Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Контроль за исполнением законов судебными приставами

Контроль за исполнением законов судебными приставами

Контроль за исполнением законов судебными приставами

Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами

УКАЗАНИЕот 12 мая 2009 года N 155/7 В целях повышения эффективности осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства, регламентирующего деятельность судебных приставов, в связи с вступлением в силу , а также внесением изменений в , руководствуясь ,обязываю:1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов, районов и иных территориальных прокуроров обеспечить надлежащий прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами.1.1. Мерами прокурорского реагирования добиваться неукоснительного соблюдения судебными приставами-исполнителями требований действующего законодательства об исполнительном производстве.1.2.

В ходе проверок исполнения законов в деятельности судебных приставов особое внимание обращать на соблюдение принципов:законности принимаемых решений;своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;уважения чести и достоинства гражданина;неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.1.3. Осуществляя прокурорский надзор, в частности при проверке жалоб на неправомерные действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей, изучать неоконченные исполнительные производства в подразделениях службы судебных приставов по месту их нахождения.

Исключить факты их изъятия и истребования в прокуратуру.1.4. При рассмотрении обращений о нарушениях законодательства об исполнительном производстве тщательно проверять все доводы заявителей, шире использовать полномочия главных и старших судебных приставов по отмене незаконных постановлений подчинённых приставов. В тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчинённых судебных приставов-исполнителей, направлять в их адрес жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, контролируя результаты рассмотрения.1.5.

Не допускать направления в службу судебных приставов жалоб, подлежащих рассмотрению в порядке . По результатам рассмотрения каждой такой жалобы выносить постановление о её полном или частичном удовлетворении либо об отказе в её удовлетворении.1.6. В целях восстановления нарушенных прав граждан применять исчерпывающие меры прокурорского реагирования как к судебным приставам-исполнителям, так и к лицам, не исполняющим их законные требования, препятствующим реализации судебных решений.1.7.

В целях восстановления нарушенных прав граждан применять исчерпывающие меры прокурорского реагирования как к судебным приставам-исполнителям, так и к лицам, не исполняющим их законные требования, препятствующим реализации судебных решений.1.7. Обращать внимание на соблюдение законодательства при организации территориальными органами Росимущества и специализированными организациями реализации арестованного судебными приставами-исполнителями имущества должников, проведении конкурсного отбора лиц, осуществляющих продажу арестованного имущества, заключении с ними договоров.1.8. При осуществлении прокурорского надзора за организациями, реализующими арестованное имущество, проверять соблюдение налоговыми органами установленной обязанности по получению санкции прокурора на арест имущества, а также установленных условий наложения ареста.1.9.

При выявлении нарушений вносить представления об их устранении главным судебным приставам субъектов Российской Федерации с постановкой вопроса о привлечении виновных судебных приставов-исполнителей к дисциплинарной ответственности.1.10. На незаконные постановления судебных приставов-исполнителей приносить протесты вышестоящим должностным лицам.1.11. В случае неисполнения законных требований прокурора:применять предоставленные , , и полномочия по обращению в суды общей юрисдикции и арбитражные суды с заявлениями о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и возмещении причинённого ими ущерба;возбуждать дела об административном правонарушении, предусмотренном (невыполнение законных требований прокурора).1.12.

При выявлении признаков преступления в действиях судебных приставов для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствии с положениями выносить мотивированное постановление о направлении материалов общенадзорной проверки в следственный орган.1.13. Обеспечить надлежащий прокурорский надзор за неукоснительным соблюдением дознавателями службы судебных приставов требований уголовно-процессуального законодательства. Во всех случаях выявления нарушений добиваться восстановления законности и решать вопрос об ответственности виновных лиц.

В своей деятельности руководствоваться .1.14.

Информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации о состоянии надзора за исполнением законодательства о судебных приставах и исполнительном производстве в докладах по результатам работы за год.2. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации прокурорский надзор в указанной сфере возложить:на Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства — в части соблюдения законов при осуществлении судебными приставами своих функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, по исполнению судебных актов и актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительных функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;на Главное управление по надзору за следствием — в части соблюдения законов в ходе предварительного следствия по уголовным делам, возбужденным в отношении судебных приставов;на управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью — в части соблюдения приставами уголовно-процессуального законодательства в ходе дознания по уголовным делам;на управление по надзору за расследованием особо важных дел — в части соблюдения уголовно-процессуального законодательства центральным аппаратом Федеральной службы судебных приставов.В указанных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации ежегодно обобщать состояние законности и прокурорского надзора в своей части.3. Признать утратившим силу 4. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов и иным территориальным прокурорам, которым довести его содержание до сведения подчинённых работников.Генеральный прокурорРоссийской Федерациидействительныйгосударственный советникЮ.Я.Чайка Электронный текст документаподготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:официальный сайт Генеральной прокуратурыРоссийской Федерацииwww.genproc.gov.ruпо состоянию на 12.05.2014

