Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Комплексное развитие сельских территорий программа

Комплексное развитие сельских территорий программа

Комплексное развитие сельских территорий программа

Постановление от 15 июля 2013 года №598

Программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2021 года» разработана Минсельхозом и внесена Минэкономразвития России в соответствии с .Цели Программы на 2014–2021 годы:

  1. содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе;
  2. формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.
  3. стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путём создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности;
  4. создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;
  5. активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов;

Для достижения целей Программы утверждается реализация следующих мероприятий:

  1. улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
  2. комплексное обустройство населённых пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры: развитие в сельской местности сети общеобразовательных учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врача общей практики, плоскостных спортивных сооружений, учреждений культурно-досугового типа, развитие в сельской местности газификации, водоснабжения, реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности;
  3. грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности;
  4. поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий.

Общий объём финансирования Программы в 2014–2021 годах составляет 299,2 млрд рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе средства федерального бюджета – 90,4 млрд рублей, средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации – 150,6 млрд рублей, внебюджетных источников – 58,2 млрд рублей.Основным механизмом использования средств федерального бюджета в рамках Программы является предоставление межбюджетных трансфертов в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.Предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации будет осуществляться по результатам отбора региональных целевых программ устойчивого развития сельских территорий, разработанных на основе документов территориального планирования в координации с перспективными планами развития агропромышленного комплекса.За период реализации Программы будет введено 5,4 млн кв. м жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 3 млн кв.

м для молодых семей и молодых специалистов.

Планируется повысить уровень социально-инженерного обустройства в сельской местности.Кроме того, реализация программных мероприятий позволит ввести в действие общеобразовательные учреждения на 22,3 тыс. мест, учреждения культурно-досугового типа на 9,9 тыс.

мест, 858 фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врача общей практики, 519,2 тыс. кв. м плоскостных спортивных сооружений.За период реализации Программы будет создано 31,8 тыс.

рабочих мест на селе.Оценка эффективности реализации Программы будет производиться ежегодно на основе использования системы целевых показателей путём сравнения фактически достигнутых значений целевых показателей за соответствующий год с утверждёнными на год значениями.

Документ рассмотрен и одобрен .

Избранные документы со справками к ним

22 июля, среда 22 июля 2021, 21 июля, вторник 21 июля 2021, 21 июля 2021, 20 июля, понедельник 20 июля 2021, 20 июля 2021, 20 июля 2021, 19 июля, воскресенье 19 июля 2021, 19 июля 2021, 18 июля, суббота 18 июля 2021, 18 июля 2021, 18 июля 2021, 18 июля 2021 12 июля, воскресенье 12 июля 2021, 12 июля 2021, 12 июля 2021, 11 июля, суббота 11 июля 2021, 11 июля 2021, 11 июля 2021, 9 июля, четверг 9 июля 2021, 9 июля 2021, 1

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 16 апреля 2021 г. — Правительства России от 31 марта 2021 г.

N 391 6. Условием использования гражданином социальной выплаты является осуществление гражданином не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты трудовой или предпринимательской деятельности в организациях одной сферы деятельности на сельской территории, в которой было построено (приобретено) жилье за счет средств социальной выплаты. В случае несоблюдения гражданином данного условия орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее — орган исполнительной власти), вправе требовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты возврата средств в размере предоставленной социальной выплаты. В случае расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) ранее срока, установленного настоящим пунктом, право гражданина на использование социальной выплаты сохраняется, если гражданин в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе, социальной сфере или в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность в отношении сельскохозяйственных животных (основное место работы), в сельской местности.

При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении гражданином обязательства, предусмотренного настоящим пунктом.

7. Предоставление гражданам социальных выплат осуществляется в следующей очередности:

Без села город не проживет! Какое будущее у Госпрограммы развития сельских территорий?

31 мая 2021 г.

за № 696 подписано Постановление Правительства РФ

«О государственной Программе комплексного развития сельских территорий на период 2021-2025 годов»

.

Фактически министерством сельского хозяйства России подготовлен 13-ый по счёту национальный проект социального и экономического преобразования страны.Ключевыми целями государственной программы являются:

  • Сохранение доли сельского населения в общей численности населения России на уровне не менее 25,3%.
  • Повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 50%.
  • Достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 80%.

В структуре госпрограммы выделено две части – проектная и процессная. Первая, весьма любопытная для профессионального строительного сообщества, включает пять ведомственных проектов:

  • Развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях.
  • Благоустройство сельских территорий.
  • Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений.
  • Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях.
  • Содействие занятости сельского населения.

Вторая часть содержит три ведомственные целевые программы:

  • Обеспечение государственного мониторинга сельских территорий.
  • Современный облик сельских территорий.
  • Аналитическая и информационная поддержка комплексного развития сельских территорий.

Реализация программы намечена на период 2021-2025 год.

