Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Куда в конце года включается резерв отпусков в бюджетном учреждении

Куда в конце года включается резерв отпусков в бюджетном учреждении

Учет формирования и использования резервов

Согласно п. 302.1 Инструкции № 157н информация о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения, в частности по выплате отпускных сотрудникам за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование, отражается на счете 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов». В целях отражения указанных обязательств на счетах санкционирования расходов применяется счет 0 502 99 000

«Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)»

(п.

308, 309 Инструкции № 157н). В силу положений инструкций № 162н, 174н, 183н создание резерва на оплату отпусков оформляется следующими бухгалтерскими записями: Казенные учреждения Бюджетные и автономные учреждения Сформирован резерв на оплату отпусков 1 401 20 211 (213) 1 109 60 211 (213) 1 401 60 211 (213) 0 401 20 211 (213) 0 109 60 211 (213) 0 401 60 211 (213) Отражены отложенные обязательства в сумме сформированного резерва* 1 501 93 211 (213) 1 502 99 211 (213) 0 506 90 211 (213) 0 502 99 211 (213) * Уточнение ранее сформированного резерва отражается на дату его расчета дополнительной бухгалтерской записью (увеличение ранее сформированного резерва) или записью, оформленной по способу «красное сторно» (уменьшение ранее сформированного резерва) (Письмо № 02-07-07/28998).

308, 309 Инструкции № 157н). В силу положений инструкций № 162н, 174н, 183н создание резерва на оплату отпусков оформляется следующими бухгалтерскими записями: Казенные учреждения Бюджетные и автономные учреждения Сформирован резерв на оплату отпусков 1 401 20 211 (213) 1 109 60 211 (213) 1 401 60 211 (213) 0 401 20 211 (213) 0 109 60 211 (213) 0 401 60 211 (213) Отражены отложенные обязательства в сумме сформированного резерва* 1 501 93 211 (213) 1 502 99 211 (213) 0 506 90 211 (213) 0 502 99 211 (213) * Уточнение ранее сформированного резерва отражается на дату его расчета дополнительной бухгалтерской записью (увеличение ранее сформированного резерва) или записью, оформленной по способу «красное сторно» (уменьшение ранее сформированного резерва) (Письмо № 02-07-07/28998). Расходы по оплате отпуска признаются в учете за счет суммы созданного резерва, то есть резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых он изначально создавался (п. 302.1 Инструкции № 157н). В бухгалтерском учете операции по использованию «отпускного» резерва отразятся следующими проводками: Казенные учреждения Бюджетные и автономные учреждения Начислена оплата отпуска за счет резерва… …по выплатам работникам 1 401 60 211 1 302 11 737 0 401 60 211 0 302 11 737 …по страховым взносам 1 401 60 213 1 303 хх 731 0 401 60 213 0 303 хх 731 Принято обязательство на текущий год по оплате отпусков за счет отложенных обязательств… …по выплатам работникам 1 502 99 211 1 502 11 211 0 502 99 211 0 502 11 211 1 501 13 211 1 501 93 211 0 506 10 211* 0 506 90 211* …по страховым взносам 1 502 99 213 1 502 11 213 0 502 99 213 0 502 11 213 1 501 13 213 1 501 93 213 0 506 10 213* 0 506 90 213* Уменьшены ранее принятые обязательства текущего года на сумму принятых обязательств за счет отложенных обязательств на оплату отпуска (способом «красное сторно»)**… …по выплатам работникам 1 501 13 211 1 502 11 211 0 506 10 211 0 502 11 211 …по страховым взносам 1 501 13 213 1 502 11 312 0 506 10 213 0 502 11 213 * Данные корреспонденции счетов приведены по аналогии с записями, предусмотренными абз.

8 п. 134 Инструкции № 162н, с применением счета 0 506 10 000

«Право на принятие обязательств на текущий финансовый год»

.

Предлагаем закрепить их в учетной политике учреждения. ** В начале года казенные учреждения принимают обязательства по заработной плате и начислениям на заработную плату в объеме утвержденных годовых ЛБО, а бюджетные и автономные учреждения – в объеме плановых назначений (Письмо Минфина РФ от 21.01.2013 № 02-06-07/155).

