Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Бухгалтерский учет - Как отразить в бухучете бюджетного учрежденияналог на имущество организации

Как отразить в бухучете бюджетного учрежденияналог на имущество организации

Как отразить в бухучете бюджетного учрежденияналог на имущество организации

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ДЛЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Представить себе бюджетное учреждение, не имеющее на балансе основных средств, довольно трудно. А раз есть основные средства, то бюджетное учреждение в общем порядке признается плательщиком налога на имущество организаций. Так как величина этого налога сказывается на размере субсидии, выделяемой бюджетному учреждению на выполнение государственного задания, то понятно, насколько важным представляется правильность расчета указанного налогового обязательства.

С порядком исчисления и уплаты налога на имущество организаций в бюджетном учреждении Вы ознакомитесь, прочитав данную статью. Правовое положение бюджетных учреждений регулируется Гражданским Российской Федерации (далее — ГК РФ), Бюджетным Российской Федерации, а также Федеральным законом «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ).

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах ( статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ). Финансово-хозяйственная деятельность ведется бюджетным учреждением на основании Плана, составленного в соответствии с к Плану финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными Приказом Минфина России от 28.07.2010 г.

N 81н ( Закона N 7-ФЗ). Как известно, имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с . Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование ( статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ). Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации ( статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).

Финансирование осуществляется с учетом расходов: — на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет выделенных учредителем средств (Порядок отнесения имущества бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации ); — на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. В случае если бюджетные учреждения оказывают государственные (муниципальные) услуги (выполняют работы) сверх установленного государственного (муниципального) задания за плату, нормативные затраты на содержание государственного (муниципального) имущества в части уплаты налога на имущество рекомендовано рассчитывать пропорционального доходам, полученным учреждениями от платной деятельности, и размеру субсидии, на что указано в Методических рекомендаций по установлению общих требования к порядку расчета объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), направленных Письмом Минфина России от 01.10.2014 г.

Расчет среднегодовой стоимости имущества

Для расчета среднегодовой стоимости имущества в целях исчисления налога на имущество в комплект регламентированных отчетов включена обработка «» (раздел «Бухгалтерская отчетность — Дополнительные бухгалтерские отчеты»).

После подключения нового комплекта не забудьте обновить список отчетов (пиктограмма с 2 стрелками в форме обращения к регламентированным отчетам). Для определения среднегодовой стоимости имущества (налоговой базы) предусмотрено 2 метода расчета.

1. При определении остаточной стоимости учитывается только сумма износа, отраженная на счетах бухгалтерского учета, поскольку изложенное выше мнение о необходимости равномерного распределения годового износа пока не закреплено в нормативных документах, а приводится лишь в комментариях ответственных лиц. Следует учитывать, что в этом случае происходит завышение среднегодовой стоимости имущества (налоговой базы) и, следовательно, суммы налога, подлежащего перечислению в бюджет. 2. При определении остаточной стоимости годовая сумма износа равномерно распределяется в течение отчетного (налогового) периода (согласно изложенной выше позиции Департамента налоговой политики Минфина России).

В этом случае распределение годового износа по основным средствам, поступившим в течение отчетного (налогового) периода, может выполняться тремя способами: Способ 1.

В месяце поступления исчисляется износ за период с начала года по месяц поступления, далее по 1/12 годовой суммы износа за каждый месяц года по ноябрь включительно. Способ 2. Начиная с месяца поступления по ноябрь включительно исчисляется 1/12 годовой суммы износа. Способ 3. Исчисляется начиная с месяца поступления по ноябрь включительно, исходя из годовой суммы износа, равномерно распределенной на период с месяца поступления по конец года.

Способ 3. Исчисляется начиная с месяца поступления по ноябрь включительно, исходя из годовой суммы износа, равномерно распределенной на период с месяца поступления по конец года.

