Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Как определить уровень квалификации по профстандарту

Как определить уровень квалификации по профстандарту

Как определить уровень квалификации по профстандарту

II. Описание уровней квалификации

Уровень Показатели уровней квалификации Основные пути Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний достижения уровня квалификации 1 уровень Деятельность под руководством. Индивидуальная ответственность Выполнение стандартных заданий (обычно физический труд)Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний Краткосрочное обучение или инструктаж. Практический опыт 2 уровень Деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий. Индивидуальная ответственность Выполнение стандартных заданий.

Выбор способа действия по инструкции. Корректировка действий с учетом условий их выполнения Применение специальных знаний Основные программы профессионального обучения программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих (как правило, не менее 2 месяцев).

Практический опыт 3 уровень Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач. Планирование собственной деятельности исходя из поставленной руководителем задачи. Индивидуальная ответственность Решение типовых практических задач.

Выбор способа действия на основе знаний и практического опыта.

Корректировка действий с учетом условий их выполнения Понимание технологических или методических основ решения типовых практических задач. Применение специальных знаний Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (до одного года).

Практический опыт 4 уровень Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений. Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников исходя из поставленных задач.

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников Решение различных типов практических задач. Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта.

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности Понимание научно-технических или методических основ решения практических задач. Применение специальных знаний. Самостоятельная работа с информацией Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

Практический опыт 5 уровень Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений. Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения. Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения Решение различных типов практических задач с элементами проектирования.

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения Решение различных типов практических задач с элементами проектирования.

Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности Применение профессиональных знаний технологического или методического характера.

Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих. Дополнительные профессиональные программы.

Практический опыт 6 уровень Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели.

Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решенийПрименение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных. Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации Образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена.

Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт 7 уровень Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных.

Разработка новых методов, технологий Понимание методологических основ профессиональной деятельности. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и/или организации Образовательные программы высшего образования — программы магистратуры или специалитета.

Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт8 уровень Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе, инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций и (или) отрасли Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера.

Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.

Образовательные программы высшего образования — программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт 9 уровень Определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими процессами.

Значительный вклад в определенную область деятельности. Ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровнях Решение задач методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности процессов Создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.

Дополнительные профессиональные программы.

Практический опытЭлектронный текст документаподготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:Российская газета,N 125, 13.06.2013

Кому обязательно применять профстандарты?

Работодатели должны применять профстандарты, если работнику установлены требования к квалификации для выполнения определенной трудовой функции (ст.

195.3. ТК РФ). В той же статье указано, что такие требования могут быть установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ. С федеральными законами все ясно – например, требования к квалификации тренера установлены Законом о физкультуре и спорте. Согласно п. 24 ст. 2 названного закона тренер должен иметь соответствующее среднее профессиональное или высшее образование.

Согласно п. 24 ст. 2 названного закона тренер должен иметь соответствующее среднее профессиональное или высшее образование. Требования к этому образованию определяются на основании положений профстандартов и разделов Единого квалификационного справочника. А в соответствии с требованиями ч.

8 ст. 22 Закона о физкультуре и спорте разработано Положение о спортивной классификации.

Положение определяет содержание норм, требований спортивной классификации, необходимых для присвоения соответствующих спортивных званий и спортивных разрядов, регламентирует порядок присвоения званий и разрядов.

Следует обратить внимание на то, что Положение о спортивной классификации и Единый квалификационный справочник не являются нормативными правовыми актами РФ, поскольку утверждены приказами Минспорта и Минздравсоцразвития соответственно, то есть это отраслевые НПА.

Но вот «перво­источник» – Закон о физкультуре и спорте – федеральный, поэтому применение профстандарта обязательно.

Итак, требования к квалификации, закрепляющие обязательность применения профстандартов, могут быть установлены не только ТК РФ или федеральным законом, но и иными документами. Однако иные документы должны быть нормативно-правовыми актами РФ (например, законы субъектов РФ, вводящие дополнительные требования к квалификации, под это требование подходят, а приказы министерств и ведомств – нет).

