином Россий­ской Федерации с иностранным гражданином, не предостав­ляет последнему российского гражданства без надлежащей процедуры.

8. Принципы защиты и покровительства граждан Российской Федерации, находящихся за пределами Рос­сийской Федерации закреплен в Конституции Российской Федерации (ст. 61) и в Законе о гражданстве (ст. 5). В послед­нем закреплено, что Российской Фе­дерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами Российской Федерации, международными обычаями, защи­щать их права.

9. Закон Российской Федерации о гражданстве впервые вводит такой принцип как почетное гражданство.

Почетное гражданство может быть предоставлено лицу, не являю­щемуся гражданином Российской Федерации, имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сооб­ществом, с его согласия. Почетное гражданство предостав­ляется Президентом.

Комментарий к Статье 6 Конституции РФ

1.

Гражданство Российской Федерации представляет собой устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Устойчивость отношений гражданства определяется их постоянным характером: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке.

По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства.

Правовой характер связи лица с государством, образующей отношения гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство — правовое, а не просто фактическое состояние. Оно представляет собой один из важнейших элементов правового статуса личности.

От него зависит напрямую объем прав, свобод и обязанностей того или иного лица.

Конституция относит законодательство о гражданстве к ведению РФ. На основании комментируемой статьи должен разрабатываться федеральный закон. Был принят Закон РФ от 28.11.1991 N 1948-1 «О российском гражданстве» (в ред.

от 31.05.2002) (далее — Закон о гражданстве 1991 г.).

В преамбуле Закона указывалось, что он призван обеспечить осуществление норм и принципов международного права и Конституции РСФСР, относящихся к гражданству и правам человека, создание наиболее благоприятных правовых условий для каждого гражданина РСФСР, защиту и покровительство РСФСР гражданам РСФСР, находящимся за ее пределами.
В преамбуле Закона указывалось, что он призван обеспечить осуществление норм и принципов международного права и Конституции РСФСР, относящихся к гражданству и правам человека, создание наиболее благоприятных правовых условий для каждого гражданина РСФСР, защиту и покровительство РСФСР гражданам РСФСР, находящимся за ее пределами.

Закон о гражданстве устанавливал прежде всего те общие основы, которые определяли сущностные черты отношений гражданства. В нем устанавливалось (ст. 2), что российское гражданство является равным независимо от оснований его приобретения. Он не выделял никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами России по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство и т.д.

Не имело правового значения и время приобретения гражданства. Отныне российское гражданство носило открытый и свободный характер.

Это выражалось в том, что согласно указанному Закону в Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство, а также право изменить свое гражданство, которого никто не может быть лишен (ст. 1). Содержащийся в нем запрет на лишение человека гражданства вытекал из права человека на гражданство, двустороннего характера связи между человеком и государством, что предполагает расторжение этой связи как той, так и другой стороной только по взаимному согласию.

Закон о гражданстве устанавливал (ст. 3), что приобретение гражданства РСФСР иностранными гражданами допускается при условии их отказа от прежнего гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РСФСР.

Однако в нем устанавливалось, что гражданину РСФСР может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым есть соответствующий договор РСФСР.

Законодатель исходил из принципа сохранения российского гражданства лицами, проживающими за пределами страны (ст. 4). Закон гарантировал гражданам РСФСР защиту и покровительство за пределами республики (ст.

5). В нем устанавливалось, что гражданин РСФСР не может быть выдан другому государству иначе, как на основании закона или международного договора РСФСР (ст.

1). Подписанный 31 марта 1992 г. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ отнес к ведению федеральных органов государственной власти РФ гражданство Российской Федерации.

Таким образом, решение вопросов гражданства республик в составе РФ оставалось в ведении органов власти республик. В Законе ничего не говорилось о едином гражданстве, однако этот важнейший принцип гражданства в условиях федеративного устройства закреплялся посредством признания того, что граждане РСФСР, постоянно проживающие на территории республики в составе РСФСР, являются одновременно гражданами этой республики (ст. 2). За время своего действия Закон о гражданстве 1991 г.