Генеральная прокуратураРоссийской Федерации

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УКАЗАНИЕ 12.05.2009 № 155/7 Москва Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами В целях повышения эффективности осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства, регламентирующего деятельность судебных приставов, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также внесением изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, руководствуясь ст.

17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», О Б Я З Ы В А Ю : 1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов, районов и иных территориальных прокуроров обеспечить надлежащий прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами.

1.1. Мерами прокурорского реагирования добиваться неукоснительного соблюдения судебными приставами-исполнителями требований действующего законодательства об исполнительном производстве.

1.2. В ходе проверок исполнения законов в деятельности судебных приставов особое внимание обращать на соблюдение принципов: законности принимаемых решений; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

1.3. Осуществляя прокурорский надзор, в частности при проверке жалоб на неправомерные действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей, изучать неоконченные исполнительные производства в подразделениях службы судебных приставов по месту их нахождения. Исключить факты их изъятия и истребования в прокуратуру.

Исключить факты их изъятия и истребования в прокуратуру.

1.4. При рассмотрении обращений о нарушениях законодательства об исполнительном производстве тщательно проверять все доводы заявителей, шире использовать полномочия главных и старших судебных приставов по отмене незаконных постановлений подчинённых приставов.

В тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчинённых судебных приставов-исполнителей, направлять в их адрес жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, контролируя результаты рассмотрения. 1.5. Не допускать направления в службу судебных приставов жалоб, подлежащих рассмотрению в порядке ст.

124 УПК РФ. По результатам рассмотрения каждой такой жалобы выносить постановление о её полном или частичном удовлетворении либо об отказе в её удовлетворении. 1.6. В целях восстановления нарушенных прав граждан применять исчерпывающие меры прокурорского реагирования как к судебным приставам-исполнителям, так и к лицам, не исполняющим их законные требования, препятствующим реализации судебных решений.

1.7. Обращать внимание на соблюдение законодательства при организации территориальными органами Росимущества и специализированными организациями реализации арестованного судебными приставами-исполнителями имущества должников, проведении конкурсного отбора лиц, осуществляющих продажу арестованного имущества, заключении с ними договоров.

1.8. При осуществлении прокурорского надзора за организациями, реализующими арестованное имущество, проверять соблюдение налоговыми органами установленной ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации обязанности по получению санкции прокурора на арест имущества, а также установленных условий наложения ареста. 1.9. При выявлении нарушений вносить представления об их устранении главным судебным приставам субъектов Российской Федерации с постановкой вопроса о привлечении виновных судебных приставов-исполнителей к дисциплинарной ответственности.

1.10. На незаконные постановления судебных приставов-исполнителей приносить протесты вышестоящим должностным лицам. 1.11. В случае неисполнения законных требований прокурора: применять предоставленные ст. 45, 254, 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст.

198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочия по обращению в суды общей юрисдикции и арбитражные суды с заявлениями о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и возмещении причинённого ими ущерба; возбуждать дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.

17.7 КоАП РФ (невыполнение законных требований прокурора).

1.12. При выявлении признаков преступления в действиях судебных приставов для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствии с положениями п.

2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ выносить мотивированное постановление о направлении материалов общенадзорной проверки в следственный орган. 1.13. Обеспечить надлежащий прокурорский надзор за неукоснительным соблюдением дознавателями службы судебных приставов требований уголовно-процессуального законодательства. Во всех случаях выявления нарушений добиваться восстановления законности и решать вопрос об ответственности виновных лиц.

В своей деятельности руководствоваться приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 06.09.2007 № 137

«Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»

.

