Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Семейное право - Как часто проводятся практические тренеровки по эвакуации детей в школе

Как часто проводятся практические тренеровки по эвакуации детей в школе

Как часто проводятся практические тренеровки по эвакуации детей в школе

Практическая тренировка по эвакуации людей при пожаре: алгоритм действий, образцы документов

I. Важные замечания 1. Практическую тренировку по эвакуации людей при пожаре в обязательном порядке проводят на объектах с массовым пребыванием людей (единовременное пребывание ≥ 50 чел.); 2. В тренировке принимаю участие лица, осуществляющие свою деятельность на объекте (работники, персонал, учащиеся, воспитанники и т.п.); 3.

Тренировка проводится не реже 1 раза в полугодие; 4. Наибольший успех от тренировки достигается не внезапностью её проведения, а поэтапной подготовкой и осмысленным подходом к своим действиям каждого из участников.

II. Документы, составляемые для обеспечения практической тренировке по эвакуации людей при пожаре* 1.

Инструкция о действиях персонала по эвакуации людей и планы эвакуации людей при пожаре; 2. Годовой график проведения тренировок по эвакуации; 3.

Приказ о проведении тренировки по эвакуации; 4. План проведения тренировки; 5. Акт проведения тренировки по эвакуации; 6.

Приказ по результатам проведения тренировки по эвакуации. * — примерные образцы документов по пп.

3, 4, 5, 6 — см. приложение. III. Алгоритм подготовки и проведения тренировки по эвакуации 1.

Подготовка документов для проведения тренировки по эвакуации (разд. II пп.1-4). 2. Совещание лиц, ответственных за проведение тренировки: — Руководитель тренировки (руководитель или главный инженер объекта); — Консультанты и посредники (помощники руководителя из числа инженерно-технических работников). 3. Проведение инструктажа со всеми участниками тренировки (с использованием планов эвакуации и постановкой задачи каждой группе участников).

IV. Непосредственное проведение тренировки 4.1. Началом тренировки должно служить приведение в действие системы оповещения людей о пожаре, смонтированной на объекте. Рекомендуется предшествовать включению системы оповещения условным обнаружением пожара дежурным персоналом (например, охраной) с последующей имитацией вызова пожарной охраны и практическим задействованием системы оповещения посредством ручных пожарных извещателей.

4.2. Допускается использовать устройства и оборудование, имитирующие задымления (безопасные для здоровья и имущества) и (или) обозначать опасные зоны, например, флажками.

4.3. В рамках проведения тренировки рекомендуется проводить мероприятия по условному тушению пожара первичными средствами пожаротушения (ответственными за тушение пожара на первоначальном этапе, ДПД и т.п.): огнетушителями, пожарными кранами. 4.4. Посредниками фиксируется порядок проведения эвакуации и замечания, возникающие в процессе.
4.4. Посредниками фиксируется порядок проведения эвакуации и замечания, возникающие в процессе.

Один из посредников ведёт фиксацию времени эвакуации и общий хронометраж действий. V. Подведение итогов 1. Совещание с подведением итогов.

2. Составление документов (см.

раздел II пп.5,6). Алгоритм тренировки подготовлен с использованием Правил противопожарного режима в РФ и «Методических рекомендаций по обучению населения в области ГО, предупреждению и ликвидации ЧС и ПБ».Пакет документов (прикреплённый файл)

Подготовка к тренировке

Для начала нужно разработать инструкцию по проведению противопожарной тренировки для вашего предприятия. Готовой инструкции — не существует!

В качестве основы рекомендуем использовать методические рекомендации

«Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре»

, утвержденные МЧС от 04.09.2007 № 1-4-60-10-19. Тренировки могут быть общеобъектовыми — для всего персонала объекта, по структурным подразделениям, индивидуальными и совместными с пожарными службами. Для каждого вида тренировки — своя инструкция.

  1. Скачать методические рекомендации «Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре»

План-конспект проведения тренировки по эвакуации людей при пожаре

Тема тренировки: эвакуация сотрудников, обучающихся школы в случае возникновения пожара Цель тренировки: Отработка плана эвакуации, действий должностных лиц и добровольной пожарной дружины по тушению условного загорания в кабинете 3-его этажа и управления эвакуацией Дата проведения: Указывается точная дата тренировочной эвакуации Время проведения: Указывается время начала эвакуации Состав участников: Все сотрудники, обучающиеся школы Ход тренировки Время Вводная Ожидаемые действия Ч Произошло загорание в школе Срабатывание пожарной сигнализации Ч+1 Сотрудник охраны: оповещает дежурного администратора, затем открывает главный выход. Ч+2 Задействовать систему оповещения Дежурный администратор: включает систему оповещения о пожарной тревоге, а также производит звуковое оповещение через радиоузел Дежурные учителя: руководство эвакуацией на этажах Заместитель директора по ОБ: сообщение в пожарную охрану (имитация), входит в состав ДПД, приступает к тушению загорания Ч+3 Проведение эвакуации Члены эвакуационной комиссии: надевают светоотражающие жилеты, открывают все эвакуационные выходы, руководят эвакуацией на выходах.