подвергался изменениям и дополнениям. 17 июня 1993 г. Верховный Совет РСФСР внес в него некоторые изменения и дополнения*(15). В связи с изменением наименования государства в Законе слова

«Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»

было решено заменить словами «Российская Федерация».

Отменено положение Закона, предусматривающее необходимость отказа от прежнего гражданства при желании приобрести российское гражданство, расширен круг бывших граждан СССР, имеющих права на приобретение гражданства в порядке регистрации, а также восстанавливаемых в гражданстве РФ, и т.д.

В Законе о гражданстве 1991 г.

говорилось о том, что в порядке регистрации гражданство РСФСР приобретают граждане СССР, постоянно проживающие на территории других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 г., если они не являются гражданами этих республик и в течение трех лет со дня вступления в силу Закона о гражданстве заявляют о своем желании приобрести гражданство РСФСР.

Федеральный закон от 06.02.1995 N 13-ФЗ

«О внесении изменения в Закон Российской Федерации «

О гражданстве Российской Федерации» слова «в течение трех лет со дня вступления в силу» Закона о гражданстве заменил словами «до 31 декабря 2000 года». Конституционный Суд РФ своим Постановлением от 16.05.1996 N 12-П*(16) признал не соответствующим Конституции п.

«г» ст. 18 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» в части, распространяющей правило о приобретении гражданства РФ в порядке регистрации на лиц, которые: родились на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации; являлись гражданами бывшего СССР; не изъявили свободного своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации; выехали ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР; не являются гражданами других государств (входивших в состав бывшего СССР); и впоследствии вернулись на постоянное жительство в пределы Российской Федерации.

12 декабря 1993 г. в Российской Федерации была принята новая Конституция, которая внесла существенные изменения в институт российского гражданства. В ней получил дальнейшее развитие принцип единого гражданства. Закрепив гражданство РФ в качестве одной из основ конституционного строя, Конституция определила, что оно является единым и равным независимо от основания приобретения.

В ней нет упоминания о федеративном характере гражданства, а сами принципы Федерации и гражданства изложены в разных статьях Конституции и составляют самостоятельные основы конституционного строя.

Более того, закрепляя перечень субъектов Федерации и устанавливая важнейшие критерии их правосубъектности (ст.

5), Конституция не упоминает собственное гражданство среди атрибутов государственности республик в составе РФ, не говоря уже о других субъектах. Таким образом, с момента принятия Конституции 1993 г. в Российской Федерации устанавливалось только одно гражданство — гражданство РФ, а решение всех вопросов, связанных с гражданством в Российской Федерации, было отнесено к исключительному ведению РФ (п.

«в» ст. 71). Однако все эти новеллы не нашли отражения ни в действующем законодательстве РФ и ее субъектов, ни в практике работы как федеральных, так и региональных органов государственной власти. Никаких существенных изменений в законодательство, вытекающих из действующей Конституции, не вносилось.

Более того, органы государственной власти РФ и ее субъектов вели себя в вопросах гражданства таким образом, как будто этой Конституции вообще не существует. Таким образом, в Российской Федерации в области гражданства сложилось совершенно ненормальное положение, при котором практика деятельности как федеральных, так и региональных органов находилась в явном противоречии с Конституцией.

В значительной мере это объяснялось тем, что сам действующий Закон о гражданстве 1991 г. устарел и многие его положения не соответствовали ни Конституции, ни реалиям российского общества. 4 мая 1997 г. Президент РФ внес в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации», предусматривающий 25 различных изменений и дополнений, направленных на упорядочение решения вопросов российского гражданства, основанное на опыте его реализации.

4 мая 1997 г. Президент РФ внес в Государственную Думу проект федерального закона

«О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «

О гражданстве Российской Федерации», предусматривающий 25 различных изменений и дополнений, направленных на упорядочение решения вопросов российского гражданства, основанное на опыте его реализации.