Как правильно определить квалификационный уровень работника

Искать → Закон о профстандартах действует уже несколько месяцев, однако далеко не все окончательно разобрались, как применять новый регламент в своих компаниях.

В помощь работодателям — практические рекомендации одного из самых авторитетных российских экспертов по трудовому праву Марии Финатовой. О чем эта статья? В очередной раз о профессиональных стандартах, применение которых до сих пор многим непонятно.

Поговорим о том, как научиться определять профессиональный уровень, на котором находится работник. Все квалификационные уровни, указанные в профстандартах, применяются при их разработке для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников.

Единые требования к квалификации работников, установленные уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности. Уровень квалификации определяется как способность работника выполнять определенные по составу и уровню сложности трудовые функции (задачи, обязанности), которая достигается путем освоения необходимого комплекса теоретических знаний и навыков. Нормативным актом, который называет уровни квалификации, является приказ Министерства Труда и Социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г.

N 148н

«Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

. Всего уровней 9 и на каждом свои требования. Чем выше уровень, тем выше требования, чем ниже уровень, тем ниже требования к позиции.

Обычно 1-й уровень – это неквалифицированный труд, для которого не предъявляется жестких требований.

2,3,4 уровни рабочих специальностей, 5,6 – специалисты, 7,8 руководители организации, топ менеджеры, 9 – руководство страны. Каждый уровень имеет определенные показатели, к которым относятся: полномочия и ответственность, характер знаний, характер умений и основные пути достижения квалификации на основании которых и разрабатывается профессиональный стандарт.

Например, на 1-м квалификационном уровне они вот такие: А на 6-м квалификационном уровне вот такие: Для того, чтобы понять, на каком уровне находится конкретный работник, работодателю необходимо провести целый комплекс :

  1. После чего уже сверенные трудовые действия сопоставить с трудовыми функциями в том же профессиональном стандарте.
  2. И уже в завершение из сопоставленных трудовых функций (ТФ) определить к какой или каким обобщенным трудовым функциям (ОТФ) подходит работник.
  3. Затем проанализировать его трудовую функцию, определённую трудовым договором или должностной инструкцией на ее соответствие трудовым действиям (ТД), предусмотренным в выбранном профессиональном стандарте.
  4. Для начала выбрать подходящий профессиональный стандарт, на соответствие которому будет проверяться должность работника.

По каждой обобщенной трудовой функции (ОТФ) в профессиональном стандарте указан соответствующий квалификационный уровень.

Путем нехитрой процедуры можно определить, какой квалификационный уровень у работника, и какие для него установлены требования. Например, если взять профессиональный стандарт «Бухгалтера», то можно увидеть, что в нем всего лишь 2 квалификационных уровня: 5 и 6 по должностям «Бухгалтера» и «Главного бухгалтера», и соответственно требования на этих квалификационных уровнях разные.

При сравнении может получиться так, что кто-то из работников не соответствует стандарту, потому что у него не хватает либо опыта, либо стажа, либо необходимого образования на определенном для него уровне. В данной ситуации работодатель должен решить эту проблему: в случае с образованием, направив работника , в случае с опытом и стажем через перевод работника на другую должность.

Ситуации могут быть разные, однако необходимо помнить, что требования закона № 122-ФЗ должны выполнять все работодатели независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, численности работников и т.д. Однако закон не подразумевает увольнений за несоответствие профессиональному стандарту.

Поэтому важно и можно найти правильное решение в каждой конкретной ситуации с каждым конкретным работником.

Мария Финатова, руководитель Департамента консультационных проектов и партнер группы компаний Валентины Митрофановой

О соответствии профстандарту «Бухгалтер».

Евсюкова В.А. — Специально для системы ГАРАНТ, октябрь 2020 г.

О соответствии профстандарту «Бухгалтер» октябрь 2020 г. Профессиональная переподготовка или повышение квалификации: что необходимо бухгалтеру, главному бухгалтеру для соответствия профессиональному стандарту «Бухгалтер»? Сколько часов переподготовки необходимо бухгалтеру и главному бухгалтеру для соответствия профессиональному стандарту в 2020 году?

