Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Автомобильное право - Нарушения по экологии штрафы

Нарушения по экологии штрафы

Нарушения по экологии штрафы

Вместо заключения

Помимо вышеназванных штрафов, Законом № 141-ФЗ также установлена ответственность за нарушения, связанные с экологическим сбором. Прежде такие санкции не были установлены.

1. Новая ст. 8.5.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, а также деклараций о количестве выпущенных в обращение товаров и упаковки, подлежащих утилизации. Напомним: декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) и отчетность о выполнении нормативов по утилизации производители и импортеры товаров, подлежащих утилизации, обязаны подать до 1 апреля года, следующего за отчетным (п.

Напомним: декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) и отчетность о выполнении нормативов по утилизации производители и импортеры товаров, подлежащих утилизации, обязаны подать до 1 апреля года, следующего за отчетным (п. 17 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Начиная с отчетности за 2020 год субъектам грозят штрафы: 1) при непредставлении указанной отчетности или сдаче ее с опозданием – для должностных лиц от 3 000 до 6 000 руб., для ИП от 50 000 до 70 000 руб., для юридических лиц от 70 000 до 150 000 руб. (ч. 1); 2) при представлении обозначенной отчетности в неполном объеме либо указании в ней недостоверных сведений – для должностных лиц от 3 000 до 6 000 руб., для ИП двукратный размер суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 100 000 руб., для юридических лиц двукратный размер суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 000 руб. 2. Новая ст. 8.41.1 КоАП РФ предусматривает ответственность занеуплату экологического сбора.

Напомним: экологический сбор уплачивается в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом (п. 2 ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ). Теперь неуплата этого сбора в установленный срок повлечет штраф в следующих размерах:

  1. для юридических лиц – трехкратный размер неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 500 000 руб.
  2. для ИП – трехкратный размер неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 000 руб.;
  3. для должностных лиц – от 5 000 до 7 000 руб.;

Статья 8.41.

Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду

Каждый природопользователь, деятельность которого сопровождается негативными воздействиями на окружающую среду, обязан своевременно (в соответствии с графиком) вносить в бюджет экологические платежи. Если в установленные сроки оплата не производится, в отношении нарушителя предусматриваются следующие штрафы:

  1. для должностных лиц – от 3 до 6 тысяч рублей;
  2. для юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.

Экологические законодательство – законный инструмент защиты окружающей среды от негативного воздействия деятельности человека.

Каждый, кто не соблюдает природоохранные законы, будет нести ответственность в соответствии с нанесенным экологии ущербом.2018-03-24

Представляем вашему вниманию таблицу-подсказку по всем видам экологической документации

Пользуйтесь таблицей, чтобы уточнить периодичность сдачи документации, органы согласования, нормативно-правовые акты и штрафы за отсутствие документов. Полное и сокращенное название документа Периодичность сдачи документа в проверяющий орган (организация) Название нормативного акта, обязывающее предприятие готовить документ Возможные штрафы за отсутствие документа по КоАП Паспорт отхода, (ПО) Бессрочно в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Далее -Росприроднадзор) ФЗ №7 «Об охране окружающей среды», ФЗ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» 8.2 и 8.5 КоАП РФ — штраф от 100 до 250 тыс.руб.

Отчётность субъектов малого и среднего бизнеса об обращении с отходами, (Отчетность СМ СБ) Один раз в год в Росприроднадзор ФЗ №7 «Об охране окружающей среды», ФЗ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» 8.2 и 8.5 КоАП РФ — штраф от 100 до 250 тыс.руб.

Cправки о вывозе мусора Каждый раз после вывоза отходов предъявить полигону и компании, которая вывозит отходы ФЗ №7 «Об охране окружающей среды», ФЗ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» 8.2 и 8.5 КоАП РФ — штраф от 100 до 250 тыс.руб. Ежегодное продление лимитов на размещение отходов (при наличии лимитов на отходы) Один раз в год в Росприроднадзор ФЗ №7 «Об охране окружающей среды», ФЗ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» 8.2 и 8.5 КоАП РФ — штраф от 100 до 250 тыс. руб. Экологическое сопровождение хозяйственной деятельности предприятия,(Аутсорсинг экологической службы предприятия) Законодательство не обязывает, но аутсорсинг пригодится в том случае, если в компании небольшой штат сотрудников, и нет должности эколога — — Лицензия на недропользование в части добычи воды Один раз в 25 лет (или иной срок, указанный при выдаче лицензии); Органы согласования: Департамент по недропользованию субъекта РФ, Роснедра, Роспотребнадзор, территориальный геологический фонд и Росгеофонд.

