Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Меры по урегулированию конфликта интересов

Меры по урегулированию конфликта интересов

Положение по предотвращению и урегулированию конфликта интересов

УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор АО «НОАИК» Феликова А.А. _________________________ Приказ № 100401ОД от 10.04.2017 Положение по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в акционерном обществе «Новосибирское областное агентство ипотечного кредитования» Содержание:

  • Обязанности работника Общества в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов
  • Порядок раскрытия конфликта интересов работником Общества
  • Общие положения
  • Ответственность работников Общества за несоблюдение настоящего Положения
  • Основные принципы управления предотвращением и урегулированием конфликта интересов
  • Механизм предотвращения и урегулирования конфликта интересов в Обществе

I.

Общие положения 1.1. Настоящее Положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в акционерном обществе «Новосибирское областное агентство ипотечного кредитования» (далее – Положение)разработано в соответствии с требованием следующих документов:

  1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
  2. Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»,
  3. Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»,
  4. Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»,
  5. Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»,
  6. Гражданского Кодекса Российской Федерации,
  7. Уголовного Кодекса Российской Федерации,
  8. Федерального закона от 27.06.2006 № 152 «О персональных данных»,

с учетом Письма Банка России от 10.04.2014 № 06-52/2463 «О Кодексе корпоративного управления», в целях определения системы мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в рамках реализации уставных целей и задач акционерного общества «Новосибирское областное агентство ипотечного кредитования» (далее — Общество). 1.2. Основной задачей деятельности Общества по предотвращению и урегулированию конфликта интересов является ограничение влияния частных интересов, личной заинтересованности работников Общества на реализуемые ими трудовые функции, принимаемые деловые решения. 1.3. Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника Общества влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей или при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и правами и законными интересами Общества, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации Общества.

Под личной заинтересованностью работника Общества понимается материальная или иная заинтересованность, которая влияет или может повлиять на исполнение им должностных (трудовых) обязанностей. 1.4. Действие настоящего Положения распространяется на всех работников Общества, в том числе выполняющих работу по совместительству. 1.5. Содержание настоящего Положения доводится до сведения всех работников Общества под роспись, в том числе при приеме на работу (до подписания трудового договора).

II. Основные принципы управления предотвращением и урегулированием конфликта интересов Деятельность по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в Обществе осуществляется на основании следующих основных принципов:

  1. обязательность раскрытия сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов;
  2. конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса его урегулирования;
  3. индивидуальное рассмотрение и оценка репутационных рисков для Общества при выявлении каждого конфликта интересов и его урегулировании;
  4. приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
  5. защита работника Общества от преследования в связи с сообщением о конфликте интересов, который был своевременно раскрыт работником Общества и урегулирован (предотвращен) Общества.
  6. соблюдение баланса интересов Общества и работника Общества при урегулировании конфликта интересов;

III.

Обязанности работника Общества в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов 3.1. Работник Общества при выполнении своих должностных обязанностей обязан:

  1. соблюдать интересы Общества, прежде всего в отношении целей его деятельности;
  2. руководствоваться интересами Общества без учета своих личных интересов, интересов своих родственников и друзей;
  3. содействовать урегулированию возникшего конфликта интересов.
  4. раскрывать возникший (реальный) или потенциальный конфликт интересов при приеме на работу, при назначении на новую должность, по мере возникновения ситуаций конфликта интересов;
  5. избегать ситуаций и обстоятельств, которые могут привести к конфликту интересов;

3.2.

Работник Общества при выполнении своих должностных обязанностей не должен использовать возможности Общества или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами Общества. IV. Порядок раскрытия конфликта интересов работником учреждения 4.1.

Ответственным за прием сведений о возникающих (имеющихся) конфликтах интересов является начальник отдела безопасности Общества. 4.2. Раскрытие конфликта интересов осуществляется в письменной форме путем направления на имя генерального директора Общества сообщения о наличии личной заинтересованности при исполнении обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов в соответствии с приложением № 1 к настоящему Положению.

