Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Отличие контроля и ревизии от аудита

Отличие контроля и ревизии от аудита

Похожие статьи.

  1. Методика внутреннего аудита
  2. Судебно-бухгалтерская экспертиза: понятие, предмет, цели и задачи
  3. Аудиторские задания для специальных целей и их особенности
  4. Российский и зарубежный опыт организации внутреннего аудита
  5. Внутренний аудит: понятие, сущность, цели и задачи
  6. Цели, задачи и источники информации для проведения аудита деловой репутации
  7. Контроль и ревизия операций с основными средствами на предприятии
  8. Аудит деловой репутации: этапы, методология, план и программа

Просмотров 1 185 Рубрики Аудит, Учет Метки Аудит Навигация записиКадровая стратегия и кадровая политика предприятийКонтроль и ревизия операций с основными средствами на предприятии

Отличие аудита от ревизии

Отечественные ученые ведут споры о соотношении аудита и ревизии. Так, Е.С. Дубоносов придерживается мнения, что аудиторская проверка является специальным случаем проведения ревизии.

В свою очередь, А.В. Румянцев говорит о том, что “ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (департаментом финансового контроля и аудита Минфина РФ, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора Минфина РФ, Центральным банком РФ, аудиторскими фирмами)”.

Однако, есть авторы, придерживающиеся другого мнения.

Так, Ю.А. Данилевский и Л.Н. Овсянников, говоря о различиях между ревизией и тематической проверкой, аудит относят к последней. Задача осложняется тем, что ревизия бывает как внешняя (вневедомственная), так и внутренняя (ведомственная, и внутрихозяйственная). В зависимости от того, какие органы ее проводят, несколько меняется ее сущность.
В зависимости от того, какие органы ее проводят, несколько меняется ее сущность.

То же самое с аудитом. Как было отмечено выше, внешнему (независимому) и внутреннему аудиту даже даны различные определения в нормативных документах. Исходя из этого, думается, будет правильным сравнить внешнюю ревизию с внешним аудитом, а внутреннюю ревизию — с внутренним аудитом. Итак, независимый аудит и вневедомственная ревизия.

Обратившись к закону об аудиторской деятельности, видим, что п.4 ст.1 говорит о том, что аудит не подменяет и не заменяет государственный финансовый контроль, и наоборот. А вневедомственную ревизию проводят как раз органы государственного финансового контроля (в частности, Минфин РФ).

Государственный финансовый контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти за хозяйственной и финансовой деятельностью экономических субъектов (органы такого контроля — Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, иные органы, а также их территориальные подразделения). Хотя аудиторская деятельность может охватывать все экономические организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, основными объектами аудита являются предпринимательские структуры, а предметом аудита — собственность акционеров и инвесторов.

Независимость — необходимое условие деятельности аудиторов, причем независимость аудиторов гораздо шире независимости государственных контролеров-ревизоров. При проведении аудита применяются специальные приемы документального и фактического ревизионного контроля, методики ревизии отдельных объектов учета. При проведении ревизионной проверки составления бухгалтерских (финансовых) отчетов, с определенными оговорками, могут быть использованы нормы и стандарты аудита.

Так как аудит и ревизия являются способами организации контроля над финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, между ними имеется много общего, но имеются и принципиальные различия.

Отличие внешнего аудита от ревизии: 1. Цели. Аудит — это выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности; оказание услуги, помощь, сотрудничество с клиентом.

Ревизия — выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных. 2. Характер. Аудит — предпринимательская деятельность. Ревизия — исполнительская деятельность, выполнение распоряжений.

3. Основа взаимоотношений. Аудит — добровольное осуществление на основе договоров.

Ревизия — принудительное осуществление по распоряжению вышестоящих (или государственных) органов. 4. Управленческие связи. Аудит — горизонтальные связи, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним. Ревизия — вертикальные связи, отчет перед вышестоящим звеном об исполнении.

5. Принцип оплаты услуг. Аудит — платит клиент. Ревизию — оплачивает вышестоящее звено или государственный орган. 6. Практические задачи. Аудит — улучшение финансового положения клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиента.