Общий объем ее финансирования предусмотрен в сумме около 2,3 трлн руб, из них 1 трлн руб – из средств федерального бюджета. Что такое сельский образ жизни?В Госпрограмме явно превалирует ориентация на качественные преобразования посредством реализации «преимуществ сельского образа жизни».

Но вот незадача – разработчиками программы не определено, что есть в их понимании «сельский образ жизни» и тем более «сельское население», ради блага которого и составлялся сей документ.В энциклопедическом понятие «Сельский образ жизни» или СОЖ – условия, формы и качественные показатели жизнедеятельности людей, проживающих в сельской местности, занятых преимущественно земледельческим трудом; исторически сложившаяся специфическая форма трудовых, бытовых и социокультурных отношений, проявляющихся в общности интересов сельчан и стереотипах социального поведения.Ключевым субъектом СОЖ является «сельское население», сельчане, то есть индивиды, объединенные в сельскую социально-территориальную общность, а также такие параметры как:

  1. условия быта, образования и культуры;
  2. специфика его трудовой занятости;
  3. демографическое поведение;
  4. формы общения, обычаи и традиции;
  5. возможности внешней и внутренней коммуникации и др.

Структуру СОЖ составляют такие показатели, как:

  1. уровень жизни, то есть степень удовлетворения материальных и культурных потребностей сельчан;
  2. стиль жизни – совокупность образцов повседневного поведения, присущих данной социально-демографической группе;
  3. качество жизни – уровень получаемых медицинских, бытовых, образовательных и культурных услуг, состояние социальной защищенности индивидов.

Специфика СОЖ проявляется в его неотделимости от экономики, в низкой расчлененности повседневной жизни, быта, личного хозяйства и участия в общественном производстве.

На формирование СОЖ оказывают воздействие:

  1. погодно-климатические условия;
  1. цикличность трудового процесса, когда периоды больших физических напряжений сменяются относительной невостребованностью рабочей силы.
  2. пространственная рассредоточенность людей,

Результаты государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков на период 2015-2019 года.Необходимо напомнить, что начиная с 2003 года главным инструментом развития сельских территорий являлась Федеральная целевая программа «Социальное развитие села» и она действовала в том или ином виде до 2018 года.

В 2018 году ФЦП была преобразована в подпрограмму «Устойчивое развитие сельских территорий» общей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков, а затем в ведомственную целевую программу более чем рекомендательного характера, что заметно снизило уровень внимания к этой важной теме.Поэтому на сегодняшний день государственная политика по отношению к сельскому населению формируется в безальтернативной связке «сельское хозяйство – земли сельскохозяйственного назначения – сельские жители» и приоритетно направлена на развитие только сельскохозяйственной деятельности, без учета всех возможных форм освоения сельских территорий.

В 2018 году ФЦП была преобразована в подпрограмму «Устойчивое развитие сельских территорий» общей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков, а затем в ведомственную целевую программу более чем рекомендательного характера, что заметно снизило уровень внимания к этой важной теме.Поэтому на сегодняшний день государственная политика по отношению к сельскому населению формируется в безальтернативной связке «сельское хозяйство – земли сельскохозяйственного назначения – сельские жители» и приоритетно направлена на развитие только сельскохозяйственной деятельности, без учета всех возможных форм освоения сельских территорий. Вследствие чего иные формы занятости населения практически не поддерживаются, не субсидируются и условий для их развития не создается.Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Гордеев А.А, курирующей агропромышленный комплекс, в своем выступлении 13 марта 2021 года на правительственном часе в Совете Федерации кратко остановился на итогах ВЦП «Устойчивое развитие сельских территорий»:За период с 2003 по 2018 год совокупный объём финансирования, включая средства федерального и региональных бюджетов, а также внебюджетных источников, направленных на реализацию программ развития сельских территорий, составил 518 млрд рублей. В год в среднем на одно сельское поселение пришлось 2 млн рублей, а в поселение входит в среднем порядка 10 деревень и сёл.

Было построено 22,0 млн квадратных метров жилья, в том числе свыше 8 млн квадратных метров для молодых семей и молодых специалистов.Введены в строй:

  1. новые школы – на 119 тыс. ученических мест;
  2. 681 плоскостное спортивное сооружение.
  3. учреждения культурно-досугового типа – на 33 тыс. мест;
  4. 1380 фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики;

Проложено:

  1. 25 тыс. километров локальных водопроводов.
  2. порядка 2,5 тыс.

    километров автомобильных дорог.