4.3. Указанное в пункте 4.2 настоящего Положения сообщение работника Общества передается специальному должностному лицу Общества, ответственному за противодействие коррупции, и подлежит регистрации в течение двух рабочих дней со дня его поступления в журнале регистрации сообщений работников Общества о наличии личной заинтересованности по форме согласно приложению № 2 к настоящему Положению.

4.3. Указанное в пункте 4.2 настоящего Положения сообщение работника Общества передается специальному должностному лицу Общества, ответственному за противодействие коррупции, и подлежит регистрации в течение двух рабочих дней со дня его поступления в журнале регистрации сообщений работников Общества о наличии личной заинтересованности по форме согласно приложению № 2 к настоящему Положению. 4.4. Допустимо первоначальное раскрытие информации о конфликте интересов в устной форме с последующей фиксацией в письменном виде.

V. Механизм предотвращения и урегулирования конфликта интересов в Обществе 5.1. Работники Общества обязаны принимать меры по предотвращению ситуации конфликта интересов, руководствуясь требованиями законодательства и Перечнем типовых ситуаций конфликта интересов и порядком их разрешения в Обществе (приложение № 3 к настоящему Положению). 5.2. Способами урегулирования конфликта интересов в Обществе могут быть:

  1. добровольный отказ работника Общества или его отстранение (постоянное или временное) от участия в обсуждении и процессе принятия решений по вопросам, которые находятся или могут оказаться под влиянием конфликта интересов;
  2. перевод работника Общества на должность, предусматривающую выполнение функциональных обязанностей, исключающих конфликт интересов, в соответствии с Трудовым Российской Федерации (далее – ТК РФ);
  3. иные способы в соответствии с приложением № 3 к настоящему Положению.
  4. ограничение доступа работника Общества к конкретной информации, которая может затрагивать его личные интересы;
  5. отказ работника Общества от своего личного интереса, порождающего конфликт с интересами Общества;
  6. увольнение работника Общества по основаниям, установленным ТК РФ;
  7. пересмотр и изменение функциональных обязанностей работника Общества;

5.3.

При принятии решения о выборе конкретного способа урегулирования конфликта интересов учитывается степень личного интереса работника Общества, вероятность того, что его личный интерес будет реализован в ущерб интересам Общества. VI. Ответственность работников Общества за несоблюдение настоящего Положения 6.1.

Согласно части 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.2. В соответствии со статьей 192 ТК РФ к работнику Общества могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение, в том числе:

  1. в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, выразившегося в разглашении охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашении персональных данных другого работника ( ТК РФ);
  2. по основанию, предусмотренному пунктом 7.1 части первой статьи 81 ТК РФ в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
  3. в случае совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя ( ТК РФ);

6.3. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, должна совершаться с учётом требований главы XI Федерального закона от 26.12.1995 № 308-ФЗ «Об акционерных обществах». Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, может быть признана недействительной ( Гражданского кодекса Российской Федерации) по иску Общества, члена совета директоров (наблюдательного совета) Общества или его акционеров (акционера), владеющих в совокупности не менее чем одним процентом голосующих акций общества, если она совершена в ущерб интересам Общества и доказано, что другая сторона сделки знала или заведомо должна была знать о том, что сделка являлась для Общества сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и (или) о том, что согласие на ее совершение отсутствует.

При этом отсутствие согласия на совершение сделки само по себе не является основанием для признания такой сделки недействительной. Заинтересованное лицо по иску общества или его акционера несет перед Обществом ответственность в размере убытков, причиненных им обществу, независимо от того, была ли признана соответствующая сделка недействительной.

В случае, если ответственность несут несколько лиц, их ответственность перед Обществом является солидарной.

Приложение № 1 к Положению по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в АО «НОАИК» Генеральному директору АО «НОАИК» _______________________________________ от________________________________________ __________________________________________ (ФИО, должность работника Общества) Сообщение о наличии личной заинтересованности при исполнении обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов Сообщаю о возникновении у меня личной заинтересованности при исполнении обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (нужное подчеркнуть).