1.14. Информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации о состоянии надзора за исполнением законодательства о судебных приставах и исполнительном производстве в докладах по результатам работы за год. 2. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации прокурорский надзор в указанной сфере возложить: на Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства – в части соблюдения законов при осуществлении судебными приставами своих функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, по исполнению судебных актов и актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительных функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности; на Главное управление по надзору за следствием – в части соблюдения законов в ходе предварительного следствия по уголовным делам, возбужденным в отношении судебных приставов; на управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью – в части соблюдения приставами уголовно-процессуального законодательства в ходе дознания по уголовным делам; на управление по надзору за расследованием особо важных дел – в части соблюдения уголовно-процессуального законодательства центральным аппаратом Федеральной службы судебных приставов.
2. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации прокурорский надзор в указанной сфере возложить: на Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства – в части соблюдения законов при осуществлении судебными приставами своих функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, по исполнению судебных актов и актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительных функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности; на Главное управление по надзору за следствием – в части соблюдения законов в ходе предварительного следствия по уголовным делам, возбужденным в отношении судебных приставов; на управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью – в части соблюдения приставами уголовно-процессуального законодательства в ходе дознания по уголовным делам; на управление по надзору за расследованием особо важных дел – в части соблюдения уголовно-процессуального законодательства центральным аппаратом Федеральной службы судебных приставов.

В указанных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации ежегодно обобщать состояние законности и прокурорского надзора в своей части.

3. Признать утратившим силу указание Генерального прокурора Российской Федерации от 06.01.1999 № 1/7

«Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами»

.

4. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности. Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов и иным территориальным прокурорам, которым довести его содержание до сведения подчинённых работников.

Генеральный прокурор Российской Федерации действительный государственный советник Ю.Я.Чайка

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами

Статьей 1 Закона о прокуратуре надзор за исполнением законов судебными приставами выделен в отдельное направление. Но Закон не устанавливает каких-либо специальных полномочий прокурора как по выявлению нарушений, так и принятию мер реагирования, так что все то, что было изложено выше, вполне применимо и в отношении судебных приставов. Поскольку функцией судебных приставов-исполнителей является исполнение судебных актов и актов других органов, данная служба выделена из судебной системы и находится в структуре органов исполнительной власти.

Поэтому данное направление надзора имеет свои особенности, на которых необходимо остановиться. Согласно Закону судебные приставы по своим функциям разделены на две категории:

  1. 1) судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов;
  2. 2) судебные приставы-исполнители.

Соответственно этому разделяется и предмет прокурорского надзора. Что касается судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, то предметом надзора прокуратуры является законность применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Давая оценку законности деятельности этой категории судебных приставов, прокурор должен установить, соответствуют ли действия пристава Федеральным законам от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» и от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности (приказ ФССП России от 17.12.2015 № 596), а также проверить, не содержится ли в его действиях признаков уголовно наказуемого превышения должностных полномочий. В целом же такая проверка аналогична проверкам, проводимым в отношении сотрудников органов внутренних дел.

Предметом надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями является надзор:

  1. — соблюдением прав и свобод граждан и юридических лиц.
  2. — законностью решений, принимаемых судебными приставами- исполнителями;
  3. — за исполнением законов судебными приставами-исполнителями;

Характерным для деятельности судебных приставов является то, что все три указанные составляющие их деятельности, как правило, взаимосвязаны. Если судебный пристав принимает незаконное решение — выносит незаконное или необоснованное постановление, он, действуя на основании этого решения, нарушает закон и тем самым в большинстве случаев ущемляет права гражданина или организации.

В том случае, когда проверка проводится по заявлению гражданина или юридического лица, обжалующего конкретные действия (бездействие) судебного пристава, и нет оснований предполагать наличия других нарушений, возможно ограничиться проверкой изложенных фактов.

Хотя, как правило, допускается сразу несколько нарушений закона, о которых сам заявитель может и не подозревать.

Поэтому целесообразно проверять выполнение судебным приставом всего комплекса требований, предъявляемых к исполнительному производству. При плановой или текущей проверке исполнения законодательства в районной (городской) службе судебных приставов необходимо провести тщательную подготовку. О принципах проведения подготовительных мероприятий уже говорилось выше.

Вопросы, которые предстоит выяснить в ходе проверки, можно разделить на несколько групп:

  1. — соблюдение законности при наложении взысканий на граждан и должностных лиц;
  2. — иные вопросы деятельности службы судебных приставов.
  3. — наличие фактов бездеятельности в тех случаях, когда закон требует от судебного исполнителя совершения активных действий;
  4. — соблюдение установленных для исполнительного производства сроков;

В зависимости от поступившей в прокуратуру информации целью проверки может быть выяснение и других обстоятельств, необходимых для того, чтобы определить состояние законности в деятельности службы судебных приставов.