Ревизия — сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений. 7. Результаты. Аудит — аудиторское заключение — документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Итоговая часть аудиторского заключения, содержащая запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, может быть опубликована.

Ревизия — акт ревизии — внутренний документ для контролирующего органа, который должен быть передан вышестоящему и другим органам. В акте отмечаются все выявленные недостатки, включая незначительные. Далее рассмотрим отличие внутреннего аудита от внутрихозяйственной ревизии.

Практика аудиторских компаний свидетельствует, что очень мало российских компаний имеют в составе своего совета директоров комитеты по внутреннему аудиту.

Это не отрегулировано и нормативно. Федеральный закон “Об акционерных обществах” не содержит не указаний на существование каких-либо подразделений в составе совета директоров, ни прямого запрета на их создание.

Но закон не является препятствием для формирования комитета по аудиту в рамках совета директоров (хотя было бы весьма желательным внесение в текст закона поправки, содержащей прямое указание на возможность создания комитетов в рамках совета директоров). Этот закон, однако, содержит специальную статью, предусматривающую обязательное создание в акционерном обществе ревизионной комиссии в качестве органа контроля финансово-хозяйственной деятельности общества.
Этот закон, однако, содержит специальную статью, предусматривающую обязательное создание в акционерном обществе ревизионной комиссии в качестве органа контроля финансово-хозяйственной деятельности общества. В соответствии со ст. 85 указанного закона, ревизионная комиссия обязана проводить ревизию финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества не реже одного раза в год по итогам годовой деятельности.

Внеочередные проверки (ревизии) могут быть инициированы ревизионной комиссией общества, решением общего собрания акционеров, советом директоров или акционером (акционерами) общества, владеющим в совокупности не менее чем 10 % голосующих акций общества. Ревизионная комиссия является лишь одной из форм внутреннего аудита, как сказано в российских стандартах аудиторской деятельности.

Хотя члены ревизионной комиссии не могут одновременно являться членами совета директоров общества, а также занимать иные должности в органах управления обществом, на них возложен ряд функций, сходных с теми, которые выполняют внутренние аудиторы, в том числе:

  1. 4. совершенствование бухгалтерского учета в рациональном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, изучение существующего контроля над сохранностью собственности общества.
  2. 3. установление полноты, своевременности и достоверности отражения хозяйственных и финансовых операций, контроль ха оптимизацией и автоматизацией учетных работ;
  3. 2. осуществление контроля над выполнением требований документов, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность общества;
  4. 1. составление заключения, в котором должны содержаться подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документах общества, и информация о фактах нарушения законов и нормативных актов;

Вместе с тем основная цель и фактическое содержание деятельности ревизионной комиссии являются более узкими, чем функции и полномочия внутреннего аудита и заключаются лишь в осуществлении контроля над соответствием финансово-хозяйственной деятельности общества требованиям российского законодательства. Сравнение внутреннего аудита и внутрихозяйственной ревизии можно провести по следующим характеристикам: 1. По цели создания контрольного органа.

Цель создания внутреннего аудита определяется советом директоров либо исполнительным органом управления организации. В принципе целью внутреннего аудита является обеспечение удовлетворения потребностей менеджеров в части предоставления контрольной информации по различным интересующим их вопросам.

Менеджеры не имеют достаточного времени проверить исполнение управленческих решений и часто не обладают управленческими инструментами такой проверки.

Следовательно, они не могут своевременно обнаружить недостатки и отклонения. Внутренние аудиторы помогают им — обеспечивают защиту от ошибок и злоупотреблений, определяют “зоны риска” и возможности устранения будущих недостатков или недостач, помогаю идентифицировать и “усилить” слабые места в системах управления и найти те принципы управления, которые были нарушены.