  3. более 70 тыс. километров распределительных газовых сетей;

Постоянной круглогодичной связью по дорогам общего пользования с твёрдым покрытием обеспечено 707 сёл;Если говорить о программе текущего 2021 года, то общий объём финансирования должен составить 25 млрд 400 млн рублей, в том числе из федерального бюджета более 17 млрд рублей, то есть цифры достаточно скромные в масштабах нашей страны.Какова на данный момент реальная ситуация в сельских населённых пунктах России?Принятые правительством меры и достигнутые результаты явно недостаточны для обеспечения стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения, сохранения социального и экономического потенциала сельских территорий и выполнения ими общенациональных функций – производственной, демографической, трудоресурсной, пространственно-коммуникационной, а также сохранения историко-культурных основ идентичности народов страны, поддержания социального контроля и освоения сельских территорий.В первую очередь существующие проблемы на селе отразились на демографической ситуации.

За последние 25 лет естественная убыль сельского населения и миграционный отток составили в совокупности 2,5 миллиона человек. Исходя из данных последней Всероссийской переписи населения (2010 год), в России числится 153 тыс. сельских населённых пунктов, из которых почти в 20 тыс пунктов (а это около 13%) отсутствует постоянное население.

сельских населённых пунктов, из которых почти в 20 тыс пунктов (а это около 13%) отсутствует постоянное население. Существующие проблемы сельских территорий, к сожалению, носят комплексный характер, что отражается прежде всего в высоком уровне безработицы – 8% (в городе – 4,3%).Доля сельского населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составляет 20% (в городе – 11,2 %), а заработная плата в сельском хозяйстве почти в два раза ниже, чем в среднем по экономике страны.Обеспеченность основными социальными благами остаётся крайне низкой.

Это касается и жилищного фонда, качества объектов образования, доступности здравоохранения, дорожной сети, отсутствия качественной питьевой воды, интернета.

Список можно продолжить.Общее число школ и дошкольных образовательных учреждений в сельских территориях больше, чем в городе, в 1,5 раза (в 2014 году: 26,1 тыс. школ в сельских территориях и 18 тыс.

— в городских), но динамика темпов их сокращения с конца 1980-х годов превышает.К сожалению, необходимо признать тот факт, что ни одно из рассмотренных возможных направлений развития сельских территорий систематически не поддерживается ни на одном уровне власти. Федеральный уровень задает только рамки и общие направления государственной поддержки или возможные способы развития села; региональный же уровень не в состоянии выработать и осуществлять какую-либо последовательную и постоянную политику в отношении сельских территорий.

В результате все описанные выше процессы идут все вместе разом, но значимого эффекта на развитие села не оказывают.В целом перечисленные и многие другие проблемы, накопившиеся на селе, привели к снижению привлекательности сельской местности, препятствуют её социально-экономическому развитию. Налицо все признаки деградации «сельского образа жизни».Причины деградации селаВ течение многих лет центром жизнеустройства в российской деревне было крупное сельскохозяйственное предприятие – колхоз или совхоз. Реформа подорвала возможности этих предприятий и разрушила их.

Произошло раздробление и изменение организационного типа бывших крупных предприятий – колхозов и совхозов.Стремительный рост цен на электроэнергию, сельхозтехнику, механизмы и оборудование, транспорт, топливо при низких ценах на зерно и другие сельхозпродукты привели большинство агро-формирований к кризисному состоянию.Значительная часть ресурсов и производственной деятельности переместилась из предприятий в мелкое производство – в личные хозяйства населения и фермерские (крестьянские) хозяйства.Фактически, село вернулось к устаревшим низкопроизводительным укладам хозяйства.

Сельское хозяйство становится все более натуральным, а образ жизни занятых в нем людей все более архаичным.На селе сворачивают свою деятельность многие государственные предприятия и социальные службы. Тем самым сокращается возможность приложения рабочей силы вне собственно сельского хозяйства. В рамках сельского образа жизни произошел значительный отток рабочей силы из сельскохозяйственных предприятий.

На селе происходит деформация отраслей структуры занятости и усиление ее моноотраслевого характера.

Этими и другими причинами обусловлена неудовлетворенность многих селян современной аграрной реформой.В условиях перехода к рыночной экономике многие слои сельского населения оказались за чертой бедности и главной проблемой для них остается проблема выживания.Для сельских жителей характерны специфические особенности роста бедности. В сельских районах продолжает возрастать численность малоимущего населения, как из числа нетрудоспособных, так и из числа работающих.

Здесь значительно больше, чем в городе, безработных и проявляется устойчивая тенденция к повышению доли незанятого населения.Среди сельских безработных высока доля молодежи, которая является наиболее уязвимой группой на сельском рынке труда.Причины недостаточного уровня социально-экономического развития села кроются как в исторически накопившихся проблемах, ибо село в XX веке практически было донором развития страны, так и в недостатках действующих государственных механизмов развития сельских территорий на современном этапе.Основными факторами, тормозящими развитие сельских территорий, являются:

  1. низкий уровень диверсификации сельской экономики и слабая поддержка развития предпринимательской активности;
  2. ведомственная разобщённость на всех уровнях в управлении сельскими территориями;
  3. узкоотраслевой аграрный подход к развитию экономики села, а также отсутствие эффективных механизмов осуществления программ всестороннего сельского развития;
  4. отсутствие комплексного подхода к развитию сельских территорий в преодолении бедности, неравенства и безработицы;
  5. низкая транспортная связанность центров экономического роста между собой и с другими территориями.
  6. недостаточное научное, статистическое и кадровое обеспечение;

В целом сложилась огромная региональная дифференциация в социальной ситуации на селе. Только 18 субъектов РФ в этом отношении можно назвать относительно благополучными: республики Татарстан, Башкортостан, Тамбовская, Белгородская, Воронежская области, Краснодарский край и так далее.