Поэтому при принятии обязательств по оплате отпуска за счет резерва на эту сумму необходимо уменьшить ранее принятые обязательства (Письмо № 02-07-07/28998, п. 1.2.3 приложения к Письму Минфина РФ № 02-07-07/21798, Федерального казначейства № 07-04-05/02-308 от 07.04.2017). При превышении суммы отпускных над величиной сформированного резерва операции по начислению оплаты отпуска за проработанное время будут отражаться в учете без применения счетов 0 401 60 000, 0 502 99 000 следующими корреспонденции: Казенные учреждения Бюджетные и автономные учреждения Начислена оплата отпуска… …по выплатам работникам 1 401 20 211 1 109 60 211 1 302 11 737 0 401 20 211 0 109 60 211 0 302 11 737 …по страховым взносам 1 401 20 213 1 109 60 213 1 303 хх 731 0 401 20 213 0 109 60 213 0 303 хх 731 Принято обязательство на текущий год по оплате отпусков… …по выплатам работникам 1 501 13 211 1 502 11 211 0 506 10 211 0 502 11 211 …по страховым взносам 1 501 13 213 1 502 11 213 0 506 10 213 0 502 11 213 Пример 2.

Бюджетное учреждение культуры формирует резерв на оплату отпусков по КВФО 4 на последнее число каждого квартала.
На конец II квартала текущего года сумма такого резерва составила:

  1. по выплатам работникам – 250 000 руб.;
  2. по уплате страховых взносов с суммы отпускных – 75 500 руб.

В июле за счет резерва на оплату отпусков были начислены отпускные в сумме 120 000 руб.

и с них – 36 240 руб., в том числе в ПФР (22%) – 26 400 руб., ФСС (2,9%) – 3 480 руб., ФФОМС (5,1%) – 6 120 руб., «на травматизм» (0,2%) – 240 руб. Данные операции отразятся в бухгалтерском учете следующим образом: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб. Сформирован резерв на оплату отпусков на конец II квартала 4 109 60 211 4 401 60 211 250 000 4 109 60 213 4 401 60 213 75 500 Отражены отложенные обязательства в сумме сформированного резерва 4 506 90 211 4 502 99 211 250 000 4 506 90 213 4 502 99 213 75 500 Начислены в июле за счет сформированного резерва: а) отпускные* 4 401 60 211 4 302 11 737 120 000 б) страховые взносы, уплачиваемые: – в ПФР 4 401 60 213 4 303 10 731 26 400 – в ФФОМС 4 401 60 213 4 303 07 731 6 120 – в ФСС 4 401 60 213 4 303 02 731 3 480 – »на травматизм» 4 401 60 213 4 303 06 731 240 Приняты обязательства на текущий год по оплате в июле отпусков за счет отложенных обязательств в сумме: а) отпускных 4 502 99 211 4 506 10 211 4 502 11 211 4 506 90 211 120 000 б) страховых взносов 4 502 99 213 4 506 10 213 4 502 11 213 4 506 90 213 36 240 Уменьшены ранее принятые обязательства текущего года на сумму принятых обязательств за счет отложенных обязательств на оплату отпусков в июле (способом «красное сторно») в части: а) отпускных 4 506 10 211 4 502 11 211 (120 000) б) страховых взносов 4 506 10 213 4 502 11 213 (36 240) * Операции по удержанию НДФЛ с суммы отпускных, перечислении его в бюджет, а также по зачислению отпускных на карты сотрудников в рамках примера не рассматриваются.
Сформирован резерв на оплату отпусков на конец II квартала 4 109 60 211 4 401 60 211 250 000 4 109 60 213 4 401 60 213 75 500 Отражены отложенные обязательства в сумме сформированного резерва 4 506 90 211 4 502 99 211 250 000 4 506 90 213 4 502 99 213 75 500 Начислены в июле за счет сформированного резерва: а) отпускные* 4 401 60 211 4 302 11 737 120 000 б) страховые взносы, уплачиваемые: – в ПФР 4 401 60 213 4 303 10 731 26 400 – в ФФОМС 4 401 60 213 4 303 07 731 6 120 – в ФСС 4 401 60 213 4 303 02 731 3 480 – »на травматизм» 4 401 60 213 4 303 06 731 240 Приняты обязательства на текущий год по оплате в июле отпусков за счет отложенных обязательств в сумме: а) отпускных 4 502 99 211 4 506 10 211 4 502 11 211 4 506 90 211 120 000 б) страховых взносов 4 502 99 213 4 506 10 213 4 502 11 213 4 506 90 213 36 240 Уменьшены ранее принятые обязательства текущего года на сумму принятых обязательств за счет отложенных обязательств на оплату отпусков в июле (способом «красное сторно») в части: а) отпускных 4 506 10 211 4 502 11 211 (120 000) б) страховых взносов 4 506 10 213 4 502 11 213 (36 240) * Операции по удержанию НДФЛ с суммы отпускных, перечислении его в бюджет, а также по зачислению отпускных на карты сотрудников в рамках примера не рассматриваются.