При скоплении людей, перенаправляют их на главный выход Учителя: построение обучающихся в классах, выдают защитные капюшоны «Феникс», выводят обучающихся согласно планам эвакуации Сотрудники: покидают помещения, согласно планам эвакуации Заместитель директора по АХР: отключение электроэнергии Члены добровольной пожарной дружины: под руководством заместителя директора по обеспечению безопасности приступают к тушению загорания Дежурный администратор: встреча прибывающих подразделений пожарной охраны Ч+7 Построение обучающихся и сотрудников на улице по классам Классные руководители: лично проверяют по списку обучающихся, затем докладывают в штаб Заместитель директора по АХР: развертывание штаба Члены комиссии по чрезвычайным ситуациям: входят в состав штаба Врач (медсестра) школы: развертывает пост оказания первой медицинской помощи Ч+10 Окончание тренировки, разбор Председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям: доклад директору о произведенной эвакуации Директор: объявление окончания тренировки, разбор занятия План-конспект подписывается должностными лицами школы.

При подготовке такой документации следует иметь в виду, что план-конспект ПТЗ готовится пожарной охраной. Рекомендации при проведении тренировочной эвакуации:

  • на улице имеет смысл развернуть штаб, в котором будут находиться заранее подготовленные документы: поэтажный план здания, схемы расположения пожарных гидрантов и пожарных водоемов, пофамильные списки обучающихся по классам, список телефонов экстренного реагирования. Такие документы изготавливаются в сентябре месяце с началом учебного года; рекомендуется защитить их от порчи, в частности можно провести ламинацию. Наличие такой документации в штабе Комиссии по чрезвычайным ситуациям школы позволит дать наиболее полную информацию руководителю тушения пожара по прибытии пожарных подразделений;
  • следует обратить особое внимание обучающихся на необходимость передвижения только по внешней стороне лестницы, так как по внутренней стороне будут передвигаться пожарные подразделения и прокладываться рукавная линия;
  • в состав добровольной пожарной дружины имеет смысл включать около пяти сотрудников школы со следующим распределением обязанностей: первый – тушение загорания, второй – вызов пожарной охраны, третий – управление эвакуацией, четвертый – встреча прибывающих подразделений, пятый – помощь в тушении. Однако в рассмотренном варианте привлекалось всего три человека: первый – открытие пожарного крана и тушение загорания огнетушителем, второй – тушение ручным стволом от пожарного крана или огнетушителем, третий – руководство эвакуацией на этаже, на котором происходит загорание;
  • должностные лица пожарной охраны могут развернуть штаб, в который в обязательном порядке входит представитель администрации школы; рекомендуется, чтобы помимо директора вошел в состав штаба, например, заместитель директора по административно-хозяйственной работе, как человек, наиболее полно владеющей информацией по техническим вопросам;
  • перед проведением эвакуации особое внимание нужно обратить на подготовку обучающихся начальной школы; классный руководитель обязан лично проверить детей по списку перед выходом в коридор для того, чтобы избежать ситуации, когда ребенок прячется от пожара под партой, в шкафу;
  • перед использованием защитного капюшона «Феникс» необходимо в обязательном порядке провести инструктаж и практические занятия с обучающимися по его использованию;
  • при использовании защитных капюшонов «Феникс» следует обратить внимание, что они не предназначены для использования при тушении пожара, это ограничение может касаться и иных индивидуальных средств защиты;
  • при проведении тренировочной эвакуации в зимний период времени обучающиеся проходят через раздевалку, которая имеет два выхода, берут верхнюю одежду в руки и начинают одеваться только тогда, когда окажутся на улице.
  • руководителем тушения пожара является первый прибывший начальник караула пожарной охраны, с момента его прибытия все должностные лица школы подчиняются руководителю тушения пожара;
  • двери эвакуационных выходов закрываются на легкооткрываемые запоры, на окнах не должно быть глухих решеток – только распашные;
  • наличие у членов эвакуационной комиссии светоотражательных жилетов позволит, в первую очередь, выделить их из числа эвакуируемых, а во-вторых, привлечет к ним дополнительное внимание;
  • имеет смысл после или во время проведения эвакуации выделить человека, имеющего соответствующий допуск, который произведет отключение электроэнергии в здании, при этом системы оповещения, управления эвакуацией и пожарной сигнализации должны автоматически перейти на режим работы от резервного источника питания;

Представленные выше рекомендации позволят должностным лицам школы провести эффективную эвакуацию обучающихся и этим спасти их жизни в экстремальной ситуации.

24.05.2009 Поделиться страницей:

Подведение итогов

Как провести тренировку по эвакуации при пожаре, подвести итоги, сделать выводы? Чтобы правильно оценить действия участников, назначаются наблюдатели. Это могут работники учреждения, предприятия, пожарные инспекторы, работники МЧС.

Они оценивают участников учений по следующим показателям:

  1. Навыки оказания первой помощи и другие.
  2. Знание схем эвакуирования людей.
  3. Понимание поставленных задач.
  4. Правильность и скорость действий.

