Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Наглядный материал по обучению грамоте в подготовительной группе

Наглядный материал по обучению грамоте в подготовительной группе

Наглядный материал по обучению грамоте в подготовительной группе

Грамота. Обучение грамоте. Звуки и буквы — Автоматизация звука [Р]: как отделить звук [Р] от [ТР] и [ДР]

Часто, при постановке звука Р от «балалайки», получается не чистый звук Р, а сочетание ТР/ ДР. И тогда надо отделять звук Р от Т/Д.

Для этого я использую следующий алгоритм (на каждый пункт уходит разное количество времени. Если всё получается, переходите дальше.

Если новый. Библиотека изображений «МААМ-картинки» Тема: «В Звуковом царстве, в Буквенном государстве». Цель: Закрепление знаний, умений и навыков по разделу «Подготовка к обучению грамоте».

Образовательные задачи: • Совершенствовать умение делить слова на слоги и ставить ударение; • Упражнять в составлении предложений по.

Тип проекта: групповой, краткосрочный. Цель : – формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения на дорогах.

Задачи: — познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы, дорожными знаками; — сформировать представления о назначении.

Цель: Закрепить занятия детей в определении звуков и составлении слов из букв, определяя место буквы. Формировать навык звукового анализа и синтеза, соотнесения звука с буквой, формировать плавного, слитного, осмысленного чтения, развитие внимания, памяти, логического мышления.

Методика организации занятий по обучению грамоте

Людмила Рычкова Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности показала, что добиться положительного результата по обучению грамоте с детьми можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий и использовать комплексно- игровой метод организации занятий. Сюжетно- тематическая организация познавательных процессов более целесообразна для активизации речи и на развитие функции языкового анализа и синтеза, т.

е. осуществляется подготовка к обучению грамоте.

В основу всех занятий по обучению грамоте, проводимых мною, положен комплексно- тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами.

На своих занятиях большое внимание уделяю на коррекционное развитие.Коррекционное развитие проводиться мною по основным направлениям: 1.

развитие сенсорных и моторных функций; 2. формирование кинестетической основы артикуляторных движений; 3. развитие мимической мускулатуры; 4. развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени); 5. развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности; 6.

развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности; 6.

формирования черт гармоничной и незакомплексованной личности дружбы, любви, уважения, и самоуважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки и др.) Готовясь к занятиям по обучению грамоте, стараюсь разнообразить каждое занятие: в одном случае это игра, в другом- занятие- спектакль, где дети- и участники спектакля, и зрители, в третьем они учителя, а не ученики и т д. Необходимо отметить, что такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержание интереса на протяжении всего занятия. .Дети, играя, постигают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», «буква», закрепляют правильное употребление звуков в произношении пословиц, поговорок, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.

Организационно-сюжетная основа занятий по обучению грамоте должна быть разнообразной.Вот некоторые варианты: — сказочных сюжетов; — элементов фольклора; — воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений; — литературных персонажей; — известных и придуманных игр; — элементов сюжетно-дидактической игры, — сюжетных и пейзажных картин; -специально изготовленных пособий; -сюжетов и героев мультфильмов. Задачи и варианты организации элементов сюжетно-тематических занятий по обучению грамоте.

1. Первый этап занятий организационный.Его цель: создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психофизических функций.

Оргмоменты провожу в разных вариантов, но в любом случае включаю релаксационные, мимические и имитирующие упражнения. Например, занятие на тему: «Похищение буквы в» начинается с прочтения телеграммы: «Дети, я получила телеграмму.

Послушайте,что в ней написано: Де- очки и мальчики, меня похитила злая _едьма. С при_етом, _аша но_ая бук_а». Вы догадались, какую букву похитила ведьма?

Выручим ее. Произносите звуки, которые эта буква обозначает. Путь будет трудным. Я предлагаю потренироваться на велотренажерах.

(Дети имитируют езду.) Вижу, хватит сил у вас, чтобы выручить букву «в». При знакомстве со звуком «л»начинаю с загадки: «Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает?»Затем провожу релаксационное упражнение: «Представьте, что сейчас лето.

Протяните руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло, приятно (расслабление).

Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек, покажите, как вам холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление)». Релаксационные упражнения помогают снять мышечное напряжение.

Иногда использую психогимнастику.Например: при знакомстве со звуками «г» и «г\».

«У нас в гостях гномы Гена и Гога. Дети, вы помните сказку про Белоснежку?

С кем она дружила? (С гномами). Сейчас мы станем изображать разных гномов.

Покажите, каким был гном Ворчун.

Каким вы представляете себе гнома Весельчака?» (Дети изображают ворчливого, веселого, грустного, доброго и злого гномов.) Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата. Элементы психофизической гимнастики использую, например, в оргмоменте занятия «Клад кота Леопольда» (звуки л и л\). Дети изображают хитрых, голодных и жадных мышат, показывают, как они подкрадываются к спящему Леопольду, как уныло бредут после своих неудавшихся продедок.

Затем они изображают спящего кота, его добродушный вид, мягкую походку и т д.

Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости. 2. Сообщение темы занятия. Занятия, в этой части позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия.

Перед детьми выставляю игрушки, плоскостные фигурки или изображения персонажей- участников занятия. Дети знакомятся с ними, выделяют изучаемые звуки и названия персонажей.

Например, в занятии «День рожденье куклы Ани». Как звать именинницу? Какой первый звук ее имени? В гости к Ани пришел доктор Айболит и подарил ей аленький цветочек.