Наиболее проблемными являются 29 субъектов РФ, к которым относятся регионы, стагнирующие на низком уровне социального развития: республики Бурятия, Тыва, Карелия, Забайкальский край, Новгородская, Псковская, Кемеровская области, список можно продолжить.Особенности программы развития сельских территорийОтличительной чертой обновленной программы развития сельских территорий является увеличение объемов финансирования сельскохозяйственных предприятий. Свыше 1 триллиона рублей пойдет из бюджета, около 1,05 триллионов рублей из внебюджетных источников и 161 миллион рублей из бюджетов субъектов РФ.Основной расходной статьёй является целевая программа «Современный облик сельских территорий». Суть программы заключается в реализации проектов сельских поселений, инициативных жителей, бизнеса.

На это запланировано примерно 1,2 триллиона рублей (около 85% общих средств).

Если усреднить, то на один населенный пункт, принявший участие в программе, будет выделено примерно 60 миллионов рублей.

Сумма весьма впечатляет, ибо на сегодняшний день на каждый крупный населенный пункт выделяется всего лишь 2 миллиона рублей.Средства программы развития сельских территорий будут распределяться на конкурсной основе, а победителей будет выявлять конкурсная комиссия Министерства сельского хозяйства. Проекты могут быть по следующим направлениям:

  1. физическая доступность товаров;
  2. финансовые услуги.
  3. государственные услуги;
  4. социальная инфраструктура;
  5. инженерно-транспортная инфраструктура;

Перспективы развития сельских территорийЧто будет с российской деревней и кто в ней останется жить и работать?

Нельзя не обратить внимание на то, что в числе последствий деградационных процессов возникло новое, весьма необычное и несвойственное для нашей страны явление – по рождаемости российское село впервые уступило городу.

Запас естественного прироста практически исчерпал себя на фоне экономического спада в России, несмотря на повышение размера материнского капитала, который был одним из его драйверов.Этот тревожный сигнал заслуживает пристального внимания со стороны государственных органов власти и потребует необходимости принимать кардинальные меры, чтобы данное явление не стало тенденцией.Растущая производительность труда в сельском хозяйстве не позволяет говорить о возможности массового вовлечения жителей села в агропромышленный сектор для решения проблемы занятости на селе и стабилизации уровня доходов жителей села.Причинами являются сокращение потребности в трудовых ресурсах из-за автоматизации процессов, а также необходимость инвестирования в образование, требуемое для такой производительности труда, а это вопрос не 2–3 лет.Кроме того, у высококвалифицированных кадров должна быть возможность организовать свой быт (обучение, медицина, досуг, транспорт), сопоставимый с городскими условиями. В силу этих причин будущее нынешних молодых жителей села, связанного с родной деревней, представляется туманным — поэтому, вероятнее всего, рано или поздно они станут частью миграционного потока бедных и не очень образованных селян в города.Фермерская прослойка тоже пока не в состоянии играть главенствующую роль в развитии села. Данная категория хозяйств может занять определенные ниши, неинтересные индустриальным производителям (например, продукты с повышенными потребительскими свойствами, разведение кроликов, пчел, пушнины и т.д), но зависимость от государственной поддержки, неразвитость сбытовой инфраструктуры и правовые ограничения на кооперацию фактически сводят роль фермеров к уровню семейных предприятий.Помимо развития занятости через крестьянско-фермерские хозяйства, одной из популярных тем поддержки была организация сельскохозяйственной кооперации.Однако по независимым оценкам вовлеченность населения и фермеров в кооперацию, как и результаты деятельности кооперативов, весьма и весьма скромные.

Например, в сельскохозяйственных производственных кооперативах участвует около 0,4% всей численности владельцев личных подсобных хозяйств в 2017 году.

Согласно российскому законодательству, сельскохозяйственные производственные кооперативы являются коммерческими, так как в них участникам кооператива выплачивают дивиденды.

И производственные кооперативы могут создавать только граждане, т. е. физические лица и лица, ведущие личное подсобное хозяйство, но ни как не фермеры.