Обратите внимание, что независимо от метода и способа расчета износ на начало и конец года определяется по данным бухгалтерского учета как кредитовый остаток по счету 020 «Износ основных средств». Перед проведением расчета за полный год (по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным) необходимо произвести начисление износа в бухгалтерском учете с помощью документа «Начисление износа» (меню «Документы — Учет основных средств и НМА»). Выбор метода и способа расчета задается установкой переключателя в соответствующем поле на закладке «Настройка» (см.

рис. 2).

Рис.

2. Выбор метода и способа расчета среднегодовой стоимости

Бухгалтерский учет

Операции по налогу на имущество отражаются проводками: Операция Дебет счета Кредит счета Начислен налог на имущество организаций (авансовый платеж по налогу) 26 «Общехозяйственные расходы» (или 44 «Расходы на продажу» для торговых организаций) 68 «Расчеты по налогам и сборам» Уплачен налог на имущество организаций (авансовый платеж по налогу) 68 «Расчеты по налогам и сборам» 51 «Расчетные счета» Это, можно сказать, стандартные проводки по налогу на имущество организаций, когда налог отражается в составе расходов по обычным видам деятельности (, утв. Приказом Минфина от 06.05.1999 N 33н). С таким подходом, кстати, в свое время соглашался и Минфин ().

Однако существует и другая точка зрения, которая заключается в том, что сумма налога должна быть отнесена к прочим расходам, а значит отражена по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-2 «Прочие расходы») в корреспонденции с кредитом счета 68 (). Некоторые эксперты ратуют за такой порядок отражения в бухучете по той причине, что законодательно нигде не установлен источник средств, за счет которых должен быть уплачен налог на имущество. Если вам ближе этот вариант, не лишним будет закрепить его в учетной политике.

Пени и штрафы, начисленные по налогу на имущество, отражаются проводкой: Дт 99 «Прибыли и убытки» – Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Расчеты по транспортному налогу.

Отдельного счета для отражения расчетов по транспортному налогу Инструкция № 157н не предусматривает, поэтому их учет следует вести в составе расчетов по прочим платежам в бюджет на счете 0 303 05 000. Транспортный налог устанавливается гл.

28 НК РФ и законами субъектов РФ о налоге.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ утверждают налоговую ставку, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налога. Плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (п.

1 ст. 358 НК РФ). Транспортный налог исчисляется исходя из мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства.

Размеры налоговых ставок указаны в ст.

361 НК РФ. При этом регионы вправе увеличить (уменьшить) их не более чем в десять раз. Ставки устанавливаются в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Ставки устанавливаются в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства. Налог на дорогостоящие автомобили рассчитывается с учетом повышающих коэффициентов в соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ. Транспортный налог исчисляется по итогам календарного года.

По итогам каждого квартала исчисляются авансовые платежи по налогу.

Заметим: законами субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков может быть установлено право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи (п.

1, 2.1, 6 ст. 362 НК РФ). Операции по начислению и перечислению в бюджет транспортного налога отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете следующим образом: Содержание операции Казенные учреждения Бюджетные (автономные) учреждения Дебет Кредит Дебет Кредит Начислен налог на имущество 1 401 20 291 1 109 xx 291 1 303 05 731 0 401 20 291 0 109 xx 291 0 303 05 731 Уплачен налог в бюджет 1 303 05 831 1 304 05 291 0 303 05 831 0 201 11 610 забалансовый счет 18 (КВР 852 / подстатья 291 КОСГУ) Сумма транспортного налога, исчисленного казенным учреждением культуры за 2018 год, составила 25 000 руб. Операции по начислению и перечислению налога в бюджет отразятся в бюджетном учете согласно Инструкции № 162н следующим образом: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.

Начислен 1 401 20 291 1 303 05 731 25 000 Перечислен налог в бюджет 1 303 05 831 1 304 05 291 25 000

Обзор документа

Порядок отражения в бухучете находящихся у субъекта учета на праве оперативного управления материальных ценностей, признаваемых основными средствами и соответствующих критериям активов, не изменился.