Обстоятельства, являющиеся основанием возникновения личной заинтересованности: _______________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________. Обязанности в соответствии с трудовым договором, на исполнение которых влияет или может повлиять личная заинтересованность:____________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Предлагаемые меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов: ________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Лицо, направившее сообщение _________ _____________________ «___» _________ 20__ г. (подпись) (расшифровка подписи) Лицо, принявшее сообщение _________ _____________________ «___» _________ 20__ г.

(подпись) (расшифровка подписи) Регистрационный номер в журнале регистрации сообщений о наличии личной заинтересованности_________________________________________________________________

2.

Урегулирование конфликта интересов

Частью 2 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ установлена обязанность государственного служащего в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возможности возникновения конфликта интересов.

Применение мер по предотвращению конфликта интересов может осуществляться по инициативе государственного служащего, и не связываться с его обязанностями, установленными законодательством о государственной службе и противодействии коррупции. Например, обращение государственного служащего с ходатайством об установлении соответствующей комиссией, имеются ли или будут ли иметься в конкретной сложившейся или возможной ситуации признаки нарушения им требований об урегулировании конфликта интересов.
Например, обращение государственного служащего с ходатайством об установлении соответствующей комиссией, имеются ли или будут ли иметься в конкретной сложившейся или возможной ситуации признаки нарушения им требований об урегулировании конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликтов интересов. Выяснение обстоятельств непринятия государственным служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов должно осуществляться в рамках не служебной проверки, а проверки, проводимой подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

В соответствии с пунктом 14 Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и ее территориальных органов, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 24.03.2011 г. № 90, государственные служащие Росалкогольрегулирования при исполнении ими должностных обязанностей не должны создавать предпосылки для возникновения коррупции либо допускать личную заинтересованность, которые приводят или могут привести к конфликту интересов.

Государственным служащим Росалкогольрегулирования следует письменно сообщать своему непосредственному начальнику (не ниже начальника отдела в Управлении) о каждом случае личного контакта или взаимодействия вне рабочего места с лицом (лицами), проявляющими интерес к функциональной деятельности Росалкогольрегулирования в области контроля, лицензирования и другим вопросам работы с организациями, осуществляющими деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Государственным служащим Росалкогольрегулирования следует письменно сообщать своему непосредственному начальнику (не ниже начальника отдела в Управлении) о каждом случае личного контакта или взаимодействия вне рабочего места с лицом (лицами), проявляющими интерес к функциональной деятельности Росалкогольрегулирования в области контроля, лицензирования и другим вопросам работы с организациями, осуществляющими деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Начальник, получивший такую информацию, сообщает о ней вышестоящему руководству, вплоть до руководителя Росалкогольрегулирования.

При назначении на должность государственной гражданской службы и исполнении должностных обязанностей государственный служащий Росалкогольрегулирования обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, в том числе о наличии родственников (друзей, знакомых), занимающихся деятельностью в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Приказом Росалкогольрегулирования от 18.01.2010 г.

№ 22н (с учетом изменений, внесенных приказом Росалкогольрегулирования от 11 февраля 2011 г. № 2н) утвержден порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственных гражданских служащих Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка к совершению коррупционных правонарушений.

Гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае (пункт 1 статьи 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ): 1) непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является; 2) непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений; 3) участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом; 4) осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности; 5) вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

В соответствии с пунктом 2 обозначенной статьи гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) . сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

Минтруд обобщил практику правоприменения в сфере конфликта интересов

на 11.07 71,2298 35 коп. 80,2689 14,4 коп. 23 января 2020 г. 14:25 Автор: Наталия Голякова, магистр права, ведущий эксперт департамента бухгалтерских услуг «» Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации структурировало и разместило на своем сайте обзор практики применения мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, опираясь на перечень функций, связанных с высоким коррупционным риском.