* * * Формирование «отпускного» резерва отражается на счете 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов». За счет этого резерва осуществляется выплата отпускных сотрудникам за фактически отработанное время, компенсации за неиспользованные ими дни отпуска, а также уплата начисленных с данных сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование. Обращаем ваше внимание, что если отпуск предоставляется работникам авансом, соответствующие выплаты на счетах резерва предстоящих расходов не отражаются.

Для начисления отпускных применяется счет 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» (см.

письма Минфина РФ от 09.11.2016 № 02-06-10/65506, от 05.06.2017 № 02-06-10/34914, от 07.03.2018 № 02-07-10/14688).

Если отпуск предоставляется авансом…

В соответствии со оплачиваемый отпуск должен предоставляться работникам ежегодно.

Причем право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев. То есть в отдельных случаях работодатель вправе предоставить отпуск до отработки сотрудником соответствующего периода, за который предоставляется отпуск.

Это так называемый отпуск авансом. На такие выплаты (отпускные) на счетах учета резерва отпусков начисления не производятся.

Обязательства по начислению отпускных в текущем отчетном периоде, если работник фактически не отработал период, за который начислены отпускные, отражаются (п. 302 , ): – по дебету счета 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» (выбирается соответствующая аналитика);– по кредиту счета 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам».

Заключение

На практике реализация разъяснений Минфина России приведет к увеличению документооборота, количества учетных операций, потребует внесения изменений в учетную политику учреждения и, как следствие, увеличит трудозатраты.

Кроме того, чтобы обязанность учреждения перед работниками по предоставлению им дней отпуска не была формальностью, учреждению придется самостоятельно ответить на следующие вопросы: 1.

На основании какого документа такая обязанность отражается на счетах бухгалтерского учета?

2. Какие должностные лица будут нести ответственность за совершение рассматриваемых операций? Очевидно, что полученные ответы должны быть оформлены соответствующими нормами в учетной политике учреждения или ином локальном акте.

И еще раз отметим, что руководителю учреждения, решившему исполнять рекомендации Минфина России, необходимо будет изыскать источник для финансирования дополнительных трудозатрат работников бухгалтерии и отдела кадров.

Вышеиспользованные варианты решения задач с помощью типовых и измененных программных решений «1С» уже успешно используются клиентами компании «Первый БИТ».

А доработанный ее специалистами функционал программы помогает пользователям адаптировать систему под уникальные особенности каждого учреждения. От редакции Напоминаем, что бухгалтерские записи по отражению в учете операций по формированию и использованию резервов, определение оценочного значения при формировании резерва на оплату отпусков за фактически отработанное время разъяснены ранее в письмах Минфина России от 20.05.2015 № 02-07-07/28998 и от 14.01.2016 № 02-07-10/604. В учетной политике следует описать выбор одного из предлагаемых ниже методов начисления резерва отпусков.

Резерв при этом рассчитывается ежемесячно (ежеквартально, ежегодно) как сумма оплаты отпусков работникам за фактически отработанное время на дату расчета и сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 1. Сумма расходов на оплату предстоящих отпусков определяется по одной из следующих методик.

1.1. Расчет производится персонифицированно по каждому сотруднику: Резерв отпусков = К х ЗП, где К – количество не использованных сотрудником дней отпуска за период с начала работы на дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года); ЗП – среднедневной заработок сотрудника, исчисленный по правилам расчета среднего заработка для оплаты отпусков на дату расчета резерва. 1.2. Расчет средней заработной платы производится по учреждению в целом: Резерв отпусков = К х ЗПср, где К – общее количество не использованных всеми сотрудниками дней отпуска за период с начала работы на дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года); ЗПср – средняя заработная плата по всем сотрудникам учреждения в целом. 1.3. Расчет средней заработной платы производится по отдельным категориям сотрудников (группам персонала): Резерв = К1 х ЗПср1 + К2 х ЗПср2 + К3 х ЗПср3, где К1, К2, К3 – количество всех дней неиспользованного отпуска каждой категории работников (группы персонала); ЗПср1, ЗПср2, ЗПср3 – средняя заработная плата, рассчитанная по каждой категории работников (группе персонала).

2. Резерв на оплату страховых взносов рассчитывается с учетом методики расчета резерва на оплату отпусков. 2.1. Сумма страховых взносов при формировании резерва может быть рассчитана: — по каждому работнику индивидуально: Резерв стр. взн. = К х ЗП х С; — в среднем по учреждению: Резерв стр.