На итоговом совещании разбираются допущенные ошибки, выставляется оценка учению — «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

С учетом итогов составляется новый план проведения тренировок по эвакуации людей при пожаре. Видео:

ПЛАН

проведения тренировки I. Тема: «Эвакуация персонала и тушение условного пожара».

II. Цели тренировки: Обучение персонала умению идентифицировать исходное событие. Проверка готовности персонала к эвакуации и проведению работ по тушению пожара.

Поддержание на современном уровне профессиональной и психофизиологической готовности персонала, необходимой для осуществления действий по устранению нарушений в работе, связанных с пожарами, а также по эвакуации людей, предотвращению развития пожара, его локализации и ликвидации.

Обучение навыкам и действиям по предотвращению возможных аварий и повреждений оборудования, являющихся следствием воздействия опасных факторов пожара, обучение правилам оказания доврачебной помощи пострадавшим на пожаре, правилам пользования индивидуальными средствами защиты. Обучение порядку и правилам взаимодействия персонала объекта с подразделениями федеральной противопожарной службы (ФПС) и медицинским персоналом.

Выработка у персонала навыков и способности самостоятельно, быстро и безошибочно ориентироваться в ситуации при возникновении угрозы пожара или самого пожара, определять решающее направление действий и принимать правильные меры по предупреждению или ликвидации пожара.

Отработка дежурным персоналом немедленного вызова подразделений ФПС и последующих действий при срабатывании установок автоматической противопожарной защиты, обнаружении задымления или пожара.

Обучение приемам и способам спасения и эвакуации людей и материальных ценностей.

Проверка результатов обучения персонала по вопросам пожарной безопасности. Проверка умения руководителя тушения пожара четко координировать действия участников по организации ликвидации возможного (условного) пожара до прибытия подразделения ФПС.

Тренировка по эвакуации при пожаре

ФИО*: Эл.

почта*: В связи с зафиксированными перебоями в работе почты формата gmail.com рекомендуем для работы с сервисом «Задать вопрос» использовать альтернативные адреса электронной почты на серверах: , , и других в доменной зоне .RU Контактный телефон*: Адрес*: Текст вопроса*: Введите текст с картинки: ЗакрытьОтправить ФИО*: Эл. почта*: В связи с зафиксированными перебоями в работе почты формата gmail.com рекомендуем для работы с сервисом «Задать вопрос» использовать альтернативные адреса электронной почты на серверах: , , и других в доменной зоне .RU Контактный телефон*: Адрес*: Текст вопроса*: Введите текст с картинки: ЗакрытьОтправить

12 сентября прошла тренировка по эвакуации при пожаре

12 сентября 2018 года в ГБОУ Школа № 2007 ФМШ была проведена практическая часть тренировки по эвакуации обучающихся и персонала при угрозе и возникновении пожара, в целях выработки у обучающихся навыков действий по эвакуации при пожаре и в условиях чрезвычайных ситуаций Целями тренировки ставилось: Øобучение персонала умению идентифицировать возможные угрозы; Ø

поддержание на требуемом уровне навыков и психофизиологической готовности обучающихся и персонала, необходимых для осуществления организованной эвакуации; Øобучение персонала навыкам и действиям по предотвращению возможных возгораний и пожаров, обучение правилам оказания доврачебной помощи пострадавшим на пожаре, правилам пользования первичными средствами пожаротушения; Ø

выработка у обучающихся и персонала навыков и способности самостоятельно, быстро и безошибочно ориентироваться в ситуации при возникновении угрозы пожара или самого пожара, определять решающее направление действий и принимать правильные меры по предупреждению или ликвидации пожара; Øотработка действий при срабатывании установок автоматической противопожарной защиты, обнаружении задымления или пожара; Øобучение приемам и способам спасения и эвакуации людей и материальных ценностей; Øпроверка навыков и готовности обучающихся и персонала к эвакуации при угрозе и возникновении пожара.

Рекомендуем прочесть:  Срок действия брачного договора

В 9 часов 30 минут 12 сентября в здании № 2 (Чечерский проезд, д.

6), а затем в 11 часов 30 минут в здании № 1 (ул. Горчакова, д.9, корп. 1) была включена система оповещения о пожаре.

Сотрудники охраны организовали централизованное отключение электромагнитных замков на дверях запасных выходов и передали (условно) сообщение в пожарную часть о месте, времени и адресе возникновения условного пожара.

Учителями и работниками школы проведена эвакуация обучающихся из здания в соответствии с планом эвакуации при пожаре.

Членами добровольной пожарной дружины осуществлена проверка помещений и поиск возможных пострадавших Тренировка по эвакуации прошла организовано, без паники и нарушений требований безопасности. Обучающиеся под руководством учителей осуществляли выход из здания в район сбора (стадион школы) в соответствии с планом эвакуации при пожаре в установленные нормативными показателями сроки. Руководителем тренировки подведены краткие итоги подготовки и проведения тренировки по эвакуации обучающихся и сотрудников при угрозе и возникновении пожара.