Документ должен обеспечить единство подходов при квалификации ситуаций в качестве конфликта интересов.

Обзор направлен на применение мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в государственных и муниципальных органах, ЦБ РФ, иных организациях, на работников которых распространяются положения статьей 10, 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ). Документ:

«Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов N 3»

.

Понятия «конфликт интересов» было введено в российское законодательство в связи с ратификацией в 2006 году «Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» (2003 г.). Целью российского антикоррупционного законодательства является предотвращение возможности неправомерных действий, недопущение конфликта интересов.

Несмотря на то, что понятие «конфликт интересов» (ст.

10 Федерального закона N 273 — ФЗ) применяется преимущественно для ситуаций, связанных с несением государственной службы, коррупционными или иными действиями потенциально несущими угрозу национальному благосостоянию страны, обзор имеет также важное значение для правоприменительной практики в бизнес сообществе, поскольку конфликт интересов может возникнуть и в коммерческих компаниях. Иcходя из практики нашей компании можно привести в качестве примеров следующие случаи возникновения конфликта между личными интересами работника и интересами работодателя:

  1. работа (на условиях совместительства) или оказание услуг конкурирующей компании;
  2. выбор ответственным работником в качестве контрагента связанного узами родства человека, коммерческого партнера;
  3. получение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну.
  4. выплата премий в повышенном размере, установление надбавок, доплат и пр. в повышенном размере родственникам, работающим под руководством ответственного лица;

В государственных организациях предотвратить или урегулировать конфликт интересов можно, изменив положение должностного лица, вплоть до его увольнения по п. 7.1 ч.1 ст. 81. ТК РФ из-за непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.

В коммерческих компаниях урегулировать конфликт интересов с работниками сложнее. Несмотря на то, что основание увольнения по п. 7.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ содержится не в разделе XII ТК РФ «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников», а в разделе III, где предусмотрены общие основания расторжение трудового договора по инициативе работодателя, уволить сотрудника коммерческой организации по данному основанию не представляется возможным (категории работников, с которыми подлежит расторжению по данному основанию, определены Федеральным законом N 273-ФЗ).
7.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ содержится не в разделе XII ТК РФ

«Особенности регулирования труда отдельных категорий работников»

, а в разделе III, где предусмотрены общие основания расторжение трудового договора по инициативе работодателя, уволить сотрудника коммерческой организации по данному основанию не представляется возможным (категории работников, с которыми подлежит расторжению по данному основанию, определены Федеральным законом N 273-ФЗ). Меры воздействия к сотрудникам, являющимся стороной конфликта интересов коммерческой компании, необходимо подбирать индивидуально.

Это может быть , понижение в должности, невыплата переменной части заработной платы и т.д. При выборе наказания необходимо провести как внутреннее расследование, так и оценить причиненный компании ущерб, учитывая законодательные нормы и требования. Чтобы эти механизмы работали, в отсутствии правовых норм, компании рекомендуется принять соответствующие локальные нормативные актов (ЛНА), направленные на профилактику коррупционных правонарушений, обучение и информирование работников, введение специальных антикоррупционных процедур, утверждение форм отчетных документов.

Примером подобных документов может служить Ежегодное подтверждение независимости, подписываемое каждым сотрудником нашей компании. Меры по предотвращению конфликта интересов можно предусмотреть в трудовом договоре с руководителем и иным должностным лицом.

ЛНА может быть самостоятельным документом — «Положением о конфликте интересов», или может быть частью иных корпоративных актов, например «Комплаенс политики» или «Кодекса корпоративной этики», должностных инструкций работников, ПВТР, что позволит использовать закрепленные в них инструменты урегулирования конфликта интересов в случае их возникновения.
ЛНА может быть самостоятельным документом — «Положением о конфликте интересов», или может быть частью иных корпоративных актов, например «Комплаенс политики» или «Кодекса корпоративной этики», должностных инструкций работников, ПВТР, что позволит использовать закрепленные в них инструменты урегулирования конфликта интересов в случае их возникновения.