взн. = К х ЗПср х С; — или по каждой категории работников (группе персонала): Резерв стр. взн. = (К1 х ЗПср1 + К2 х ЗПср2 + К3 х ЗПср3) х С, где С – ставка страховых взносов.

Список использованных источников:

  • Приказ Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (ред. от 08.11.2010).
  • Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению» (ред. от 16.11.2016 с изменениями, вступившими в силу с 30.12.2016).
  • Артемова И.В. Записка-расчет: рекомендации по применению // Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения. 2012. № 2.
  • Трудовой кодекс Российской Федерации –Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.07.2017 с изменениями, вступившими в силу с 12.07.2017).
  • Письмо Минфина России от 05.06.2017 № 02-06-10/34914 «Об отражении в бухучете организаций государственного сектора обязательств по оплате отпусков».

Искажение отчетности.

В ходе проверки органом государственного финансового контроля установлен факт неотражения автономным учреждением в сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф.

0503769) дебиторской задолженности в сумме 25 000 руб.

При этом в самом балансе государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) данная задолженность отражена. Будет ли это считаться искажением бухгалтерской отчетности? Чем грозит признание данного факта искажением отчетности? Неотражение в сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф.
Неотражение в сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф.

0503769) какой-либо информации является искажением бухгалтерской отчетности. В случае установления данного факта должностное лицо учреждения может быть привлечено к административной ответственности по ст.

15.11 КоАП РФ. Обоснование. В силу ст. 13 Закона о бухгалтерском учете[3]бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством РФ (ч.

4 ст. 14 Закона о бухгалтерском учете). Согласно п. 12 Инструкции № 33н[4] в состав бухгалтерской отчетности автономного учреждения включаются следующие формы:

  1. справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);
  2. пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760);
  3. отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
  4. справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);
  5. отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);
  6. баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);
  7. разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830).
  8. отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738);
  9. отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) (введен с 01.01.2016);

В соответствии с п. 56 Инструкции № 33н сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф.

0503769) входят в состав разд. 4 «Анализ показателей отчетности учреждения» пояснительной записка к балансу учреждения (ф.

0503760). Таким образом, сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) входят в состав бухгалтерской отчетности.

В силу п. 5 Инструкции № 33н бухгалтерская отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения. Пунктом 3 Инструкции № 157н[5] определено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период.
Пунктом 3 Инструкции № 157н[5] определено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период.

Указанным пунктом также предусмотрено, что в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее как на правдивую.

В целях бухучета существенной признается информация, пропуск или искажение которой могут повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принятое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета. С учетом вышеизложенного неотражение в сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф.

0503769) какой-либо информации является искажением бухгалтерской отчетности. При выявлении контрольным органом факта искажения отчетности учреждение (виновное лицо) может быть привлечено к административной ответственности по ст.

15.11 КоАП РФ. Объектом правонарушения по ст. 15.11 КоАП РФ является совокупность способов ведения бухгалтерского учета, образующего учетную политику организаций, независимо от их организационно-правовых форм. Объективную сторону правонарушения составляет искажение данных бухгалтерского учета, в том числе связанных с искажением сумм начисленных налогов и сборов, а также нарушение срока хранения учетных документов.

Согласно ст. 15.11 КоАП РФ грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб.

При этом под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимаются:

  1. занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  2. искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%;
  3. составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;
  4. отсутствие у учреждения первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.
  5. регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухучета;
  6. ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

За повторное грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету налагается административный штраф от 10 000 до 20 000 руб.

или применяется дисквалификация на срок от одного года до двух лет. При этом повторным совершением административного правонарушения является совершение правонарушения в тот период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения (п.

2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ). Напомним, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, признается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения этого постановления (ст. 4.6 КоАП РФ). Исходя из примечания 2 к ст. 15.11 КоАП РФ должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные обозначенной статьей:

  1. при представлении уточненной налоговой декларации (расчета) и уплате на основании данной налоговой декларации (расчета) неуплаченных сумм налогов, сборов и соответствующих пеней с соблюдением условий, зафиксированных в п. 3, 4 и 6 ст. 81 НК РФ;
  2. при исправлении ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в закрепленном законодательством РФ порядке.

Необходимо отметить, что действующим в настоящее время законодательством, регулирующим ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, составление и представление бухгалтерской (бюджетной) отчетности, однозначно не определен термин «недостоверная отчетность», а также не установлен перечень условий (искажений), при которых отчетность квалифицируется как недостоверная.