В отношении недвижимости, закрепленной за учреждением на праве оперативного управления и учитываемой в качестве основных средств, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется исходя из остаточной стоимости (как до 1 января 2018 г., так и в 2018 и 2020 гг.). Также Минфин ответил на вопрос об отражении в бухучете информации об объектах недвижимости, право оперативного управления на которые возникло в 2020 г., ранее учитываемых на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» с отражением суммы капвложений на счете 1 106 11 000 «Вложения в основные средства — недвижимое имущество». Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020.

Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Законодательные основы

Плательщиками налога на имущество признаются все юридические лица, в собственности которых находятся налогооблагаемые объекты. Чиновники предусмотрели послабления.

Так, к примеру, компании, перешедшие на специальные режимы налогообложения, освобождены от уплаты имущественного сбора (ИС).

Однако и в данном правиле есть исключения. Предприятия и организации, применяющие специальные режимы, обязаны уплачивать ИС, если в их собственности есть особые виды имущества. Перечень данных категорий объектов основных средств утверждается органами законодательной власти субъектов РФ.

Так как ИС — это региональный налог, то власти субъекта вправе утвердить и отчетные периоды по фискальному платежу. Это значит, что налогоплательщики, помимо обязательного итогового платежа (уплачивается один раз в год по итогам налогового периода — года), могут перечислять авансовые расчеты в бюджет.

Узнать, какая периодичность платежей установлена в вашем регионе в 2020 году, можно на . При начислении налога на имущество проводки должны быть отражены в бухгалтерском и налоговом учетах. Причем составление бухгалтерских записей имеет свои особенности.

О них расскажем далее.

Налоговый учет.

ЕНВД

По общему правилу организации на ЕНВД налог на имущество не платят. Исключение составляют организации, имеющие на балансе объекты недвижимости, по которым .

С этих объектов налог на имущество нужно платить на (п.

4 ст. 346.26 НК РФ). Поскольку объектом обложения ЕНВД является вмененный доход, сумма уплаченного налога на имущество на расчет налоговой базы не повлияет.

Вас также может заинтересовать

Порядок расчета налога на имущество

Для определения сумма налога на имущество порядок действий будет следующим:

  • После этого нужно проверить, предусмотрены ли для компании региональные или федеральные льготы. Кроме того, имущество компании может быть освобождено от уплаты налога в соответствии с . Если для имущества предусмотрена льгота, то его необходимо исключить из расчета.
  • Следующим этапом буде определение налоговой базы. Рассчитывая налог по собственному недвижимому имуществу следует учитывать его кадастровую стоимость. Формула для расчета будет следующей:
  • В первую очередь следует убедиться в том, что имущество, которым владеет компания облагается налогом. Для этого можно обратиться к перечню, приведенному в . Следует помнить, что налогообложению подлежит не только собственное имущество компании, но и арендованное. Главное в этом случае следующе: отражена ли данная собственность в балансе компании или нет.

Н = КС х НС, где КС – кадастровая стоимость имущества согласно данных ГосКадастра; НС – налоговая ставка. По иной собственности налог рассчитывается исходя из среднегодовой стоимости имущества: Н = ССИ х НС, где ССИ = среднегодовая стоимость имущества; НС – налоговая ставка.

Для того, чтобы рассчитать среднегодовую стоимость применяется следующая формула: ССИ = ОСН + ОСВ + ОСК / (М + 1), где ОСН – остаточная стоимость на начало периода; ОСВ – остаточная стоимость внутри налогового периода; ОСК – остаточная стоимость на конец периода; М – число месяцев в периоде. Важно! Для определения налоговой ставки следует обратиться к нормативным документам своего субъекта РФ.

Это связано с тем, что налог является региональным и налоговые ставки утверждаются местными властями. Читайте также статью ⇒

Налог на имущество: расчет, уплата, бюджетный учет

Схема расчета и уплаты налога на имущество сравнительно прозрачна. Ее практическое применение, как правило, не вызывает проблем.

Однако в преддверии подведения итогов налогового периода (по окончании календарного года) возникает необходимость уточнения правильности исчисления ранее произведенных авансовых платежей. С этой целью следует провести анализ изменений налогового и бухгалтерского законодательства за истекший период. Одновременно – оценить необходимость корректировки процедур расчета и уплаты налога и схем документооборота в части, касающейся определения налоговой базы по налогу на имущество.