Независимо от характера конкретного исполнительного производства необходимо проверить соблюдение судебным приставом следующих установленных законом сроков:

  1. — совершения исполнительных действий;
  2. — рассмотрения обращений юридических и физических лиц.
  3. — направления заинтересованным лицам копий постановления о возбуждении исполнительного производства;
  4. — установленных должником для добровольного исполнения;
  5. — возбуждения исполнительного производства;

Как показывает практика, наиболее распространенным нарушением является несоблюдение сроков возбуждения исполнительного производства и совершения исполнительных действий.

Проверка порядка совершения исполнительных действий включает в себя проверку следующих моментов:

  1. — соблюдения сроков предъявления исполнительного документа к исполнению;
  2. — соблюдения очередности удовлетворения требований взыскателей;
  3. — соблюдения требований закона при возвращении исполнительного документа взыскателю;
  4. — выполнения требований закона о принятии к исполнению исполнительного документа;
  5. — вынесения постановления об окончании исполнительного производства;
  6. — соответствия исполнительного документа требованиям закона;
  7. — соблюдения требований закона при наложении ареста на имущество должника (описи имущества, его изъятия, передачи на хранение),

наложении ареста или обращения взыскания на вновь поступающие на счет должника денежные средства;

  1. — способов оценки и реализации имущества должника, привлечение в необходимых случаях специалистов;
  2. — решения вопросов исполнения решений по спорам неимущественного характера (вселение, выселение, восстановление на работе и др.).
  3. — законности действий по отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов и актов других органов;
  4. — обоснованности изменения способа и порядка приостановления, прекращения и окончания исполнительного производства;

Кроме того, прокурор должен проверить поступившую информацию о наличии оснований для отвода судебного пристава. Судебный пристав не может участвовать в исполнении судебных постановлений и постановлений иных органов в случаях:

  1. 1) если он является родственником сторон или других лиц, участвующих в деле, и их представителей;
  2. 2) если он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе дела либо если имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

Проверяя наличие фактов бездеятельности судебных приставов, в частности, необходимо выяснить:

  1. — соблюдаются ли требования о направлении исполнительных документов по спорам неимущественного характера;
  2. — своевременно ли направляются копии исполнительных документов в связи с изменением места жительства или работы должника;
  3. — выполняются ли требования по розыску должника и его имущества; направляются ли письменные запросы в налоговые органы, органы регистрации и т.д.;
  4. — не уклоняется ли судебный пристав от возбуждения исполнительного производства;
  5. — обращается ли в суд в случае неисполнения должником исполнительного документа о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника с заявлением, утвержденным старшим судебным приставом; вынесении определения о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула, или разницы в заработке за все время вынужденного прогула, или разницы в заработке за все время со дня вынесения решения о восстановлении работника по день исполнения исполнительного документа.

Проверка обоснованности наложения на граждан или должностных лиц взысканий ставит своей целью выяснение следующих вопросов:

  1. — является ли обоснованным вынесение судебным приставом постановления о приводе гражданина или должностного лица за уклонение без уважительных причин от явки по вызову судебного пристава или к месту совершения исполнительных действий;
  2. — правомерно ли наложение на должника взыскания за неисполнение решений суда;
  3. — допускаются ли нарушения в ходе привлечения виновных к ответственности за неисполнение законных требований судебных приставов-исполнителей и нарушения законодательства РФ об исполнительном производстве;
  4. — утверждено ли постановление старшим судебным приставом; не допущено ли нарушения закона при доставлении этого лица.

Надо отметить, что наложение судебным приставом штрафа регулируется нормами Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а не КоАП и, следовательно, не является привлечением к административной ответственности. Поэтому действие ст. 85 и 87 указанного Закона, регулирующих наложение штрафа постановлением судебного пристава, распространяется также на военнослужащих и других лиц, несущих ответственность в дисциплинарном порядке.

Проверке подлежит и состояние законности в деятельности службы судебных приставов, напрямую не связанной с исполнением судебных постановлений, а касающейся следующих вопросов:

  1. — отчисления в бюджет денежных сумм от исполнительских сборов;
  2. — формирования внебюджетного фонда развития исполнительного производства, его целевого использования.