Однако законопроект не был принят Государственной Думой. Надо сказать, что в нашей стране на выработку политики в сфере законодательства о гражданстве и на развитие самого законодательства о гражданстве существенное влияние оказывала политическая борьба. Свидетельством тому стал принятый Государственной Думой Федеральный закон от 24.05.1999 N 99-ФЗ

«О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»

(в ред.

от 18.07.2006). В этих условиях возникла острая необходимость в подготовке нового федерального закона о гражданстве РФ, направленного на укрепление российской государственности, создание единого правового пространства, последовательное отражение интересов государства и личности при решении вопросов гражданства. Дополнительным стимулом к подготовке нового законодательства явилось также подписание Россией в 1997 г. Европейской конвенции о гражданстве.

Новый закон — Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 01.10.2008) (далее — Закон о гражданстве 2002 г.), вступил в силу 1 июля 2002 г.

В нем содержатся принципы гражданства РФ и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством РФ, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ. В соответствии с этим Законом (ст.

2) вопросы гражданства РФ регулируются Конституцией, международными договорами РФ, Законом о гражданстве РФ, а также принимаемыми в соответствии с ним другими нормативными правовыми актами РФ. Закон исходит из того, что гражданство РФ является единым и равным, независимо от основания его приобретения. Этот принцип базируется на мировой практике федерализма, которая основана на отказе от возможности существования суверенного государства в составе другого суверенного государства.

Отказ от конституционного закрепления суверенитета республики в составе РФ является одной из наиболее важных гарантий государственной целостности России. В Законе о гражданстве 2002 г. устанавливается, что проживание гражданина РФ за ее пределами не прекращает его гражданства РФ (п.

3 ст. 4). Этот принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться. Таким образом, ни само по себе проживание за пределами РФ, ни его длительность не могут быть основанием для прекращения гражданства РФ.

Таким основанием может быть лишь волеизъявление самого гражданина. Согласно указанному Закону (п.

4 ст. 4) гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его.

В соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 61) новый Закон закрепляет принцип, согласно которому гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству. Тем самым устанавливаются важные гарантии защиты интересов российских граждан. Согласно ч. 6 ст. 4 Закона о гражданстве 2002 г.
Согласно ч. 6 ст. 4 Закона о гражданстве 2002 г.

Российская Федерация поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ. Тем самым констатируется приверженность России международному принципу сокращения безгражданства в отношении лиц, проживающих на ее территории, что согласуется, в частности, с п. «б» ст. 4 Европейской конвенции о гражданстве.

Закон закрепляет принцип двойного гражданства (ст. 5). Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства РФ.

В соответствии со ст. 8 Закона заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства указанных лиц, а расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.

Закон о гражданстве 2002 г. признает гражданами РФ лиц, имеющих гражданство РФ на день вступления его в силу, т.е. на 1 июля 2002 г., а также лиц, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с этим Законом.

Закон устанавливает условия, при которых лица сохраняют свое гражданство. Повторяя в основном норму Закона о гражданстве 1991 г., Закон о гражданстве 2002 г. (ст. 8) внес в нее лишь некоторые редакционные изменения.

Сохранение гражданства лицами, проживающими за пределами страны, направлено на поддержание связей между нашей страной и ее гражданами, проживающими за рубежом. Оно ликвидирует складывающиеся годами представления о том, что проживание граждан за границей, не связанное с исполнением ими служебного долга, заслуживает осуждения. Закон о гражданстве 2002 г. установил новое правило, согласно которому ребенок, родившийся на территории России от состоящих в браке родителей, имеющих различное гражданство, приобретает гражданство РФ по рождению без необходимости согласия родителей.

Ребенок же, родившийся в таком браке за границей, приобретает гражданство РФ в порядке приема по заявлению родителей (ст. 14). Рассматриваемый Закон внес существенные изменения в порядок приема в гражданство РФ.

Он устанавливает общий порядок приема в гражданство РФ (ст.

13), а также основные требования к тем, кто обращается с заявлением о приеме в гражданство. Одним из таких требований является отказ от иного гражданства при приобретении российского гражданства. Вместе с тем этот Закон предусматривает обстоятельства, облегчающие прием в гражданство.