По мнению Минфина, высказанному в Письме от 07.09.2017 № 02-06-10/57741, на достоверность отчетности оказывают влияние не все ошибки (искажения), а только существенные, которые повлекли изъятие и (или) искажение показателей отчетности, необходимых внешним пользователям для принятия решений, в частности решения об объеме ожидаемых доходных (финансовых) поступлений, ожидаемых выплат средств ввиду наличия требований кредиторов, объема расходов, необходимых для осуществления деятельности субъекта учета (объема его финансового обеспечения). Например, ошибки в аналитическом учете объектов имущества (машин, оборудования, прочих основных средств), которые не повлекли неправильное исчисление амортизации (налога на имущество организаций), не формируют отклонения по величине активов субъекта учета и не влияют на принятие финансовых решений пользователем отчетности.

Соответственно, такое искажение аналитических показателей не влияет на достоверность отчетности. Вместе с тем отражение на балансовых счетах учета основных средств информации об объекте недвижимого имущества, созданном субъектом учета и фактически находящемся в его пользовании (содержании), но не закрепленном за ним на праве оперативного управления (государственная регистрация права оперативного управления, предусмотренная законодательством РФ, отсутствует), не соответствует действующим правилам бюджетного учета и создает некорректное увеличение объема основных средств, а также расходов субъекта учета по уплате налога на имущество организаций, влияя на объем финансового обеспечения субъекта учета и финансовый результат его деятельности. Отметим, что употребляемые термины «недостоверная отчетность», «существенная ошибка (искажение), влияющая на достоверность отчетности», как любое оценочное понятие, наполняются содержанием в зависимости от фактических обстоятельств дела и с учетом толкования указанных терминов в правоприменительной практике.

Следовательно, в ходе рассмотрения выявленного нарушения контрольным органом будет рассмотрена «существенность» нарушения, выраженного в неотражении в сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) какой-либо информации. Вопрос: Можно ли привлечь к административной ответственности за искажение бюджетной отчетности должностное лицо учреждения, если ранее названное лицо уже было привлечено к дисциплинарной ответственности за данное нарушение?

Привлечение должностного лица к дисциплинарной ответственности не является препятствием для привлечения того же лица к административной ответственности за это же нарушение.

Обоснование. Исходя из ст. 192 ТК РФ за совершение лицом дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить к нему следующие дисциплинарные взыскания:

  1. замечание;
  2. увольнение по соответствующим основаниям.
  3. выговор;

По смыслу данного определения под неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей понимается нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т. п. Дисциплинарным проступком является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, в том числе нарушение должностных инструкций, положений, приказов работодателя.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей признается виновным, если работник действовал умышленно или по неосторожности. Не может рассматриваться как должностной проступок неисполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по причинам, не зависящим от работника (например, из-за отсутствия необходимых материалов, нетрудоспособности).

Противоправность действий или бездействия работников означает, что они не соответствуют законам, иным нормативным правовым актам, в том числе положениям и уставам о дисциплине, должностным инструкциям. Дисциплинарным проступком могут быть признаны только такие противоправные действия (бездействие) работника, которые непосредственно связаны с исполнением им трудовых обязанностей.

Факт совершения работником дисциплинарного проступка должен быть оформлен в документарном виде. При этом для привлечения работника к дисциплинарной ответственности необходимо установление наличия дисциплинарного проступка, времени, места, обстоятельств, вины работника в его совершении, причинно-следственной связи между действиями работника и совершенным проступком. Административная ответственность за искажение бюджетной отчетности закреплена в ст.

15.15.6 КоАП РФ. Согласно действующей в настоящее время редакции данной статьи непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. Объект данного правонарушения – общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных правоотношений. Объективная сторона указанного правонарушения характеризуется непредставлением или представлением с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, такой отчетности либо представлением заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений для этих целей.

Субъектами рассматриваемого правонарушения являются должностные лица.

Субъективная сторона данного правонарушения состоит как в наличии умысла, так и в возможном совершении правонарушения по неосторожности. В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом установлена административная ответственность. Юридические лица подлежат названной ответственности за совершение указанных нарушений в случаях, предусмотренных статьями разд.

II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Юридическое лицо признается виновным в совершении такого правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых обозначенным кодексом или законами субъекта РФ введена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. В свою очередь, должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им нарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Напомним, что под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ. Исходя из п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 № 18

«О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

за ведение бухучета и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности ответственность несет главный бухгалтер учреждения. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухучета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета (ч.