Внутренние аудиторы обеспечивают управляющих любой информацией, касающейся компетенции этих специалистов. При этом задачи внутреннего аудита определяются советом директоров либо исполнительным органом управления исходя из потребностей в части контрольной информации (информации для принятия управленческих решений), а также самостоятельно внутренними аудиторами исходя из специфики их работ. Цель создания же ревизии определяется законодательством (Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ “Об акционерных обществах”, Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-ФЗ “О производственных кооперативах”, Федеральный закон от 08.02.1998 №14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”); либо исключительно по решению участников общества (в обществах, имеющих менее пятнадцати участников) с ограниченной или дополнительной ответственностью.

Задачи ревизии также определяются законодательством, высшим органом управления (общим собранием участников хозяйственного общества или членов производственного кооператива), по решению совета директоров (наблюдательного совета), по решению не менее чем 10 % участников общества (членов кооператива), а также самостоятельно ревизором или ревизионной комиссией (на заседаниях). 2. Субъекты, проводящие финансовый контроль.

Внутренними аудиторами всегда являются работники, находящиеся в штате организации.

Численность внутренних аудиторов определяется советом директоров или контрольным органом.

Ревизором же могут быт лица, как состоящие, так инее состоящие в штате организации (не связанные служебными отношениями с руководством). Но, в производственных кооперативах при числе членов более двадцати в состав ревизионной комиссии могут быть включены только члены кооператива. Численность ревизоров определяется исключительно общим собранием акционеров.

3. Взаимоотношения контрольного органа с советом директоров и исполнительным органом и оплата труда. Внутренние аудиторы могут подчиняться либо исполнительному органу, либо аудиторскому комитету совета директоров. Начисление заработной платы аудиторам производится по штатному расписанию.

Орган же внутрихозяйственной ревизии (ревизионная комиссия или ревизор) не подчинен не совету директоров, ни исполнительному органу. Размеры и порядок оплаты труда ревизорам определяются общим собранием собственников.

4. Компетенция и порядок деятельности контрольного органа. Компетенция и требования к квалификации внутренних аудиторов определяются советом директоров либо исполнительным органом управления, документально закрепляются в Уставе и детализируются в Положении об отделе (бюро, секторе и т.п.) внутреннего аудита, а также в Стандартах внутреннего аудита. Порядок деятельности внутреннего аудита определяется, документально закрепляется и утверждается советом директоров либо исполнительным органом.

Компетенция же ревизоров определяется законодательством, а также высшим органом управления (требования к квалификации персонала определяются исключительно общим собранием), закрепляется в Уставе и детализируется в Положении ревизионной комиссии (ревизоре). Порядок деятельности ревизоров определяется высшим органом управления, документально закрепляется и им же утверждается. Например, ревизионная комиссия (ревизор) имеет право требовать наложения взысканий на работников за выявленные нарушения.

5. Отчетность и срок полномочий контрольного органа. Внутренние аудиторы отчитываются только перед советом директоров либо перед исполнительным органом компании.

Рекомендуем прочесть:  Коттедж и дом отличия

Срок полномочий внутренних аудиторов определяется советом директоров либо исполнительным органом.

Например, отдел внутреннего аудита может быть ликвидирован в любой момент по решению совета директоров либо исполнительного органа.

Ревизоры же отчитываются перед общим собранием участников акционерного общества либо общим собранием членов или наблюдательным советом производственного кооператива.

Срок полномочий органа ревизии в его определенном составе (т.е. период до переизбрания его субъектов) определяется общим собранием участников общества или членов производственного кооператива ( обычно от 1 года до 5 лет), закрепляется в Уставе и Положении о ревизионной комиссии (ревизоре). В любое время высший орган управления вправе изменить состав (кадровый, структурный, количественный) органа внутрихозяйственной ревизии, внеся соответствующие поправки в Устав.

В любое время высший орган управления вправе изменить состав (кадровый, структурный, количественный) органа внутрихозяйственной ревизии, внеся соответствующие поправки в Устав.

6. Ответственность контрольного органа. Внутренние аудиторы несут ответственность только перед советом директоров либо исполнительным органом за качество и своевременность выполнения должностных обязанностей, а также за превышение полномочий.