Какой одинаковый звук встречается в словах Аня, Айболит, аленький?

Значит, с каким звуком и с какой буквой мы сегодня познакомимся? В занятии на тему «Три поросенка» (звуки н, н\)сообщение темы звучит так: «Сегодня мы будем сочинять сказку о Ниф- Нифе, Наф-Нафе, и Нуф-Нуфе и изучать звуки н, н\».

Таким образом, игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает у детей интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа — направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых или повторению пройденных звуков.

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.На данном этапе реализую следующие задачи: — уточняется артикуляция — положения губ, языка, и зубов при произношении изучаемого звука; — показываю «профиль» языка на рисунке; — звуки обозначаем цветовыми символами — уточняю акустические признаки звуков: «спит» или «не спит» голосок (глухие или звонкие); поется или не поется звук (гласные или согласные); — находим образное сравнение звука (звук р- рычание тигра, звук ш- шелестящая листва. Звук л\-весенняя капель); — определяется их место в Звуко-буквенном городе (в Синем, Красном или Зеленом городе они будут жить).

Например, при изучении звуков н и н\, вначале определяем, одинаково ли звучат первые звуки в словах Наф- Наф, и Ниф-Ниф, т е уточняется мягкость и твердость этих звуков. При сравнении звуков задаю вопросы,которые способствуют развитию воображения: Каким вы представляете себе этот звук? На что он похож? Каким цветом можно его нарисовать?

4. Произношение изучаемых звуков в словах.

На этом этапе занятийрешаю следующие задачи: -развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; — уточнение и расширение лексического запаса; -овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов; -развитие слухового внимания и зрительной памяти; -овладение простыми и сложными видами звуко-слогового анализа и синтеза.

Для решения этих задач важен принцип подбора речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятий, второй — поставленной задачей.

В работе по обогащению словаря детей и развитию фонематического восприятия подбираю предметы, игрушки или картинки. В процессе развития фонематических представлений наглядный материал не демонстрирую, а если выставляю, то только после названия слов детьми.

Здесь фонематические представления детей базируются на ранее известных образах предметов, и позволяют активизировать мыслительные процессы и развивать память.

Использую на одном занятии слова, включающих одну или несколько родовых групп (птицы, звери, посуда, пища и т.

д., способствует развитию логической памяти. А применение речевого материала – слов, насыщенных изучаемым звуком (в начале, середине или в конце слова, — развивает слуховое чутье. Параллельно с решением перечисленных задач на данном этапе провожу работу над усвоением грамматических категорий языка.
Параллельно с решением перечисленных задач на данном этапе провожу работу над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы ставлю таким образом, чтобы дети смогли повторить одно и то же слово в разных падежах, в единственном и множественном числе, в настоящем или прошедшем времени и с разными приставками.

Развитию слухового внимания способствуют словесные игры: «Звук потерялся», «Звук заблудился», а также задания по восстановлению слов с переставленными звуками, угадывание слов по первому и последнему звуку и слогу и восстановление перепутанных слогов. А речевые задания хорошо сочетаются с развитием мелкой моторики. Зрительная память и внимание хорошо развиваются в играх «Что изменилось?», «Кто спрятался?», «Кто стоял или сидел между ними?», «Кто улетел?» Языковый анализ и синтез – это сложная мыслительная работа, которую провожу на каждом занятии.

Задания ввожу в разные части занятия – там, где это вызовет наибольший интерес у детей. Иногда эти задания даю в середине занятия или упражнения по звуко-буквенному анализу и синтезу даю в заключительной части.

Особый интерес у детей вызывают задания, в которых «собираются рассыпанные» звуки или, наоборот, их «рассыпают», сопровождая действием. Составление схем слов из цветовых символов чередую с подбором или поиском подходящих слов к заданной схеме. На более поздних этапах работы дети отгадывают ребусы и кроссворды.

При этом важно научить детей самостоятельно задавать вопросы о звуках, слогах и словах.

Намеренно допускаю ошибки в ответах на вопросы, поставленными детьми и это вызывает особый интерес у детей, они эмоционально откликаются, желая помочь исправить ошибку, найти правильный ответ. 5. Физминутка. Физминутку тесно связываю с темой занятия и это является переходным мостиком к следующей части занятия.

Основные задачи физминутки –это: — снять усталость и напряжение; — внести эмоциональный заряд; — совершенствовать общую моторику; — выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

При планировании физминутки необходимо помнить, что подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Этому же служат упражнения по имитации трудовых действий. Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей.

6. Работа над предложением. Успешному овладению детьми закономерностей необходимых связей слов в предложениях способствует предварительная работа над заданиями по словосочетаниям. Например, дети упражняются в правильном согласовании прилагательных с существительными (сосновый лес, березовая роща, голубое платье, голубое одеяло и т д, или задания на образование относительных прилагательных и их согласование с существительными (кожаная сумка, хрустальная ваза, шелковая косынка. и т д). Забавными и интересными бывают задания с просьбой определить предметы на ощупь, которые развивают осязание.

Усвоение закономерностей в усвоении необходимых связей слов в словосочетаниях является базой для формирования лексико-грамматических конструкций предложений. На данном этапе занятийрешаю следующие задачи: -установление лексико-грамматических отношений между членами предложения; -актуализация накопленного словаря; -формирование связности и четкости высказываний; -работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений; -анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения дисграфии. Приемы работы над предложением разнообразны, но необходимо знать, что задания должны соответствовать основному правилу – от простого к сложному.