Помощь в борьбе с коррупцией в коммерческих организациях могут оказать разработанные 12 ноября 2013 г.

«Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции»

. Данные рекомендации применяются независимо от отраслевой принадлежности, форм собственности, организационно-правовых форм организаций; в первую очередь в организациях, в отношении которых российским законодательством не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции.

Необходимо отметить, что конфликт интересов не всегда становится причиной возникновения реального ущерба работодателя. Например, преследуя собственные интересы, сотрудник может совершить действия, которые (несмотря на конфликт интересов) одновременно будут и наиболее выгодными и для самой компании. Урегулирование подобных случаев также можно установить в ЛНА.

Основной мерой предупреждения последствий конфликта интересов является его недопущение.

Так, в ЛНА можно обязать работника при возможном возникновении конфликта интересов уведомить соответствующим образом работодателя о данной ситуации.

Отдельные механизмы по предотвращению последствий конфликта интересов единоличного исполнительного органа юрлица содержатся в нормах корпоративного и гражданского права. Например, содержащиеся в уставе юрлица правила заключения сделок с аффилированными по отношению к руководителю организации лицами.

Даже однократное нарушение указанных правил может повлечь за собой руководителя по соответствующему дополнительному основанию, содержащемуся в заключенном с ним трудовом договоре (п. 13 ст. 81; п.2 ч.2 ст. 278 ТК РФ).

На что еще необходимо обратить внимание. Компания должна обеспечить отсутствие фактического возникновения конфликта интересов в связи с прошлым местом службы при приеме бывшего госслужащего на работу, при заключении гражданско-правового договора (ГПД) согласно требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ.

Напомним, что при заключении трудового договора работодатель в десятидневный срок обязан сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.

3 ст. 64.1 ТК РФ). То есть может сложиться ситуация, когда трудовой договор с вновь принятым сотрудником, бывшим госслужащим, после получения впоследствии несогласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, должен быть прекращен. А сотрудник уволен по п. 13 ч.

1 ст. 83 ТК РФ. С ведением информации о трудовой деятельности и трудовом стаже работника в электронном формате в определенных случаях работодателям сложнее будет получить информацию о факте службы в госорганах принятого на работу сотрудника. Неуведомление нанимателя государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц до 50 тыс. руб.; на юридических лиц — до 500 тыс.

руб. (ст. 19.29 КоАП РФ). Важно помнить, что работодатель не вправе требовать при устройстве на работу от кандидата документы, не предусмотренные ТК РФ, такие как согласие комиссии по урегулированию конфликта интересов.

Неправомерным будет и отказ в приеме на работу бывшего госслужащего по данному основанию. При сокрытии тем или иным способом госслужащим информации о том, что он ранее замещал в течение двух лет после увольнения с соответствующей службы должности государственной или муниципальной службы, работодатель (заказчик услуг) не будут нести административную ответственность за невыполнение данной обязанности.

Об этом сказано в последнем опубликованном

«Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2019)»

(утв.

Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019), где в разделе

«Практика применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

прямо указано: «…при невозможности получения соответствующей информации из трудовой книжки гражданина или других представленных им при трудоустройстве документов у работодателя, заключающего с ним трудовой договор, отсутствует обязанность самостоятельно устанавливать путем запроса от иных лиц сведения о должности государственного или муниципального служащего, занимаемой им ранее».

Памятка государственному гражданскому служащему Минюста России о мерах по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на федеральной государственной службе

Памятка государственному гражданскому служащему Минюста Россиио мерах по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на федеральной государственной службе 1. Основные нормативные правовые акты, определяющие понятие и порядок урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе — Федеральный закон от 27 июля 2004 г.

№ 79-ФЗ

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

;- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции»

;- Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»;- Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г.

№ 557

«Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»

;- Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065

«О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»

;- Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г.

№ 297

«О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»

;- приказ Минюста России от 24 августа 2009 г. № 262

«Об утверждении перечня должностей федеральной государственной гражданской службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Минюста России обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»

(в ред. Приказов Минюста России от 08.09.2010 № 222, от 10.02.2011 № 39, от 17.01.2012 № 4, от 05.09.2012 № 175).