Ревизоры же несут ответственность перед общим собранием участников акционерного общества (членов производственного кооператива) за качество и своевременность выполнения своих служебных функций, и превышение полномочий. 7. Планирование и организация деятельности контрольного органа.

Планы и порядок работ внутренних аудиторов определяются главным внутренним аудитором по согласованию с аудиторским комитетом совета директоров либо исполнительным органом (либо исключительно органами управления).

Утверждает планы работ совет директоров либо исполнительный орган. Планы и порядок работ внутренних ревизоров определяются на заседаниях ревизионной комиссии, утверждаются председателем ревизионной комиссии. Проверка по итогам финансово-хозяйственной деятельности за год обязательна. 8. Основные результаты деятельности контрольного органа.
8. Основные результаты деятельности контрольного органа.

Результаты деятельности внутренних аудиторов отражаются в отчетах и заключениях по форме, утверждаемой советом директоров либо исполнительным органом. Содержание отчетов (заключений) отвечает целям и задачам проведенных проверок.

Представляются рекомендации по устранению недостатков и совершенствованию различных сторон управления организацией. Результаты деятельности ревизоров определяются следующим образом. По итогам проверок финансово-хозяйственной деятельности за год на основании акта ревизии составляется заключение, в котором должны содержаться:

  1. — подтверждение достоверности данных, содержащихся в годовом отчете общему собранию, бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках;
  2. — информация о нарушениях порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов.

По итогам иных проверок составляются докладные записки, акты, ведомости нарушений.

Кроме того, ревизорами представляются рекомендации по устранению недостатков и совершенствованию управления. Итак, можно сделать вывод, что внутренний аудит и внутрихозяйственная ревизия существенно отличаются друг от друга. Подводя итоги параграфа, необходимо отметить следующее.

И аудит, и ревизия являются самостоятельными формами осуществления финансового контроля.

Авторы работ на эту тему ведут споры можно ли считать аудит специальным случаем проведения ревизии, или нет. Выяснение данного вопроса осложняется помимо прочего еще и тем, что как аудит, так и ревизия бывает внешней и внутренней.

Руководствуясь положениями российского законодательства можно сделать вывод, что независимый аудит и внешняя ревизия существенно отличаются друг от друга. Уже Закон об аудиторской деятельности говорит о том, что аудит не подменяет государственного финансового контроля и наоборот.

Следовательно, аудиторская поверка не подменяет и не заменяет ревизию и наоборот. Как показывают исследования современных авторов, внутренний аудит и внутренняя ревизия также существенно отличаются друг от друга.

Следовательно, нельзя говорить о том, что аудиторская проверка является специальным случаем проведения ревизии.

Отличия аудита, ревизии и внутреннего конроля

  1. ревизии государственных органов;
  2. ревизии, проводимые аудиторскими фирмами.
  3. внутрихозяйственные ревизии;

По организационному признаку:

  1. внеплановые ревизии и проверки, которые проводятся по специальным заданиям собственника или вышестоящей организации (например, при ухудшении результатов работы по основным производственным и финансовым показателям), при замене руководителя или главного бухгалтера организации.
  2. плановые ревизии, которые проводятся в соответствии с планом ревизионной работы вышестоящей организации или органа управления, но не реже одного раза в год;

По объему проверки:

  1. полные ревизии, когда проверяется вся деятельность организации;
  2. сплошные ревизии, которые предусматривают проверку финансово-хозяйственной деятельности путем изучения и анализа всех бухгалтерских документов и учетных записей организации за ревизуемый период.
  3. выборочные ревизии – предусматривают проверку части хозяйственных операций, документов и регистров бухгалтерского учета по предварительно намеченному плану после общей проверки данного вида хозяйственных операций;
  4. частичные ревизии, в ходе которых проверяют лишь отдельные области деятельности или отдельные виды хозяйственных операций организации (ревизия затрат и выхода продукции, товарно-материальных ценностей и др.);
  5. комбинированные ревизии, представляют собой сочетание видов ревизий по объему проверки (например, в ходе полной ревизии поставлена задача проверки всей деятельности организации, при этом финансовая деятельность проверяется сплошным методом, а производство — выборочно).