В следствие этого в 2017 году было зарегистрировано всего 7862 единицы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, или 4% от общего числа зарегистрированных организаций по ОКВЭД

«Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях»

и крестьянско-фермерских хозяйств (в сумме — 179 299 организаций).Вероятнее всего, в такой ситуации сельские территории смогут развиваться за счет привлечения временных жителей из города: туристов, дачников на весь летний сезон или дачников выходного дня.

Хотя временные жители не так остро нуждаются во врачах и школах, однако требовательны к дорогам, торговой и рекреационной инфраструктуре, экологии, что тоже связано с затратами, которые частные инвесторы если и будут готовы нести, то при условии длительных гарантий на владение возводимыми объектами.В предлагаемой Госпрограмме необходимо отметить существенное стремлению к росту государственному регулирования процесса развития сельских территорий. Но кроме этого существует и фактор деловой активности региона и территории – в сущности, он и является драйвером развития сельских поселений. При этом ключевым вопросом остается жилищное строительство.Посему невозможно удержаться от соблазна сослаться на зарубежный опыт.

Например, в США увеличение объемов жилищного строительства на селе приводит к росту экономической активности и улучшению демографической ситуации. Горожане покупают или берут в аренду загородные дома, идет строительство рекреационных объектов, размещение которых ведется на относительно изолированных территориях.В Израиле при выборе варианта развития сельских территорий в приоритете районы с малым населением – это позволит им повысить деловую активность.

К сожалению у нас же в стране наблюдается обратная картина – для размещения производственных сил зачастую выбираются крупные районы с развитой инфраструктурой.ЗаключениеВ последнее время на дискуссионных площадках различных форумов звучат предложения о том, что прорыв в экономике страны необходимо сделать за счёт развития только крупных агломераций и необходимо на этом концентрировать внимание и ресурсы государства, а уж затем поэтапно развивать остальные территории (имеются в виду сельские).Директивные органы страны явно и упорно не учитывают опыт других стран: в России в агросферу из госбюджета выделяется чуть больше одного процента, в то же время в Голландии – 50%. Очевидно, что причина подобной «страусиной» экономической политики состоит в отсутствии на федеральном уровне долгосрочного взгляда на процессы, происходящие на селе и в стране в целом.Деревня бесплатно поставляла и пока еще поставляет государству здоровую рабочую силу. Она исторически является хранительницей традиционной национальной культуры.

Но деревня незаслуженно обижена и делается всё, чтобы она исчезла:

  1. весь постсоветский период вопросы развития села курировались ведомством, отвечающим за агропромышленный комплекс, но как показал предварительный анализ ни индустриальное сельское хозяйство, ни фермерское не в состоянии обеспечить постоянную занятость селян, а отсутствие работы и, как следствие, доходов поддерживает миграцию из села и следовательно его деградацию.
  2. социальная инфраструктура разрушается – школы, клубы, медпункты, библиотеки закрываются, дороги плохие, газифицирована лишь половина поселений;
  3. кредиты даются по высоким ставкам, дизельное топливо продаётся в два раза дороже молока и в четыре раза дороже зерна;

С этим я категорически не готов согласиться!Во-первых, крупные агломерации и так развиваются быстрыми темпами, что особенно заметно на фоне деградации сельских территорий.Во-вторых, экономика не должна быть ради экономики, ради хороших цифровых показателей. Возникает вопрос: а где люди – российские сельчане в этих расчётах?В третьих, никаких следующих этапов развития страны при такой политике уже не будет, просто поддерживать уже будет некого.

Вопрос села вышел на уровень геополитический, связанный с тем, как нам сохранить контроль над громадными территориями нашей страны.

Приложение N 3. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях

Приложение N 3 к государственной программе Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» (с изменениями на 10 июля 2021 года) 1.

Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации (далее — граждане), проживающих на сельских территориях (далее — субсидии). Под сельскими территориями в настоящих Правилах понимаются: сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района; сельские населенные пункты, входящие в состав городских поселений, муниципальных округов, городских округов (за исключением городских округов, на территориях которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации); сельские населенные пункты, входящие в состав внутригородских муниципальных образований г.Севастополя; рабочие поселки, наделенные статусом городских поселений; рабочие поселки, входящие в состав городских поселений, муниципальных округов, городских округов (за исключением городских округов, на территориях которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации).

Перечень таких сельских населенных пунктов и рабочих поселков на территории субъекта Российской Федерации определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее — орган исполнительной власти).

В указанное понятие не входят внутригородские муниципальные образования гг.Москвы и Санкт-Петербурга. (Пункт в редакции, введенной в действие с 16 апреля 2021 года .

2. Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на комплексное развитие сельских территорий, включая мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, предусматривающих предоставление гражданам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее — социальные выплаты) в порядке и на условиях, которые установлены согласно приложению. (Пункт в редакции, введенной в действие с 16 апреля 2021 года . 3. Субсидия предоставляется при соблюдении следующих условий: а) наличие правовых актов субъекта Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации; б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, и порядка определения объемов указанных ассигнований, если иное не установлено актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; в) заключение соглашения между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии (далее — соглашение) в соответствии с , утвержденных (далее — ).

4. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил. 5. Критериями отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий являются: а) наличие сводных списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, — получателей социальных выплат на соответствующий финансовый период (далее — участники мероприятий), форма которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее — сводные списки); б) наличие заявки на предоставление субсидии на очередной финансовый год и плановый период, форма которой устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее — заявка). 6. При распределении субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации размер субсидии в очередном финансовом году не может превышать размер средств на исполнение в очередном финансовом году расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, с учетом предельного уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета.

7. Размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год (

), определяется по формуле:

, где: — минимальный размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации, составляющий 1 млн. рублей. В случае если размер средств федерального бюджета, предусмотренный заявкой, меньше минимального размера субсидии, субсидия предоставляется в размере, указанном в заявке; — объем бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Министерству сельского хозяйства Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях; n — количество субъектов Российской Федерации, представивших заявки;

— доля участников мероприятий, включенных в сводные списки, в i-м субъекте Российской Федерации в общем числе участников мероприятий в Российской Федерации, определяемая по данным органов исполнительной власти на очередной финансовый год; — предельный уровень софинансирования расходного обязательства i-го субъекта Российской Федерации из федерального бюджета на очередной финансовый год (в процентах), определенный в соответствии с . 8. Размер субсидии, определяемый в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил, уточняется согласно заявкам.

В случае если размер субсидии, определяемый в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил, больше запрашиваемого в заявке размера средств, размер субсидии подлежит сокращению до размера средств, указанного в заявке.

Высвобождающиеся средства перераспределяются между бюджетами субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий в соответствии с настоящими Правилами, пропорционально размеру субсидий, определяемому в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил. В случае если при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период субъектом Российской Федерации до 1 августа текущего финансового года представлено в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации обращение, содержащее информацию об отсутствии потребности в субсидии в полном объеме или в ее части, невостребованная субсидия распределяется между бюджетами других субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение субсидии в соответствии с настоящими Правилами. 9. Распределение (перераспределение) субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

10. Субсидия предоставляется на основании соглашения, подготовленного (сформированного) с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» по типовой форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации. Субъект Российской Федерации вправе увеличить объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых бюджету субъекта Российской Федерации предоставляется субсидия, в том числе в целях достижения значения результата использования субсидии, установленного соглашением, что не повлечет за собой возникновения обязательств по увеличению размера субсидии.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 апреля 2021 года . 11. Орган исполнительной власти представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации сведения о ходе реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, по форме и в срок, которые установлены Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

12. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами бюджетов субъектов Российской Федерации. 13. В случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с , и до дня представления отчета о достижении значения результата использования субсидии, указанного в пункте 15 настоящих Правил, в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, размер средств, подлежащих возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, рассчитывается в соответствии с -.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 апреля 2021 года . 14. Освобождение субъектов Российской Федерации от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил, а также возврат средств из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет осуществляются в соответствии с .

15. Эффективность использования субсидий оценивается ежегодно Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на основе достижения значений следующего результата — объем ввода (приобретения) жилья для граждан, проживающих на сельских территориях. (Пункт в редакции, введенной в действие с 16 апреля 2021 года .

16. Оценка эффективности использования субсидий производится путем сравнения фактически достигнутых результатов за соответствующий год с результатами, предусмотренными соглашениями.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 апреля 2021 года . 17. Пункт утратил силу с 16 апреля 2021 года — .

18. Ответственность за достоверность представляемых в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации сведений и соблюдение условий предоставления субсидий возлагается на орган исполнительной власти. 19. Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и органами государственного финансового контроля.

Поездка

Государственная программа должна быть увязана с результатами и мероприятиями национальных проектов.

Всё это надо прорабатывать вместе ведомствам, которые отвечают за развитие сельскохозяйственного производства, – Минсельхозу, Минфину, Минэкономразвития.Реализация программы принесёт пользу только в том случае, если будут конкретные результаты. Они тоже нам всем понятны – это новые фельдшерско-акушерские пункты, врачебные лаборатории, мобильные медицинские комплексы, школы, детские сады, отремонтированные дома культуры. Мы находимся в одном из таких домов культуры.

Понятно, что он достаточно старый, был создан в 1960-е годы, тем не менее его приводят в порядок. Такая работа должна вестись практически повсеместно.

Просил бы всех присутствующих обратить внимание в этой работе на ряд моментов. Начну по сферам. По поводу образования. Очевидно, что школы и детские сады на селе – это первостепенная задача, но строятся они недостаточно быстро. Есть регионы, где стройка только началась, хотя год уже подходит к концу.
Есть регионы, где стройка только началась, хотя год уже подходит к концу.

Это в целом недопустимо по любым направлениям, в том числе по образованию. По поводу медицины. ФАПы. Задача тоже важнейшая.