Надзор за исполнением законов районной (городской) службой судебных приставов по существу не отличается от надзора за исполнением законов иными государственными органами, и к нему относится все сказанное выше относительно порядка проведения проверок. Следует только перечислить те документы, с которыми должен при проведении проверки ознакомиться прокурор:

  1. — журнал учета материалов по взысканию сумм временных пособий на несовершеннолетних детей, выплачиваемых в период розыска родителей;
  2. — книга выплаты премиального вознаграждения судебным приставам-исполнителям;
  3. — зональные книги учета исполнительных производств;
  4. — отчетно-статистическая документация.
  5. — журнал учета штрафов, налагаемых судебными приставами- исполнителями при исполнении судебных решений;
  6. — реестр дел;
  7. — книга учета депозитных сумм;
  8. — журнал регистрации жалоб и заявлений;
  9. — книга учета исполнительных документов;
  10. — алфавитные указатели учета взыскателей;
  11. — журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции;

Если в результате проверки прокурор придет к выводу о необходимости применения мер прокурорского реагирования, он делает это по общим правилам принесения протеста, внесения представления и направления предостережения. При решении вопроса о том, каким именно образом реализовать свое право на опротестование незаконного постановления судебного пристава-исполнителя, следует принять во внимание, что на практике протест приносится старшему судебному приставу районной (городской) службы судебных приставов.

Обжалование действий судебного пристава по исполнению документов иных органов включается в подведомственность судов общей юрисдикции независимо от того, связана ли выдача исполнительного документа с осуществлением экономической деятельности или нет. Решения и действия (бездействие) судебного пристава могут быть обжалованы в арбитражный суд только в том случае, если исполнительные документы выданы этим судом.

Содержание книги

  1. 47. Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел
  2. 22. Правовые средства реагирования прокурора на нарушение закона
  3. 45. Особенности участия прокурора в рассмотрении судами общей юрисдикции уголовных дел
  4. 55. Организация и деятельность прокуратуры на примере зарубежных стран (Дании, Германии, Франции, США)
  5. 27. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
  6. 44. Основные направления деятельности прокурора в суде
  7. 49. Правовой статус прокурора
  8. 54. Предпосылки международного сотрудничества прокуратуры РФ
  9. 19. Кадры и служба в органах и учреждениях прокуратуры
  10. 50. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»: структура и содержание
  11. 30. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
  12. 34. Подследственность. Создание следственных групп
  13. 39. Особенности участия прокурора в суде присяжных
  14. 38. Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников
  15. 43. Участие прокурора в рассмотрении дел судами
  16. 56. Международное сотрудничество в рамках СНГ
  17. 17. Тактика прокурорской деятельности
  18. 46. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
  19. 14. Перечень отраслей прокурорского надзора, их краткая характеристика
  20. 37. Надзор за исполнением законов судебными приставами
  21. 36. Прокурорский надзор за исполнением законодательства по охране несовершеннолетних
  22. 29. Надзор за соблюдением законодательства о свободе выбора места жительства и передвижения
  23. 28. Надзор за соблюдением избирательных прав граждан
  24. 52. Надзор за соблюдением законов об ответственности за административные правонарушения
  25. 48. Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел
  26. 18. Методика прокурорской деятельности
  27. 26. Надзор за исполнением законов и полномочия прокурора при осуществлении данного надзора
  28. 42. Особенности участия прокурора в рассмотрении дел арбитражным судом
  29. 51. Транспортная прокуратура
  30. 53. Нормативные правовые акты Генерального прокурора РФ
  31. 16. Дисциплинарная ответственность
  32. 32. Полномочия прокурора в досудебном производстве
  33. 41. Надзор за исполнением приговоров, не связанных с лишением свободы
  34. 20. Организация и порядок рассмотрения и разрешения письменных обращений граждан
  35. 31. Надзор за исполнением законов органами, исполняющими наказание и назначаемые судом меры принудительного характера
  36. 35. Надзор за законностью привлечения лица в качестве обвиняемого
  37. 15. Меры правовой защиты и социальной поддержки прокуроров и следователей
  38. 23. Прокурорский надзор за исполнением антимонопольного законодательства
  39. 24. Испытание при приеме на службу, аттестация, присвоение классных чинов, воинских званий работникам прокуратуры РФ
  40. Читать книгу целиком на Litres
  41. 33. Главная военная прокуратура
  42. 40. Надзор прокурора за законностью исполнения приговоров, связанных с лишением свободы
  43. 21. Полномочия военных прокуроров
  44. 25. Прокурорский надзор за исполнением законодательства и полномочия прокуроров в сфере экологии

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 июля 2009 г.

N 194-ФЗ в пункт 1 статьи 19 настоящего Федерального закона внесены изменения 1.