Новая лицензия нужна в случае изменения технологического процесса или законодательства РФ ФЗ №2395-1 от 21.02.1992 «О недрах», Водный кодекс от 03.06.2006 N 74-ФЗ, СанПин 2.1.4.1110 п.2.2.1.1 Статья 8.13.

КоАП РФ — штраф от 200 до 300 тыс.

руб. Проект зон санитарной охраны подземного источника водозабора, (Проект ЗСО) Один раз в Роспотребнадзор. Новый проект нужен в случае изменения технологического процесса или законодательства Водный кодекс N 74-ФЗ, СанПин 2.1.4.1110 п.2.2.1.1 Статья 8.13.

КоАП РФ- штраф от 200 до 300 тыс.

руб. Проект зон санитарной охраны поверхностного источника водозабора, (Проект ЗСО) Один раз в Роспотребнадзор.

Новый проект нужен в случае изменения технологического процесса или законодательства РФ Водный кодекс N 74-ФЗ, СанПин 2.1.4.1110 п.2.2.1.1 Статья 8.13.

КоАП РФ — штраф от 200 до 300 тыс. руб. Перевод отходов в сырье Разработка ТУ (Технических условий) на сырье делается один раз в аккредитованной экспертной организации и Роспотребнадзор — — Расчет платы за негативное воздействие за размещение отходов, выбросы и сбросы Один раз в квартал в Росприроднадзор ФЗ №7 «Об охране окружающей среды», ФЗ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» КоАП РФ, Статья 8.41.

— от 50 до 100 тыс. руб. Проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, (Проект ПДВ) Раз в пять лет в Роспотребнадзор и Комитет по природопользованию. Также необходимо проводить контроль выбросов, график которого указан в проекте ПДВ.

ФЗ №96 «Об охране атмосферного воздуха», ФЗ №7 «Об охране окружающей среды» Статья 8.21. КоАП РФ — штраф от 180 до 250 тыс. руб. 2-ТП отходы Один раз в год до 1 февраля в Росприроднадзор Приказ №17 от 28.01.2011 г.

«Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления»

Статья 13.19 КоАП РФ — штраф от 3 до 5 тыс. руб. 2-ТП воздух Один раз в год до 22 января в Росстат Ст.

69 ФЗ от 10.01.2002 ФЗ № 7 “Об охране окружающей среды”Приказ № 441 от 09.08.2012 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой» Статья 8.2 и 8.21 КоАП РФ — штраф от 100 до 250 тыс. руб. 2-ТП воздух (срочное) Один раз в год до 7 июля в Росстат Приказ Росстата от 29.08.2014 N 540 (с изм.

руб. 2-ТП воздух (срочное) Один раз в год до 7 июля в Росстат Приказ Росстата от 29.08.2014 N 540 (с изм. от 28.07.2015)

«Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой»

Статья 8.2 и 8.21 КоАП РФ — штраф от 100 до 250 тыс. руб. 2-ТП водхоз Один раз в год до 22 января в Невско-Ладожское бассейновое водное управление Приказ Росстата от 19.10.2009 N 230

«Об утверждении статистического инструментария для организации Росводресурсами федерального статистического наблюдения об использовании воды»

Статья 8.14.

КоАП РФ — штраф от 80 до 100 тыс. руб. Проект расчётной (окончательной) санитарно-защитной зоны, (Проект СЗЗ) Бессрочно, до изменения технологического процесса в Росприроднадзор Закон РФ

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ.СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов (новая редакция); СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещения, жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»; Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7 — ФЗ. Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ.

ст. 6.3, 8.1, КоАП РФ — штраф от 20 до 100 тыс. руб. Мониторинг точек на границе санитарно-защитной зоны по шуму и замерам загрязняющих веществ, (Мониторинг СЗЗ) Проводится контроль выбросов на границе СЗЗ в Росприроднадзор (график мониторинга указан в проекте СЗЗ) Закон РФ

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ.СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7 — ФЗ.

Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ. ст. 6.3, 8.1, КоАП РФ — штраф от 20 до 100 тыс.