Закон о гражданстве 2002 г. отказался от регистрации как способа приобретения российского гражданства. Однако он предусматривает упрощенный порядок приема в гражданство, т.е.

порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по этим вопросам в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, установленные им.

Прием в гражданство РФ в упрощенном порядке основывается на принципах почвы и крови и отвечает интересам лиц, желающих сохранить связь с Россией как со своей исторической родиной. Кроме того, Закон предусматривает ряд оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ, независимо от того, идет ли речь об общем или упрощенном порядке приема в гражданство (ст. 16). При этом законодателем учтены многолетняя практика, интересы государства и общества.

По сравнению с ранее действовавшим Законом о гражданстве 1991 г. основания для отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ существенно расширены, конкретизированы и полностью соответствуют Европейской конвенции о гражданстве.

Закон о гражданстве 2002 г. рассматривает восстановление в гражданстве в качестве одного из оснований приобретения гражданства РФ. В нем указывается (ст. 15), что иностранные граждане, лица без гражданства, ранее имевшие гражданство РФ, могут быть восстановлены в гражданстве РФ в порядке, аналогичном общему порядку приема в гражданство РФ. При этом срок их проживания на территории РФ сокращается до трех лет.

Следует отметить, что под иностранными гражданами и лицами без гражданства, ранее имевшими гражданство РФ, понимаются не бывшие граждане РСФСР, а бывшие граждане именно Российской Федерации. Закон устанавливает (ст. 16) также основания, по которым отклоняются заявления о восстановлении в гражданстве РФ. Согласно указанному Закону приобретение российского гражданства возможно также по основаниям, предусмотренным международными договорами России.

Одним из таких оснований является оптация, т.е. выбор гражданства при изменении Государственной границы РФ.

В отличие от Закона о гражданстве 1991 г. в новом Законе не предусмотрен институт почетного гражданства, хотя в регионах России он продолжает использоваться.

Законом о гражданстве 1991 г. предусматривались два способа выхода из гражданства: общий — по ходатайству гражданина и упрощенный — в порядке регистрации, которым могли воспользоваться лица, заявившие о намерении выйти из гражданства РФ, у которых хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имели иное гражданство либо сами они выехали на постоянное место жительства в другое государство. Закон о гражданстве 2002 г. (ст.

19) устанавливает, что непременным условием выхода из гражданства РФ является добровольное волеизъявление лица. Предусматриваются две процедуры выхода из гражданства: общий порядок для лиц, проживающих на территории России, и упрощенный — для лиц, проживающих за ее пределами. Более конкретно, чем в Законе о гражданстве 1991 г., решается в новом Законе вопрос об оптации как основании выхода из гражданства.

Как гласит его ст. 21, при территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором РФ Государственной границы Российской Федерации граждане РФ, проживающие на территории, которая подверглась указанному преобразованию, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора.

Как и Закон о гражданстве 1991 г., последующий Закон содержит норму (ст. 26), имеющую цель предусмотреть возможные варианты решения вопросов гражданства детей при их усыновлении гражданами РФ и иностранными гражданами и во многом сходную с аналогичной нормой прежнего Закона. Однако она отличается и некоторыми особенностями.

В Законе о гражданстве 2002 г. предусмотрено несколько вариантов решения вопроса о гражданстве детей при их усыновлении (удочерении).

Новый Закон впервые в истории отечественного законодательства о гражданстве детально регулирует вопросы гражданства детей, над которыми установлены опека и попечительство. В нем имеется ст. 27, содержащая общепринятые и оправдавшие себя на практике нормы регулирования гражданства детей, которые соответствуют положениям СК.

Законом о гражданстве 2002 г.

более подробно регламентируются вопросы о гражданстве недееспособных лиц (ст. 27). Новый Закон сохраняет институт двойного гражданства.

В нем содержится понятие двойного гражданства (ст. 3), которое определяется как

«наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства»

.