8 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете):

  1. объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухучета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.
  2. данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухучета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;

Отметим, что в силу ст.

7 Закона о бухгалтерском учете организация бухучета и хранения соответствующих документов находится в компетенции руководителя учреждения.

Руководитель же ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности вправе передать по правилам законодательства РФ по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии).

При этом руководитель учреждения принимает решения в пределах его компетенции, которая определяется учредительными документами и контрактом. Из положений п. 6 Инструкции № 191н следует, что бухгалтерская (бюджетная) отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения. Формы бухгалтерской (бюджетной) отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и аналитические показатели, также подписываются руководителем финансово-экономической службы (при наличии в структуре учреждения) и (или) лицом, ответственным за формирование аналитической информации.

Бухгалтерская (бюджетная) отчетность, составленная централизованной бухгалтерией, подписывается руководителем учреждения, передавшего ведение учета, руководителем и бухгалтером-специалистом централизованной бухгалтерии, осуществляющей ведение бухгалтерского учета. Представление централизованной бухгалтерией бухгалтерской отчетности учреждения, в отношении которого централизованная бухгалтерия производит ведение бухгалтерского учета, пользователям бухгалтерской отчетности осуществляется по согласованию с руководителем указанного учреждения. В соглашении о передаче ведения бюджетного (бухгалтерского) учета централизованной бухгалтерии (приложении к соглашению) должны быть установлены регламент взаимодействия руководителя учреждения с бухгалтерией, содержащий обязательные гарантии по предоставлению своевременной, качественной, достоверной и оперативной информации в соответствии с законодательством РФ, в том числе по требованию руководителя учреждения, порядок информационного взаимодействия между руководителем (ответственными лицами) учреждения и централизованной бухгалтерией, порядок обмена электронными документами и сведениями, порядок оформления и принятия к учету первичных учетных документов, регламентация организации взаимодействия централизованной бухгалтерии и руководителя (ответственных лиц) учреждения по иным вопросам, необходимым для принятия экономических и хозяйственных решений субъектом учета.

Кроме того, в соглашении должна быть прописана ответственность централизованной бухгалтерии по исполнению обязательств по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, хранению документов, осуществлению внутреннего контроля за правильностью совершения хозяйственных операций и (или) по оформлению первичных учетных документов, по своевременности сроков формирования бюджетной (бухгалтерской) и налоговой отчетности, по подготовке платежных документов и иных функций, предусмотренных переданными полномочиями. В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, в частности, являются:

  1. непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  2. сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
  3. поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

На основании ч.

1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях согласно гл.

23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа. Составлять протоколы по ст. 15.15.16 КоАП РФ вправе инспекторы Счетной палаты РФ, уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов субъектов РФ, должностные лица Федерального казначейства. В силу ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с задачами и функциями, возложенными на эти органы федеральным законодательством.

Исходя из ст. 23.1 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена ст. 15.11 КоАП РФ, отнесено к компетенции мировых судей. Вместе с тем, если такое административное правонарушение совершено военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассмотрение дела относится к компетенции гарнизонных военных судов.

Постановление по делу об административном правонарушении за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности должно быть вынесено не позднее трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.

[1]Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[2] казания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н. [3]Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

[4] Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

[5]Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений, №4, 2018 год

Оплачиваем за счет резерва отпуск, переходящий на следующий год

Работник ушел в отпуск с 20.12.2018 по 25.01.2019.

При определении итоговой суммы налогового резерва по состоянию на 31.12.2018 можем ли мы полностью учесть сумму отпускных?

Смущает то, что если бы мы не создавали резерв, то отпускные пришлось бы делить между 2018 и 2020 гг. — По мнению Минфина, если отпуск приходится на разные отчетные (налоговые) периоды, организация должна признать расходы в каждом из этих периодов пропорционально приходящимся на них дням отпуска; .

Однако такое правило действует лишь в случае, когда отпускной резерв в налоговом учете не создается.

Если же вы создали такой резерв, то все начисляемые отпускные надо списывать за счет него (при условии достаточности суммы резерва).

Причем не имеет значения, переходит ли отпуск работника на следующий год или нет.

Актуальные вопросы по формированию резерва предстоящих расходов

На вопросы отвечает Станислав Сергеевич Бычков, государственный советник РФ 3-го классаВопросСоздание резерва предстоящих расходов – это право или обязанность учреждения?

Из положений п. 302.1 Инструкции № 157н[1] следует, что резерв предстоящих расходов создается в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения.

