Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Гражданское право - Объекты земельных отношений

Объекты земельных отношений

Земельные отношения

Предметом земельного права выступают . Данный термин трактуется как взаимодействие между физическими и юридическими лицами, публично-правовыми образованиями и государственными органами, направленное на оптимальное владение, пользование, распоряжение и охрану земельных территорий, как необходимых элементов жизнедеятельности людей, проживающих в пределах одной страны. Правоотношения, возникающие в сфере землепользования, описываются в .

Некоторые моменты регламентируются федеральными законами, к примеру, разграничение земельных наделов и постановка на учет определяется в .

Как для возникновения земельных отношений, так и для их прекращения необходимы законные основания.

К таковым следует отнести: Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  1. совершение правовых сделок и подписание документов, не противоречащих норме закона;
  2. приобретение земельного массива в порядке, установленном законодательством;
  3. действия или события, которые также имеют правовые последствия.
  4. судебное решение;
  5. принятие законодательных актов федеральными, региональными и муниципальными органами;

Практически все возникшие права на землю подлежат обязательной регистрации, что также является частью земельных отношений.

В качестве основания для можно привести, в частности, собственником в пользу другого лица или в результате принудительного изъятия площади. В случае бессрочного пользования или права пожизненного наследования прекращением правоотношений может стать добровольный отказ пользователя или также принудительное изъятие. Частный сервитут может быть прекращен на основании законодательного акта, а публичный — в случае отсутствия общественного назначения.

Таким образом, объектами земельных отношений не являются права, которые уже прекратили свое существование на законных основаниях.

Для осуществления контроля за надлежащей эксплуатацией земель и выявления законных оснований, периодически проводится административная проверка.

Другой комментарий к Ст.

6 Земельного кодекса Российской Федерации

В данной статье приводится перечень объектов земельных отношений. Эти объекты подразделяются на две группы: общие объекты и непосредственные объекты земельных отношений.

Общим объектом земельных отношений является земля как определенная часть земной поверхности, рассматриваемая в качестве природного объекта и природного ресурса. Это определенная территория, являющаяся пространственной сферой деятельности лица, использующего ее. На ней могут возводиться здания, строения и сооружения.
На ней могут возводиться здания, строения и сооружения.

Земля может также использоваться как средство производства для растениеводства, выращивания плодовых деревьев, кустарников, леса и т.п. Непосредственным объектом земельных отношений является земельный участок либо его часть.

Для того чтобы земельный участок был признан объектом земельных отношений, он должен быть индивидуализирован, т.е. должны быть определены его размер, границы и местоположение. Кроме того, объектом земельных отношений могут быть определенная категория земель, их часть.

Например, объектами земельных отношений могут быть земли лесного фонда и земли водного фонда.

Лесное и водное законодательство предусматривают право общего лесопользования () и право общего водопользования (). Законодательство предусматривает право граждан свободно пребывать в лесах, пользоваться водными объектами для купания, рыбной ловли и т.п. целей. Поэтому земли этих категорий по общему правилу могут использоваться физическими лицами в любое время и без каких-либо разрешений.

Земельные правоотношения в России

К особенностям данных правоотношений относят не только специфику объекта данного вида отношений, правовой статус субъектов, но и комплексный характер. Земельные правоотношения могут быть как публичными, так и частноправовыми. Как уже отмечалось, земельные правоотношения – общественные отношения между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права.

Одной из особенностей земельных правоотношений является то, что РФ, ее субъекты и муниципальные образования могут выступать в двух качествах. Во-первых, как регуляторы данного вида отношений применительно к земельным участкам, находящимся под их юрисдикцией на подведомственной им территории. В этих случаях нормативные акты имеют властный характер – обязательные предписания при ведении государственного земельного кадастра, зонировании земель, санитарные и ветеринарные правила, требования по охране природы, сервитуты и др.

Во-вторых, как собственники земельных участков. В этом случае они выступают на равных началах с иными участниками правоотношений: гражданами и юридическими лицами (ч. 2 ст. 9, ст. 10 и 11 ЗК РФ). Во-вторых, являясь одним из видов правоотношений, земельные правоотношения обладают общими для всех правоотношений чертами: общественный характер; основываются на законе, то есть они выступают как результат регулирования.