На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки.Затем задания усложняются: детям предлагаю составлять предложения по набору слов или по опорным словам.

На более высоком уровне развития речи предлагаю задания на восстановление деформированного текста предложения.

Развитию мышления способствуют задания, в которых прошу детей составить предложение из набора слов, связанных ситуативной цепочкой.

Например, «лиса, куст, заяц, нора, лежать, в, под, сидеть» (Заяц сидел под кустом, а лиса лежала в норе). Созданию оживленной и творческой обстановки способствуют задания, в которых нужно исправить смысловые ошибки, намеренно допущенные мною.

Например, «Дайте быстро мне ответ – так бывает или нет? Наступила зима, расцвели подснежники. Осенью зацвели сады. На березе растет земляника» и т.

д. Дать самостоятельное умозаключение помогают такие вопросы,как:

«Что вы будете делать, если найдете зимой на улице замерзающего котенка?»

, «Что вы будете делать, если вашего братика (сестренку, маму) будет кто-то обижать?», «Что было бы, если бы исчезли все звери и птицы?» и другие. Обязательно при выборе принципов и приемов организации заданий на этом этапе работы над предложением должна быть логическая и игровая связь с сюжетом занятия. Параллельно с усвоением лексико-синтаксических отношений между членами предложений веду работу по анализу и синтезу словесного состава предложения.

При этом обычно использую полоски для обозначения слов, делаю зарисовки схем на доске или в тетрадях, даю задания, в которых дети исправляют мои ошибки.

7. Произношение звука в связной речи.

Основная часть этапа – совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных текстах.Попутно решаю следующие задачи: -развитие воображения и творческой фантазии; -развитие словотворчества; -развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов (просодия – система произношения ударных и неударных, долгих и кратких слогов в речи.) Необходимым и обязательным условием на данном этапе является смысловая и игровая связь с темой или сюжетом занятия и с заданиями предшествующего этапа. На данном этапе использую задания с известными чистоговорками и поэтическими произведениями – диалогами и стихами.

Причем необходимо, чтобы они были насыщены изучаемыми звуками, были занимательны и доступны и, кроме того, многообразны по интонационным характеристикам (вопросительным и восклицательным). Например, при изучении звука и буквы «п» Звук «п» произносим в чистоговорках и словотворчество детей.

Сочиним чистоговорку со словом крупа. — Пу- пу- пу, попугай клюет крупу.

— Па-па-па, на пол сыплется крупа.

-Пы-пы-пы, больше нет у нас крупы. А так же проводится работа над мимикой и просодией Чтение шутки – потешки.

Говорит попугай попугаю: -Попугай, попугай, я тебя попугаю!

Попугаю в ответ попугай: -Не пугай, не пугай, не пугай! Дети повторяют шутку – потешку. Потом одна группа изображает сердитого попугая, другая – испуганного.

Такие задания способствуют развитию ритма, чувства созвучия, рифмы.

Развитию связной речи способствуют и такие задания, где дети предсказывают действия персонажей, придумывают для них диалоги и реплики, отвечают на вопросы и находят выход из проблемных ситуаций.Например: при изучении звука «н», создается проблемная ситуация, где главные персонажи три поросенка. «Пока они играли, стало темно, значит, наступила (ночь) (выставляется картинка с изображением ночного пейзажа). -Как вы догадались, что это ночь?

(темное небо, светит луна.) Увидев луну, гости вспомнили, что их ждут мамы. Как сообщить мамам, что у них все в порядке? (можно позвонить по телефону.) Что они сказали мамам?

Ваши ответы должны начинаться со слов надо, можно.

8. Обучение элементам грамоты. Это завершающий этап занятий,который предусматривает решение следующих задач: -познакомить с буквой, которой обозначается изучаемый звук; -научить детей прочитать эту букву, а также слоги и слова с ней; -научить писать печатным шрифтом букву, а также слоги и слова с ней.

При решении первых двух задач необходимо связать звуковой (фонетический) образ звука со зрительным (графическим) образом.

Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать, что главным отличием звука от буквы является то, что звук мы слышим, а букву видим и читаем.

Знакомство с буквой, обозначающей изучаемый звук, начинаю обычно с того, что детям демонстрирую заглавную и строчную печатные буквы. Дети разыскивают новую букву в Звукобуквенном городе и в буквенных кассах. Строчная и заглавная буквы сравниваются – отмечаются их сходство и различие.

Затем определяем на что похожа та или иная буква, т. е. создаем зрительный образ буквы.

Например, при изучении буквы «Ц»читаю стихотворение: Вот какая буква ц Коготок – царапка, С коготком на конце Как кошачья лапка. Для более прочного и образного запоминания буквы использую прием, в котором элементы буквы находятся в геометрических фигурах, наложенных друг на друга. Кроме того, мы с детьми изображаем букву с помощью пальцев или показываем конфигурацию буквы позами.

Кроме того, мы с детьми изображаем букву с помощью пальцев или показываем конфигурацию буквы позами. Например, буква ф – руки, согнутые в локтях и развернутые в стороны, ставятся на пояс; буква н – двое детей берутся за руки; буквы ы – между двумя стоящими детьми третий ребенок в согнутом состоянии прислоняется к первому и т д.

Задания на чтение буквы слогов и слов с изучаемой буквой мы используем только уже известные детям буквы. Это определяется принципом – от простого на начальных стадиях занятий в начале года к более сложному на поздних этапах – к концу года. На занятиях использую разнообразные приемы.