Налог на имущество организаций является одним из наиболее распространенных региональных налогов. Он устанавливается главой 30 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с федеральным и региональным налоговым законодательством.

На уровне регионов законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога.

Кроме того, органы государственной власти субъектов РФ могут устанавливать налоговые льготы (дополнительно к перечню льгот, определенному в статье 381 НК РФ). Налог на имущество организаций уплачивается практически всеми хозяйствующими субъектами всех отраслей материального производства, сферы торговли и услуг.
Налог на имущество организаций уплачивается практически всеми хозяйствующими субъектами всех отраслей материального производства, сферы торговли и услуг.

Не являются исключением и бюджетные учреждения. При этом особенности организации и ведения бюджетного учета, а также правового статуса имущества, используемого учреждениями для осуществления основной и приносящей доход деятельности, обуславливают наличие определенных особенностей администрирования данного налога.

Данные особенности целесообразно рассмотреть применительно к структуре главы 30 НК РФ.Объект налогообложения Объектом налогообложения налогом на имущество согласно статье 374 НК РФ признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Следует обратить внимание на то, что земельные участки, водные объекты и другие природные ресурсы не облагаются налогом на имущество, хотя и учитываются в составе основных средств.

Кроме того, не признается объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.

При этом исключение такого имущества из состава объектов налогообложения возможно только при условии его использования для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации. Перечень органов, в которых предусмотрена военная служба, определен ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Также согласно ст. 8 указанного закона к воинской службе приравнена служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. При практическом определении бюджетными учреждениями состава объектов налогообложения возникают вопросы, обусловленные не только правовым статусом используемого имущества, но особенностями его бюджетного учета.
При практическом определении бюджетными учреждениями состава объектов налогообложения возникают вопросы, обусловленные не только правовым статусом используемого имущества, но особенностями его бюджетного учета.

В частности, вопрос о том, следует ли включать в налоговую базу стоимость объектов нематериальных активов, вытекает из того, что ранее (до 2000 г.) такие объекты учитывались в составе объектов основных средств. Кроме того, Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) содержит раздел, содержащий перечень нематериальных основных фондов (по существу объектов нематериальных активов).

С переходом в 2005 г. на новый план счетов бюджетного учета вопрос можно считать окончательно урегулированным. Тем не менее, правомерность исключения стоимости подобных объектов из налоговой базы по налогу на имущество до сих пор ставится под сомнение. В связи с этим письмом Минфина России от 16.09.2009 № 03-05-05-01/56, в частности, дополнительно разъяснено, что объекты основных средств, к которым относятся материальные объекты основных фондов, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждений, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, независимо от стоимости объектов, со сроком полезного использования более 12 месяцев, учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» (010101000 – 010109000), а нематериальные активы, учитываемые на счете аналитического учета 01020100000 «Нематериальные активы», не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Аналогично следует рассматривать вопрос о правомерности исключения из состава объектов налогообложения результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. По общему правилу (с учетом правового статуса подобных объектов) результаты НИОКР могут учитываться либо в составе объектов нематериальных активов (если используются в деятельности учреждения), либо в составе готовой продукции (если работы выполнялись в соответствии с заказом или результаты работ предназначены для перепродажи).

В обоих случаях не имеется оснований для включения стоимости подобных объектов в налоговую базу по налогу на имущество. Более сложным до 2009 г. представлялся вопрос о налогообложении объектов основных средств, относящихся к имуществу государственной или муниципальной казны.

Так, еще в прошлом году письмом Минфина России от 15.05.2008 № 03-05-05-01/33 было разъяснено, что налогоплательщиком налога на имущество организаций в отношении имущества государственной (муниципальной) казны (т. е. основных средств, не закрепленных на правах оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями) признается балансодержатель данного имущества, то есть государственный (муниципальный) орган (бюджетное учреждение), уполномоченный осуществлять бюджетный учет имущества государственной (муниципальной) казны.

В Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н, в План счетов бюджетного учета включены дополнительные счета (синтетический и аналитические) для обособленного учета имущества казны. С 1 января 2009 г. данное имущество учитывается в составе нефинансовых активов.

При этом введен обособленный учет имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, на счете 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны» с отражением начисленных по ним сумм амортизации на соответствующих счетах аналитического учета счета 010400000 «Амортизация» (010410410, 010411410, 010412420). В связи с тем, что объекты государственного (муниципального) имущества, составляющего казну публично-правового образования, учитываются в целях бюджетного учета обособленно и не входят в состав объектов основных средств, которые находятся в пользовании участников бюджетного процесса, указанные объекты не подлежат налогообложению налогом на имущество организаций с 1 января 2009 г.

Этот вывод содержится в нескольких письмах Минфина России, в частности: от 22.04.2009 № 03-05-04-01/17, № 03-05-04-01/26, №03-05-04-01/22, № 03-05-04-01/24, от 07.05.2009 № 03-05-04-01/32 и от 22.07.2009 № 03-05-05-01/35. Вместе с тем, следует учитывать, что государственную казну Российской Федерации, казну субъектов Российской Федерации, казну муниципальных образований составляет в соответствии со статьями 214 и 215 ГК РФ государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 ГК РФ.

Следовательно, имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и переданное учреждению в оперативное управление, в состав государственной казны не входит, а муниципальное имущество, переданное муниципальному учреждению, не являются имуществом муниципальной казны. Основные средства (движимое и недвижимое имущество), переданные в оперативное управление, учитываются на балансе бюджетного учреждения в составе объектов основных средств и иных активов. Таким образом, учреждение в отношении находящейся на балансе на праве оперативного управления федеральной или муниципальной собственности (основных средств) обязано уплачивать налог на имущество организаций в общеустановленном порядке.Налоговая база Статьей 374 гл.

30 НК РФ установлено, что налоговая база для целей налогообложения налогом на имущество определяется по данным бухгалтерского учета. Так как методы начисления амортизации объектов основных средств и определения их остаточной стоимости в бухгалтерском и налоговом учете различаются весьма существенно, данное требование можно считать одним из наиболее специфических – в отношении других налогов имеются ссылки на соответствующие главы НК РФ (как правило, на гл. 25 НК РФ). Особенности налогового учета доходов и расходов бюджетных учреждений (для целей налогообложения налогом на прибыль) установлены нормами ст.

321.1 НК РФ. При этом правила учета амортизируемого имущества (в том числе объектов основных средств, стоимость которых включается в налоговую базу по налогу на имущество) существенно отличаются от правил бюджетного учета.

Пунктом 2 ст. 375 НК РФ специально оговорено, что в случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Данная норма обязывала бюджетные учреждения включать в налоговую базу также и стоимость объектов библиотечного фонда (начисление амортизации или износа по которым ранее не предусматривалось). С 2009 г. библиотечный фонд был включен в состав амортизируемого имущества, а суммы амортизации должны были быть доначислены по состоянию на 1 января 2009 г.

В результате, в настоящее время в налоговую базу по налогу на имущество фактически может быть включена только стоимость подарочных, раритетных и иных дорогостоящих книжных изданий (стоимостью свыше 20 тыс. руб.). В случае если стоимость объектов библиотечного фонда ниже указанной суммы, она списывается в состав расходов или полностью амортизируется в момент выдачи (приемки) объектов в эксплуатацию.

Порядок расчета налоговой базы установлен непосредственно в тексте главы 30 НК РФ (статьи 375 и 376 НК РФ). Общий принцип определения среднегодовой стоимости имущества состоит в том, что определяется средняя арифметическая величина (до 2004 г. рассчитывалась средняя хронологическая). Однако в расчет принимается не только остаточная стоимость объектов основных средств по состоянию на начало каждого месяца, но и на начало месяца, следующего за отчетным.
Однако в расчет принимается не только остаточная стоимость объектов основных средств по состоянию на начало каждого месяца, но и на начало месяца, следующего за отчетным.