Перечень и содержание конкретных прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений определяются: а) в сфере землепользования – в зависимости от титула права пользования. Так, титул собственника позволяет располагать самыми широкими правами не только по владению и пользованию, но и по распоряжению земельным участком.

Наименьший объем прав предоставлен субъекту права на титуле земельного сервитута; б) в сфере управления правомочия находятся в зависимости от уровня и значения органа государственной власти и управления.

Наибольший круг правомочий имеют федеральные органы общей компетенции и федеральные органы специальной компетенции; меньший предоставлен общим и специальным территориальным органам управления субъектов РФ; в) в зависимости от целей и видов пользования земельными ресурсам.

Субъекты и объекты земельных отношений

Субъекты земельных правоотношений определены в ст. 5 ЗК РФ «Участники земельных отношений».

К ним относятся:

  1. Российская Федерация;
  2. муниципальные образования.
  3. граждане РФ;
  4. субъекты РФ;
  5. юридические лица;

Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков ограничены и определяются в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами. Субъекты земельных правоотношений могут выступать в роли:

  1. землепользователей – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
  2. обладателей сервитута – лиц, имеющих право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
  3. собственников земельных участков – лиц, являющихся собственниками земельных участков;
  4. землевладельцев – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
  5. арендаторов земельных участков – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

В соответствии со ст.

124-125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами.

От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований – органы местного самоуправления.

Объектами земельных правоотношений согласно ст.

6 ЗК РФ «Объекты земельных отношений» являются:

  1. земельные участки;
  2. части земельных участков.
  3. земля как природный объект и природный ресурс;

Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю признается недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Положение о том, что земля может выступать в качестве объекта земельных отношений, нашло отражение как в ЗК РФ, так и в ряде федеральных законов. К таким отношениям относятся отношения, связанные с делением земель на категории (ст. 7 ЗК РФ, ФЗ от 21 декабря 2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», с охраной земель, в том числе как компонента окружающей среды (ст.
№172-ФЗ

«О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

, с охраной земель, в том числе как компонента окружающей среды (ст.

12 ЗК РФ, ст. 1 ФЗ от 10 января 2002 г.

№7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), использованием земель без предоставления земельных участков и установления сервитута (ст. 39 ЗК РФ), с мониторингом земель (ст.

67 ЗК РФ), мелиорации земель (ФЗ от 10 января 1996 г. №4-ФЗ «О мелиорации земель». Порча земель и невыполнение обязанности по рекультивации земель являются противоправными деяниями, за совершение которых предусматривается административная и уголовная ответственность (ст. 8.6, 8.7 КоАП РФ, ст. 254 УК РФ).

Содержание земельных правоотношений в области собственности на землю Содержание земельных правоотношений – права и обязан­ности их участников (совершающих свои действия в точном соответ­ствии с нормами права).

В настоящее время с введени­ем института частной собственности на землю и платного землеполь­зования земельные отношения приобрели новое содержа­ние, поскольку они признаны имущественными, а земля перестала быть объектом администрирования, получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка. Содержание земельных правоотношений в области собственности на землю состоит из таких правомочий, как: владение, пользование и распоряжение землей (земельным участком). Присутствие трех правомочий говорит о том, что участник земельного правоотношения обладает земельным участком на праве собственности.

В отличие от частной собственности правомочие распоряжения государственной собственностью на землю осуществляется в процессе деятельности уполномоченных государственных, муниципальных органов по управлению землей посредством принятия административного акта о предоставлении, изъятии земли, определении ее целевого назначения и т.п.

Правомочие владения землей – юридическое основание принадлежности того или иного земельного участка конкретному субъекту. С этим правомочием тесно связано право огораживать земельный участок, запрещать пользоваться им третьим лицам.

Правомочие пользования земельным участком состоит из субъективных прав и юридических обязанностей участника земельных правоотношений и подразделяется на общие земельные права и обязанности, распространяющиеся на всех участников земельных правоотношений в области пользования землей независимо от категории земель и их целевого назначения.