В него также включена ст. 6, посвященная двойному гражданству, которая базируется на конституционной норме, допускающей наличие у гражданина РФ иного гражданства в соответствии с международными договорами РФ или федеральным законом. Положение Закона о гражданстве 2002 г. о двойном гражданстве полностью согласуется с наиболее распространенной и законодательной, и правоприменительной практикой иностранных государств и со ст.

7, 14 и 15 Европейской конвенции о гражданстве.

Закон о гражданстве 2002 г. сохранил основные положения прежнего Закона, касающиеся лиц без гражданства, внеся в них ряд редакционных уточнений. Так, внесено изменение в определение лица без гражданства, под которым понимается лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства, а сокращение безгражданства отнесено к числу основных принципов гражданства РФ.

По-новому сформулирован сам этот принцип:

«Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации»

(ч. 6 ст. 4). После принятия Закона о гражданстве 2002 г. в процессе проводимого в стране обмена паспортов СССР образца 1974 г.

на новые российские паспорта обнаружилось, что более 1 млн человек, приехавших в Россию после распада Советского Союза и до принятия Закона о гражданстве 2002 г., оказались в сложнейшей жизненной ситуации. Эти люди приехали в Россию, жили и работали, участвовали в ее политической жизни.

Многие из них служили в российской армии. Однако, не приобретя после переезда в Россию российского гражданства, они оказались лицами без гражданства. Сложившаяся ситуация нуждалась в принятии ряда мер по ее разрешению, включая и внесение соответствующих корректив в новый Закон о гражданстве, которые также способствовали проведению нашей страной эффективной иммиграционной политики.

Такие коррективы были внесены Федеральным законом от 11.11.2003 N 151-ФЗ

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «

О гражданстве Российской Федерации».

Указанный Федеральный закон установил, что упрощенный порядок приема в гражданство распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, достигших 18 лет и обладающих дееспособностью, которые: а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство РФ; б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданство этих государств и остаются в результате лицами без гражданства.

К этим положениям, содержащимся и в Законе о гражданстве 2002 г., он также добавил, что иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, вправе обращаться с заявлением о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного Законом 2002 г., если указанные граждане и лица: а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР; б) состоят в браке с гражданами РФ не менее трех лет; в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста 18 лет и являющихся гражданами РФ.

Кроме того, данный Закон установил, что нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г., вправе обращаться с заявлением о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории РФ, установленного Законом о гражданстве 2002 г., и без представления вида на жительство. В нем указывалось, что иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации принимаются в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных законом и без представления вида на жительство, если они до 1 июня 2006 г.*(17) заявят о своем желании приобрести гражданство РФ.

Закон устанавливал, что в гражданство РФ принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных Законом о гражданстве 2002 г., и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории РФ.

Что же касается детей и недееспособных лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, то для них упрощенный порядок приема в гражданство предусматривает снятие требования проживать на территории РФ и иметь законный источник средств к существованию, владеть русским языком, обязательство соблюдать Конституцию и законодательство РФ, а также требования об отказе от иного гражданства.

В Законе также указывается, что граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках или воинских формированиях, вправе обращаться с заявлением о приеме в гражданство РФ без соблюдения условий, предусмотренных Законом о гражданстве, и без представления вида на жительство.

Федеральным законом от 18.07.2006 N 121-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу совершенствования государственного управления в сфере миграции»

в Закон о гражданстве 2002 г. были внесены изменения, связанные с наименованием органов, уполномоченных на осуществление функции по контролю и надзору в сфере миграции. Отдельным редакционным изменениям этот Закон подвергся и в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 N 328-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу прохождения военной службы иностранными гражданами, лицами, имеющими двойное гражданство»

.

Конституционность отдельных положений Закона о гражданстве 2002 г. неоднозначно оценивалась Конституционным Судом. Так, в связи с жалобой одной из гражданок Конституционный Суд определил, что оспариваемые положения п.