По кругу вопросов, подлежащих проверке:

  1. комплексные ревизии, в ходе которых изучается широкий круг вопросов хозяйственной деятельности организации.

    Цель таких ревизий объективная, полная и правильная оценка работы анализируемой системы, разработка технически и экономически обоснованных предложений по ее совершенствованию и обеспечению успешного выполнения экономических показателей деятельности организации;

  2. некомплексные ревизии, которые проводит обычно один ревизор путем проверки хозяйственно-финансовой деятельности по данным бухгалтерской документации, учетных регистров и отчетности
  3. сквозные ревизии, которые охватывают ряд подразделений, входящих в состав одной организации, при этом проверяется деятельность головной организации и входящих в ее состав подразделений, цель сквозной ревизии — наряду с проверкой финансово-экономической деятельности подразделений организации установить качество управления их деятельностью;
  4. тематические (частичные) ревизии, которые предусматривают проверку ряда организаций по отдельным специальным вопросам (темам) или проверку состояния отдельных разделов (частей, участков) экономической и социальной деятельности организации;

По способу контроля за результатами ревизионной работы:

  1. все совершаемые хозяйственные операции зарегистрированы полностью и точно;
  2. повторные ревизии, которые практикуются для усиления контроля за качеством ревизионной работы.
  3. целостность данных обеспечена учетными регистрами или файлами компьютера; доступ к активам и связанным с ними документам ограничен.
  4. дополнительные ревизии, которые проводят, когда имеются данные о том, что при проведении плановой ревизии не полностью вскрыты факты нарушений финансово-хозяйственной деятельности организации;
  5. все ошибки в процессе ведения дел и регистрации данных по ним обнаруживаются максимально быстро;

Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером.

Отличия ревизии от аудита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

ОТЛИЧИЯ РЕВИЗИИ ОТ АУДИТА БоичукН.Й. Органы финансового контроля, с одной стороны, и независимые аудиторы и аудиторские фирмы, с другой не являются конкурентами. Квалифицированный и добросовестный аудит может быть весомым подспорьем в работе госорганов финансового контроля, оказывать существенное позитивное влияние на повышение эффективности их работы, на полноту и качество выполнения их функций и поставленных перед ними задач.

Финансовый контроль — система органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности действий в сфере формирования, распределения и использования денежных фондов государства.

Иначе — совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности хозяйствующих субъектов. Задачи финансового контроля: обеспечение соблюдения налогового законодательства; правильности ведения бухучета, отражения валютных операций, составления и исполнения бюджета; эффективного использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов предприятий и организаций; выявление резервов роста финансовых ресурсов.

Государственный финансовый контроль в РФ — государство является заказчиком финансового контроля и основным пользователем его информации. Ревизия — один из важнейших методов государственного финансового контроля, представляет собой проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций за отчётный период.

Аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Цель аудита — выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Отличие контрольно-ревизионной работы и аудита РЕВИЗИЯ АУДИТ Цель развития — искоренение зла и восстановление законности, если последняя нарушена.

Цель аудита — исправление недостатков, предостережение от ошибок, поиск и указание верных путей хозяйствования и учета Ревизор приходит в проверяемую организацию неожиданно для нее, направленный органами государственной власти или вышестоящей по отношению к проверяемому Аудитор появляется, чаще всего, как ожидаемое и приглашаемое лицо. Ревизор в силу своей цели (искоренение зла) не может не стремиться к гласности. Аудитор важной профессиональной обязанностью почитает сохранение в тайне предоставленной ему клиентом информации.

Отношения между ревизором и проверяемым юридическим лицом предопределены административным правом Отношения между аудитором и его клиентом регламентированы нормами программного права Ревизор получает зарплату по месту службы Аудитор получает оплату своих услуг от проверяемой фирмы. Таким образом, аудиторство как социальный институт, с первых же шагов получило и не потеряло

«полную, в том числе экономическую независимость от государственных и ведомственных управленческих структур»

.