руб. Проект нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в открытые водные источники, (Проект НДС) Раз в пять лет для тех, у кого сбросы в сточные воды. Органы согласования: Росприроднадзор, Роспотребнадзор, Невско-Ладожское бассейновое управление, Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству ФЗ №7 «Об охране окружающей среды»ФЗ №416 «О водоснабжении и водоотведении» Постановление Правительства РФ №393 «Об утверждении Правил установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение…» Приказ МПР №333 от 17.12.2007 Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ Ст. 8.14 КоАП РФ — штраф от 80 до 100 тыс.

руб. Плюс плата в 25-кратном размере.

Проект нормативов допустимых сбросов в центральные сети Водоканала, (НДС в Водоканал) Необходим в случае, если сбросы в канализацию превышает 200 м. куб. Водоканал; сдавать в Росприроднадзор ФЗ №7 «Об охране окружающей среды»ФЗ №416 «О водоснабжении и водоотведении»»Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ ст.

8.14 КоАП РФ — штраф от 10 до 20 тыс. руб. Декларация по составу и качеству сточных вод Один раз до изменения технологического процесса в ГУП «Водоканал» ФЗ №416 от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении»Постановление Правительства от 29.07.2013 г. N 644 «Правила холодного водоснабжения и водоотведения» ст.

8.14 КоАП РФ — штраф от 10 до 20 тыс. руб. Производственно-экологический контроль, (ПЭК) Бессрочно, до изменения производственного процесса.

Сдается до 25 марта Росприроднадзор или Комитет по природопользованию ФЗ №7 «Об охране окружающей среды», ФЗ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Статья 8.1, 8.2 КоАП РФ — штраф от 100 до 250 тыс. руб. Паспорт газоочистного оборудования, (Паспорт ГОУ) Один раз, зарегистрировать в Росприроднадзоре №96-ФЗ от 04.05.99г.

«Об охране атмосферного воздуха» Статья 8.21.

КоАП РФ — штраф от 180 до 250 тыс. руб. Журнал учета отходов Ежеквартально.

Хранится на предприятии Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 №

«Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду…»

Приказ Минприроды РФ от 1.09.2011 г.

№ 721

«Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами»

Статья 8.1, 8.2 КоАП РФ — штраф от 100 до 250 тыс. руб. Лицензия по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности Один раз.

Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2020 года. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I — IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 года.После 1 января 2016 года осуществление деятельности по обращению с отходами без лицензии не допускается.

Материалы обоснования деятельности по обращению с отходами согласовываются с Территориальным отделом Роспотребнадзора по району нахождения промышленной площадки, Территориальным управлением Роспотребнадзора субъекту РФ, Департаментом Росприроднадзора по субъекту РФ. ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды», ФЗ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Ст. 8.2 КоАП РФ — штраф от 100 до 250 тыс.

руб. Потери от простоя производства организации Получение свидетельства о прохождении обучения по экологии Один раз в пять лет. Свидетельства находятся на предприятии для проверки ФЗ №7 «Об охране окружающей среды», ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления» Ст. 8.2 КоАП РФ — штраф от 100 до 250 тыс.

руб. Сентябрь 2015

Статья 8.2.3 КоАП РФ — Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства

1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства, влечёт наложение административного штрафа:

  1. на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 50 000 до 60 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  2. на должностных лиц — от 30 000 до 40 000 рублей;
  3. на юридических лиц — от 250 000 до 350 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
  4. на граждан в размере от 2 000 до 3 000 рублей;

2.

Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа:

  1. на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 60 000 до 70 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  2. на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 рублей;
  3. на граждан в размере от 3 000 до 4 000 рублей;
  4. на юридических лиц — от 350 000 до 450 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

3.

Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа:

  1. на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 80 000 до 90 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  2. на должностных лиц — от 50 000 до 60 000 рублей;
  3. на граждан в размере от 4 000 до 5 000 рублей;
  4. на юридических лиц — от 500 000 до 600 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

4. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов животноводства, влечёт наложение административного штрафа:

  1. на граждан в размере от 5 000 до 7 000 рублей;
  2. на юридических лиц — от 500 000 до 700 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
  3. на должностных лиц — от 40 000 до 60 000 рублей;
  4. на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 60 000 до 80 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

5.

Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа:

  1. на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 80 000 до 90 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  2. на юридических лиц — от 700 000 до 800 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
  3. на граждан в размере от 7 000 до 8 000 рублей;
  4. на должностных лиц — от 60 000 до 70 000 рублей;

6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 4 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа:

  1. на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 90 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  2. на юридических лиц — от 800 000 до 900 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
  3. на должностных лиц — от 70 000 до 80 000 рублей;
  4. на граждан в размере от 8 000 до 9 000 рублей;

Штрафы за экологию

Опубликовано: 02.03.202075Малозначительность административного правонарушения — в каких случаях может быть применена? Если в отношении вашего предприятия или вас, как должностного лица, уже составлен протокол об административной ответственности, то есть два варианта избежать .

Опубликовано: 01.03.202042Обжалование (оспаривание) привлечения к административной ответственности — в каких случаях стоит обжаловать постановление об административном правонарушении поскольку высока вероятность его отмены?

Процедура привлечения к административной .

Опубликовано: 12.12.2019127Невозможность проведения проверки — что это такое, стоит ли доводить до этого ( а иногда, поверьте, стоит) и чем это грозит?

Невозможность проведения проверки возникает в случае если у инспектора нет возможности провести плановую проверку или он не имеет . Опубликовано: 11.12.2019155В каких случаях лицо, вынесшее постановление об административной ответственности может пойти на снижение административного штрафа ниже низшего предела? Сразу скажу, если сумма штрафа составляет менее 100,0 тыс.

руб., то его не имеют права уменьшить! За . Опубликовано: 10.12.201992Невыполнение предписания в срок — это состав административного правонарушения, а именно части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

По части 1 статьи 19.5 КоАП РФ могут привлекать не только по экологии.

За невыполнение любого предписания. Кстати по этой статье .

Опубликовано: 04.12.201973Привлечение к административной ответственности дважды по одной статье КоАП РФ — возможно!

Но только в том случае, если привлекается не одно лицо — юридическое (ЮЛ) или должностное (ДЛ). А привлекаются совместно юридическое лицо и должностное.

.

Опубликовано: 30.11.201986Мы конечно будем говорить о сроке давности за совершение именно экологических правонарушений. Так вот срок давности для привлечения к административной ответственности по группе статей КоАП РФ, начинающихся в цифры 8 — один год с даты совершения . Опубликовано: 22.11.2019172Если вами получено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и вы не знаете что делать с этим предостережением.

Читаем: В соответствии с частью 5 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав .

Опубликовано: 22.11.2019326Если вы, как должностное лицо или представитель юридического лица получили на руки постановление о рассмотрении дела об административном правонарушении, то в соответствии с частью 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных .

Опубликовано: 14.11.2019160Запрет на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, введен в действие распоряжением Правительства РФ от 27.07.2017 № 1589-р.

В указанном распоряжении предоставлен перечень отходов, захоронение которых запрещено. Запрет на захоронение .

Опубликовано: 24.10.201998Если ваше предприятие является недропользователем, то вы должны знать, что пользование недрами с нарушением условий чревато очень крупными штрафными санкциями. В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1 .

Опубликовано: 10.09.2019273Сброс сточных вод в водный объект — достаточно серьезное нарушение, за которое ваше предприятие может быть привлечено не только к административной ответственности. За данное нарушение предприятию еще и рассчитают ущерб, который, как правило, в 10 раз больше, .

,

Опубликовано: 04.09.2019198Определение класса опасности токсичных отходов производства и потребления — это не экологическое, а санитарно-эпидемиологическое требование при обращении с отходами. Руководствуемся следующим документом: СП 2.1.7.1386-03 Санитарные правила по .

За неуплату в срок экологического сбора придется заплатить штраф

Экологический сбор платят производители и импортеры товаров из Перечня, утв.

Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р, если они не утилизируют отходы от использования таких товаров (п. 7 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ). Сбор платится ежегодно в срок не позднее 15 апреля (п.

2 ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ). В случае неисполнения этой обязанности орган Росприроднадзора вправе взыскать задолженность в судебном порядке.

Для этого плательщику направляется требование о добровольном перечислении суммы сбора.

Если в течение 15 календарных дней с даты получения требования плательщик его не исполняет, проверяющие вправе обратиться за взысканием недоимки в суд (п. 25 Порядка, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073). Это правомочие за ведомством сохранено.