«а» ч. 1 ст. 12 Закона о приобретении ребенком гражданства РФ по рождению, не препятствуют лицу, оба родителя которого или единственный его родитель признаны гражданами РФ по рождению, независимо от места рождения данного лица на территории бывшего СССР, в оформлении признания гражданства РФ по рождению, если только это лицо не утратило гражданства РФ по собственному свободному волеизъявлению (см. Определение КС РФ от 21.04.2005 N 118-О*(18)). Конституционный Суд рассмотрел также жалобу на нарушение конституционных прав ч.

1 ст. 13 Закона о гражданстве 1991 г. и ч. 1 ст. 12 Закона о гражданстве 2002 г. (Определение КС РФ от 24.05.2005 N 235-О*(19)).

Суд пришел к выводу, что оспариваемые положения, рассматриваемые во взаимосвязи с другими положениями данных законов, по своему содержанию не направлены на лишение граждан возможности признания их гражданами РФ по рождению, в связи с чем не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права. 2. Гражданство является первоосновой взаимоотношений человека и государства. Это выражается в том, что объем прав, свобод и обязанностей того или иного лица напрямую зависит от гражданства.

Во всей полноте они принадлежат лишь гражданам соответствующего государства. Поэтому каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией.

В Законе о гражданстве 2002 г. (ст. 4) указывается, что принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Как уже отмечалось, одним из важнейших принципов гражданства РФ является принцип, запрещающий возможность лишения гражданства РФ или права изменить его. В советский период лишение гражданства было наиболее распространенным основанием прекращения гражданства по инициативе государства.

Оно являлось обязательным атрибутом советского законодательства о гражданстве, что предоставляло властям свободу чинить незаконные репрессии. Широкое использование советскими властями лишения гражданства для защиты своеобразно понимаемых ими интересов государства давно уже вызывает справедливую критику. При этом институт лишения гражданства часто рассматривался как атрибут тоталитаризма, совершенно неприемлемый в демократическом обществе.

Однако сам институт лишения гражданства здесь ни при чем. Достаточно сказать, что он используется в законодательстве многих зарубежных государств отнюдь не тоталитарного толка.

Кроме того, не исключает возможности его использования в интересах государства и международное право.

Однако, не будучи изначально институтом тоталитаризма, институт лишения гражданства был настолько дискредитирован советским властями, использовавшими его в целях политической борьбы и для расправ с инакомыслящими, что дальнейшее его применение в российском постсоветском законодательстве стало просто невозможным.

Разрешение бипатризма

Принцип двойного гражданства, как и множественного, ранее не был предусмотрен советским законодательством, более того, законодатель вообще запрещал иметь иной паспорт, кроме советского. С принятием новой российской конституции ситуация кардинально изменилась: с 1993 года российские граждане, в соответствии со статьей 62, имеют полное право получать паспорта других стран. Каких-либо санкций или наказаний последовать за этим не может, однако некоторые ограничения в гражданских правах и дополнительные обязательства все же возникают: бипатриды, например, не могут работать на госслужбе, занимать высшие государственные должности, участвовать в выборах и т.д.

Но даже наличие иностранного паспорта не меняет сущности юридической связи, установленной между Россией и ее гражданином. Так, согласно статье 6 Закона «О гражданстве», приобретение иного паспорта не влечет за собой прекращения действия российских документов. Сам бипатрид признается государством во всех их отношениях исключительно как россиянин, но с момента получения такого паспорта бипатрид обязан сообщить об этом в российские государственные органы.

Ознакомьтесь с подробнее, .

Комментарий к Ст.

6 Конституции Российской Федерации

1. Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с конкретным государством. Гражданство в России возникло в марте 1917 г., придя на смену подданству (подданство — правовая связь человека с монархом, а гражданство — с государством) после низложения монархии.

Нормативно-правовые акты, регулирующие содержание этого института, в России неоднократно менялись, между ними отсутствует правовая преемственность, поэтому эта правовая связь носит ярко выраженный политический характер.

Основной закон 1993 г. впервые в отечественной истории выносит вопрос правового регулирования гражданства на конституционный уровень, к тому же в включает его в раздел Основ конституционного строя.