ЛИТЕРАТУРА 1. Асенин Л.М., Кононова Н.Я. Контроль и ревизия в организациях-М.: Финансы статистика, 2000.

— 325с. 2. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. Учебник. 4-е изд. — М: ИНФРА-М, 2003.

Отличия аудита от ревизии

Ревизия — это система контрольных действий, которые осуществляются по поручению руководителя вышестоящего органа управления или государственными контролирующими органами, ревизионной группой или ревизором за деятельностью предприятия и организаций, при ней устанавливается законность, достоверность и экономическая целесообразность осуществления хозяйственных операций, а также правомерность действий должностных лиц, которые принимали участие в их осуществлении.

Тематическая проверка включает изучение одной или нескольких сторон производственной или хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Расследование представляет собой процессуальное действие, в процессе которого устанавливают причастность отдельных лиц к осуществлению тех или иных нарушений закона, связанных с присвоением денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственностью, должностными злоупотреблениями.

Служебное расследование — это проверка соблюдения работниками предприятия должностных обязанностей, а также нормативно-правовых актов, регулирующих производственные отношения в различных отраслях экономики. Аудит в зависимости от субъекта осуществления делится на внешний и внутренний.

Аудит (внешний) — это независимая экспертиза состояния бухгалтерского учета, финансовой отчетности и формирование аудитором мнения относительно полноты, законности и достоверности отраженных в них финансово-хозяйственных операций хозяйствующего субъекта.

Цель аудита — подготовка заключений аудитора относительно аудированной информации и доведение этого мнения через аудиторское заключение пользователям финансовой отчетности.

Аудитор проводит проверку с целью установления объективной истины относительно исследуемого объекта и доведения этой истины пользователям информации с помощью аудиторского заключения.

Усилия аудитора при проведении аудита направляются на уменьшение недостатков у клиента, с одной стороны, и уменьшение риска пользователей публичной отчетности — с другой.

Аудитор выступает своего рода гарантом в отношениях между клиентом и пользователями финансовой отчетности. Цель ревизии сводится к выявлению незаконных и экономически нецелесообразных хозяйственных операций и привлечению к ответственности виновных лиц. Ревизия и аудит отличаются целью и задачами, которые ставятся перед ними.

Основная задача аудита — подтверждение проверенной информации. Кроме того, аудитор при проведении аудиторской проверки выполняет функциональные задачи: корректирования (выдача рекомендаций относительно исправления выявленных ошибок); оперативного контроля (контроль в процессе деятельности субъекта с целью предупреждения ошибок); стратегическую (обоснование оптимальной или предложение альтернативной стратегии).

Задача ревизии — обнаружить незаконные и нецелесообразные операции, принять меры относительно возмещения нанесенного вреда, решить вопрос о привлечении к ответственности виновных лиц, предупредить появление противозаконных действий со стороны персонала проверяемой организации. Отличия по другим признакам приведены в таблице 1.

Анализируя отличия между аудитом и ревизией, целесообразно сосредоточить внимание на оформлении результатов и ответственности аудитора и ревизора.

Ревизор фиксирует в акте ревизии все выявленные недостатки, включая ошибки, нарушения и злоупотребления, указывает нормы каких нормативных документов были нарушены, с высокой точностью подсчитывает сумму причиненного ущерба и принимает меры относительно определения виновных лиц и возмещения причиненного ущерба. Ревизор несет ответственность за достоверность информации, отображенной в акте ревизии.

Если нарушения не выявлены, то ревизор составляет справку о том, что была проведена ревизия и нарушения не установлены. Таблица 1. № Признаки Аудит Ревизия 1 Цель Предоставление заключения относительно полноты, достоверности и законности проверенной информации Выявление незаконных и экономически нецелесообразных хозяйственных операций и привлечение к ответственности виновных лиц 2 Задачи

  1. 1. Подтверждение заключением проверенной информации.
  2. 2. Функциональные:
    • — корректирования;
    • — оперативного контроля;
    • — стратегическая
  3. — корректирования;
  4. — оперативного контроля;
  5. — стратегическая
  1. 1. Обнаружить незаконные и нецелесообразные операции.
  2. 2.