Однако теперь орган Росприроднадзора может взыскать также штраф за неуплату в срок экологического сбора. В КоАП РФ добавлена статья 8.41.1 с размерами санкций за указанное правонарушение. Сумма штрафа составляет в отношении:

  1. организаций — трехкратный размер неуплаченной суммы сбора, но не менее 500 000 руб.
  2. индивидуальных предпринимателей — трехкратный размер неуплаченной суммы сбора, но не менее 250 000 руб.;
  3. должностных лиц — от 5 000 до 7 000 руб.;

Сбор по итогам 2018 года требовалось внести не позднее 15.04.2019.

По состоянию на эту дату административная ответственность за неуплату экологического сбора еще не была введена.

В связи с этим полагаем, что к плательщикам, не внесшим сбор за 2018 год, штрафы по КоАП РФ неприменимы.

Напомним, что действующая форма расчета экологического сбора утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488, в решениях «1С:Предприятие 8» реализована.

Отправить Расчет суммы экологического сбора в Росприроднадзор, а также отследить состояние прохождения отчета можно с помощью сервиса 1С-Отчетность.
Подготовлены . В частности, предполагается, что Раздел 2 «Расчет суммы экологического сбора» будет состоять из подразделов:

  1. 2.3 «Итоговая сумма экологического сбора».
  2. 2.1 «Расчет суммы экологического сбора товаров (без упаковки товаров)»;
  3. 2.2 «Расчет суммы экологического сбора упаковки»;

В расчетных таблицах подразделов предусмотрена колонка для примечаний.

Кроме того, .

О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕГО ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Итак, как было видно из рассмотренных примеров №№ 4 и 8 из судебной практики, проблема дифференциации ответственности за нарушения, предусмотренные ст.

8.2 КоАП РФ, является очень важной. В настоящее время она частично решена наличием возможности снизить размер штрафа ниже минимального. Но эта возможность (как и возможность признания правонарушений малозначительными) может быть применена в исключительных случаях, и такую исключительность каждый раз нужно доказывать.

Но эта возможность (как и возможность признания правонарушений малозначительными) может быть применена в исключительных случаях, и такую исключительность каждый раз нужно доказывать. Другая законодательная инициатива, связанная с дифференциацией ответственности, нашла отражение в проекте Федерального закона № 690757-6

«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации»

(далее — проект № 690757-6).

Данным проектом предлагается внести изменения в ст.

8.2 КоАП РФ, которые должны конкретизировать составы административных правонарушений с учетом экологических требований, установленных Федеральным законом № 89-ФЗ. Предполагается, что указанная статья будет носить название

«Несоблюдение экологических и (или) санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, и при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ»

и состоять из 6 частей: Извлечение из проекта № 690757-6 (текст по состоянию на 17.03.2015) Статья 8.2. Несоблюдение экологических и (или) санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, и при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ 1.

Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, хранении и захоронении отходов производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. 2. Несоблюдение экологических и (или) санитарно-эпидемиологических требований при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, обращении с веществами, разрушающими озоновый слой, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Несоблюдение или отсутствие установленных нормативов образования отходов производства и потребления I–IV классов опасности и лимитов на их размещение, несоблюдение экологических требований и правил, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами производства и потребления I–IV классов опасности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. 4. Несоблюдение или отсутствие установленных нормативов образования отходов производства и потребления V класса опасности и лимитов на их размещение, несоблюдение экологических требований и правил, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами производства и потребления V класса опасности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. 5. Неисполнение обязанностей по контролю за состоянием и воздействием на окружающую среду и проведению работ по восстановлению нарушенных земель после окончания эксплуатации объектов размещения отходов производства и потребления, по подтверждению отнесения отходов производства и потребления к I–V классам опасности, по организации и осуществлению производственного контроля в области обращения с такими отходами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

6. Несоблюдение обязанностей по предоставлению субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы производства и потребления, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении таких отходов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Проект № 690757-6 был рассмотрен Государственной Думой и принят в первом чтении 18.03.2015.

Поправки к законопроекту должны быть представлены в 30-дневный срок со дня принятия постановления, поэтому нам представляется чрезвычайно важным рассказать о предлагаемых нововведениях читателям «Справочника эколога» (возможно, среди них есть законодатели или эксперты, которые работают над поправками к законопроекту) и поделиться некоторыми соображениями и критическими замечаниями в отношении данного законопроекта.