Обязательно использую работу с разрезной азбукой, чтобы у детей формировалось осознанное восприятие составляемых и прочитываемых слогов и слов.Детям предлагаю составлять слова из букв в определенной последовательности: слова с одной заданной пропущенной буквой, слова из переставленных или перепутанных букв, а также слова, в которых одна буква заменяется на другую с целью изменения фонетического звучания и смысла (кошка – кашка, галка – палка, почка – бочка и т. д.). Кроме того, составляем и прочитываем слова из известных «рассыпанных» букв или слогов. Более сложные задания для детей – кроссворды и ребусы.

Естественно, что наиболее приемлемой формой организации занятий является игровая. Решение задачи –научить детей писать печатным шрифтом изучаемую букву: вначале дети выкладывают изображение буквы из счетных палочек, «рисуют» пальчиком на столе, в воздухе, затем учатся писать печатную букву в тетрадях.

9. Итог занятия. На заключительной стадии занятия подвожу итоги, т. е. определяю его результативность.Здесь должна присутствовать положительная эмоциональная оценка типа: «Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами! Мне было приятно заниматься или играть с вами. И жаль, что занятие так быстро закончилось».
И жаль, что занятие так быстро закончилось».

На этом этапе у меня всегда присутствует передача положительных эмоций. При индивидуальной оценке всегда отмечаю активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка.

А реакция на неудачи должна быть с надеждой на успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит, если активно работать, то все получится.Также задаю вопросы: «Что вам понравилось?

Какие задания показались вам интересными?

Какое задание было самым трудным? Что бы вы хотели услышать в следующий раз?» Этим я узнаю оценку детьми прошедшего занятия и пытаюсь найти более близкий контакт с детьми, и отбираю удачный принцип построения заданий для каждого этапа последующих занятий.

И главное, о чем необходимо помнить, — занятие от начала до конца должно быть добрым!

Непосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы

Замышляева Галина

В настоящее время процесс подготовки к обучению грамоте детей старшей и подготовительной к школе групп остается актуальным и важным. Обучение грамоте – очень ответственный период в жизни ребенка.

Здесь главное не допускать нажима, дать ребенку поверить в собственные силы. Успех обучения дошкольников грамоте в значительной степени зависит от умения воспитателя организовать занятие, структурировать его, методически правильно провести.

Наглядные пособия, дидактический материал, игровые задания должны использоваться в такой степени, чтобы помочь воспитателю достичь учебной цели, а подготовка старших дошкольников к обучению грамоте станет процессом доступным и интересным для детей. В нашем детском саду мы используем разные виды занятий по подготовке детей к обучению грамоте.

Это зависит от того, на каком этапе обучения находятся дети. Предлагаю вашему вниманию, уважаемые коллеги, разработанное мною занятие в форме игры. Его можно использовать, как итоговое занятие.

Тема: «Угадай слово» Цель: закрепление и систематизация знаний детей о звуках, словах, предложении. Задачи: Образовательные: — совершенствовать умение детей различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, упражнять в обозначении звуков, в умении проводить звуковой анализ слова, в подборе слов к заданной звуковой модели; — закреплять умение детей составлять предложения, используя схему; Развивающие: — развивать фонематический слух, память, активную мыслительную деятельность; Воспитательные: — воспитывать самостоятельность, самоконтроль, активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе; — формировать положительные взаимоотношения детей со сверстниками и взрослыми.

Форма проведения: игра Место проведения: музыкальный зал Методические приемы: игровая мотивация, дидактические игры и упражнения, моделирование, использование схем, пояснения, указания, практическая работа детей с раздаточным материалом, собственная речевая деятельность детей, физкультурная минутка, анализ деятельности детьми и воспитателем, поощрение. Материал:

Демонстрационный: мольберт, конверт с письмом, табло с заданиями, картина для составления предложения и схема к нему, схема слова, фишки, медали, призы для детей.

Раздаточный: карточки (синяя, зеленая, красная); карточки для звукового анализа слов (лук, лес) и квадратики трех цветов (красные, синие, зеленые); карточки для определения позиции звука в слове и черные квадратики.

Ход непосредственно образовательной деятельности Организационный момент (в группе) Воспитатель.

Ребята, сегодня утром в нашей группе я нашла интересное письмо (показываю детям конверт с письмом). Посмотрите, какие интересные картинки на конверте. Интересно было бы узнать, откуда оно, от кого?

А вам интересно? Давайте его откроем и прочитаем.

(Дети рассматривают конверт, делятся впечатлениями, предположениями.) Читаю письмо: «Здравствуйте, дорогие девочки и мальчики!

Пишет вам Фея Страны Знаний. Я хочу поблагодарить вас за то, что вы спасли меня от злого волшебника Звукомора. А еще я знаю, что вы любите играть в разные игры, поэтому хочу сообщить вам приятную новость: сегодня в вашем детском саду пройдет игра «Угадай слово». Ведущим этой игры будет ваш воспитатель Галина Владимировна, а участниками игры – дети подготовительной к школе группы «АБВГДейка», т.

е. вы. В каждой игре есть правила.

О них вам расскажет Галина Владимировна.

Победителей и участников ждут призы. Я уверена, у вас все получится! Желаю вам успехов и удачи!» Ну что, ребята, хотите принять участие в игре?

Тогда давайте пройдем в игровую студию, и я расскажу вам о правилах игры. (Ответы детей. Дети проходят в игровую студию, в музыкальный зал, рассаживаются за столы.) Основная часть Воспитатель. Итак, ребята, рассказываю о правилах игры.