В качестве делителя используется число, равное количеству месяцев, остатки на начало которых принимаются к расчету (соответственно – 4, 7, 10 и 13). Подчеркнем, что к расчету принимается сумма ежемесячных остатков, а не ежеквартальных.Пример 1Стоимость объекта основных средств по состоянию на 1 января 2009 г.

составляет 200 тыс. руб. Норма амортизации – 12% (1% в месяц). При этом налоговая база в течение 2009 г. будет определяться следующим образом:Месяц годаОстаточная стоимость на начало месяцаНалоговая база Январь 200 Февраль 198 Март 196 Первый отчетный период: (200+198+196+194) : 4 = 197 Апрель 194 Май 192 Июнь 190 Второй отчетный период: (200+198+196+194+192+190+188) : 7 = 194 Июль 188 Август 186 Сентябрь 184 Третий отчетный период: (200+198+196+194+192+190+188+186+184+182) : 10 = 191 Октябрь 182 Ноябрь 180 Декабрь 178 Январь 2010 года 176 Налоговый период: (200+198+196+194+192+190+188+186+184+182+180+178+176) : 13 = 188 Так как для целей налогообложения налогом на имущество принимаются суммы, исчисленные по правилам бухгалтерского учета, вероятна ситуация, когда начисление амортизации приостанавливается (например, в случае вывода объектов на консервацию или восстановление).

В течение таких периодов остаточная стоимость не изменяется, следовательно, к расчету она должна приниматься в том же размере, что и до начала соответствующих периодов.

Если в течение налогового или отчетного периода осуществлены вложения в основные средства, увеличившие их остаточную стоимость, эти изменения должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на имущество. При этом, несмотря на то, что остаточная стоимость объекта после завершения реконструкции будет постепенно уменьшаться, в течение времени, оставшегося до конца налогового периода, налоговая база может несколько увеличиться.Налоговый и отчетный периоды.

Налоговая ставка Налоговым периодом по налогу на имущество является календарный год. Отчетными периодами – первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды. Налоговая декларацияпредставляется в следующие сроки: – по авансовым платежам по налогу – не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода; – по итогам налогового периода – не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогуустанавливаются законами субъектов Российской Федерации. В федеральном законодательстве нет каких-либо ограничений по установлению сроков уплаты платежей.

На практике они привязываются к срокам представления налоговых деклараций. Размер предельной налоговой ставки может составлять до 2,2% налоговой базы.

Проиллюстрируем порядок определения сумм налога, подлежащего к уплате в бюджет по окончанию каждого отчетного и налогового периода на примере.Пример 2Данные о размере налоговой базы возьмем из примера 1.

Налоговая ставка равна 2,2%.В случае, когда амортизация начисляется равномерно и непрерывно в течение всего налогового периода, расчет будет выглядеть следующим образом:№ строкиОтчетный или налоговый периодОстаточная стоимость на начало месяцаРасчет налогаСумма налога (руб.) 1 Первый 197 98,5 × 2,2% : 4 10835 2 Второй 194 97 × 2,2% : 4 10670 3 Третий 191 95,5 × 2,2% : 4 10505 4 Налоговый период 188 94 × 2,2 – стр. 1-3 (стр.1 + стр.2 + стр.3) 9350 (41360 – 10835 – 10670 – 10505) Итого: 41360 Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу установлены ст. 382 НК РФ: в течение года вносятся авансовые платежи, по итогам налогового периода производится окончательный платеж.

Следует обратить внимание на то, что конкретный порядок и сроки определяются законами субъектов Российской Федерации.

При этом субъекты РФ могут не устанавливать отчетный период, однако право определять внесение налога только одним платежом – по итогам налогового периода – им не предоставлено.Налоговые льготы Налоговые льготы по налогу на имущество организаций могут устанавливаться как федеральным законом, так и региональными законами и иными нормативными актами.