Постановления, действия (бездействие) судебного пристава могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в суд. Обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не является препятствием для обращения в суд.

2. Судебный пристав несет ответственность за проступки и правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации. 4. Надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. См. комментарии к статье 19 настоящего Федерального закона

Суть контроля и наблюдения

Анализ правомерности, законности действий приставов (СП) возложен на прокуратуру РФ ст.

19 ФЗ №118 от 21.07.1997 ., указом №155/7 от 12.05.2009 ., ФЗ №119 от 21.07.1997 г. В первую очередь следует выяснить, кто именно контролирует работу судебных приставов. Обязанность по исполнению надзора назначена Генеральному прокурору и его подконтрольным лицам.

Рекомендуем прочесть:  Мадагаскар виза для россиян 2021

Конкретного регламента осуществления надзорной деятельности не существует.

В исполнении своих обязательств работники прокуратуры должны руководствоваться законом №2202-1 от 17.01.1992 г, законом №229-ФЗ от 02.10.2007 г, а также пользоваться иными действующими нормативно-правовыми актами РФ.

Понятие прокурорского надзора включает проверку соблюдения следующих принципов исполнения требований суда:

  1. Почтение прав граждан, их чести, достоинства.
  2. Законное обоснование решений СП.
  3. Соответствие заявленных исполнителем требований объему взыскиваемых обязательств.
  4. Своевременность принятых принудительных мер, исполнительских действий.
  5. Сохранность минимального имущества должника, необходимого для обеспечения своих физиологических потребностей, содержания семьи.

Важно, что основополагающей целью надзора является охрана прав и потребностей физических лиц, деятельности которых непосредственно касается функционирование СП.

Надзором за исполнением обязанностей судебных приставов занимается прокуратура Проверке подлежат следующие действия исполнителей:

  1. Соразмерность налагаемого ареста на объекты собственности должника.
  2. Выполнение требований суда.
  3. Оценка полноты мер по розыску ответчика, выявлению его имущества и др.
  4. Отслеживание ходатайства к гражданам по исполнительному производству.
  5. Документальное оформление мероприятий взыскания.

Особое внимание прокурорского надзора направлено на контроль исполнительских действий:

  1. Обеспечение неприкосновенности, безопасности служащим государственных структур, являющихся участниками производства.
  2. Условия применения дополнительных мер силового воздействия на граждан.
  3. Исполнительность при предоставлении в суд вещественных доказательств.
  4. Координирование сроков погашения исполнительных листов и др.
  5. Порядок подбора, приготовления территории для проведения производства.
  6. Защищенность процессов.

Проведение мероприятий

Эффективность проводимых действий по выполнению положений нормативной базы судебными исполнителями зависит от конкретного планирования мер, определяемых сотрудниками структуры.ВНИМАНИЕ!

Для качественной организации работы необходимо обладать высоким уровнем знания действующего законодательства, а также знать практику его применения.

Поэтому служащие структуры постоянно повышают свою квалификацию.Для этого помощники прокурора либо его заместители:

  1. наделяются достоверными данными о случаях появления правонарушений: сбор, переработка и сохранение информации при проведении расследования. Такие сведения могут поступать не только в виде жалоб и обращений граждан либо правоохранительных органов, но и в качестве материалов, истребованных в различных учреждениях, полученных при осуществлении контрольных функций за соблюдением норм в разных сферах гражданского общества;
  2. в перечень мероприятий могут включаться проверочные действия в отношении организаций либо субъектов для выявления правонарушений;
  3. составляется план проведения мероприятий;
  4. обеспечиваются нормативной базой, пособиями и рекомендациями;
  5. аналитическая деятельность;
  6. собираются с целью подбора и анализа информации;
  7. составляют отчетность по проводимым действиям.
  8. взаимодействуют с другими структурными отделами службы;

При проведении надзора важно применение рекомендаций и внедрение передовых инноваций.

Надзор за исполнением законов судебными приставами

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИА.

ВИНОКУРОВА. Винокуров, начальник организационно — методического отдела Московской региональной природоохранной прокуратуры.Надзор за исполнением законов судебными приставами — новое направление прокурорского надзора (см. Федеральные законы «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г.

и «Об исполнительном производстве» от того же числа). В ст. 19 Закона о судебных приставах закреплено, что надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Это подтверждено и Федеральным законом

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «

О прокуратуре Российской Федерации» от 10 февраля 1999 г. Однако Закон не конкретизирует предмет и, самое главное, полномочия прокуроров по осуществлению надзора за исполнением законов судебными приставами, хотя согласно ст. 129 Конституции РФ это должно определяться федеральным законом.