Применение профессионального стандарта «Бухгалтер» Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции ( ТК РФ). Прежде всего отметим, что требования профессиональных стандартов к образованию работника, занимающего соответствующую должность, являются обязательными только в двух случаях: во-первых, согласно ТК РФ, когда соответствующие требования о наличии у работника определенной квалификации, необходимой для выполнения конкретной трудовой функции, прямо предусмотрены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ (смотрите, например, ТК РФ, и Федерального закона N 273-ФЗ «Об образовании в РФ»); во-вторых, в силу ТК РФ когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (, и информации Минтруда РФ от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253, Минтруда РФ от 05.04.2016 N 14-2/В-299).
Прежде всего отметим, что требования профессиональных стандартов к образованию работника, занимающего соответствующую должность, являются обязательными только в двух случаях: во-первых, согласно ТК РФ, когда соответствующие требования о наличии у работника определенной квалификации, необходимой для выполнения конкретной трудовой функции, прямо предусмотрены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ (смотрите, например, ТК РФ, и Федерального закона N 273-ФЗ «Об образовании в РФ»); во-вторых, в силу ТК РФ когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (, и информации Минтруда РФ от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253, Минтруда РФ от 05.04.2016 N 14-2/В-299).

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах, и обязательность применения которых не установлена в ТК РФ, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учётом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда. Отметим, что в соответствии с Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ, предусматривающей право Правительства РФ устанавливать особенности применения профстандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находятся в государственной собственности или муниципальной собственности, принято Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 (далее — Постановление N 584).

Это постановление устанавливает поэтапный порядок применения указанными выше категориями работодателей, в том числе государственными учреждениями, профстандартов в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных ТК РФ, другими федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. Согласно N 584 планы по организации применения профессиональных стандартов должны включать: — сведения об обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций; — положения о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке.

При этом N 584 не предусматривает для государственных и муниципальных учреждений никаких дополнительных случаев применения профстандартов по сравнению со ТК РФ.

Данный нормативный акт лишь устанавливает необходимость осуществления данной категорией работодателей мероприятий, направленных на обеспечение соответствия их работников требованиям профстандартов в тех случаях, когда они в соответствии с законодательством являются обязательными к применению в части требований к квалификации работников. Квалификация работника. Квалификационные уровни Согласно ТК РФ квалификация работника — это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон N 273-ФЗ) содержит определение квалификации — как уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности ( Закона N 273-ФЗ).

Минтруда России от 29.04.2013 N 170н утверждены по разработке профессионального стандарта (далее — Методические рекомендации). Профессиональный стандарт должен содержать в числе прочего требования к образованию и обучению работника, под которыми подразумеваются требования к уровню общего и (или) профессионального образования, направленности основных и (или) дополнительных программ профессионального образования и (или) основных программ профессионального обучения ( Методических рекомендаций).

Уровни общего образования перечислены в Закона N273-ФЗ, а уровни профессионального — в Закона N273-ФЗ. Направленность (профиль) образования — это ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы ( Закона N 273-ФЗ). Анализ законодательства показывает, что обязательные требования к уровню образования и стажу работы установлены на сегодняшний день для главных бухгалтеров в открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), в организациях бюджетной сферы, составляющих консолидированную (сводную) бюджетную отчетность, консолидированную отчетность государственных (муниципальных) учреждений (Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ).

