Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Одн на водоотведение

Одн на водоотведение

Одн на водоотведение

23.01.2014 | Расчет стоимости водоотведения на ОДН

Предметом одного из серьёзных разногласий между ресурсоснабжающими и управляющими организациями стал порядок расчёта стоимости коммунальной услуги «водоотведение» на общедомовые нужды. Конечно же, в основном разногласия касаются случаев, когда многоквартирный дом оборудован общедомовыми приборами учёта горячего и холодного водоснабжения, но не оборудован специализированным общедомовым прибором учёта коммунальной услуги по водоотведению. А таких домов в РФ – огромное количество.

Попробуем разобраться, какой всё-таки порядок расчёта установлен законодательством.

Необходимо уточнить, что основные разногласия возникают, конечно же, в определении объема потребления коммунальной услуги «водоотведение на ОДН».

Как известно, Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 №344 были внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г.

№354 (далее — ПП 354). В частности, из пп. «в» п.4 Правил исключено водоотведение из помещений, входящих в состав общего имущества МКД. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 №344 с 27.04.2013 из п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №306 исключен абзац 2, который определял порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН.

29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №306 исключен абзац 2, который определял порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН. Также удалено упоминание о единице измерения такого норматива из пп.

«в» п.7 того же документа. Указанные изменения вступили в силу с 01 июня 2013 года. Таким образом, с 01 июня 2013 года норматив потребления водоотведения на ОДН отменён, т.е равен нулю.

Тем не менее, многие РСО полагают, что отсутствие норматива потребления не означает, что платить за водоотведение на ОДН не надо. По их мнению, отмена норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды означает лишь то, что объём потребления услуги надо рассчитывать другим методом.

В качестве аргументов представители таких организаций ссылаются, во-первых, на то, что ПП 354 регулирует отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, т.е. между УО, ТСЖ, ЖСК и собственниками и нанимателями помещений МКД.

РСО же поставляет коммунальный ресурс, и Правила предоставления коммунальных услуг на отношения между ресурсоснабжающими организациями и УО, ТСЖ, ЖСК (являющимися исполнителями коммунальных услуг) не распространяются.

Кроме того, ресурсоснабжающие организации ссылаются на Федеральный закон от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», согласно п.11 ст.20 которого в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения. Данный документ вступил в силу с 01.01.2013 и регулирует отношения в сфере водоснабжения (подготовка, транспортировка и подача питьевой или горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного или горячего водоснабжения соответственно) и водоотведения (прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения). Руководствуясь вышеописанными положениями законодательства, РСО определяет объем потреблённой коммунальной услуги «водоотведение» для всего дома как сумму показаний ОПУ ГВС и ХВС.

В то время как ТСЖ, ЖСК, УО предъявляет жителям к оплате стоимость водоотведения, объём которого рассчитан как сумма показаний ИПУ ГВС и ХВС (по помещениям, оборудованным ИПУ) и нормативов потребления ГВС и ХВС (по помещениям, не оборудованным ИПУ). Разницей между результатами, полученными этими двумя методами, как раз и является объём водоотведения на ОДН. И по вопросу правомерности взимания стоимости этого объёма с исполнителей коммунальных услуг уже складывается судебная практика, причём довольно-таки противоречивая.

Как же всё-таки правильно рассчитать объём коммунальной услуги «водоотведение» на ОДН? Начнём с Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ.

Действительно, этот закон определяет именно такой порядок расчёта объёма водоотведения на ОДН, на котором настаивают многие РСО. Но ключевой момент – данный порядок установлен для абонентов! Абонентами же (т.е. потребителями услуг) являются собственники помещений! Управляющая организация (ТСЖ, ЖСК) не является потребителем коммунальных услуг, не является абонентом.

Управляющая организация (ТСЖ, ЖСК) не является потребителем коммунальных услуг, не является абонентом.

УО, ТСЖ, ЖСК – это исполнители коммунальных услуг! Следовательно, п.11 ст.20 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ к отношениям между исполнителем коммунальных услуг и поставщиком ресурса неприменим! Ссылка РСО на то, что ПП 354 не регулирует отношения между РСО и УО, верна.