(Дети слушают правила игры.) Игра состоит из трех туров: первый тур – звуки, второй тур – слова, третий тур – предложение. В каждом туре три задания, разных по сложности. Победителем игры считается тот, кто наберет большее количество очков.

А для того, чтобы выиграть, нужно быть внимательным, сообразительным, выдержанным, настойчивым, быстрым. Я уверена, у вас все получится!

Начинаем первый тур.

Перед вами таблица, на которой указана схема звука.

Значит, в этом туре будет все только о звуках. Вам нужно открыть один из квадратов, и тогда я скажу, какое задание вы должны будете выполнить. Пожалуйста, … (Дети рассматривают таблицу, выбирают и открывают по очереди квадраты.) Этот квадрат означает, что за правильный ответ вы получите…очков.

Слушаем задание. 1очко – упражнение «Светофор»: воспитатель называет гласные и согласные звуки, за правильные ответы раздает фишки. (Дети слушают задание, обозначают звуки соответствующими карточками.) 2 очка – упражнение «Определите место звука в слове»: воспитатель называет слова с определенным звуком, находящимся в разных позициях: в начале слова, в середине, в конце.

(Дети работают со звуковой карточкой.) 3 очка – упражнение «Звуковой анализ слова»: воспитатель предлагает детям составить схему слов «лук» и «лес». (Дети выполняют задание: выкладывают схемы слов.) Молодцы!

Вы хорошо справились со всеми заданиями.

А сейчас немного отдохнем (Провожу физкультурную минутку. Дети выполняют действия в соответствии с текстом.)

Начинаем второй тур. Перед вами схема слова. Правила те же, что и в первом туре.

Открываем любой квадрат, и я говорю задание.

Пожалуйста,. (Дети выбирают квадрат.) 1 очко – упражнение «Слова-предметы вокруг нас»: воспитатель предлагает детям назвать слова-предметы, состоящие из одного слога, затем из двух слогов, затем из трех слогов; за правильные ответы дети получают фишки. (Дети называют слова.) 2 очка – упражнение «Конец слова за тобой»: воспитатель называет первый слог, например, бу… (Дети придумывают слова.) 3 очка – упражнение «Какое слово я задумала?»: воспитатель показывает детям схему слова из четырех звуков, например, зеленый квадрат, красный квадрат, синий квадрат, красный квадрат. (Дети называют слова в соответствии со схемой.) Начинаем третий тур нашей игры, который называется предложение.

Будьте внимательны, не торопитесь и у вас все получится.

Пожалуйста, какой квадрат откроем? За правильный ответ вы получаете …очков. Слушайте задание. (Дети открывают квадрат и слушают задание.) 1 очко – упражнение «Составь предложение по картинке, используя схему»: воспитатель показывает картину со схемой предложения из трех слов, раздает фишки за правильные ответы.

(Дети составляют предложения по схеме.) 2 очка – упражнение «Придумай предложение с заданными словами»: воспитатель предлагает детям два слова, которые обязательно должны быть в предложении. (Дети придумывают предложения.) 3 очка – упражнение

«Придумай предложение, где все слова начинаются со звуков «п»

и «пь» (Дети составляют предложения.) Заключительная часть Воспитатель.

Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания. А сейчас подведем итоги нашей игры. Пожалуйста, сосчитайте ваши заработанные фишки и оцените свое участие в игре.

(Дети подсчитывают фишки, высказывают предположения о своем участии в игре и итогах игры.) Итак, победителем игры стала (стали… Они награждаются медалями. Поприветствуем их аплодисментами. (Дети хлопают победителям) Всем участникам игры Фея Страны Знаний прислала небольшие призы.

(Всем участникам игры раздаются поощрительные призы, дети делятся впечатлениями от призов.) На этом наша игра закончилась.

Всем большое спасибо! До следующей встречи! (Дети проходят в группу.) Большое спасибо всем за внимание!

Желаю творческих успехов!

НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Закрепление пройденного материала в дидактических играх»

Наталья Рыжая (Поляхова) Цель: закрепление пройденного материала в дидактических играх. Задачи: Образовательные: • Закреплять умения детей выделять первый звук в слове; • Закреплять умения дополнять слог до целого слова; • Формировать умения определять количество слогов в слове; • Совершенствовать чтение слогов и трехбуквенных слов; • Закреплять графические образы букв; • Учить составлять распространенные предложения; • Формировать умения определять количество слов в предложении. Развивающие: • Развивать речь, внимание, мышление.

• Развивать зрительное восприятие, фонематический слух. Воспитательные: • Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

• Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность. Оборудование: гнездо с киндер сюрпризами, корзинка, карточки-ягоды со слогами, игрушка би-ба-бо енот, дид. игры «Определи, сколько слогов в слове», «Найди пару», «Собери картинку», «Собери букву», чудесный мешочек, сюжетная картина, музыкальное сопровождение для физминутки.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой игры «Ворона, муха и комар», физминутки «Свинки и кабанчики», слов для игры с чудесным мешочком.

Ход деятельности: I. Организационный момент. Игра-приветствие «Доброе утро».

(дети в кругу) Доброе утро улыбчивым лицам! Доброе утро солнцу и птицам! Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

II. Основная часть. Ребята, сегодня мы совершим сказочную прогулку в лес. Скажите, как нужно вести себя в лесу? 1, 2, 3 мы уже в лесу, внутри.

Оглядитесь вокруг. Поют птицы, растут красивые цветы.

Ярко светит солнце. Вы вслушиваетесь в звуки, вдыхаете аромат природы, свежий воздух.