«Бухгалтер», утверждённый Минтруда России от 21.02.2019 N 103н, вступил в силу 06.04.2019 (далее — профстандарт). В связи с этим ранее действовавший (с 07.02.2015) «Бухгалтер», утвержденный Минтруда России от 22.12.2014 N 1061н, утратил силу ( Приказа Минтруда России от 21.02.2019 N 103н). Отметим, что в соответствии с профстандартом, во-первых, от уровня квалификации зависит круг возможных трудовых функций, возложенных на бухгалтера, главного бухгалтера: — — ведение бухгалтерского учета; — — составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта (не имеющего обособленные подразделения); — — составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта, имеющего обособленные подразделения; — — составление и представление консолидированной отчетности Во-вторых, в зависимости от того какая трудовая функция выполняется предусмотрены различные уровни образования: среднее профессиональное образование или высшее образование, либо непрофильное среднее профессиональное образование, непрофильное высшее образование, но при наличии непрофильного образования установлено требование дополнительного профессионального образования — программы профессиональной переподготовки ( профстандарта) (см.

): Таблица 1 Код Обобщенная трудовая функция, уровень квалификации Наименование должности Требования к образованию и обучению А 5 Бухгалтер, бухгалтер I категории, бухгалтер II категории Среднее профессиональное образование или Среднее профессиональное образование (непрофильное) — программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки В Составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта; уровень квалификации 6 Главный бухгалтер Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат. Дополнительное профессиональное образование: при непрофильном высшем или среднем образовании — программы профессиональной переподготовки Повышение квалификации: программы повышения квалификации в объеме не менее 120 часов за 3 последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год С Составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта, имеющего обособленные подразделения; уровень квалификации 7 Главный бухгалтер Высшее образование — магистратура или специалитет.

Дополнительное профессиональное образование: при непрофильном высшем образовании — программы профессиональной переподготовки. Повышение квалификации: программы повышения квалификации в объеме не менее 120 часов за 3 последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год D Составление и представление консолидированной отчетности; уровень квалификации 8 Главный бухгалтер Высшее образование — магистратура или специалитет.

Дополнительное профессиональное образование: при непрофильном высшем образовании — программы профессиональной переподготовки. Повышение квалификации: для всех должностей — программы повышения квалификации в объеме не менее 120 часов за 3 последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год В настоящее время требования к образованию бухгалтера и главного бухгалтера установлены: должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв.

Повышение квалификации: для всех должностей — программы повышения квалификации в объеме не менее 120 часов за 3 последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год В настоящее время требования к образованию бухгалтера и главного бухгалтера установлены: должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Минтруда России от 21.08.98 N 37) (далее — Квалификационный справочник), N 402-ФЗ и (см. ): Таблица 2 Код Обобщенная трудовая функция, уровень квалификации Наименование должности должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв.

Минтруда России от 21.08.98 N 37) «Бухгалтер», (утв. Минтруда России от 21.02.2019 N 103н) от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» Код А; уровень квалификации 5 Бухгалтер бухгалтер I категории бухгалтер II категории Бухгалтер: среднее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или специальная подготовка по установленной программе и стаж работы по учету и контролю не менее 3 лет. Бухгалтер I категории: высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера II категории не менее 3 лет.

Бухгалтер II категории: высшее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера не менее 3 лет. Среднее профессиональное образование или Среднее профессиональное образование (непрофильное) — программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки — Код В; уровень квалификации 6 Главный бухгалтер Высшее профессиональное (экономическое) образование Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат. Дополнительное профессиональное образование: при непрофильном высшем или среднем образовании — программы профессиональной переподготовки Повышение квалификации: программы повышения квалификации в объеме не менее 120 часов за 3 последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год — Код С; уровень квалификации 7 Главный бухгалтер Высшее образование — магистратура или специалитет.

Дополнительное профессиональное образование: при непрофильном высшем образовании — программы профессиональной переподготовки. Дополнительно: повышение квалификации: программы повышения квалификации в объеме не менее 120 часов за 3 последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год Высшее образование; при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита обязательное наличие стажа работы, связанного с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью.

D; уровень квалификации 8 Главный бухгалтер Высшее образование — магистратура или специалитет.

Дополнительное профессиональное образование: при непрофильном высшем образовании — программы профессиональной переподготовки. Дополнительно: Повышение квалификации: программы повышения квалификации в объеме не менее 120 часов за 3 последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год Высшее образование; при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита обязательное наличие стажа работы, связанного с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью.