Порядок расчётов между РСО и УО определяется Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 №124 (далее – Правила №124).

Подпункт «в» п.21 Правил №124, определяет формулу, по которой рассчитывается объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета. Формула включает в себя в том числе такую величину, как объем (количество) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенный за расчетный период исходя из соответствующего норматива.

В пояснении к формуле указано, что эта величина рассчитывается в соответствии с ПП 354. Таким образом, несмотря на то, что ПП 354 не регулирует взаимоотношения между РСО и УО, Правилами №124 (которое как раз и регулирует эти взаимоотношения) установлено, что расчёт в рассматриваемом нами случае ведётся именно в соответствии с ПП 354.
Таким образом, несмотря на то, что ПП 354 не регулирует взаимоотношения между РСО и УО, Правилами №124 (которое как раз и регулирует эти взаимоотношения) установлено, что расчёт в рассматриваемом нами случае ведётся именно в соответствии с ПП 354. Пункт 26 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 №776

«Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод»

подтверждает, что объем сточных вод, принятый от собственников или пользователей помещений в многоквартирных домах, в которых в качестве способа управления выбрана управляющая организация, в качестве коммунального ресурса из многоквартирного дома, не оборудованного соответствующим коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с Правилами №124.

Таким образом, из системного толкования рассмотренных норм следует, что объём коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды для многоквартирных домов, оборудованных общедомовыми приборами учёта горячего и холодного водоснабжения, но не оборудованных общедомовыми приборами учёта коммунальной услуги по водоотведению, рассчитывается исходя из установленного норматива, в соответствии с ПП 354. А поскольку норматив водоотведения на ОДН не установлен (т.е. равен нулю), и само понятие «водоотведение на ОДН» из ПП 354 исключено, предъявление к оплате стоимости коммунальной услуги «водоотведение на ОДН» неправомерно.

Комментарий эксперта : «При наличии в доме общедомовых приборов учёта (ОПУ) ХВС и ГВС и отсутствии ОПУ водоотведения формула Правил № 124 предусматривает расчет между РСО и ТСЖ, УО, ЖСК в следующем виде: показания ОПУ на ХВС и ГВС как потребление воды учитывается в полном объеме (которое расходуется на индивидуальное потребление и на ОДН), а объём водоотведения должен быть равен индивидуальному потреблению «водоотведения» жителями дома». Описанная позиция подтверждается мнением эксперта по юридическим вопросам ЖКХ (см.

Рекомендуем прочесть:  Фаркоп какие документы нужны

видеозапись) Ответ на критическое письмо к статье Продолжение темы водоотведения на ОДН Обсудить статью также можно в Автор:, чтобы узнавать об актуальных статьях и важнейших новостях ЖКХ.

Установка счётчиков воды, их замена и поверка

Собрав показания по десяткам и сотням тысяч объектов, приняв во внимание типы домов и их оснащение счётчиками, энергосберегающим оборудованием (например, светодиодное освещение в парадных), законодатели получили средние нормативы, которые и легли в основу будущей оценки эффективности работы управляющих компаний.

Для чего необходимо что-то оценивать? Дело в том, что с января 2021 года на тех объектах, где плата ОДН превышала установленные нормативы, или показания не могли быть выданы в связи с отсутствием счётчиков, жильцы получили право оплачивать коммунальные услуги в рамках норм, тогда как все расходы, их превышающие, легли на плечи УК.

Что означает водоотведение в квитанции за квартиру?

Каждый месяц владелец квартиры получает квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг, включая водо- и газоснабжение, электроэнергию, отопление.Водоотведение в многоквартирном доме – одна из обязательных граф. Водоотведение в квитанции — что это такое?Из чего складывается сумма, как правильно произвести расчет.

Почему водоотведение не стоит путать с водоснабжением?

Жильцы не должны оплачивать услуги по водоотведению на общедомовые нужды при отсутствии в доме коллективных приборов учета

Анонсы 6 июля 2021 Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

21 июля 2021 Программа разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ».

Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца. 18 января 2016

ВС РФ разъяснил, что услуги по водоотведению в отношении общедомовых нужд не могут быть включены в платежный документ, если в многоквартирном доме не установлен общедомовой прибор учета водоотведения (, утв. Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.).

ВС РФ напомнил, что положение, предусматривающее расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, было исключено из законодательства 1 июня 2013 года (). Это означает, что ресурсоснабжающие компании могут взимать стоимость услуги по водоотведению на общедомовые нужды только в том случае, если в многоквартирном доме установлен общедомовой счетчик сточных вод.

В противном случае стоимость услуги по водоотведению должна рассчитываться только отдельно для каждой квартиры – по показаниям приборов учета или (в случае их отсутствия) по нормативу (, ). При этом Суд отклонил довод ресурсоснабжающей компании о том, что при отсутствии у абонента прибора учета сточных вод допустимо осуществление коммерческого учета расчетным способом (объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения) (п.

11 ст. 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «»). Дело в том, что правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, поэтому законодательство о водоснабжении в данном случае применяться не должно.

К слову, с 28 декабря 2015 года вступили в силу нормы об установлении ответственности для ТСЖ, управляющих и ресурсоснабжающих компаний за завышение в платежных документах стоимости оказанных коммунальных услуг (). Конкретный размер санкций за этот проступок, по словам заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрея Чибиса, в настоящее время в правительстве.

Предполагается, что размер штрафа за данное правонарушение составит 50% от излишне начисленной суммы, а за предоставление некачественной услуги или перебои в ее оказании – 30% от стоимости услуги.

Теги: , , Источник: Документы по теме:

  1. Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ «»
  2. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «»
  3. Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «»
  4. Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2013 г. № 344 «»
  5. (утв. Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.)

Читайте также: Соответствующее постановление, устанавливающее ответственность за некачественно предоставленные коммунальные услуги или завышенный в квитанции счет, готовится Правительством РФ.

Организации, осуществляющие водоснабжение, обязаны будут предоставлять любым лицам выписки из журнала контроля качества воды. Она направлена на повышение жилищной грамотности граждан и формирование хозяйственного отношения к общему имуществу в доме. © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.

Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС».

Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, . 8-800-200-88-88 (бесплатный междугородный звонок) Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб.

3145), Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), . Реклама на портале. Если вы заметили опечатку в тексте,выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Из чего складывается водоотведение?

Отведение воды, использованной для нужд многоквартирных и частных домов, является важным мероприятием, состоящим из:

  1. транспортировки стоков к очистным сооружениям;
  2. прохождения через систему очистки и обеззараживания с последующим использованием в технических целях или спуском в природные водоемы.
  3. отвода бытовых стоков из жилых и нежилых помещений по централизованным канализационным сетям, который должен осуществляться в круглосуточном режиме;

Вывод: Водоотведением из дома выводятся все нечистоты, затем они очищаются, а только потом собираются в канализации и транспортируются. Чтобы все системы работали качественно и бесперебойно, необходимо постоянное поддержание их в нормальном рабочем состоянии.

А это требует определенных финансовых затрат, которые покрываются за счет потребителей ресурса.

Как рассчитывается плата за водоотведение?

Расчет нормативов производится с учетом анализа данных за конкретный период. К примеру, если нужно установить нормативы на будущий год, для расчета берутся данные за прежний год. Также при определении тарифов учитываются такие факторы, как себестоимость ресурсов, климатические условия конкретной местности, плотность населения, количество жильцов, имеющих право на льготы.

Если в МКД установлен общедомовой прибор учета, в подсчете размера оплаты применяется следующая формула: Сумма = (ХВС + ГВС) x тарифная ставка ХВС и ГВС означают количество холодной и горячей воды, израсходованное жильцами в прошлом месяце согласно показаниям счетчиков. Соответствующие сведения передаются до 25 числа каждого месяца посредством отправки по СМС, электронной почте или личного обращения в ЖКХ. В случае задержки передачи данных в расчет берутся средние показания за последние полгода.

При отсутствии в доме ОПУ плата взимается по нормативам, установленным в регионе. На сумму, указанную в квитанции, влияет площадь объекта недвижимости и количество прописанных жильцов.