Правомочие пользования земельным участком состоит из субъективных прав и юридических обязанностей участника земельных правоотношений и подразделяется на общие земельные права и обязанности, распространяющиеся на всех участников земельных правоотношений в области пользования землей независимо от категории земель и их целевого назначения. С правомочием пользования землей при земельных правоотношениях тесно связано распоряжение землей, которое подразумевает организацию хозяйственного управления землей в целях создания необходимых условий для эффективного и рационального ее использования в соответствии с целевым назначением земельного участка.

Охранительные земельные правоотношения, субъективные права и юридические обязанности участников определяются характером нарушений земельных прав и интересов, которые выступают в роли оснований возникновения конкретных видов охранительных правоотношений и определяют способ и порядок правового воздействия на нарушителей земельных прав.

Понятие объектов земельных отношений

Объекты земельных отношений представлены в законодательстве в двух смыслах, от этого зависит сфера правоотношений.

Объектами земельных отношений являются:

  1. земельные участки или их части.
  2. земля как природный объект и ресурс;

Таким образом, с одной стороны, государство производит охрану земель как основу жизни и совершает действия, направленные на защиту экологии, природных ресурсов, в том числе, заботится о сохранении земли для того, чтобы ее можно было использовать для развития сельского и лесного хозяйства. В этом случае земли выступают в качестве ресурса. В законодательстве используется для обозначения исключительно множественное число термина — «земли»,- имея в виду не конкретный участок или надел, а всю землю Российской Федерации в целом.

В общей теории права объекты правоотношений — те материальные и нематериальные блага, по поводу которых складываются отношения между разнообразными субъектами. В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса РФ (далее-ЗК РФ) объекты земельных отношений: 1.

Земля как природный объект и природный ресурс. Выделение земли как природного объекта связано с отношениями по охране земель и контролю за соблюдением требований по охране и рациональному использованию земли.

2. Земельные участки. Как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Законодательством выставляется несколько существенных требований по оформлению земельного участка. Земельный участок как объект отношений должен быть индивидуально определен — должен иметь определенные в соответствии с законодательством и закрепленные в правоустанавливающих и иных документах границы.
Земельный участок как объект отношений должен быть индивидуально определен — должен иметь определенные в соответствии с законодательством и закрепленные в правоустанавливающих и иных документах границы.

О земельном участке также должны быть известны его местоположение, площадь, целевое назначение, разрешенное использование. Как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Действия по формированию земельных участков составляют основу землеустроительной деятельности, урегулированной нормами как ЗК РФ, так и ФЗ «О землеустройстве». В случаях и в порядке, которые установлены ФЗ, могут создаваться искусственные земельные участки.

Земельный участок может быть: — делимый — который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных ФЗми. — неделимый — в соответствии со ст.

133 ГК РФ неделимой признается вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения. Согласно ст. 11.9. ЗК РФ, требования к образуемым и измененным земельным участкам: 1.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. 4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. 5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. 7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов. 3. Части земельных участков. 4.

Земельные доли в земельном участке, находящемся в общей долевой собственности, являются самостоятельным объектом земельных прав; при этом на местности не выделяются. Включение земли, земельных участков в гражданско-правовой оборот не умаляет их значения как природного объекта, природного ресурса.

Участники

Они именуются Их состав определяется 5 статьей ЗК. Участниками взаимодействий могут быть:

  • Регионы РФ.
  • Российская Федерация.
  • Муниципальные образования.
  • Юрлица.
  • Граждане.

Указанные субъекты могут быть:

  • Пользователями.
  • Арендаторами.
  • Собственниками.
  • Владельцами.
  • Обладателями сервитутов.

Объекты земельных отношений могут находиться в постоянном бессрочном или безвозмездном срочном пользовании, пожизненном наследуемом владении. В производственных или иных хозяйственных целях наделы передаются в аренду.

В этом случае пользование участками осуществляется в соответствии с договором.

взаимодействий, владеющие сервитутом, обладают ограниченным правом на эксплуатацию чужого надела.

Порядок действий

Административное обследование объектов земельных отношений включает в себя следующий алгоритм действий:

  • Осуществление запросов с целью получения необходимой информации и выполнение сотрудником иных действий надзорного характера.
  • Поступление жалобы, на основании которой выносится распоряжение о назначении соответствующего исследования.
  • При выявлении недостатков в эксплуатации участка составляется акт административного обследования объекта земельных отношений. На основании этого документа виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности. В отсутствие нарушений оформляется заключение об этом факте.
  • Назначение специалиста, который будет заниматься данным вопросом.