Упражнение на удлинение выдоха. (Вдох через нос) Ах (говорится на выдохе) Ах пахнет… Ах как пахнет… Ах как приятно пахнет… Ах как воздух приятно пахнет! Ребята, вслушайтесь, кажется, муха летит.

Какой звук муха издает? (ззззззз) Или это комар.

Какой звук комар издает? (зьзьзьзьзь). Давайте вспомним упражнение «Ворона, муха и комар» (цель: работа над голосом, артикуляцией, автоматизацией звуков р, ж, зь).

Черная ворона на дереве сидела, Черная ворона песенку пропела:

«Кар, кар, кар – кар, кар, кар, Ты чего пищишь, комар?»

Маленький комарик на руке сидел, Маленький комарик свою песню пел: «Зя – зю – зе, зя – зю – зе, Я ищу себе друзей». Мимо пролетала заводная муха, Песню напевала сразу в оба уха: «Жа – жо – жу, жа – жо – жу, Я с комариком дружу!» Ой, ребята, смотрите, чье-то гнездо с яйцами.

Рекомендуем прочесть:  Как украсить селедку

Но птица, высиживающая яйца, никогда их не бросит. Только одна птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда.

Что это за птица? (кукушка). Ой, это не простые яйца, а с сюрпризом.

Смотрим, что в них лежит и как это звучит. В яйца киндер сюрприза помещаются рис, манка, сахар, фасоль.

Игра «Что в яйце?» (цель: различать на слух неречевые звуки). Смотрите, полянка, а на ней ягод видимо-невидимо. Давай соберем их в корзинку. Игра «Ля-ля-ля-хоп».

Будем бежать по кругу и на слово «хоп» каждый берет одну ягодку. На ягодке каждый ребенок прочитывает слог и договаривает его до слова (цель: закрепление чтения слогов, расширение словаря). Давайте присядем, отдохнем. Смотрите, кто к нам не побоялся подойти.

Это енот (игрушка на руку). Он хочет с вами поиграть. Предлагаются игры по подгруппам. Игра с прищепками «Определи, сколько слогов слове» (цель: закрепление умения делить слова на слоги).

Игра со спичечными коробками «Найди пару» (цель: закрепление умения слышать первый звук в слове).

Игра с разрезными картинками.

Правильно подобрав три карточки, можно составить цветную картинку со словом, разделенным на буквы (цель: освоение чтения трехбуквенных слов, развитие восприятия).

Игра «Собери букву» (цель: закрепление направленности элементов печатных букв, умения различать элементы всех букв).

Через 5-7 минут педагог вместе с енотом проверяет правильность выполненных заданий. Давайте продолжим нашу прогулку по лесу. Ой, смотрите там дикие кабаны.

Физминутка «Свинки и кабанчики» (под музыку). Рыли желуди под дубом дикие кабанчики, А домашние свинюшки ели кашу из кадушки. После обеда, чтобы не спать, Кабанчики и свинки пошли погулять.

Столкнулись на тропинке, Уселись спинка к спинке, Щетинками чесались, за копытца брались. Туда – сюда качнулись, Друг к другу повернулись: «Цок-цок, хрю-хрю, тебе желудь подарю!

Цок-цок, хрю-хрю, я тебя благодарю! (проговариваются 2 раза с ускорением) Хрю.

Молодцы. Давайте присядем и понаблюдаем за другими животными и их детенышами. Смотрите, кто там вдалеке? Рассматривание картины, где изображены лиса с лисятами, медведица с медвежатами, ежиха с ежатами.

Расскажите мне о поведении животных, которых вы видите. Дети составляют распространенные предложения.

Дается задание посчитать сколько слов в предложении.

А я вижу лисичку, которая несет на плече чудесный мешочек с гостинцами для лисят.

Игра в бирюльки (цель: определение на ощупь предметов, лежащих в мешке).

Чернобурая лисица Для лисят несет гостинцы.

В мешочек не заглядывай, Что в нем лежит, угадывай.

Угадал, забирай, а мешок лисе отдай. … Ой, мешочек-то пустой, Как лисе идти домой? Все обратно положили И лисицу отпустили.

Чернобурая лисица Понесла домой гостинцы. III. Итог деятельности. Взялись за руки, встали в круг. Ребята, на этом наша прогулка заканчивается.

1, 2, 3 мы домой пришли. Понравилось вам гулять по лесу? Что вам запомнилось из нашей прогулки? А теперь я вам предлагаю нарисовать свою прогулку в лес, самые запомнившиеся моменты.

Дидактическое пособие по подготовке детей к обучению грамоте «Составь слово»

Людмила Конюшевич «СОСТАВЬ СЛОВО» (дидактическое пособие по подготовке детей к обучению грамоте) старший дошкольный возраст При подготовке ребенка к школьному обучению большая роль отводится формированию и усвоению звукобуквенного анализа слов. Педагоги пользуются огромным разнообразием игр и пособий.

Лучше, когда такое пособие сделано своими руками, где принимают участие сами дети. Это сбор материала, изготовление фишек-моделей звуков, их цветовое обозначение.

Предлагаю Вашему вниманию пособие по обучению грамоте в подготовительной группе, изготовленное совместно с педагогом, детьми, родителями.

Цель: формирование навыков звукобуквенного анализа у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: * образовательные — учить определять количество звуков в заданном слове, дифференцируя согласные и гласные звуки, твердые и мягкие согласные, соотносить звук и букву; — упражнять в делении слов на слоги; — расширять и активизировать словарь детей; * развивающие — активизировать мыслительные процессы: зрительное и слуховое восприятие и внимание, логическое мышление; — развивать общую и мелкую моторику; * воспитательные — формировать навыки сотрудничества при работе в паре.