Формула расчета по счетчику

Формула расчета при своевременном уведомлении об объемах использованной воды при наличии счетчика выглядит следующим образом: Стоимость= (ГВС+ХВС) Х тариф При этом ГВС и ХВС – объемы горячей и холодной воды, которую использовали жильцы определенной квартиры в предыдущем месяце в соответствии с показаниями индивидуальных счетчиков. Жильцы должны передать показания индивидуальных приборов учета до 25 числа текущего месяца путем электронного сообщения, смс-уведомления или лично. В случае несвоевременной передачи данных оплата рассчитывается автоматически с учетом среднего показателя потребления за последние 6 месяцев.

Постановление № 354 — Общедомовые нужды — платить или не платить по Закону

Коммунальные услуги, идущие на общедомовые нужды, в разных субъектах обходятся потребителям по-разному. Где-то свою роль играет климат или продолжительность светового дня, в других случаях приходится иметь дело с особенными типами строений, сильно различающимися своими теплотехническими характеристиками.

Отсюда содержание помещений общего или технического назначения может требовать разного количества коммунальных ресурсов.

27.09.2014 | Еще раз о водоотведении на ОДН

Казалось бы, вопрос правомерности взимания платы за водоотведение на ОДН многократно обсужден, инстанциями различных уровней сделаны выводы, но выводы эти, как ни странно, очень противоречивы. Вопрос даже несколько раз рассмотрен высшими судебными инстанциями, но точка в нём так и не поставлена. Ранее на сайте «АКАТО» уже размещалась , посвящённая расчётам общедомового объема водоотведения в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета ГВС и ХВС и не оборудованных ОПУ водоотведения.

В настоящее время сложилось два подхода к данному вопросу: 1. Объем общедомового водоотведения определяется как сумма показаний ОПУ ГВС и ХВС.

Основанием служит п.11 ст.20 Федерального закона от 07.12.2011 N416-ФЗ (далее – Закон N416). При этом может возникать некоторая разница между суммой объемов индивидуальных «водоотведений» помещений МКД и общедомовым объемом водоотведения. Такую разницу иначе как «водоотведением на ОДН» назвать затруднительно.

2. Объем общедомового водоотведения определяется как сумма объемов индивидуальных «водоотведений» помещений МКД, без учета показаний ОПУ ГВС и ХВС.

Основанием служит подпункт «в» п.21 ПП РФ от 14.02.2012 N124 (далее – Правила N124), ссылающийся в свою очередь, на ПП РФ от 06.05.2011г. N354 (далее – Правила N354). В этом случае никакой разницы между суммой объемов индивидуальных «водоотведений» помещений МКД и общедомовым объемом водоотведения, разумеется, не возникает, и понятия «водоотведение на ОДН» при таком методе расчёта отсутствует.

Попробуем последовательно проанализировать правомерность двух этих противоречивых подходов. Первый метод расчёта, естественно, более выгоден РСО, осуществляющим отведение сточных вод от МКД. Именно РСО выступают в судах и прочих инстанциях в качестве стороны, отстаивающей правомерность указанного метода.

Разумеется, в качестве несогласной стороны выступают исполнители коммунальных услуг (УО, ТСЖ, ЖСК). В обоснование правомерности расчёта РСО указывают п.11 ст.20 Закона N416, которым установлено, что в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения.

Однако, пунктом 4 статьи 1 того же Закона N416 о водоснабжении определено, что к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами. Указанной норме корреспондируют положения пункта 1 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных ПП РФ от 29.07.2013 N644, согласно которому положения Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством. Таким образом, законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения в части отношений между РСО и исполнителями коммунальных услуг, установлен приоритет жилищного законодательства.

Как известно, Правила N124 приняты в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ, и иначе как в качестве одного из основных актов именно жилищного законодательства рассматриваться не могут. Следовательно, при расчёте объема водоотведения МКД, оборудованного ОПУ ГВС и ХВС и не оборудованного ОПУ водоотведения, необходимо руководствоваться именно вторым из рассматриваемых нами методов, то есть утвержденным Правилами N124 и Правилами N354. Дополнительным аргументом в пользу этой позиции является недопустимость зависимости метода расчёта объема коммунальной услуги от способа управления МКД.