Целесообразно, на наш взгляд, в Закон о прокуратуре ввести самостоятельную главу, отражающую специфику новой отрасли надзора.

По своей сути данное направление надзора можно рассматривать как разновидность прокурорского надзора за исполнением законов государственными органами, исполняющими решения судов. В то же время по характеру применяемых прокурорами правовых средств, надзорных методов и приемов оно наиболее близко к прокурорскому надзору за исполнением законов.

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами близок и к надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, поскольку одной из его задач является обеспечение законности в сфере соблюдения прав граждан, относительно которых приняты судебные решения, а также обязательные к исполнению акты несудебных органов. Объектом данного направления надзора являются общественные отношения, возникающие в процессе исполнительного производства, и, в первую очередь, законность принимаемых судебными приставами мер и выносимых правовых актов.

Но в поле зрения прокуроров должно находиться исполнение судебными приставами и других законодательных актов, нарушение которых возможно в ходе осуществления ими своей деятельности (например, Федеральных законов

«Об основах государственной службы Российской Федерации»

, «Об оружии» и ряд других). Предметом рассматриваемой отрасли надзора следует считать деятельность прокуроров по выявлению, пресечению и устранению нарушений в процессе осуществления судебными приставами своей деятельности, восстановлению нарушенной законности и принятию мер по недопущению подобных нарушений в будущем.

Функционально судебные приставы подразделяются на две категории: — приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, права и обязанности которых закреплены в Законе о судебных приставах; — приставы — исполнители, которые помимо названного Закона руководствуются в своей деятельности Законом об исполнительном производстве. Данное разделение предопределяет компетенцию и полномочия соответствующих прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами. Компетенция прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами определяется системой судов, за которыми закреплены конкретные подразделения приставов.

Деятельность судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов и осуществляющих исполнительное производство по актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов, находится в поле зрения территориальных прокуроров. Надзор за исполнением законов судебными приставами, входящими в систему управления военных судов Минюста России, осуществляется военными прокурорами. Полномочия территориальных и военных прокуроров по сути своей являются общенадзорными, т.е.

должны включать в себя арсенал полномочий по выявлению, пресечению и устранению нарушений законов и принятию мер к отмене издаваемых должностными лицами службы судебных приставов незаконных правовых актов. Прокуроры вправе проводить проверки исполнения законов судебными приставами в соответствующих службах, отделах и иных структурных подразделениях приставов. Они могут также поручать проведение проверок исполнения законов судебными приставами вышестоящим службам судебных приставов.

В ст. 3 Закона об исполнительном производстве подразделения службы судебных приставов обозначены как органы принудительного исполнения.

Поэтому важно проверить, не выходят ли они за рамки предоставленных им законных полномочий.

При поступлении в прокуратуру жалобы на действия (бездействие) судебного пристава — исполнителя прокурор вправе вызвать должностное лицо для дачи объяснений. Неявка судебного пристава к прокурору без уважительных причин может повлечь за собой вынесение постановления о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ст.

165.11 КоАП РСФСР, с направлением его в суд для принятия решения. Прокурор также вправе ознакомиться на месте либо затребовать для изучения исполнительное производство, претензии к содержанию которого высказаны заявителем, другие материалы.

Непредставление исполнительного производства либо воспрепятствование в иной форме со стороны судебного пристава — исполнителя может являться основанием для возбуждения прокурором производства об административном правонарушении, предусмотренном ст. 165.10 КоАП РСФСР. В статьях 9, 10, 19, 26 и др. Закона об исполнительном производстве отмечается, что постановления судебных приставов могут быть обжалованы в соответствующий суд в 10-дневный срок.

Однако учитывая загруженность судов, можно более оперативно отреагировать на незаконные постановления судебных приставов, принеся протест прокурора вышестоящему должностному лицу. Возможно использовать и такое средство, как предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 Закона о прокуратуре). Прокурор вправе внести представление старшему судебному приставу, возглавляющему районное или равное ему территориальное подразделение судебных приставов, либо в службу судебных приставов субъекта Федерации об устранении допущенных нарушений, причин и условий, им способствовавших, а также поставить вопрос о применении к судебным приставам — нарушителям мер дисциплинарного воздействия.