В ходе подведения итогов тренировки директором школы было отмечено, что цели тренировки в целом достигнуты, учебные вопросы отработаны в полном объеме, все системы автоматической противопожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре сработали.

Массовая эвакуация

Если в школу поступил звонок или сообщение об опасности любого рода, руководство должно начать немедленную эвакуацию детей.

Даже если звонок анонимный. Даже если на улице мороз, дождь, снег или другие погодные катаклизмы. На вывод всех школьников в безопасное место в такой ситуации дают не более 5 минут. Да, на всю школу, в которой учатся тысяча, а то и больше человек.

Поэтому о посещении гардероба в такой ситуации речь обычно не идет.

Дети выходят на улицу в том, в чем сидели на уроках. Конечно, если учителя считают угрозу серьезной и действуют по правилам.

Иногда они дают ученикам возможность одеться, теряя при этом драгоценные минуты.

При реальной угрозе такой подход может оказаться фатальным.У каждой школы должно быть закреплено помещение, в которую осуществляется такая эвакуация. Это может быть ближайший детский сад, административное здание или даже магазин. Если эвакуация происходит в холодное время года, детей должны завести в тепло как можно скорее.

Если эвакуация происходит в холодное время года, детей должны завести в тепло как можно скорее.

Затем осуществляется оповещение родителей.

Родители должны оперативно забрать своих детей и, при необходимости, привезти им теплые вещи. Если такой возможности нет, можно попросить родителей одноклассников забрать ребенка вместе со своим. Если родители не заберут ребенка, он останется в месте эвакуации до окончания тревоги.

После чего вернется в школу. Все это время он находится в сфере ответственности учителя и школьной администрации.Учитывая, что подобные массовые эвакуации случаются по всей России чуть ли не каждый день, нужно заранее проинструктировать ребенка, как он должен действовать. Желательно, чтобы ребенок помнил, что он должен:

  1. уметь быстро находить свою одежду и одеваться.
  2. не медлить и действовать быстро, но спокойно, ведь тревога может оказаться настоящей;
  3. не уходить самовольно домой из пункта сбора;
  4. не мешать учителю и строго выполнять все его распоряжения;
  5. держать при себе мобильный телефон;

Маоу сош №28

12 Апр 2014 09.04.2014 в школе прошла объектовая тренировка, посвященная отработке действий работников школы и обучающихся по эвакуации при возникновении пожара в школе. Целью тренировки было приобретение практических навыков по эвакуации при возникновения пожара работниками и обучающимися.

Во время объектовой тренировки было эвакуировано 382 учащихся и 34 преподавательского состава и обслуживающего персонала. Общее время эвакуации составило 6 минут. Пострадавших не было. Учебные вопросы тренировки:

      1.Отработка практических мероприятий по эвакуации работников и обучающихся из здания МАОУ СОШ №28 при возникновении пожара.
      2.Практическое осуществление сбора , обмена и передачи информации при проведении эвакуационных мероприятий

    .

Время проведения: 11.20.-12.00 часов – 9 апреля 2014 г.

К проведению тренировки привлекались:

  1. ОГ МКУ «ОДС г.ТОМСКА»;
  2. Представитель ГУ МЧС России по Томской области;
  3. Педагогический состав, обучающиеся, обслуживающий персонал.
  4. Представитель Департамента образования г. Томска;
  5. Силы и средства экстренного реагирования;

В 11 .00.часов 09.04.2014г. красным флажком был обозначен пожар в кабинете химии на 3 этаже, синими флажками были обозначены участки задымления. Ход тренировки:

      1. В 11.20 часов- директору школы поступило сообщение о возникновении пожара в кабинете химии при проведении опыта на уроке.
      2.

      В 11.21. часов подан сигнал оповещения « пожарная тревога « по системе автоматической пожарной сигнализации.

      В 11.22-11.25. часов _ секретарем и делопроизводителем школы по телефону были оповещены службы спасения 01, 03., диспетчер ЕДСС муниципального образования» Города Томск», руководитель Департамента образования г. Томска.
      3. в 11.21.часов –начало проведения эвакуационных мероприятий преподавательским составом и обучающимися по сигналу «пожарная тревога, обучающиеся под контролем учителей, получили в гардеробе верхнюю одежду.

      Затем, через эвакуационные выходы, покинули здание школы. В 11.27.часов.- дежурный администратор осуществил проверку помещений классов на наличие обучающихся. Преподавательским составом завершена проверка на наличие по списку обучающихся и доложено директору школы.

      4.

      В 11.22 – рабочим по комплексному обслуживанию здания условно отключен электросиловой щит, здание школы обесточено.

Во время объектовой тренировки было эвакуировано 382 учащихся и 34 преподавательского состава и обслуживающего персонала. Общее время эвакуации составило 6 минут. Пострадавших не было. В 11.40 часов – дана команда о завершении объектовой тренировки.

Недостатков при проведении тренировки – нет.