Данный документ не обязывает учреждения создавать такие расходы.

Он предоставляет возможность путем формирования резерва предстоящих расходов, списывать их равномерно в течение года на финансовый результат учреждения. Таким образом, с точки зрения норм Инструкции № 157н формирование резерва предстоящих расходов является правом, а не обязанностью учреждения.

В то же время орган исполнительной власти, выполняющий функции учредителя, своим ведомственным нормативным актом может установить в отношении подведомственных учреждений обязанность по формированию резерва предстоящих расходов.

Например, Приказом Минздрава и ТФОМС Нижегородской области от 20.05.2014 № 1109/128-о

«О реализации пилотного проекта по внедрению принципа финансирования скорой медицинской помощи по подушевому нормативу в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи»

установлено, что учреждение, оказывающее скорую медицинскую помощь или имеющее в своем составе структурное подразделение скорой медицинской помощи, финансируемое по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи на застрахованных лиц, проживающих (имеющих постоянную регистрацию) в зоне его ответственности обязано за счет средств положительного финансового результата формировать резерв средств на предстоящие расходы на случай возникновения отрицательного финансового результата.ВопросСтатьей 324.1 НК РФ установлен порядок формирования резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет в налоговом учете. Можно ли в учетной политике учреждения прописать, что такой же порядок действует при формировании резерва в бухгалтерском учете?

Пунктом 302.1 Инструкции № 157н установлено, что порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.

д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики. Таким образом, учетной политикой учреждения может быть установлен любой порядок формирования такого резерва, включая порядок, утвержденный НК РФ.ВопросМожет ли на конец финансового года иметься остаток средств на счете 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов»?

Все зависит от того, на какой период в учреждении формируется резерв.

Если резерв предстоящих расходов формируется на год (например, резерв на оплату отпусков), то по состоянию на 1-е число года, следующего за отчетным, резерва быть не должно. В случае если период предстоящих расходов формируется на период превышающий год, то на отчетную дату по счету 0 401 60 000 будет иметься показатель, который подлежит отражению в отчетных формах.

Возможность наличия показателя по этому счету в отчетных формах рекомендуем согласовать с учредителем. Как показывает практика, нередко учредитель дает рекомендации об отсутствии показателей по отдельным счетам, строкам форм отчетности. В качестве примера приведем Письмо Федерального казначейства от 19.01.2015 № 42-7.4-05/8.5-26

«О направлении письма Минфина России № 02-07-07/68722, Казначейства России № 42-7.4-05/2.1-823 от 29.12.2014»

, в котором сообщается, что в отчете по состоянию на 1 января 2015 года формирование данных по счету 1 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» не требуется.

Это говорит о том, что подведомственные Федеральному казначейству учреждения были вправе не формировать резерв предстоящих расходов в 2014 году.ВопросЕсли в нашем учреждении принято решение о формировании резервов предстоящих расходов, что следует прописать в учетной политике? Рекомендуем саму методику формирования резервов предстоящих расходов оформить как приложение к учетной политике учреждения.

А в учетной политике указать следующее: В целях равномерного отнесения предстоящих расходов и платежей на финансовый результат учреждения в соответствии с п. 302 Инструкции № 157н учреждение создает резерв предстоящих расходов:

  1. на предстоящую оплату по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки.
  2. Формирование резерва предстоящих расходов производится в порядке, утвержденном Положением, действующем в учреждении и являющемся приложением к учетной политике (см. Приложение № __).
  3. на оплату отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения;

В Положении о методике формирования резервов предстоящих расходов учреждение устанавливает:

  1. методы оценки обязательств;
  2. порядок корректировки резерва в случае недостаточности средств или их излишества;
  3. возможность наличия резерва в конце финансового года.
  4. дату признания в учете резервов;

ВопросНе могли бы вы привести пример расчета резерва предстоящих расходов на оплату отпускных? Как мы уже говорили, учреждение вправе выбрать любой метод формирования резерва предстоящих расходов, включая тот метод, который установлен НК РФ, и применять его при формировании резерва в бухгалтерском учете.

Ниже приведем один из методов формирования резерва предстоящих расходов на оплату отпускных. В методике, определяющей порядок формирования такого резерва, учреждение вправе прописать следующее: Учреждение формирует резерв предстоящих расходов на оплату отпускных. Величина резерва (величина оценочного обязательства) определяется расчетным путем с учетом выбора вероятности наступления события (уход работника в отпуск), равного 100%.