Так, , действующий наряду с профессиональными стандартами, предполагает наличие у главного бухгалтера высшего профессионального (экономического) образования, а для бухгалтера — высшее профессиональное (экономическое) или среднее профессиональное (экономическое) образование. В свою очередь N 402-ФЗ для главного бухгалтера устанавливает необходимость высшего образования, но при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита необходимо наличие стажа работы, связанного с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью.

При установлении требований к уровню образования бухгалтера 5-го уровня квалификации профстандарт, предполагает наличие среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена, а для главного бухгалтера 6-го уровня наличие среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — магистратура или специалитет. Для выполнения трудовой функции главного бухгалтера 7-го либо 8-го квалификационных уровней профстандарт указывает высшее образование (специалитет или магистратура), при наличии непрофильного высшего образования, говорит о необходимости дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки. Кроме того, для главных бухгалтеров всех квалификационных уровней предусмотрены дополнительные требования, а именно — необходимость получения дополнительного профессионального образования — программы повышения квалификации в объеме не менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.

В то же время данное условие не предусмотрено для бухгалтеров 5-го квалификационного уровня. Поскольку ни РФ и другими федеральными законами не предусмотрено ни предоставление компенсаций, ни наличие льгот или ограничений, связанных с осуществлением работы по должности бухгалтера 5 квалификационного уровня, то требования к квалификации для вышеуказанных работников будут носить лишь рекомендательный характер. Образование. Дополнительное профессиональное образование применяет, но не раскрывает понятие «непрофильное образование».

Согласно Закона N 273-ФЗ направленность (профиль) образования — это ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы. В разделе «Дополнительные характеристики» профстандарта приводятся коды общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОКСО) «Экономика и управление»: «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

Предыдущий профстандарт «Бухгалтер» также содержал ОКСО — «Экономика и управление»: 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»; Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). В рекомендациях по применению профессиональных стандартов указано, что в разделе «Дополнительные характеристики» приводится сопряжение описания обобщенной трудовой функции с действующими классификаторами и справочниками социально-трудовой, образовательной и научной информации. При этом перечень приведенных кодов общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОКСО) определяет приоритетную направленность (профиль) профессионального образования в обобщенной трудовой функции и не является исчерпывающим (п.

11.14). В справочнике профессий на сайте Министерства труда и социальной защиты по профессии «Бухгалтер» указаны два федеральных государственных образовательных стандарта ФГОС: Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и Экономика (уровень бакалавриата).

При установлении соответствия (несоответствия) между документом об образовании работника и требованиями к образованию и обучению, установленными соответствующим профессиональным стандартом необходимо руководствоваться следующими приказами Минобрнауки России: (в части высшего образования); (в части среднего профессионального образования). Использование данных документов позволяет, к примеру, установить, соответствуют ли специальность или направление подготовки, указанные в дипломе об образовании работника, укрупнённым группам направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования.

О соответствии принятых профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования было указано в Министерства образования и науки РФ от 06.02.2015 N 05-268 «О доработке ФГОС ВО». Однако отметим, что в данном письме указано на профессиональный стандарт «Бухгалтер», утвержденный Минтруда России от 22.12.2014 N 1061н. Согласно Закона N 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: 1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; 2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации ( Закона N 273-ФЗ). Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации ( Закона N 273-ФЗ).

Отметим, что ни Закон N 273-ФЗ, ни профстандарт срок освоения программы профессиональной переподготовки не регламентируют. В Закона N 273-ФЗ лишь указывается, что формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Минимально допустимые сроки освоения программы профессиональной переподготовки установлены Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 N 499, принятым в соответствии с Федерального закона N 273-ФЗ.

Согласно данного приказа минимально допустимый срок освоения программ профессиональной переподготовки не может быть менее 250 часов, а минимальный срок повышения квалификации — 16 часов. При совокупном толковании норм профстандарта и Закона N 402-ФЗ приходим к выводу, что при отсутствии профильного образования у главного бухгалтера 7-го либо 8-го уровня квалификации целесообразно предусмотреть (запланировать) для данных работников профессиональную переподготовку.