Действие преподавательского, обслуживающего состава и обучающихся школы при эвакуации при пожаре оценены на хорошо. Руководитель тренировки Директор школы МАОУ СОШ № 28 г.Томска Н. А. Гринькова.

  1. »
  2. «

Тренировка по плану эвакуации в школе

Почему только на один?

Потому что универсальных советов в этой ситуации быть не может, потому что пожарное дело, это не так просто, как полагает обыватель, потому что если бы в нашей сфере были бы простые решения, но нашей сферы в принципе бы не было. Поэтому «простые» советы от различного рода обучающих организаций, их рекомендации которыми после пожара в «Зимней Вишне» пестрит интернет, это на самом деле серьезная угроза, а не обеспечение безопасности. Вот, например, ставший уже «классическим» совет: помочиться на тряпку.

Ну, во-первых, у меня сразу возникает вопрос: а почему дети вообще оказались в задымленном помещении. Если это помещение, в котором пожар начался, то главное выйти из этого помещения как можно быстрее. Не тратя время на поиск тряпок и тем более на то, чтобы их обмочить.

Ведь эти «специалисты» рекомендуют выполнить это действие ПЕРЕД выходом из помещения, то есть выйти всё-таки можно?

То есть они рекомендуют тратить время на абсолютно не нужное действие, которое и приведет к трагическим последствиям.

Если же дети попали в это помещение, то вопрос: «А какой же добрый человек их туда завел!?». Ну и наконец, если даже они и там. Чем поможет мокрая тряпка? Многие спрашивают меня: «Мне кажется, в такой ситуации лучше дышать через описанную тряпку, чем просто дымом. Нет?» Отвечаю: «Нет!». Как именно спасет от дыма обмоченная тряпка?
Нет?» Отвечаю: «Нет!». Как именно спасет от дыма обмоченная тряпка?

Какой механизм у такого метода защиты? Если он эффективен, как утверждают авторы этих, простите за слово «рекомендаций», то почему, пожарные используют ИЗОЛИРУЮЩИЕ средства защиты органов дыхания, если можно спастись тряпкой. Что такое ткань? Это перекрещенные волокна.

Между этими волокнами есть пространство. Так вот в это пространство даже твердые частицы дыма пройдут как мячик в футбольные ворота (если брать аналогию с размерами), а уж газы пройдут вообще беспрепятственно. И газообразные токсичные продукты горения, и пресловутый оксид углерода – угарный газ.

А если не проходят эти газы, то не пройдет и кислород, и человек погибнет от его недостатка. Смоченная эта ткань или нет значения не имеет, это ФИЛЬТРУЮЩЕЕ средство защиты органов дыхания. А значит, от опасных факторов пожара оно НЕ защищает.

Это аксиома. У меня есть жгучее желание, заставить выполнить эту рекомендацию тех, кто дает такие советы, не обладая не специальным образование в области пожарной безопасности, ни практическим опытом работы в этой сфере. Дать этим деятелям обоссаную тряпку и отправить с ней если не в реальный пожар, то хотя бы в теплодымокамеру, ведь, это по их мнению, моча – отличный способ защиты от дыма. И поговорить потом с теми, кто выберется, о том, что и с какой эффективностью защищает.

Может быть тогда они поймут, что НЕ НАДО ТРАТИТЬ ВРЕМЯ НА БЕСПОЛЕЗНОЕ, КОГДА ЕГО НЕ ХВАТАЕТ НА НУЖНОЕ!

Не менее странным выглядит и такой совет, от той же команды. Я, никак не могу понять, почему те, кто это пишут, не понимают, что в условиях плотности людского потока 9 — 10 человек на метр квадратный, совершенно не важно, что будет давить на легкие – сосед или собственные руки?!

Компрессионная асфиксия всё равно наступит, куда вы руки не девайте.

А вот ложная убежденность в собственной безопасности от этого приема может быть только вредна.

Но еще страшнее, когда само МЧС пытается привить детям навыки более опасные, чем полезные.

Вот фотография занятия, которое МЧС проводило в одном из детских учреждений. Но это же вредительство – другого слова не подберешь.

При выполнении этих советов, во-первых опять тратиться то самое драгоценное время – время начала эвакуации, потери которого и приводят к эвакуации через задымленные помещения.

Во-вторых, такое движение, которое показано на фото в принципе неправильное в силу неустойчивости тех, кто так двигается. Как только упадет один – начнут падать и другие. Это непременно приведет к беде.

И ведь что интересно, для начальной школы эта проблема вообще не особо актуальна, еще и потому что дети, в силу роста, и при нормальном движении находятся в более выигрышных условиях по сравнению со взрослыми.

При обучении взрослого, этому вопросу полезно уделять внимание.

А вот обучать этому детей, в ущерб тому, чему нужно учить значит нести вред, а не пользу. Все примеры, которые приведены выше, показывают, что те кто советуют и учат, сами не владеют тем материалом, который толкают в массы. При организации такого обучения необходимо, чтобы оно проводилось с учетом выявленных пожарными учеными проблем при эвакуации детей, в комплексе с разработкой плана эвакуации, потому что план, как мы неоднократно говорили, это не рисунок со стрелками, это порядок действий, инструкция.