Земельные права иностранных граждан и организаций

Субъектный состав земельных правоотношений с участием иностранных граждан и иностранных юридических лиц имеет некоторую специфику. Законодатель ограничивает их в возможностях приобретать землю. Запрет касается:

  1. участков, расположенных на приграничных территориях (предписания ст. 15 ЗК РФ предположительно обусловлены действием 4730-I-ФЗ «О госгранице РФ»).
  2. сельскохозяйственных угодий, которые по логике ЗК РФ и ФЗ № 171 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» обладают особой ценностью и стратегическим значением;

Совокупное действие упомянутого закона № 171-ФЗ и № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» приводит к тому, что иностранцы и иностранные компании могут быть членами таких кооперативов только в качестве арендаторов.

Они не вправе претендовать на льготы и государственную поддержку. Ограничения также распространяются на российские компании, объем иностранных инвестиций в которые превышает 50% уставного фонда.

В целом, запреты не имеют дискриминационного характера.

Так, за иностранцами и иностранными организациями признается право приоритетного приобретения либо аренды чужих земельных участков, на которых расположена принадлежащая им недвижимость (ст.35 ГК РФ).

Виды земельных правоотношений

В системе права традиционно выделяют два основных вида земельных правоотношений по характеру содержания правоотношений (по функциональному назначению): — регулятивные земельные отношения – отношения, складывающиеся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанные с применением юридической ответственности, и которые выражаются, как правило, в совершении участниками данных отношений позитивных действий. Традиционно, на практике возникают именно такие отношения (изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд, заключение договора аренды земли и т.д.) — охранительные (правоохранительные) земельные правоотношения возникают в связи с совершенными правонарушениями, либо с наличием угрозы их совершения и реализуются при применении юридической ответственности.

К примеру, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц. Кроме того, по основному хозяйственному назначению земельные отношения могут складываться:

  1. при использовании земли в лесном хозяйстве и т.д.
  2. при использовании земли в промышленности и строительстве;
  3. в процессе сельскохозяйственного производства;

Земельные правоотношения могут быть классифицированы и по иным основаниям, широко используемым в гражданском праве: — по критерию содержания: имущественные и неимущественные; — по критерию определенности состава субъектов: — абсолютные – определена только одна сторона правоотношений, которая наделена определенным набором прав, другие стороны не конкретизированы.

(Например, права собственника на землю); относительные – четко определены стороны отношений, каждая из которых наделена правами и обязанностями по отношению друг к другу (сделки с землей). — по характеру регулирования: — материальные – возникают при реализации прав и обязанностей, регламентированных земельным законодательством (например, право свободного распоряжения землей, или обязанность уплачивать земельный налог в установленном порядке); — процессуальные – регулируют порядок возникновения прав и обязанностей в отношении земли (порядок совершения сделок с землей).

— по степени взаимной обязанности их участников: — отношения равноправия (партнерские отношения) и отношения подчиненности одной стороны другой и т. д. Это основные типы классификаций земельных правоотношений. Также в некоторых источниках виды земельных правоотношений классифицируются в зависимости от целевого назначения земель.

Например, отношения по использованию земель сельхозназначения, отношения по использованию земель лесного фонда и т.д.

В литературе можно встретить ряд других классификаций, которые не получили столь широкого распространения и используются ограниченным кругом специалистов. На содержание земельных правоотношений влияют следующие факторы:

  1. правовое регулирование тех видов отношений, которые составля­ют основу данного правоотношения.
  2. особенности объекта земельного правоотношения;
  3. правовой статус субъектов земельных правоотношений;

Земельные правоотношения – общественные (фактические) отношения, урегулированные нормами права, либо сложившиеся в результате действия этих норм.