Представление прокурора может быть внесено и по результатам обобщения нескольких жалоб, свидетельствующих о том, что нарушения носят систематический характер.

При выявлении в деятельности судебных приставов нарушений, носящих характер уголовно наказуемых деяний и относящихся, как правило, к числу должностных преступлений (злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, служебный подлог и т.д.), прокурор возбуждает уголовное дело.

Генеральная прокуратура РФ издала указание

«Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами»

от 6 января 1999 г., но, видимо, целесообразнее издать приказ, а также внести изменения и дополнения в Приказ Генерального прокурора РФ «О разграничении компетенции территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур» от 9 апреля 1996 г. Сведения о противоправных действиях судебных приставов или их бездействии могут быть получены от граждан, права и интересы которых были ущемлены, руководителей предприятий, учреждений, организаций, из средств массовой информации, судебных, налоговых и финансовых органов, территориальных органов юстиции, банковских учреждений. В начале проверки тщательно исследуется достоверность поступивших сведений о нарушениях законов, допущенных судебными приставами.

Необходимо ознакомиться с реестром дел, ведущимся в службе судебных приставов, и истребовать материалы, которые надлежит изучить. Это могут быть журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции; журнал учета исполнительных производств, собственно исполнительные производства; журнал учета материалов по взысканию сумм временных пособий на несовершеннолетних детей, выплаченных в период розыска их родителей; журнал учета штрафов, налагаемых приставом — исполнителем в стадии исполнения судебных решений; книга учета депозитных сумм подразделения судебных приставов; книга о выплате премиального вознаграждения судебным приставам — исполнителям; журнал регистрации жалоб и заявлений, собственно жалобы и заявления и переписка по ним; отчетно — статистические документы и т.д.

Путем изучения перечисленных и многих других материалов, бесед с работниками службы прокурор, в частности, выясняет, налажен ли в службе учет исполнительных документов, соблюдается ли трехдневный срок вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства и нет ли фактов уклонения судебных приставов от возбуждения исполнительных производств; своевременно ли направляются копии постановлений о возбуждении исполнительного производства взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ; все ли предусмотренные законом меры принимаются судебными приставами в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, включая опись имущества должника, наложение ареста на его имущество; принимаются ли меры к розыску скрывшихся должников и их имущества; соблюдается ли двухмесячный срок совершения исполнительных действий; соответствуют ли закону принимаемые судебными приставами решения, не ущемляют ли они права физических и юридических лиц и, в частности, не превышают ли они свои полномочия при наложении ареста на имущество, реализации арестованного имущества, применении штрафных санкций; на законном ли основании приостанавливаются исполнительные производства и откладываются исполнительные действия; регистрируются ли поступающие в службу жалобы и заявления, своевременно ли они рассматриваются и разрешаются и соответствуют ли закону принимаемые по ним решения. Проверки могут также проводиться в связи с поступлением сведений о превышении полномочий судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов, в особенности при применении ими физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Представляется, что по каждому случаю применения судебными приставами огнестрельного оружия, повлекшему тяжкие последствия (гибель или ранение людей), необходимо проводить прокурорские проверки на предмет установления законности применения оружия.ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ»КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принята всенародным голосованием 12.12.1993)»КОДЕКС РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» (утв. ВС РСФСР 20.06.1984)ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.01.1992 N 2202-1 «О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.07.1995 N 119-ФЗ «ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 05.07.1995)ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 13.12.1996 N 150-ФЗ «ОБ ОРУЖИИ» (принят ГД ФС РФ 13.11.1996)ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ» (принят ГД ФС РФ 04.06.1997)ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.1997 N 119-ФЗ «ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ» (принят ГД ФС РФ 04.06.1997)ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.02.1999 N 31-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 23.12.1998) Законность, N 1, 2000

Задачи и предмет прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами

К задачам прокурорского надзора за исполнением законодательства судебными приставами относится:

  1. обеспечение установленного законодательством порядка деятельности судебных органов и справедливого исполнения их решений.
  2. обеспечение законных действий в деятельности судебных приставов;
  3. защита прав и законных интересов физических и юр. лиц, по отношению к которым возбудили исполнительное судопроизводство;

Предмет надзора исследуемой отрасли в Законе о прокуратуре не обозначен.

Определяя его содержание, необходимо опираться на общие положения о предмете надзорной прокурорской деятельности, которые изложены в Законе о прокуратуре. Следует принимать к сведению задачи, реализация которых возложена на службу судебных исполнителей и правовое положение судебных исполнителей.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+