    Принять меры относительно возмещения нанесенного вред и привлечения к ответственности виновных лиц.

  3. 3. Профилактика появления незаконных и нецелесообразных операций.

3 По характеру отношений Предпринимательская деятельность Исполнительная деятельность 4 По объектам Аудитор выявляет все, что ведет к искажению информации, снижению платежеспособности, ухудшению финансового состояния предприятия.

Данные аудита не точные, а приблизительные Ревизия выявляет все, что нарушает действующие законодательство, ее выводы максимально точные 5 По затратам Услуги аудитора оплачивает клиент, включая затраты на оплату аудиторских услуг к валовым затратам и в себестоимость продукции Оплату проводит вышестоящая или государственная организация; первая осуществляет затраты за счет отчислений на ее удержание, вторая — за счет бюджета 6 По правовому регулированию Отношения между аудитором (аудиторской фирмой) и клиентом регулируются гражданским правом: на основании хозяйственного договора клиент самостоятельно выбирает аудитора.

Отношения имеют горизонтальную связь, которой характерны добровольность, равноправие и подотчетность аудитора клиенту Отношения между ревизором и клиентом осуществляются по вертикальным связям на основании инструкций и приказов вышестоящей организации или государственных органов. Клиент не выбирает ревизора, его назначают 7 По практическим задачам Аудит направлен на улучшение финансового состояния клиента, привлечение средств через инвесторов и кредиторов, осуществление помощи и предоставление консультационных услуг Ревизия направлена на сохранение активов, предотвращение и профилактику злоупотреблений 8 По ответственности Аудитор несет ответственность за некачественные проверки перед клиентом и третьими лицами согласно нормам гражданского права и перед АПУ — согласно закону Украины «Об аудиторской деятельности» Ревизор несет ответственность перед органом, который назначил ревизию согласно норм трудового права 9 По результатам Аудитор выдает аудиторское заключение относительно аудированной информации, подтверждает ее достоверность, предоставляет рекомендации для клиента, сохраняет в тайне полученную информацию. Сохранение профессиональной тайны является первой заповедью аудитора Ревизор составляет акт ревизии, где указывает все выявленные недостатки, делает заключение относительно установленных нарушений, вносит предложения относительно возмещения нанесенного ущерба, передает информацию вышестоящему органу, а при выявлении злоупотреблений — правоохранительным органам.

При этом обязательным является освещение информации, доведение ее всему трудовому коллективу, а с помощью средств массовой информации — всему населению. Аудитор на основании проведенной проверки выдает заключение о том, что: финансовая отчетность о реальном составе активов и пассивов проверяемого субъекта; система бухгалтерского учета, которая использовалась на предприятии, отвечает законодательным и нормативным требованиям; финансовая отчетность подготовлена на основании соответствующих действительности данных бухгалтерского учета, которые достоверно и полно представляют финансовую информацию о предприятии.

Аудитор своим заключением свидетельствует, что существенных нарушений и ошибок на предприятии нет, а отчетность достоверно и полно отображает финансовое и имущественное состояние предприятия. Т.е. ревизор свидетельствует, что кроме установленных и отображенных в акте, ошибок не выявлено, а аудитор — что существенных нарушений и ошибок нет. Отсюда и разная степень ответственности.

Ревизор, как работник органа, который назначил ревизию, несет ответственность только согласно трудовому законодательству.

Аудитору (аудиторской фирме) может быть предъявлен иск о возмещении нанесенного ущерба в полном объеме согласно гражданскому праву. При этом истцом может выступать как клиент, так и третье лицо, которому нанесены убытки в результате недоброкачественной проверки. Кроме того, аудитор, который работает в аудиторской фирме, тоже несет ответственность в случае некачественной проверки согласно нормам трудового права.

Выполнение проверки

Помимо ключевых задач, аудит и внутренний контроль различаются также процедурой выполнения, сроками и уполномоченными лицами, проводящими проверки. Так, аудит осуществляется специалистом, не являющимся сотрудником организации, в которой будет проходить аудит.