В пояснительной записке к проекту № 690757-6 Правительство Российской Федерации, обосновывая необходимость внесения поправок в КоАП РФ, указывает, в частности, на следующие обстоятельства: •анализ правоприменительной практики при осуществлении государственного надзора в области обращения с отходами, а также решений арбитражных судов показывает, что действия или бездействие юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, приводящие к нарушению требований, установленных Федеральным законом № 89-ФЗ, в ст. 8.2 КоАП РФ не дифференцированы по составу административных правонарушений, в результате чего ряд нарушений законодательства остаются безнаказанными; •Федеральный закон № 89-ФЗ содержит различные условия осуществления деятельности в области обращения с отходами, дифференцированные в зависимости от класса опасности отходов. Существующая редакция ст. 8.2 КоАП РФ не учитывает этих аспектов и устанавливает единые размеры штрафов вне зависимости от значимости правового предписания, нарушение которого является административным правонарушением.

Мы, конечно, не имеем таких возможностей и полномочий для проведения анализа правоприменительной практики, как Правительство Российской Федерации, и вполне допускаем, что в некоторых случаях отсутствие дифференциации по составу правонарушений может оставить безнаказанными те или иные виды реальных правонарушений.

Но, на наш взгляд, обычно это происходит тогда, когда интересы надзорных органов представляют не слишком опытные специалисты, а интересы предприятий, наоборот, опытные экологи и юристы. Как нам кажется, полная отмена арбитражными судами наказаний чаще всего происходит вследствие процедурных нарушений при проведении надзорных проверок и вынесении предписаний или по причине невозможности представления контролирующими органами достаточных доказательств совершенных правонарушений, а вовсе не из-за недостатков слишком «общей» формулировки ст. 8.2 КоАП РФ. Наш опыт работы и собственный анализ арбитражной практики как раз свидетельствуют об обратном: за правонарушения, не представляющие большой опасности для общественных отношений, предприятия порой подвергаются слишком большим штрафам.

Собственно, об этом шла речь в примерах № 4, 5, 6 и 8 из судебной практики.

В связи с вышесказанным, в целом признавая актуальность и необходимость внесения поправок в ст. 8.2 КоАП РФ, позволим себе сформулировать соображения и критические замечания к проекту № 690757-6: 1. По нашему мнению, идея дифференциации наказания по видам правонарушений в целом правильная. 2. Снижение предлагаемых размеров минимального наказания, предусмотренного в чч.
2. Снижение предлагаемых размеров минимального наказания, предусмотренного в чч.

4–6 предлагаемой редакции ст. 8.2 КоАП РФ, можно приветствовать.

3. Выделение в качестве отдельного правонарушения несоблюдения обязанностей по представлению субъектами малого и среднего предпринимательства соответствующей отчетности по отходам — с установлением сниженного размера наказания — очень правильное решение. 4. Мы можем приветствовать дифференциацию ответственности за несоблюдение экологических требований и правил, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами производства и потребления I–IV классов опасности, и — с другой стороны — за аналогичные нарушения, связанные с обращением с отходами V класса опасности.

Хотя во многих случаях разделение отходов на классы опасности достаточно условно.

Так, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (IV класс опасности по ФККО) может по составу практически не отличаться от мусора от уборки помещений и предприятий торговли (V класс опасности по ФККО), более того — у многих организаций образуются оба вида отходов и их накопление происходит в смеси. Если законодатели не видят возможности снизить и уравнять ответственность за обращение с отходами IV и V классов опасности, может быть, имеет смысл усилить дифференциацию, отдельно предусмотрев ответственность за обращение с отходами I–III классов опасности, которые могут представлять реальную опасность для окружающей среды? 5. Нас несколько смущает формулировка

«.требований и правил, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами»

.

Кто и как будет определять, направлены ли те или иные правила и требования именно на обеспечение безопасного обращения с отходами? А если экологические требования будут направлены, например, на рациональное природопользование, сохранение ресурсов или эти требования будут связаны с ведением документации — как наказывать за несоблюдение таких требований? 6. У нас вызывает вопросы предлагаемая дифференциация ответственности за отсутствие установленных нормативов образования отходов и лимитов размещения отходов, с одной стороны, I–IV классов опасности и с другой — V класса опасности.