Игровой материал: картинки с предметами, имеющие 3, 4, 5 звуков; полотно для звукобуквенного анализа с 3-мя, 4-мя и 5-ю ответстиями-горлышками; модели звуков изготовленные из крышек синего, зеленого и красного цвета (по две на каждый гласный звук, и пары по твердости-мягкости). Интеграция образовательных областей: познавательное развитие (навыки счета, цветовосприятие, отгадывание загадок, физическое развитие (мелкая моторика при накручивании крышек, социально-коммуникативное развитие (навыки сотрудничества при работе в паре).

Варианты: 1. Педагог предлагает ребенку отгадать загадку.

Ребенок отгадывает, находит имеющуюся картинку из предложенных, считает количество звуков в слове. Находит полотно с нужным количеством отверстий и выкладывает слово на полотне. Примерные загадки: Шесть ног без копыт Летит – жужжит, Упадет – землю роет.

(Жук). Маленький, удаленький, Сквозь землю прошел, Красную шапочку нашел. (Гриб). Листья плотные, да лаковые, Плоды желтые, да лакомые, Ее скорее скушай, созрела наша (груша) 2.

Педагог произносит слово за экраном, закрывая речедвигательный аппарат. Ребенок на слух определяет количество звуков, гласные, согласные, выкладывает на полотне, анализирует.

3. После выкладывания звуковой схемы ребенку, предлагается определить гласные, согласные звуки. Сосчитать их. Так же можно дать задание разделить слово на слоги, сосчитать количество звуков в каждом слове. Возможно выполнение заданий в паре, когда детям необходимо договориться о выполнении задания.

Предварительный просмотр:

Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Занятие №6Тема: «Гласные и согласные звуки»Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Дать представление о слиянии звуков в слоги.Задачи:Обучающая задача: Закрепить понятия: гласный, согласный звук, глухой, звонкий.

Формировать понятие «слог».Развивающая задача: Развивать связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание и воображение детей.Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.Оборудование: Карта страны «Пиши-Читай», разрезная азбука для демонстрации и для индивидуальной работы детей, презентация, карточки красного, синего и зеленого цвета, колокольчики, волшебный мешочек, предметные картинки, макет трехэтажного дома, зашифрованные слова, картинки-схемы, наклейки с изображением животных. Ход занятия:Воспитатель раздаёт детям буквы (по 3 штуки: 1гласн., 1 звонкий согл., 1 глухой согласный.Воспитатель:

  • Что это? (Это буквы)
  • Найдите к каждой букве нужную звуковую карточку. (Дети кладут под гласной буквой красную карточку, под звонкой согласной — синюю с колокольчиком, под глухую – синий символ без колокольчика)
  • А это что? Послушайте: [а],[о], [м], [с], [и], [г]»? (Это звуки)
  • Прочитайте свои буквы – назовите звуки. (Дети называют свои буквы)

Воспитатель: Сегодня нас ждет новое путешествие по волшебной стране «Пиши-Читай» и наш путь лежит через лес. Но этот лес необычный, так же как и все в этой стране.

(воспитатель обращает внимание детей на карту страны).

Он называется «Фонетический». «Фонема» – в переводе на русский язык обозначает «звук».

В этом «Фонетическом лесу» живут существа, которые напоминают гномиков, но это не совсем гномики, их зовут Звуковички.

Мы с вами уже многое знаем и про буквы и звуки, поэтому вы сегодня мои главные помощники в путешествии по лесу.В группу входят воспитатель соседней группы и говорит: «Вам письмо».Воспитатель: Большое спасибо. (зачитывает письмо вслух…) Письмо Пиши-Читая.Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет вам, Пиши-Читай. Мне нужна ваша помощь.

Дело в том, что в стране Пиши-Читай недавно побывала вредная злодейка Опечатка. Она просто обожает безграмотность, ошибки и всякую неразбериху! Она пробралась в «Фонетический лес» и заколдовала его жителей, они совершенно забыли свои имена.

Опечатка рассмеялась и весело сказала, что теперь Звуковички никогда не смогут помочь детям научиться читать.Дорогие ребята! Мне известно, что вы готовитесь стать школьниками и, уже знакомы с буквами и звуками.

Помогите нам, пожалуйста! Очень надеюсь на вашу смелость и отзывчивость.

Ваш друг Пиши-Читай.Воспитатель: Бедные Звуковички, нужно им помочь!

Вы, согласны, ребята? (Да). Не испугаетесь? (Нет). Тогда отправляемся в «Фонетический лес».Воспитатель: Вот мы и в лесу, посмотрите ребята, как здесь красиво!

(Слайд2) Смотрите, красный домик. (Слайд 3) В домике кто-то поет. Какие чудесные звуки! Как поют!

Давайте постучим и войдем. (Слайд 4) Посмотрите это же Звуковички! Ребята, они хотят нам, что-то сказать, но не могут, потому, что забыли свои имена.

Давайте поможем им вспомнить, как их зовут.

Внимательно посмотрите на их губы и попробуйте догадаться, какой звук пытаются произнести Звуковички.

(По артикуляции гласных, изображённых символически на слайде, дети определяют звуки; ребёнок называет звук, показывает букву, после этого на слайде появляется данная буква.)Воспитатель: Какие это звуки? (это гласные звуки). Спасибо вам, гласные, за песенку! Вы так хорошо поёте!Воспитатель: А нам пора отправляться дальше.Физкультминутка.