Точно также, это обучение не должно быть «всеобъемлющим», на все случаи жизни.

Оно должно быть привязано к конкретному месту нахождения ребенка: школа, дом, кружок, и, так как, успех эвакуации детей на 90% зависит от взрослого, находящегося рядом, ориентировано оно должно быть, прежде всего, на него. Поэтому в этой статье, мы предлагаем Вашему вниманию программу проведения учебной эвакуации с детьми школьного возраста.

Для этого нужно сформулировать несколько проблем при эвакуации младших школьников, решение которых и будет являться задачей такого обучения.

Первая проблема. Эвакуация младшего школьника практически полностью зависит от учителя. Даже взрослым людям свойственно ставить свои действия при пожаре в зависимость от мнения группы окружающих людей. На этом видео показан эксперимент наших английских коллег и зависимость собственных действий человека от окружающих его людей очевидна: Тем более это справедливо в отношении человека, который в силу маленького возраста привык спрашивать разрешение на любое действие.

Поэтому любые обучающие курсы для детей БЕЗ участия в них ИХ учителя – профанация. Нам могут возразить, что нельзя ставить безопасность детей в зависимость от действий учителя, что безопасность ребенка должна быть безусловной. Но это не в нашей власти – ставить или нет.

Если учитель сработает неправильно – результат будет плачевным, и никаким обучением именно школьника это не исправить.

Достаточно вспомнить, эту часть описания пожара в Якутской школе, где в 2003 году погибло 22 школьника:

«Еще больше поражает тот факт, что даже когда в коридоре началась паника, и крики «пожар!»

раздавались, подобно сирене, а запах дыма все усиливался, две учительницы не разрешали детям выйти из класса, пока те не запишут домашнее задание.

Во время суда, плача, они говорили, что им казалось, что пожар не такой уж и серьезный, и вовсе не надо никуда спешить.

Им казалось, что происходит нечто вроде учебной пожарной тревоги!!!» [] Этот пример куда лучше, чем все исследования показывает, насколько велика роль учителя в успешной эвакуации учеников. Поэтому обучение эвакуации младших школьников должно быть ориентировано не только на учеников, но и, в первую очередь, на учителя.
Поэтому обучение эвакуации младших школьников должно быть ориентировано не только на учеников, но и, в первую очередь, на учителя.

Вторая проблема, отчасти вытекающая из первой – позднее время начала эвакуации.

В работе [] исчерпывающе перечислены причины, которые влияют на это время. Поэтому основной упор такого обучения должен быть направлен в сторону обеспечения времени НАЧАЛА эвакуации. Третья проблема – проявление паники у детей.

Паника у детей проявляется иначе чем у взрослых, в стремлении спрятаться от опасности, укрыться, бездействовать. И третья задача тренировки по плану эвакуации для младших школьников преодолеть это стремление.

Четвертая проблема связана с механикой движения по путям эвакуации, управления этим процессом учителем, устойчивостью при движении Пятая проблема – поведение в крайне сложной ситуации, если школьник всё-таки отстал и заблокирован в помещении.

Паника и страх могут привести к тому, что он затаился, не будет отвечать пожарным, которые прибудут его спасать. Прежде всего, в данном случае следует учить не бояться пожарных.

В США такого рода обучение проводиться именно с направленностью на привыкание детей к сиренам, громким звукам, виду пожарных. Поэтому этот вопрос целесообразно вынести в отдельное занятие, не привязанное непосредственно к эвакуации.

Все остальные проблемы – дыхание, мокрые тряпки, поведение в задымленной зоне, вообще не должны, на мой взгляд, входить в это обучение, чтобы не загружать школьника ненужной и лишней информацией. Ниже представлен план конспект такого занятия, занятия по отработке плана эвакуации и соответствующей направленный на отработку именно этих проблемных моментов связанных с эвакуацией школьников. Понимая, что этот план-конспект далеко не идеален, и по сути это первые рекомендации такого рода, я с благодарностью приму замечания к нему и доработаю его в случае необходимости.

Тем не менее, по мнению моих коллег из Академии государственной противопожарной службы, он как минимум – не вреден, а значит, на фоне «вредных советов» — полезен. Время на отработку того или иного вопроса также не указано, так как нормировать его представляется неправильным. У нас же стоит задача научить, а не уложиться в отрезок времени.

Учебный вопрос Содержание/задача Что такое пожар Дать представление о пожаре как об опасном горении. Связать понятие ОПАСНОСТЬ (УГРОЗА) и ПОЖАР.

Предпосылки паники и борьба с ними Паника возникает от осознания человеком отсутствия выхода из проблемной ситуации. Поэтому нужно научить детей бороться с паникой – объяснить, что ВЫХОД есть и спастись можно, что есть СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ, которые помогут в случае ПОЖАРА. В случае реальной ситуации нужно ободрить детей тем, что ВЫХОД есть, что все обязательно СПАСУТЬСЯ.