Такой показатель вероятности наступления этого события выбран в силу норм ст. 114 – 127 ТК РФ, согласно которым работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска составляет 28 календарных дней. В случаях, установленных ТК РФ и иными федеральными законами, продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска может быть увеличена. Часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.

При суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.

При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. Резерв предстоящих расходов на оплату отпускных и страховых вносов, начисляемых на эти суммы, формируется по каждому виду деятельности, при этом используются нормы Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922

«Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»

, которым установлен порядок расчета среднего заработка для оплаты отпускных.

Резерв предстоящих расходов, определяется по следующим формулам: Среднедневная заработная плата работников учреждения = ФОТ по виду деятельности, по которому производится расчет / Количество рабочих дней в году, по которому производится расчет резерва предстоящих расходов Резерв расходов на оплату отпуска на конец месяца = Средняя дневная заработная плата работника х Количество дней отпуска, на которые работник имеет право в году, по которому производится расчет резерва Резерв расходов на уплату страховых взносов с отпускных на конец месяца = Средняя дневная заработная плата работника х Тариф страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет х Количество дней отпуска, на которые работник имеет право в году, по которому производится расчет резерва Резерв предстоящих расходов формируется путем ежемесячных начислений в сумме, равной 1/12 части резерва, 1-го числа каждого месяца или первого рабочего дня каждого месяца, в случае если 1-е число месяца приходится на нерабочий день. В случае недостаточности в резервах средств для выплаты отпускных и сумм страховых вносов данные расходы отражаются как текущие. Недоиспользованные на последнее число текущего финансового периода суммы указанного резерва подлежат включению в финансовый результат учреждения.ВопросКак в бухгалтерском учете отражаются операции по начислению и использованию резервов предстоящих расходов?Пунктом п.

302.1 Инструкции № 157н предусмотрено формировать резервы предстоящих расходов на счете 0 401 60 000. Корреспонденция счетов по формированию такого резерва в инструкциях № 162н[2], 174н[3], 183н[4] отсутствует.

Поскольку в данные нормативные акты не были внесены изменения, которые так пока и находятся на стадии проектов, приведем корреспонденцию счетов по формированию резервов предстоящих расходов в соответствии с п. 5 Методических рекомендаций[5]:Содержание операцииДебетКредит Начислен резерв расходов на оплату отпусков (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время) 0 109 60 211 0 401 20 211 0 401 60 211 Начислен резерв расходов на оплату отпусков в части страховых взносов (отложенных обязательств по перечислению страховых взносов) 0 109 60 213 0 401 20 213 0 401 60 213 Начислен резерв по понесенным расходам, по которым на отчетную дату не поступили расчетные документы (на основе оценочных значений) 0 109 00 000 0 401 20 200 0 401 60 000 Начислен резерв расходов для оплаты обязательств, оспариваемых в судебном порядке 0 401 20 200 0 401 60 000 Начислены расчеты по оплате обязательств при поступлении расчетных документов 0 401 60 000 0 302 00 000 Начислены расчеты по оплате обязательств, в том числе признанных в судебном порядке, за счет резерва, созданного по судебным разбирательствам 0 401 60 000 0 302 00 000 0 303 00 000 Приведем пример формирования в учете учреждения резерва предстоящих расходов.ПримерУчетной политикой бюджетного учреждения на 2015 год установлено, что резерв предстоящих расходов формируется путем ежемесячных начислений, производимых бухгалтером на последнее число каждого месяца. Определенная расчетным путем ежемесячная сумма отчислений в резерв предстоящих расходов составила:

  1. в части страховых взносов, подлежащих начислению с отпускных, – 30 200 руб.
  2. в части сумм отпускных – 100 000 руб.;

В феврале 2015 года (09.02) работник ушел в отпуск и ему были начислены отпускные в сумме 10 000 руб.

и страховые взносы в сумме 3 020 руб. Все начисления произведены за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания.

Цифры в примере условные. Страховые взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для упрощения примера в расчет не взяты.В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:Содержание операцииДебетКредитСумма,руб.

Произведены начисления в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков (100 000 руб. в январе и 100 000 руб. в феврале) 4 109 60 211 4 401 60 211 200 000 на уплату страховых вносов с отпускных (30 200 руб.

в январе и 30 200 руб. в феврале) 4 109 60 213 4 401 60 213 60 400 Начислены отпускные работнику 4 401 60 211 4 302 11 730 10 000 Начислены страховые взносы 4 401 60 213 4 303 00 730 3 020 [1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[2] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв.

Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н. [3] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв.

Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н. [4] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

[5] Методические рекомендации по переходу на новые положения Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+