2. Типовые ситуации возникновения конфликта интересов на государственной гражданской службе Российской Федерации Под определение «конфликт интересов» попадает множество конкретных ситуаций, в которых государственный гражданский служащий (далее – гражданский служащий) может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность государственного гражданского служащего Минюста России влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между его личной заинтересованностью и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.Под личной заинтересованностью понимается как возможность получения гражданским служащим Минюста России при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, с которыми он поддерживает отношения, основанные на нравственных или имущественных обязательствах (далее – родственники и иные лица). Понятием личной заинтересованности охватывается также возможность извлечения доходов в виде материальной выгоды также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий Минюста России связан финансовыми или иными обязательствами.Можно выделить ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным и которых следует избегать гражданскому служащему:1.

Выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, в том числе:2. Выполнение иной оплачиваемой работы.3.

Владение ценными бумагами, банковскими вкладами.4. Получение подарков и услуг.5.

Имущественные обязательства.6.

Взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы.7. Явное нарушение установленных запретов (использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.).8. Выполнение отдельных функций государственного управления, в том числе:а) размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, участие в работе комиссии по размещению заказов;б) осуществление государственного надзора и контроля;в) подготовка и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий;г) организация продажи приватизируемого государственного и иного имущества, а также права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности;д) проведение государственной экспертизы и выдача заключений;е) лицензирование отдельных видов деятельности, выдача разрешений на отдельные виды работ и иные действия;ж) представление в судебных органах прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;з) подготовку и принятие решений о возврате или зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов.

3. Обязанность гражданского служащего В основе организации работы по урегулированию конфликта интересов на государственной службе лежит обеспечение исполнения гражданскими служащими обязанностей, предусмотренных статьей 11 Федерального закона № 273-ФЗ.В целях предотвращения конфликта интересов и своевременного разрешения возникшего конфликта интересов гражданский служащий Минюста России обязан внимательно относиться к любой возможности конфликта интересов; принимать меры по предотвращению конфликта интересов; сообщать представителю нанимателя о любом реальном или потенциальном конфликте интересов, как только ему становится о нем известно.В случае возникновения у гражданского служащего Минюста России личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, он обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме (заявление, служебная (докладная) записка, составленная в произвольной форме). 4. Ответственность гражданского служащего Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с государственной службы.

Выяснение обстоятельств непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов должно осуществляться в рамках не служебной проверки, а проверки, проводимой уполномоченными на то подразделениями. 5. Меры по предотвращению конфликта интересов Применение мер по предотвращению конфликта интересов может осуществляться по инициативе гражданского служащего, и не связываться с его обязанностями, установленными законодательством о государственной службе и противодействии коррупции. Например, обращение гражданского служащего с заявлениемоб установлении соответствующей комиссией, имеются ли или будут ли иметься в конкретной сложившейся или возможной ситуации признаки нарушения им требований об урегулировании конфликта интересов.Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликтов интересов.

В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения гражданским служащим деяния, содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, данная информация представляется руководителю государственного органа (территориального органа) для решения вопроса о проведении служебной проверки и применения мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо передается в правоохранительные органы по подведомственности.

Введение

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

(далее — Федеральный закон № 79-ФЗ) конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее — гражданский служащий) влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

При этом, в соответствии с частью 3 обозначенной статьи под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 Федерального закона № 79-ФЗ, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами. Следует также учитывать, что личная заинтересованность государственного служащего может возникать и в тех случаях, когда выгоду получают или могут получить иные лица, например, друзья государственного служащего, его родственников.

В связи с чем в настоящем обзоре для определения круга лиц, с выгодой которых может быть связана личная заинтересованность государственного служащего, используется термин

«родственники и/или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего»

. Под указанные определения конфликта интересов попадает множество конкретных ситуаций, в которых государственный служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Учитывая разнообразие частных интересов государственных служащих, составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным.