На уровне федерального закона (ст. 381 НК РФ) для организаций установлены следующие льготы, которые могут быть применены в отношении имущества бюджетных учреждений:Льготы по налогу на имущество для организацийКомментарии Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации не включают в состав налоговой базы имущество, используемое для осуществления возложенных на них функций Закон РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1

«Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»

не содержит расшифровки понятия «функции».

Пунктом 3 статьи 2 данного закона в качестве одной из задач уголовно-исполнительной системы определено привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профессионального образования и профессионального обучения. Таким образом, формально под действие льготы фактически подпадает все имущество указанных организаций.

Обращаем внимание на разъяснение, приведенное в письме Минфина России от 7 сентября 2009 г.

№ 03-05-04-01/71, в соответствии с которым из-под налогообложения выводятся жилые дома, находящиеся на балансе управления Федеральной службы исполнения наказаний и ее территориальных органов, и принадлежащих им на праве оперативного управления Организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, не включают в состав налоговой базы имущество, используемое ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями Имущество, используемое для производства препаратов, предназначенных для текущих целей (в том числе профилактических) на уровне федерального закона от налогообложения не освобождено Организации не включают в состав налоговой базы объекты, признаваемые памятниками истории и культуры федерального значения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ

«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия) относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Основанием для предоставления льготы является паспорт объекта культурного наследия, который выдается на объект, включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре. Кроме того, льготы по налогу на имущество предоставляются организациям в отношении: – ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов; – ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания; – железнодорожных путей и федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (данная льгота может быть предоставлена только при условии, что соответствующие объекты включены в перечень имущества, утвержденного Правительством РФ); – космических объектов; – имущества специализированных протезно-ортопедических предприятий; – имущества государственных научных центров; – судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.Бюджетный учет налога на имущество Бюджетный учет операций, связанных с исчислением и уплатой налога на имущество, затруднений не вызывает.

В соответствии с Классификацией операций сектора государственного управления (Приложение 4 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 25.12.2008 № 145н) расходы бюджетов, связанные с уплатой налога на имущество, являются прочими расходами и относятся на статью 290 КОСГУ. Методические рекомендации по применению Классификации операций сектора государственного управления (в части групп 200 «Расходы» и 300 «Поступление нефинансовых активов»), доведенные письмом Минфина России от 21.07.2009 № 02-05-10/2931, предлагают для учета расходов, связанных с уплатой налогов, ввести дополнительный аналитический код 290.1. Практическое значение введения дополнительных кодов заключается в том, что информация о состоянии и движении отдельных видов расходов может быть сгруппирована и представлена заинтересованным лицам в наиболее рациональном виде.

Таким образом, в бюджетном учете начисление налога на имущество оформляется следующей записью: – на сумму авансового платежа или задолженности по налогу по итогам отчетного периода:Дебет 1 401 01 290Кредит 1 303 05 730; – на сумму денежных средств, списанных со счета учреждения в оплату задолженности по налогу на имущество организаций:Дебет 1 303 05 830Кредит 1 201 01 610.

Если расчеты производятся по налогу на имущество, которое используется в приносящей доход деятельности, схема бухгалтерских записей будет аналогична, только в первом разряде счета бюджетного учета будет указан код “2”. В некоторых публикациях можно встретить позицию, в соответствии с которой при расчетах по налогу за имущество, используемое в приносящей доход деятельности, задолженность по налогу может начисляться в корреспонденции со счетами учета доходов (2 401 01 130 или 2 401 01 172).

Представляется более правильным расходы на уплату налога предварительно списывать в состав прочих расходов (на счет 2 401 01 290), так как это позволяет точно и экономически целесообразно распределить суммы налога (в составе прочих расходов) между видами деятельности, продукции, работ и услуг. Из сказанного выше следует, что при организации и ведении бюджетного учета основных средств в 2010 г.

следует учитывать изменения нормативной базы и, соответственно, расчетных процедур определения задолженности по налогу на имущество.

Кроме того, в связи с изменением суммарной остаточной стоимости основных средств может измениться и сумма налога. Данную корректировку целесообразно провести по итогам инвентаризации основных средств.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+