Земельные правовые отношения обладают рядом спе­цифических черт, отличающих их от других видов правоотношений: особенности объекта, субъектов, содержания, оснований возникновения, изменения и прекращения. Они непосредственно связаны с объективными закономерностями развития человеческого общества и общественного производства; являются особым видом имущественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются по поводу земли; являются сложными, комплексными отношениями, при этом регулирование их осуществляется нормами как земельного, так и гражданского, административного, экологического и иных отраслей законодательства.

Статья 6 ЗК РФ

В данной статье Земельного кодекса содержится определение:

  1. Частей участков земли.
  2. Земли.
  3. Участков земли.

Земля рассматривается как природный объект, связанный с ее охраной и контролем над исполнением законодательства в отношении охраны и рационального применения.Под земельными участками понимается часть земной поверхности вместе с почвой, которая имеет определенные границы в соответствии с действующими требованиями закона. В земельном праве именно это понятие выступает как основные объекты земельных отношений. Согласно ЗК РФ, они могут принадлежать по праву собственности как недвижимая вещь, представляющая собой часть поверхности земли, которая обладает свойствами, позволяющими считать ее определенной вещью.Формирование участков земли является базой для деятельности по землеустройству, которая регулируется Земельным кодексом и законом «О землеустройстве» №78-ФЗ.

Искусственные участки земли могут создаваться в порядке, который установлен специальным законом. Существуют определенные требования для их оформления.

Так, объекты земельных отношений в виде участков земли должны быть определены в индивидуальном порядке.

Это значит, что они должны иметь границы, которые зафиксированы в документах, устанавливающих право собственности. Кроме того, у участков имеется конкретное месторасположение, количество квадратных метров, назначение и разрешенное пользование.

Земля в качестве природного объекта и природного ресурса

Выделение земли в качестве природного ресурса связывается не только с охраной, но и с грамотным, практичным использованием.

Регулированием занимается лесное, водное законодательства, Закон о недрах и др. Закон разделяет земли по категориям:

  1. земли особо охраняемых территорий (заповедники, дендрарии, культурно-исторические памятники, пансионаты, лагеря, санатории и др.);
  2. земли запаса.
  3. населенных пунктов. Правоотношения, связанные с застройкой, ведением подсобного хозяйства, индивидуальным строительством, регулируются Градостроительным кодексом РФ;
  4. промышленности. Эти земли предназначены для обеспечения деятельности энергетики, связи, транспорта, космической деятельности и прочие. Всегда находятся за границами населенных пунктов;
  5. лесного и водного природного фонда;
  6. сельскохозяйственного назначения. Это земли предназначены для ведения дачного и подсобного хозяйства, рыбоводства, животноводства, охотничьего хозяйства и т.д.;

Земли могут быть переведены из одной категории в другую в порядке установленном законом.

Ограничения права собственности на земельные объекты

В соответствии со ст.

213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может им принадлежать. Так, не все земельные участки могут находиться во владении частных лиц.

Перечень земель, изъятых из оборота, которые не могут находиться в частной собственности и земель, ограниченных в обороте, которые не подлежат передаче в частную собственность, кроме случаев, установленных федеральным законом, определены в ст. 27 ЗК РФ «Ограничения оборотоспособности земельных участков»:

  1. занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  2. изъятые из оборота наделы, находящиеся в государственной и муниципальной собственности: природные заповедники, национальные парки (за исключением случаев, особо оговоренных ст. 95 ЗК РФ);
  3. предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд, нужд связи, занятые объектами космической инфрастуктуры.
  4. ограниченные в обороте территории (к примеру, земли, относящиеся к лесному фонду);
  5. в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной и муниципальной собственности;

Заключение

В итоге можно сделать выводы:

  • Объектами земельных отношений выступают земельные участки и их части, а также сама земля как природный объект и ресурс.
  • Под земельными правоотношениями следует понимать взаимодействие различных субъектов по поводу владения, пользования, распоряжения и .
  • Земельный участок является основным объектом, имеет ряд обязательных характеристик, таких как размер, конфигурация, адрес, наличие ограничений и обременений, порядок эксплуатации.
  • Территории могут быть делимыми и неделимыми.
  • Земельные правоотношения возникают и прекращаются при наличии обязательных оснований: нормативных актов, судебных решений, договоров.