В случае, если дом управляется непосредственно, и РСО является исполнителем коммунальных услуг, речи о водоотведении на ОДН не ведётся – собственники помещений получают счета на оплату водоотведения исключительно используемого помещения, показания ОПУ ГВС и ХВС на объем водоотведения не влияют. Почему же если этот же самый дом, при неизменном объеме потребления коммунальных услуг, изберет управляющую организацию, стоимость услуг должна измениться?

Речь идёт не об изменении расходов собственников/нанимателей помещений, а об изменении доходов РСО.

Интересно, что абсолютно все эксперты по вопросам ЖКХ утверждают о необходимости применения именно Правил N124 и Правил N354. При этом многие на применении Закона N416. Как ни странно, ошибочную позицию своим поддержал Минстрой России – то самое министерство, которое так активно стремится навести в ЖКХ порядок.

То ли это последствия подверженности сотрудников Минстроя , направленной против УО, ТСЖ, ЖСК, то ли влияние некого «лобби ресурсников», то ли элементарная некомпетентность написавших письмо «специалистов», но факт остаётся фактом – Письмо было издано и немедленно использовано во многочисленных судебных разбирательствах, идущих по всей России.

Позицию Минстроя, изложенную в указанном письме, экспертные сообщества не поддерживают, полагая, что Минстрой не просто изложил ошибочную позицию, но и превысил свои полномочия по толкованию жилищного законодательства. Возможно, это одна из причин того, что Минстрой так и не опубликовал это Письмо на своём официальном сайте.

Если обратиться к судебной практике, то увидим, что и суды никак не могут определиться со своей позицией в отношении метода расчёта объёма водоотведения.

Так, Высшим Арбитражным судом РФ 30 июля 2014 года принято , которым установлена неприменимость положений Закона N416 к расчёту объема общедомового водоотведения. Впоследствии Высший Арбитражный суд РФ прекратил свою деятельность, и следующее дело, уже принятое ВАС к рассмотрению, было рассмотрено Верховным судом РФ.

26 августа 2014 года Верховный суд РФ принял , которым установил правомерность применения Закона N416 и правильность позиции Минстроя России. В своём Определении суд дошёл даже до того, что указал, например, что ссылка на необходимость применения Правил N124 подлежит отклонению.

Это уж, как говорится, «ни в какие ворота не лезет». Однако, 19 сентября 2014 года Верховный суд РФ диаметрально поменял свою позицию и принял , которым в числе прочего установил, что к отношениям, вытекающим из договоров водоотведения, применяются именно Правила N124. ВС РФ в своём Определении сослался также на , которым установлена необходимость использования именно Правил N124.

Таким образом, на сегодняшний день, как уже говорилось выше, точка в вопросе определения объёма общедомового водоотведения так и не поставлена. Множество судебных инстанций различного уровня практически во всех регионах России рассматривают споры по объёмам водоотведения, множество участников этих процессов приводят различные аргументы, различные трактовки законодательства, но решения по-прежнему противоречивы, единообразия по-прежнему нет. Конечно, из системного толкования законодательства следует однозначный вывод, что расчёт объема водоотведения регламентируется Правилами N124 и Правилами N354.

Очевидно, что Закон N416 неприменим к отношениям между УО и РСО в части расчёта объема общедомового водоотведения при наличии ОПУ ГВС и ХВС и отсутствии ОПУ водоотведения, поскольку эти отношения урегулированы жилищным законодательством, имеющим приоритет по отношению к Закону N416.

Однако, окончательно установить тот или иной порядок расчёта может Постановление Верховного суда РФ.

Особо обращаю внимание – не Определение, а именно Постановление ВС РФ.

С учётом огромного числа дел по вопросу водоотведения, можно надеяться, что в ближайшее время такое Постановление будет принято, и, конечно же, хочется верить, что установленный судом порядок будет логичным, правильным, основанным на всесторонней адекватной системной оценке положений жилищного законодательства.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+