Программы повышения квалификации в объеме не менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год обязательны только в том случае, если главный бухгалтер осуществляет трудовую функцию в организациях, указанных в части четвертой Закона N 402-ФЗ, для главного бухгалтера 6-го уровня, осуществляющего трудовую деятельность в организациях, не поименованных в Закона N 402-ФЗ, данное требование будет носить рекомендательный характер. Принимая во внимание, что требование повышения квалификации, а также порядок профпереподготовки для бухгалтеров 5-го квалификационного уровня не определены законом, работодатель вправе установить их самостоятельно в локальных нормативных актах.

Отметим, что трудовое законодательство не указывает на необходимость обучения уже принятых на работу сотрудников в связи с принятием нового профессионального стандарта, равно как и не предусматривает возможности изменения или расторжения заключенных с ними трудовых договоров в связи с принятием тех или иных профстандартов.

В соответствии с ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительное профессиональное образование для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором ( той же статьи) (см. также Верховного Суда Республики Коми от 02.07.2015 N33-3146/2015, ответ на в письме Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253).

При этом Общих положений Квалификационного справочника, утвержденных Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37, предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Аналогичное положение предусмотрено Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Минтруда РФ от 09.02.2004 N 9 (смотрите также Роструда от 30.04.2008 N 1028-с; Минтруда РФ от 05.04.2016).

По вопросу соответствия работников требованиям к образованию и стажу Минтруд России в своем указал, что данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя. Евсюкова ВалентинаЭксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ ______________________________ *(1) Например, такой льготой является досрочное назначение пенсии по старости в случае работы с вредными или тяжелыми условиями труда в соответствии со списками работ, производств, профессий, должностей, специальностей ( Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»). *(2) Подробно по данному вопросу рекомендуем ознакомиться в Минтруда РФ от 12.04.2016 N 14-3/10/П-2108 и статье «» (Г.Г.

Зайцева, журнал «Руководитель автономного учреждения», N 6, июнь 2016 г.). *(3) Смотрите Минобразования РФ от 25.11.2003 N 4377

«О применении Общероссийского классификатора специальностей по образованию в системе среднего профессионального образования»

.

*(4) ФГБУ

«Всероссийский научно-исследовательский институт труда»

Минтруда России «Рекомендации по применению профессиональных стандартов в организации» (http://profstandart.rosmintrud.ru/news/ ) *(5) http://spravochnik.rosmintrud.ru/professions/ *(6) В настоящее время ФГОС утверждены: Министерства образования и науки РФ от 05.02.2018 N 69 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»- присваиваемая квалификация — бухгалтер; бухгалтер, специалист по налогообложению; Министерства образования и науки РФ от 28.07.2014 N 832 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» присваиваемая квалификация — «бухгалтер» (до вступления в силу вышеуказанного приказа действовал Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.04.2010 N 282 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»).

В настоящее время также действует государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: специальность 060500 — Бухгалтерский учет, анализ и аудит.

Квалификация — экономист (регистрационный N 181 эк/сп, утв. Минобразования России 17.03.2000) и Министерства образования и науки РФ от 30.03.2015 N 321, утвердивший ФГОС по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры) и Министерства образования и науки РФ от 12.11.2015 N1327

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата)»

*(7) Минобрнауки России от 18.11.2013 N 1245 «Об установлении соответствия направлений подготовки высшего образования — бакалавриата, направлений подготовки высшего образования — магистратуры, специальностей высшего образования — специалитета, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.09.2013 N 1061, направлениям подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификаций (степеней) «бакалавр» и «магистр», перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.09.2009 N 337, направлениям подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист», перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1136″.

*(8) Минобрнауки России от 05.06.2014 N 632 «Об установлении соответствия профессий и специальностей среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации oт 29.10.