Комментарий к Статье 6 ЗК РФ

Статья 6 посвящена объектам земельных отношений, которыми могут выступать земля как природный объект и природный ресурс, а также земельные участки или их части. Это обусловлено двояким подходом к оценке объектов земельных отношений.

С одной стороны, объект земельных отношений — это земля в качестве природного объекта и природного ресурса, и в этом смысле она выступает объектом регулирования нормами земельного права, содержащимися, например, в главе II ЗК «Охрана земель». Так, в читаем: «Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности».

В данной статье объектом правового регулирования выступает земля в качестве природного объекта и природного ресурса. Нельзя не обратить внимание на то, что для обозначения объекта земельных отношений в качестве важнейшей составной части природы законодатель использует не термин «земля», а термин «земли» (во множественном числе).

С другой стороны, земля как недвижимое имущество и объект права собственности и иных прав на землю выступает в виде конкретных земельных участков и частей земельных участков. Земельный участок определяется как часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами ().

Часть земельного участка как объект земельных отношений упоминается в . В ней объектом земельных отношений является часть земельного участка, занятая зданием, строением, сооружением и необходимая для их использования:

«При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник»

.

Объектом права собственности могут быть только земельные участки, но не их части ().

Только земельный участок является объектом, подлежащим государственной регистрации. В правоприменительной практике комментируемая статья 6 ЗК РФ используется, прежде всего, для определения объекта спора. Судебная практика исходит из того, что не сформированный надлежащим образом земельный участок не создает объекта земельных отношений (например, Постановление ФАС Уральского округа от 29.04.2013 N Ф09-1347/13 по делу N А60-26222/12; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.03.2013 по делу N А15-1548/2012; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.02.2013 по делу N А19-8935/2012 и т.д.).

Границы

Земельный участок, как объект земельных отношений, должен быть четко обозначен непосредственно на территории и на карте.

наделов устанавливаются путем проведения межевания.

Оно выступает в качестве подготовительного этапа к постановке на кадастровый учет. При проведении процедуры составляется межевой план. Он включает в себя графическую и текстовую части.

В первой указывают:

  • Сведения о доступе к наделу.
  • Информацию о кадастровом плане или выписки по участку.
  • Местоположение границ.

К любому участку должен быть проложен проезд/поход.

Текстовая часть содержит данные об участках и их частях в объеме, определенном в ФЗ «О госкадастре».

В этом же разделе приводятся сведения о согласовании границ (в случаях, когда это установлено законодательством).

Земельные права граждан

Государство гарантирует права граждан в области земельных отношений посредством Конституции, Гражданского и Земельного кодексов, законодательства природно-ресурсной направленности. Обычно они имеют экономический либо экологический характер.

Речь идет о правах граждан:

  1. на благоприятную окружающую среду, в том числе – почву (ст. 42 Конституции РФ);
  2. не быть лишенным земельного участка иначе, как по вердикту суда (ст. 35 Конституции РФ);
  3. в административном либо судебном порядке требовать обеспечения неприкосновенности участка земли, занятого на законных основаниях;
  4. получить из государственной казны справедливое возмещение вреда, причиненного действиями или бездействием госструктур при разрешении земельных вопросов (ст. 53 Конституции РФ).
  5. прямо и через представителей в лице выборных должностных лиц участвовать в разрешении земельных вопросов общегосударственного и местного значения (ст. 31 Конституции РФ);
  6. приватизировать землю;
  7. свободно реализовать комплекс правомочностей по единоличному или совместному владению, пользованию, распоряжению земельными участками, находящимися в собственности (ст. 36 Конституции РФ);

Права граждан в области земельных правоотношений не абсолютны. Даже право собственности в отношении земельных участков реализовывается в жестких рамках. Это обусловлено конституционной обязанностью граждан со¬хранять окружающую среду, бережно относиться к богатствам при¬роды (ст.

58 Конституции РФ). К примеру, собственник земли сельскохозяйственного назначения обязан использовать ее для садоводства или животноводства, поддерживать плодородие, а при необходимости – обеспечивать проведение мелиоративных мероприятий. Без разрешения нельзя изымать и переносить плодородный слой почв.

Нельзя добывать на своем участке полезные ископаемые, т.к. недра – самостоятельный природоресурсный объект.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+