Дети встали, закрыли глаза.Открываем мы глаза, Вдох — и долго тянем: «а — а- а — а.» (голос звучит тихо на одном уровне) Утром солнышко взошло, Снизу вверх мы тянем: » о- о — О – О…»(звук голоса звучит с повышением) Днем по горкам ездим мы: » Ы — Ы — Ы – Ы…».(звук голоса звучит громко на одном уровне) Ночью смотрим на звезду, Сверху вниз слетаем «У — У — у — у».(звук голоса звучит с понижением)Воспитатель: Ребята, посмотрите, синий домик.

(Слайд 5) Песенку не слышно. Зато, слышные другие звуки, послушайте, в домике кто-то рычит (как?

– р-р-р…дети определяют 1-й звук в слове «рычит») шипит (как?…), жужжит (как?), фыркает (как?.).

. Как вы думаете, какие звуки мы там встретим? (мы встретим согласные звуки.)Воспитатель: Давайте войдем и проверим. (Слайд 6) Действительно Звуковички одеты в синие костюмчики, значит это согласные звуки.

Молодцы, ребята. Но посмотрите, согласные звуки расстроены, Опечатка и здесь навредничала. Посмотрите, ребята, у некоторых Звуковичков на груди висят колокольчики, а других колокольчиков нет. Я поняла! Они забыли, кто из них звонкие согласные звуки, а кто глухие согласные звуки, и никак они не могут найти свои места.

Надо им помочь. Как вы думаете, у каких звуков есть колокольчики?

(у звонких согласных звуков, а у глухих согласных звуков колокольчиков нет)Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что получится, если подружить гласные и согласные звуки?

(дети высказывают свои предположения). Звуки объединяются и образуют слоги.

А слоги образуют слова. (Слайд 7). Посмотрите, наши звуки подружились, потому что только вместе можно справиться со всеми трудностями. И никакая Опечатка не справится с дружными и неразлучными Звуковичками.

Давайте попробуем прочитать получившиеся слоги. Выложите у себя на столе слог «до».

Какая буква будет первая? «д». Какой звук она обозначает? [д].

Какая буква будет второй? «а». Какой звук она обозначает? [а].

Давайте попробуем прочитать получившийся слог.

(такая работа проводится и с другими слогами).А теперь давайте превратим слоги в слова. («до» — м, получается дом, «ма» — к, получается мак и т.д.) К слогам добавляются буквы. (работа ведется и на доске и на местах)Воспитатель: Мы с вами помогли Звуковичкам вспомнить, кто они такие.

Даже подружили их. А это значит, они смогут и дальше помогать людям.

В благодарность за нашу помощь Звуковички хотят с нами поиграть в интересные игры.Игра «Хитрый гласный звук»Воспитатель предлагает детям прослушать внимательно звуки русского языка, которые он будет произносить, и хлопнуть в ладоши, услышав гласный звук.

Звуки произносятся отчетливо и громко: [а], [о], [с], [у], [т], [к], [и], [ы], [п]. Игра «Ушки на макушке» Воспитатель отчетливо произносит сочетания звуков, последовательно усложняя задание. Дети воспринимают их только на слух и называют количество, порядок звуков в сочетании: ау, уа, аи, уиа, оыа, аои.

Игра “Волшебный мешочек” Воспитатель предлагает достать картинку из «Волшебного мешочка» и четко назвать, изображенный предмет. Ребенок громко называет предмет, изображенный на картинке. Педагог уточняет количество слогов в каждом из слов, предлагает выделить и определить позицию гласных звуков в названном слове.

В зависимости от количества слогов в слове, дети распределяют картинки по домикам в 1,2 и 3 этажа, которые помогают наглядно дифференцировать слова с разным количеством слогов. Физкультминутка Игра: «Гласные звуки» Дети повторяют движения и текст вслед за воспитателем: Гласных звуков только шесть, Их легко пропеть, прочесть: [А] – на Астре расцветает, [И] – на Иволге летает, [О] – на Ослике сидит, [У] – на Улицу глядит, [Э] – на Эхо отозвался, [ы] — во внутрь слов забрался, СЫром тЫкву закусил И добавки попросил!Игра » Подскажи звук » Воспитатель сообщает детям, что сейчас он будет говорить слова, но в некоторых словах будет специально недоговаривать последний звук.

Его должны подсказать дети. Воспитатель внимательно следит за тем, чтобы дети не произносили всё слово, а добавляли только звук. Вначале звук подсказывают все дети хором, потом по указанию. Дети должны быстро подсказывать последний звук, чтоб прозвучало всё слово целиком.

На солнышке грелся черноухий котёно. На него смотрел белоухий щено .

Охотники развели в лесу костё. Ученик держал в руке каранда.

Малыш попросил маму завязать красный шар. На лесную полянку выскочил зая.

В зоопарке жили ено., бегемо., крокоди.

По стволу стучал пёстрый дяте.

Белочка спрятала орешки в дупл. По двору бродили петух., куриц., утк.Воспитатель: А теперь, ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Прочти слово».

Перед нами — «заштрихованное слово», и чтобы его прочесть, нужно знать правило: в каждой картинке-схеме нужно выделить первый звук и записать букву. Давайте попробуем: колобок, облако, тигр — получается слово «кот».Дети читают слова по картинкам-схемам. Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие по «Фонетическому лесу»?

(Да). А что больше всего вам понравилось? (ответы детей) Чем мы занимались в нашем путешествии? (ответы детей)Вы молодцы, победили вредную Опечатку и помогли Звуковичкам.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+