Они вводятся в строй, но далеко не везде это происходит на системной основе, не везде закупаются мобильные медицинские комплексы – там, естественно, где на это деньги выделены, речь идёт о ситуации, когда деньги уже есть, а решения не принимаются. Мы (Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам), все необходимые поручения мною были даны, в ближайшее время жду доклад о том, как эта проблема решается.

Посещение сельскохозяйственного предприятия «Заречное»

21 мая 2021 Предыдущая новость Следующая новость Посещение Рамонского районного центра физической культуры и спорта Фельдшерско-акушерский пункт в селе Ступино введён в эксплуатацию в 2010 году в рамках областной инвестиционной программы капитального строительства по направлению «Здравоохранение».

Сумма затрат на строительство ФАПа составила 1,8 млн рублей, общая площадь помещений – 78 кв.

м. В пункте расположены приёмное отделение, прививочный, процедурный и врачебный кабинеты. Численность обслуживаемого населения – около 600 человек.

Документ

Д.Медведев: Прежде чем мы перейдём к теме совещания, два слова о документе, который я только что подписал.

Это .Мы дополняем правила продажи отдельных товаров. Согласно этому постановлению молочные продукты в каждом торговом зале должны быть размещены отдельно и сопровождаться указанием о том, что это продукты без заменителя молочного жира.Такая информация нужна, поскольку покупатель имеет право знать, что он приобретает.

А в последнее время в нашей промышленности активно используются растительные жиры. Эта технология позволяет увеличить срок хранения молочной продукции, снизить себестоимость.

То есть там есть свои плюсы. Но далеко не всегда эти детали изложены на упаковке. И не все хотят эти продукты покупать.

Госпрограмма развития села принята.

Будет ли толк?

На днях вступила в силу госпрограмма «Комплексное развитие сельских территорий».

В период 2021-2025 гг. на улучшение условий жизни и труда селян государство направит почти 2,3 триллиона рублей.

Но сможет ли этот механизм показать эффективность?Цели и задачи программыГлавных целей у программы три. Во-первых, сохранить долю сельского населения на уровне не менее 25,3% от общего количества россиян. Во-вторых, соотношение среднемесячных ресурсов у сельского и городского домохозяйства должно быть не менее 80%.

Т.е. обычная сельская семья должна зарабатывать примерно 4/5 от заработка средней городской, не меньше. Наконец, в-третьих, благоустроенных жилых помещений в сёлах и деревнях должно стать не меньше половины от общей площади.

Кроме того, обещаны и различные социальные блага вроде доступного жилья, качественной и своевременной медицинской помощи, образования и развития инфраструктуры.

На всё это и пойдут триллионы рублей.

Так или иначе, изменения должны коснуться 37 миллионов человек.Программу готовили достаточно долго: поручение разработать её дал В.

Путин в октябре 2018 года по итогам поездки в Ставропольский край. А ведомством, которое взяло на себя основной труд по разработке программы, стал Минсельхоз. Хотя в целом в работу включились многие ведомства и общественные организации.

Предложений со всех сторон было много, и они будут приниматься ещё долго, ведь полноценно работать новая программа начнёт с начала 2021 года.При этом стоит напомнить, что комплексный план развития села уже был и даже действует до сих пор: до конца 2021 года работает подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий», на которую тоже было потрачено довольно много денег.

В частности, строились дороги, проводились газификация и водоснабжение, пополнялся жилой фонд и т.д. Теперь же работа должна стать ещё более масштабной, из-за чего подпрограмму поменяли на полноценную программу. До отдельного самостоятельного нацпроекта задача развития села пока не дотянула, но программа должна действовать в координации с действующими нацпроектами.
До отдельного самостоятельного нацпроекта задача развития села пока не дотянула, но программа должна действовать в координации с действующими нацпроектами.

И, кстати, усилий одного Минсельхоза для её успешной реализации явно будет недостаточно – потребуются подключение и других ведомств, общественников и самих жителей села.Так, Минфин и Минэкономразвития должны будут предусмотреть в бюджетах будущих годов деньги на реализацию программы. А регионам нужно разработать свои программы, нацеленные на достижение целей федеральной госпрограммы.

От работодателей ждут проектов по открытию новых производств и модернизации старых, дабы увеличить занятость на селе и повысить зарплаты. Наконец, активных жителей просят подключаться к работе и подавать заявки на разного рода социальные проекты.

Вот так всем миром и предлагается сдвинуть проблему села с мёртвой точки.Через старые тернии к новым звёздамБудет ли новая программа эффективной? В общем-то, пока нельзя сказать со всей определённостью, что такой механизм, как госпрограммы и даже нацпроекты, вообще работоспособны. Прошло слишком мало времени с начала действия нацпроектов, чтобы судить об их эффективности, а результаты действия программ довольно противоречивы.