Обозначить задачу в привязке к снятию паники.

А именно объяснить школьникам, что для этого нужно выполнять действия четко правильно и беспрекословно ПОДЧИНЯТЬСЯ учителю, и что сейчас мы потренируемся действовать при пожаре так, чтобы если он вдруг и произойдёт, НИЧЕГО страшного не случится.

Отдельно стоит уточнить, что если вдруг взрослый отстанет, то нужно также подчиняться любому другому учителю. Не капризничать. Не бегать, не отвлекаться слушать и выполнять всё, что говорит взрослый.

Необходимо объяснить, что это – гарантия спасения.

Обучение НАЧАЛУ эвакуации Время начала эвакуации в детском учреждении самая большая проблема. Это нужно отработать в первую очередь.

Задача работника школы — минимизировать это время.

ДЕЙСТВИЕ 1. НАУЧИТЬ НЕ ПРЯТАТЬСЯ от пожара. Нужно объяснить, что некоторые дети бояться и прячутся.

Что это ошибка и что от пожара спрятаться нельзя, но можно уйти.

Поэтому нужно начать готовиться к эвакуации и выполнить второе действие. ДЕЙСТВИЕ 2. ВСТАТЬ В ПРОХОДЕ МЕЖДУ ПАРТАМИ (как в начале и конце урока, для организации и мобилизации группы) учитель объясняет, что всё движения нужно осуществлять только по ее команде. Что никаких смешков и самостоятельных движений быть не должно, что это ОПАСНО.

Слово «опасность, опасно» при этом можно употреблять только во время обучения, но не во время эвакуации при реальном пожаре, когда оно может вызвать панику. Учитель спрашивает «ВСЕМ ПОНЯТНО?».

ДЕТИ должны хором ответить «ДА», что поможет закрепить их решение слушаться учителя во время эвакуации. Дальше объясняется, что ВЕЩИ (портфели, сумки, учебники) с собой брать не нужно, они могут помешать, что с ними ничего не случиться, что их нужно оставить в классе.

Взять можно только телефон, чтобы в случае необходимости позвонить по 101.

В зимнее время можно даже не одевать верхнюю одежду в классе (максимум, что можно сделать — взять её с собой).

При этом администрации школы лучше подготовить заранее одеяла и пункты для обогрева. Дети начинают движение в коридор. В коридоре заранее определяется то место, где будут стоять дети из разных классов. УЧИТЕЛЬ визуально контролирует, чтобы все вышили. ДЕЙСТВИЕ 3. ПОСТРОЕНИЕ В КОРИДОРЕ Дети строятся в коридоре на заранее определённых местах.
ДЕЙСТВИЕ 3. ПОСТРОЕНИЕ В КОРИДОРЕ Дети строятся в коридоре на заранее определённых местах.

Это один из навыков, который отрабатывается на тренировке. Дети должны несколько раз выйти из класса в коридор, встать на место и зайти обратно. Учитель каждый раз визуально проверяет всё ли дети, которые были в классе на месте.

Правильно ли они встали в коридоре.

Не разговаривают ли они при этом.

Далее учитель определяет состав группу. В дальнейшем команды будут подаваться именно группе, поэтому необходимо, чтобы дети могли определить свою принадлежность этой группе. При этом школьник должен идентифицировать себя с привычной для себя группой.

Например, если в группе вследствие каких-то причин находятся два класса, то команда подается для двух классов: «2-й А» и «2-й Б». Движение по горизонтальным путям эвакуации.

Здесь задача отработать движение по команде учителя. Чтобы никто не отстал ДЕЙСТВИЕ 4. ОТРАБОКА ПОДЧИНЕНИЯ КОМАНДАМ, ВНИМАТЕЛНОГО ВОСПРИЯТИЯ КОМАНД Учитель объясняет детям, что двигаться надо спокойно, размеренным шагом по её команде.

Что нужно остановиться, как только она даст команду «На МЕСТЕ СТОЙ», по команде «НАПРАВО» нужно повернуться направо». «НАЛЕВО» — повернуться налево. И продолжить движение по команде «ШАГОМ МАРШ».

Отрабатывается поворот «направо» и «налево».

Необходимо добиться, чтобы все дети поворачивались одновременно. Цель этого формирование навыка подчиняться команде, не отвлекаться на посторонние действия во время эвакуации, прислушиваться к команде.

Учитель определяет маршрут эвакуации и доводит его до детей.

Ставит ЦЕЛЬ, например «дойти до лестничной клетки» Важно объяснить детям, что будет происходить, ЧТО СЛЕДУЮЩАЯ ЗАДАЧА ГРУППЫ — ДОЙТИ ДО ЛЕСТНИЧНОЙ КЛЕТКИ. Понимание того, что происходит, что все движутся к выходу и УХОДЯТ от опасности поможет избежать паники. ДЕЙСТВИЕ 5. ДВИЖЕНИЕ ГРУППЫ. ОСТАНОВКА И НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ ПО КОМАНДЕ Идёт отработка управления движением группы: Учитель дает команду «2-й А, ПРЯМО ШАГОМ МАРШ» дети делают десять шагов, учитель дает команду «2-й А, НА МЕСТЕ СТОЙ».