На наш взгляд, это объясняется большим значением, которое придавалось этому институту на этапе становления суверенного российского государства.

Разумеется, Конституция определяет лишь отдельные основополагающие принципы этого института, на которых остановимся подробнее. Бесплатная юридическая консультация по телефонам: (Москва и МО) (Санкт-Петербург и ЛО) (Регионы РФ) Приобретение и прекращение гражданства. Поскольку гражданство — это устойчивая правовая связь, однако некоторая часть населения России все же меняет его, т.е.

приобретает или утрачивает российское гражданство.

В советское время эта процедура не всегда была основана на законе.

Например, в первые годы советской власти правом приема в российское гражданство пролетариев зарубежных государств обладали местные Советы, в период массовой эмиграции евреев в Израиль их лишали гражданства на основании секретного (ныне отмененного) Указа Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1967 г. N 818-VII

«О выходе из гражданства СССР лиц, переселившихся из СССР в Израиль»

*(19).

Некоторых деятелей культуры, иммигрировавших за рубеж, лишали гражданства персональными указами. Для того чтобы избежать возможности повторения этого позорного опыта, Конституция прямо указывает, что гражданство приобретается и прекращается только в соответствии с федеральным законом.

Единое гражданство. Этот принцип был закреплен Законом РСФСР от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве РСФСР»*(20), изданным за несколько дней до обретения Россией суверенитета на основании Беловежского соглашения от 9 декабря 1991 г., провозгласившего распад СССР. Означает этот принцип единство гражданства России и гражданства республик в составе Российской Федерации.

Дело в том, что одним из элементов суверенной государственности республик в составе РФ было наличие у них собственного гражданства, которое приобреталось и утрачивалось одновременно с гражданством России.

Действующий Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» (далее — Закон о гражданстве) не содержит указания на наличие в республиках собственного гражданства, но и не запрещает им его устанавливать*(21).

Более того, установление гражданства республик в составе Российской Федерации, на наш взгляд, не относится к предмету федерального закона. Поэтому наличие данного принципа, закрепленного в Основах конституционного строя, не лишает республики указанного права.

Однако следует заметить, что действующий Закон о гражданстве, воспроизводя текстуально данную норму Конституции, никак не раскрывает содержание этого принципа.

Равное гражданство. Законодательство некоторых зарубежных государств содержит ограничения для лиц, приобретших гражданство данной страны не по рождению. Например, законодательство США позволяет гражданину страны баллотироваться в Сенат (верхнюю палату Парламента) только по истечении девяти лет после приема в гражданство США, а Президентом страны может стать только лицо, родившееся на территории США.

Российский закон в этом смысле более демократичен: он делегирует всю полноту прав, свобод и обязанностей любому гражданину страны, независимо от способов приобретения гражданства.

2. Части 2 и 3 комментируемой статьи продолжают закрепление основных принципов гражданства Российской Федерации. Так, в ч. 2 говорится равенстве прав, свобод и обязанностей каждого гражданина.

Поскольку эта норма содержится в статье Конституции, регулирующей вопросы гражданства, очевидно, речь идет о равенстве прав независимо от сроков приобретения гражданства. Российский закон исключает порядок так называемой натурализации, т.е.

постепенного приобретения прав мигрантами, применяемый законодательством некоторых зарубежных государств. Однако Основной закон подчеркивает, что он гарантирует это равенство прав своим гражданам только на территории России и только тех прав, которые установлены Конституцией России.

Это означает, что, несмотря на обязанность государства защищать своих граждан за пределами своей территории, оно не может гарантировать им всей полноты прав за пределами государственной границы, поскольку там действуют законы других государств.

3. Выше уже говорилось о лишении гражданства, присущем советскому периоду истории нашего государства. Закон РСФСР от 28 ноября 1991 г.

«О гражданстве РСФСР» и действующий Закон о гражданстве в соответствии с демократическими традициями, присущими большинству государств мира, исключают подобный способ прекращения гражданства России, зато исходят из права любого человека самостоятельно и свободно решить вопрос своего гражданства.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+