Что-то заработало, что-то нет.Но несколько вещей сразу же смущают.

Например, то, что из федерального бюджета будет направлен только триллион. А откуда возьмётся ещё 1,3 триллиона? Из бюджетов регионов? Но все мы знаем, что большинство регионов слишком бедны, чтобы обеспечивать грандиозные планы правительства.

Может получиться как с «майскими указами» – предыдущим механизмом серьёзного улучшения жизни в стране. Регионам пришлось приложить очень много усилий, чтобы добиться требуемых Москвой показателей. И некоторые «достижения» оказались сугубо формальными или дались слишком большой ценой.

Скажем, чтобы увеличить среднюю зарплату преподавателей пришлось сократить их количество. Можно предположить, что голь снова окажется хитрой на выдумку, и реализация программы будет только на бумаге, подаваемой в виде отчётов наверх.Другой повод для сомнений – увеличение рабочих мест, или, как выражаются разработчики программы, «содействие занятости сельского населения». Тут большинство вопросов к агробизнесу, потому что после государства обычно аграрии выступают крупнейшими работодателями на селе.

Но чтобы предложить больше рабочих мест, агробизнесу нужно расширить производство. Какой для этого предлагается инструмент?

Всё тот же – льготное кредитование. И он же предлагается организациям, которые собираются создавать на селе объекты транспортной и инженерной инфраструктуры.

И он же, кстати говоря, гражданам, желающим улучшить жилищные условия (а это, напомним, одна из главных целей госпрограммы).В общем, опять предлагается влезать в кредитную, в том числе ипотечную кабалу.

Правда, обещают какие-то новые инструменты кредитования специально для селян, но что здесь можно придумать принципиально нового, если суть всё равно та же? И потом, с чего разработчики взяли, что банки будут с большой радостью кредитовать различные сельские проекты, будь то бизнес, инфраструктура или жилищное строительство? Риски они сейчас просчитывают очень хорошо, их Центробанк этому активно учит в последние годы, а очень многие проекты в деревне – весьма рискованные.

Другой момент – сельхозорганизации. Субсидирование льготной ставки по кредиту – не самый лучший вариант господдержки, это уже давно проверено временем.

Кроме того, довольно странно предполагать, что модернизированное агропредприятие обеспечит заметный рост занятости. Ведь смысл модернизации часто состоит в обратном – сократить себестоимость продукции за счёт автоматизации процессов. Механическое же расширение производства без интенсификации процессов – дело со стратегической точки зрения малоперспективное.С сельским хозяйством как драйвером развития сельских территорий вообще всё сложно.

Не слишком-то ему хочется выполнять такую функцию. И если обычный фермер ещё вынужден нанимать жителей окрестных сёл для сезонных работ, а то и социальную нагрузку нести по силам, то чем крупнее и современнее предприятие, тем меньше оно нуждается в неквалифицированном труде местных жителей. Технологии всё сложнее, нужна специальная выучка и опыт, а люди с образованием, даже аграрным, в село ехать не хотят, и исправить ситуацию можно будет, только если все подпункты программы действительно заработают.

Да и то не факт. Если молодому специалисту для приобретения жилья нужно будет ещё и ипотеку брать, то резон ехать в деревню – сомнительный. Работу в АПК можно и в городе найти.

В общем, в горизонте пяти лет, отведённых программе, на агробизнес ещё как-то можно полагаться, но в более отдалённой перспективе пути-дорожки АПК и деревни будут расходиться всё заметнее. А новым отраслям-драйверам взяться просто неоткуда. И это ставит под сомнение реалистичность заявленных в программе показателей.Если же говорить о крупных государственных программах и национальных проектах в целом, то на примере «Комплексного развития сельских территорий» видны их сущностные проблемы.

В частности, то, что общий механизм развития состоит из отдельных инструментов, которые в других ситуациях уже показали свою недостаточную эффективность. Но почему-то предполагается, что заново собранные вместе для реализации новой цели они вдруг станут эффективными, дадут какой-то синергетический эффект. А новых инструментов не изобретено.

Понятно, что мы живём при капитализме, и просто так деньги из федерального бюджета людям раздавать никто не будет. Но зачем, к примеру, снова и снова уповать на региональное софинансирование, если регионам не дали новых источников заработка?

Зачем снова и снова отдавать деньги банкам, надеясь, что они сразу же всё выдадут благодарному населению, опьянённому радостью влезть в пусть льготный, но всё равно дорогой кредит?

А что люди должны думать про развитие медицинской помощи и образования, если в последние годы они видели только процесс оптимизации социальной сферы, возглавляемой теми, кто теперь должен выделить триллион на народное счастье? Как это вообще будет выглядеть? Будут заново открывать закрытые школы, больницы и дома культуры?

Сомнительно.И всё-таки, несмотря ни на что, хочется надеяться, что госпрограмма даст какие-то положительные результаты.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+