Отметим, что в ПНООЛР должны быть учтены отходы всех классов опасности, а лимиты на размещение отходов устанавливаются в одном документе. При этом наличие в ПНООЛР отходов только V класса опасности — большая редкость. Если следовать формальной логике предлагаемых нововведений, то при отсутствии ПНООЛР — если образуются отходы и IV, и V классов опасности — будет очевиден факт отсутствия установленных нормативов образования отходов и IV, и V классов опасности.

Что же, придется штрафовать предприятие по обеим частям ст. 8.2 КоАП РФ как за два нарушения?! Логичнее было бы выделить такое нарушение, как отсутствие нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (по сути — отсутствие согласованного и действующего ПНООЛР), в отдельную часть ст.

8.2 без дифференциации по классу опасности.

Ведь для малого и среднего бизнеса наказание за непредставление отчетности не дифференцировано по классам опасности отходов! 7. Пугает предложенная дифференциация — как и вообще сама формулировка правонарушения — наказания за несоблюдение установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. О том, что нормативы образования отходов в настоящее время не устанавливаются и — применительно к нормированию допустимого воздействия на окружающую среду в области обращения с отходами — уполномоченные государственные органы устанавливают только лимиты на размещение отходов, мы уже писали.

Кстати говоря, внося плату за сверхлимитное размещение отходов с применением 5-кратного повышающего коэффициента предприятия уже и так некоторым образом наказываются.

Но самое главное: предлагаемая формулировка административного правонарушения (

«несоблюдение установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»

) и предлагаемая неотвратимость наказания за такое нарушение, на наш взгляд, противоречит сразу двум федеральным законам — Федеральному закону № 89-ФЗ и Федеральному закону № 7-ФЗ. Обратимся к данным Федеральным законам: •

«При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации»

(ч.

5 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ).

Заметьте, именно «может быть», в то время как предлагаемые поправки в КоАП РФ однозначно трактуют несоблюдение нормативов и лимитов как правонарушение. И речь в приведенном извлечении идет именно об ограничении, приостановлении или прекращении деятельности (причем не любой деятельности, а деятельности в области обращения с отходами), но вовсе не об административном наказании в виде штрафа; •

«За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством»

(ч. 3 ст. 22 Федерального закона № 7-ФЗ).

Ответственность за несоблюдение (превышение) установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (к которым относятся и лимиты на размещение отходов) напрямую увязывается с причиненным вредом для окружающей среды, а представленные в проекте № 690757-6 поправки в КоАП РФ однозначно предлагают наказывать за несоблюдение лимитов на размещение отходов вне зависимости от того, причинен окружающей среде вред (и вообще, может ли он быть определен и доказан) или не причинен. 8. Если в предлагаемой редакции ст.

8.2 КоАП РФ дан исчерпывающий перечень правонарушений при обращении с отходами, то из сферы действия этой статьи могут выпасть некоторые нарушения требований Федерального закона № 89-ФЗ. Например, по какой части указанной статьи классифицировать такое нарушение, как невыполнение юридическими лицами обязанности по ведению в установленном порядке учета движения отходов? Эта обязанность предусмотрена ст.

19 Федерального закона № 89-ФЗ, и за ее невыполнение до сих пор предприятия наказывались штрафами в соответствии со ст.

8.2 КоАП РФ. Возможно, надзорные органы будут настаивать на том, что ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ направлена на обеспечение безопасного обращения с отходами, но такое заключение очень спорно. 9. Если правонарушения, связанные с несоблюдением экологических требований, дифференцированы не только в зависимости от вида правонарушений, но и в зависимости от класса опасности отходов, то почему для санитарно-эпидемиологических требований подобная дифференциация не предусмотрена?

ВЫВОДЫ На основании информации, приведенной в статье, мы можем сделать следующие выводы: 1. Для отстаивания интересов предприятий при предъявлении к ним обвинений в совершении правонарушений, предусмотренных ст. 8.2 КоАП РФ, экологам и юристам нужно очень хорошо разбираться в существующих требованиях, связанных с обращением с отходами.

2. Не менее важно разбираться в особенностях применения и других статей КоАП РФ.

3. Наказание в виде штрафа может быть назначено выше минимально установленного, как правило, лишь при наличии отягчающих обстоятельств.

4. В исключительных случаях предприятие может рассчитывать на признание правонарушения малозначительным (с отменой денежного штрафа) или снижение размера штрафных санкций ниже минимально установленного.