Дети останавливаются. УЧИТЕЛЬ дает команду «2-й А, ДВАДЦАТЬ ШАГОВ ВПЕРЕД ШАГОМ МАРШ».

Дети делают двадцать шагов. Учитель при этом является замыкающим группы и находиться сзади отслеживая, чтобы никто не отстал. Задача этого этапа обучения научить детей начинать движение, двигаться и останавливаться по команде учителя.

Останавливаться во время эвакуации нужно, если впереди есть другая группа, которая не может продолжить движение или путь эвакуации впереди заблокирован опасными факторами пожара и есть необходимость выбрать альтернативный безопасный маршрут.

При этом применение одинаковых команд должно быть закреплено в инструкции в образовательном учреждении. Применение одинаковых команд должно обеспечить то, что дети будут слушаться любого взрослого, который подает эти команды, а не только своего учител Движение по лестнице При входе в лестничную клетку может возникнуть слияние одной группы эвакуирующихся с другой, поэтому если в лестничную клетку уже входит одна группа, учитель подает команду на «2-й А месте стой» и ожидает, когда пройдет первая группа, которая уже входит в лестничную клетку. Движение по лестнице характеризуется неустойчивым положением.

Поэтому при движении по лестнице важно научить детей держаться за перила или опираться на стену.

Необходимо объяснить и показать, что нужно ставить ногу (стопу) полностью на каждую ступеньку, не прыгать через ступеньки. Обязательно необходимо постоянно держаться за перила, за руку одноклассника, который держится за перила или за стенку, чтобы сохранить устойчивое положение.

ДЕЙСТВИЕ 6. СПУСК ПО ЛЕСТНИЦЕ Учитель дает команду «2-й А, по лестнице вниз шагом марш». Ученики выходят, держась за перила. Учитель замыкает движение, отслеживает ошибки в движении, перепрыгивание через ступеньки, постановку стопы не полностью на проступь, то, что дети держатся за перила.

Учитель несколько раз дает команду «2-й А на месте стой». В случае если обнаружатся ошибки, группа возвращается на этаж, и выходит на лестницу повторно. Если из лестничной клетки (как в принципе должно быть) есть выход наружу и он открыт – то учитель командует «2-й А а на месте стой» покидает место замыкающего группы, открывает дверь, так как для начальной школы открыть её может быть проблематично и дает команду «2-й А из здания шагом марш».

Дети выходят из здания и отходят не меньше чем на 20 метров от здания в ЗАРАНЕЕ установленное место. Учитель проверяет все ли на месте. Если кого-то из тех, кто эвакуировался, нет на месте сбора, она сообщает в пожарную охрану по 101, что кто-то остался в здании.

ДЕЙСТВИЕ 7. ПОСТРОЕНИЕ В ВЕСТИБЮЛЕ ПОСЛЕ СПУСКА ПО ЛЕСТНИЦЕ, ЕСЛИ ИЗ ЛЕСТНИЧНОЙ КЛЕТКИ НЕТ ВЫХОДА НАРУЖУ ИЛИ ОН ЗАБЛОКИРОВАН Учитель после спуска дает команду «2-й А на месте стой».

Объясняет, что еще один этап эвакуации пройден. Напоминает, что не надо идти в раздевалку за верхней одеждой, что нужно идти к ВЫХОДУ. Дает команду: «2-й А к выходу Шагом марш».

Дети идут к выходу из здания (входу в школу) Скопления перед выходом При выходу также может возникнуть слияние одной группы эвакуирующихся с другой, поэтому если в дверной проем уже входит одна группа, учитель подает команду на «2-й А на месте стой» и ждет когда пройдет первая группа, которая уже входит в дверь.

Дети выходят из здания и отходят не меньше чем на 20 метров от здания в ЗАРАНЕЕ установленное место. Учитель проверяет все ли на месте. Если кого-то из тех, кто эвакуировался, нет на месте сбора, она сообщает в пожарную охрану по 101, что кто-то остался в здании.

Отработка действий если кто-то отстал от группы Отдельно следует обучить детей как действовать, если он отстал от своей группы. В этом случае ему необходимо объяснить, что он должен сразу подойти к учителю в другой группе и сказать, что он отстал, присоединиться к этой группе и эвакуироваться с ними. Действия, описанные в данном плане конспекте должны быть также представлены и в виде конкретной инструкции, в соответствии с пунктом 12 Правил противопожарного режима, должны быть описаны в инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, и, должна (тезисно) содержаться в текстовой части плана эвакуации Эта статья еще раз показывает, что невозможно найти «простой» на три пункта алгоритм действий в такой сложной и многофакторной ситуации как пожар.

Мы будем продолжать разрабатывать различные варианты действий для родителей и детей, ориентируясь прежде всего на мнение пожарных специалистов в области эвакуации, и, периодически будем представлять их в блоге сайта Для цитирования: П.Ю.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+