Тем не менее, можно выделить ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным: выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего; выполнение иной оплачиваемой работы; владение ценными бумагами, банковскими вкладами; получение подарков и услуг; имущественные обязательства и судебные разбирательства; взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы; явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.).

В настоящем обзоре рассматриваются типовые ситуации конфликта интересов для каждой из указанных «областей регулирования»: приводится описание типовой ситуации и рекомендации, как для государственных служащих, так и для представителя нанимателя по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

В отдельных случаях приводится комментарий, поясняющий почему та или иная ситуация является конфликтом интересов, содержащий конкретные примеры типовой ситуации или другую полезную информацию. Кроме того, при определении содержания функций государственного управления учитывалось следующее.

Частью 4 статьи 1 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что функции государственного, муниципального (административного) управления организацией представляют собой полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений. Для целей настоящего обзора осуществление «функций государственного управления» предполагает, в том числе: размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, в том числе участие в работе комиссии по размещению заказов; осуществление государственного надзора и контроля; подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (квот, земельных участков и т.п.); организацию продажи приватизируемого государственного имущества, иного имущества, а также права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности; подготовку и принятие решений о возврате или зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов; подготовку и принятие решений об отсрочке уплаты налогов и сборов; лицензирование отдельных видов деятельности, выдача разрешений на отдельные виды работ и иные действия; проведение государственной экспертизы и выдача заключений; возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, проведение административного расследования; проведение расследований причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу; представление в судебных органах прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации; участие государственного служащего в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, а также деятельности, связанной с предварительным следствием и дознанием по уголовным делам. Необходимо отметить, что в целях установления единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в государственном секторе, принят Федеральный закон от 25 декабря 2008 г.

№ 280-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «

О противодействии коррупции», в соответствии с которым ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом № 273-ФЗ и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона № 79-ФЗ, распространяются на иные виды государственной службы. С принятием Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции»

ограничения, запреты и обязанности, установленные для государственных служащих, распространены на работников, замещающих должности в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

В связи с вышеизложенным представляется, что в основе организации работы по урегулированию конфликта интересов на государственной службе лежит обеспечение исполнения государственными служащими обязанностей, предусмотренных статьей 11 Федерального закона № 273-ФЗ. В частности, частью 2 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ установлена обязанность государственного служащего в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возможности возникновения конфликта интересов.

Причем, непринятие государственным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с государственной службы. Выяснение обстоятельств непринятия государственным служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов должно осуществляться в рамках не служебной проверки, а проверки, проводимой подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Применение мер по предотвращению конфликта интересов может осуществляться по инициативе государственного служащего, и не связываться с его обязанностями, установленными законодательством о государственной службе и противодействии коррупции.

Например, обращение государственного служащего с ходатайством об установлении соответствующей комиссией, имеются ли или будут ли иметься в конкретной сложившейся или возможной ситуации признаки нарушения им требований об урегулировании конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликтов интересов. Представителю нанимателя наряду с изменением должностного или служебного положения гражданского служащего необходимо: использовать механизм проверок, предусмотренный Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г.

№ 1065 (при наличии основания, установленного пунктом 10). В этой связи необходимо учитывать, что статьей 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ установлен специальный порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения; активнее привлекать соответствующие комиссии для выработки мер по предотвращению конфликта интересов.

В частности, в тех ситуациях, когда требуется осуществить оценку действий государственного служащего, установить наличие или отсутствие получаемой им выгоды, а также осуществить профилактическое воздействие.

Так, на основании соответствующего представления, предусмотренного подпунктом «в» пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821, вопрос выработки мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной службе, может быть рассмотрен на заседании данной комиссии. В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения государственным служащим деяния, содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, данная информация представляется руководителю государственного органа для решения вопроса о проведении служебной проверки и применения мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо передается в правоохранительные органы по подведомственности.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+