5. Административный орган при рассмотрении дела в суде обязан доказать состав административного правонарушения и наличие факта обращения с отходами. 6. Предлагаемая законопроектом № 690757-6 концепция дифференциации ответственности за правонарушения в области обращения с отходами нуждается в переосмыслении и серьезной переработке.

И самое главное, при обращении с отходами соблюдайте все экологические и санитарно-эпидемиологические требования — и вероятность того, что вы столкнетесь с применением в отношении вашего предприятия ст.

8.2 КоАП РФ, будет стремиться к нулю! Так, при несоблюдении санитарно-эпидемиологических требований чаще всего нарушаются требования СанПиН 2.1.7.1322-03

«Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»

и СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления».

При несоблюдении экологических требований могут быть нарушены положения Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (в ред.

от 25.06.2014) (при ведении учета образования и движения отходов), Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 (в ред. от 01.10.2013) (при обращении с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп) и др.

Такие нарушения выявляет Роспотребнадзор. См., например, Решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.11.2014 и Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2015 по делу № А62-5821/2014. См. Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.07.2014, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2014, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.02.2015 по делу № А32-5510/2014; Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 и Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.02.2015 по делу № А32-14760/2014.

См. Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 04.06.2012 по делу № А75-917/2012. Такая правовая позиция нашла отражение, например, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 № 4973/12 по делу № А60-50398/2011. Среди недавних судебных дел можно отметить Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.01.2015 № Ф05-15528/14 по делу № А40-72197/2014.

См., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 № 709/11 по делу № А32-10488/2010-58/157-58. О причинах снижения штрафных санкций в этом и следующем примерах из судебной практики мы расскажем далее в статье.

Здесь и далее выделено автором. Вероятно, в наличии был и протокол КХА. Так было указано в решении суда.

Возможно, имелся в виду технический отчет. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью «Барышский мясокомбинат» и «ВОЛМЕТ», открытых акционерных обществ «Завод «Реконд», «Эксплуатационно-технический узел связи» и «Электронкомплекс», закрытых акционерных обществ «ГЕОТЕХНИКА П» и «РАНГ» и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Детская городская больница № 3 «Нейрон» Министерства здравоохранения Удмуртской Республики»».

См., например, Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.10.2014 и Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 по делу № А56-28831/2014. Здесь и далее выделено автором. Страница законопроекта на официальном сайте Государственной Думы Российской Федерации: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=690757-6&02.

Здесь и далее выделено автором. Выделено автором. См. Прохоров И.О. Нормативы и годовые нормативы образования отходов, правовая основа методов расчета нормативов // Справочник эколога.

2014. № 7. С. 44–57. Здесь и далее выделено и подчеркнуто автором.

Здесь и далее выделено и подчеркнуто автором. Помимо всего прочего, существует еще и дифференциация отходов по степени их токсичности.

Охрана окружающей среды и экологический сбор

Также КоАП РФ претерпел изменения в части ответственности за неуплату в срок экологического сбора.

В Кодекс добавлена статья 8.41.1 с размерами санкций за указанное правонарушение.

В отношении должностных лиц сумма штрафа составляет от 5000 до 7000 руб., для ИП – трехкратный размер неуплаченной суммы сбора, но не менее 250 000 руб., для организаций – трехкратный размер неуплаченной суммы сбора, но не менее 500 000 руб.

Помимо этого, изменения коснулись ответственности за нарушение требований охраны окружающей среды.

Введены в действие составы административных правонарушений при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой (ст. 8.2.1 КоАП РФ), при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (ст. 8.2.2 КоАП РФ), при обращении с отходами животноводства (ст.

8.2.3 КоАП РФ). В данном случае величина штрафа за все перечисленные выше правонарушения зависит от того, совершено ли это же нарушения в течение года повторно и был ли причинен вред здоровью людей или окружающей среде либо возникновения эпидемии или эпизоотии, распространения инфекционной болезни среди одного или многих видов животных на значительной территории (если указанные действия (бездействия) не содержат уголовно наказуемого деяния).

Также организациям нужно учесть, что действующая статья 8.7 КоАП РФ дополнена частями 3 и 4, которыми предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по проведению контроля за состоянием объекта размещения отходов производства и потребления и его воздействием на окружающую среду или проведению работ по восстановлению (рекультивации или консервации) нарушенных земель после окончания эксплуатации объекта размещения отходов производства и потребления, а также ответственность за применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров. Материалы , октябрь 2020. Ольга Толоконникова, старший бухгалтер-консультант Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+