2013 N 1199, профессиям начального профессионального образования, перечень которых утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.09.2009 N 354, и специальностям среднего профессионального образования, перечень которых утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.09.2009 N 355″.

Высшие уровни квалификации

Пятый уровень.

Сотрудники, которые претендуют на получение квалификации пятого уровня профессионального стандарта, должны нести такую ответственность: самостоятельна работа по решению разных видов практических задач, активное участие в решении поставленных задач в рамках конкретного подразделения, а также индивидуальная ответственность за их выполнение. Характер умений сотрудника: решение различных практических задач с элементами проектирования, выбор методов решения сложностей в постоянно меняющихся условиях рабочей деятельности, текущий и итоговой контроль, оценка и коррекция деятельности. Сотрудник должен применять профессиональные знания методического и технологического характера, искать информацию, которая необходима для решения поставленных профессиональных задач.

Чтобы получить квалификацию данного уровня, необходимо пройти образовательные программы среднего образования, программы профессиональной подготовки среднего звена, программы профессиональной подготовки рабочих разных должностей.

Также необходимо пройти дополнительные профессиональные программы и получить практический опыт. Шестой уровень. Полномочия и ответственность: самостоятельная деятельность, определение задач в собственной работе и работе подчиненных, обеспечение взаимодействия сотрудников со смежными подразделениями, ответственность за результаты проведения работ на уровне подразделений или предприятия. Характер умений сотрудника: разработка, оценка внедрение и корректировка направлений профессиональной деятельности, умение технологические и методические методы решения задач.

Сотрудник, который желает получить данный уровень квалификации, должен обладать такими навыками и знаниями: применять профессиональные знания, в том числе инновационные, также необходимо осуществлять самостоятельный поиск, анализ и оценку профессиональной информации.

Основные пути достижения данного уровня квалификации: получение высшего образования программы бакалавриата или среднего профильного образования. Замечание 1 Приветствуется знание дополнительных профессиональных программ. Это позволяет сотруднику владеть навыками трудовой деятельности вне коллектива, а также управлять крупной рабочей группой подчиненных.

Работник должен исполнять функции по улучшению конкретных разработок с целью усовершенствовать производственный процесс в целом.

Седьмой уровень. Полномочия и ответственность сотрудника: определение стратегий по управлению процессами и деятельности предприятия, принятие решение на уровне крупных подразделений или организаций, а также ответственность за результаты их деятельности. Данный уровень квалификации позволит сотруднику решать задачи развития в сфере профессиональной деятельности организации с применением новейших методов и технологий, а также позволит разработать новые методики.

Работник должен хорошо разбираться в методических основах профессиональной деятельности, а также формировать новые знания прикладного характера. Так, подобный сотрудник должен владеть приемами стратегического планирования, а также обладать навыками управления большим количеством персонала. Замечание 2 Помимо этого, к таким сотрудникам предъявляются высокие требования относительно образования – они должны иметь образование специалиста или магистратуры по определенному профилю деятельности.

Восьмой уровень. Сотрудник должен определять стратегии по управлению деятельностью предприятием с применением инновационных решений. Также он должен нести ответственность за результаты деятельности подразделений и крупных отраслей. Сотрудник обязан решать задачи проектного и исследовательского характера, которые связаны с повышением эффективности рабочих процессов.

Он должен создавать новые знаний межотраслевого и междисциплинарного характера, а также оценивать и отбирать ту информацию, которая необходима для развития различных областей деятельности.

Сотрудник данного уровня квалификации должен иметь высшее образование категории специалиста или магистра, а также иметь научную степень (окончание аспирантуры, адъюнктуры или ординатуры). Обязателен практический опыт.Девятый уровень. Работник данного уровня квалификации должен определять стратегии управления крупными техническими системами, а также экономическими и социальными процессами.

Сотрудник должен внести вклад в определенную область деятельности, а также решать задачи исследовательского и проектного характера, создавать новые фундаментальные знания межотраслевого и междисциплинарного характера.

Требования к образованию также высоки: программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, дополнительные профессиональные программы, а также наличие практического опыта.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+