Его обособленность позволяет сохранять объективность и непредвзятость, так как аудитор защищен от возможного давления со стороны организации и не имеет личных мотивов для искажения данных.

Процедура осуществляется один раз в год. Она определяется в соответствии с правилами и законодательства РФ и не может быть изменена по желанию организации-заказчика.

В свою очередь внутренний контроль выполняет уполномоченный сотрудник организации. Процедура его работы, основные цели и задачи определяются руководством и не подлежат изменению по желанию исполнителя. Для работы, внутренний контроль рекомендуют осуществлять беспрерывно.

В заключении отметим, что рассмотренные процессы необходимо выполнять вовремя – тогда и документация в организации будут в порядке, а исполнение бюджета будет улучшаться постоянно, способствуя рационализации расходов и увеличению прибыли. Данное пособие является для подготовки к экзаменам, зачетам по дисциплине «Аудит».

Материал книги составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Объем и качество изложенного материала поможет студентам сдать экзамены на оценку «отлично». Пособие предназначено для студентов высших , обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

10. Отличие аудита от других форм экономического контроля Существует несколько критериев отличия аудита от ревизии.

1. Направленность деятельности в аудите – оценка организации, выявление недостатков, а деятельность ревизии направлена на выявление и оценку недостатков для их искоренения.

2. Аудит регулируется гражданским правом на основе договоров, ревизия – административным правом на основе законов, инструкций, приказов государства. 3. В аудите управленческие связи горизонтальные, добровольные, а при ревизии – вертикальные, в порядке назначения.

4. Задачи аудита – способствовать укреплению платежеспособности, а задачами ревизии являются сохранение активов, профилактика злоупотреблений. 5. В аудите оплачивает услуги клиент или заказчик, а при ревизии платит государственный орган.

6. Результаты – и рекомендации для клиента, результаты ревизии – акт ревизии, взыскания и указания. Также аудит отличается и от государственного финансового контроля.

Задачами контроля являются проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета, правильности расчета и уплаты налогов.

Субъектами государственного финансового контроля являются и структуры, предприятия с участием государства, организации, финансируемые из государственного бюджета. Субъектами аудита выступают в основном предприятия и организации негосударственного сектора экономики. Отличие аудита от судебно-бухгалтерской экспертизы заключается в том, что аудит – независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов.

Особая специфичность судебнобухгалтерской экспертизы заключается в ее процессуально-правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств в применении экспертных знаний.

Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела. Экспертиза не может существовать вне уголовного или арбитражного дела, поскольку представляет собой процессуально-правовую форму.

Аудитор может быть привлечен в качестве эксперта-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы. Главное отличие аудита от вышеперечисленных видов контроля заключается в том, что аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и занимается разработкой предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли, выступая в роли консультанта, помощника всех специалистов, занимающихся обработкой и использованием финансовой документации.

Чем отличаются ревизия и аудит

 В основной массе должностные лица, принимающие решения на проверки и простые исполнители не видят разницы между ревизором и аудитором.

Однако, существенное отличие ревизии и аудита заключается в целях, задачах и методах их достижения.

Ревизия отличается от аудита по нескольким критериям: 1. По целям:

  1. целью ревизии является выявление и оценка недостатков в работе предприятий с целью их искоренения и профилактики, сохранения активов, выявление узких мест бизнес процессов;
  2. целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности Клиента;

2. По практическим задачам: Задача ревизии:

  1. контроль сохранности и целевого использования активов;
  2. проверка достоверности, правомерности и обоснованности управленческой (финансовой) отчетности;
  3. проверка наличия письменных инструкций и нормативных документов, регламентирующих деятельность должностных лиц, бизнес процессов, и степень их выполнения;
  4. выявление злоупотреблений, хищений, недостач, упущенной выгоды, аффилированности, конфликта интересов, и т.д.;
  5. выявление фактов (явлений) негативного, неэффективного ведения хозяйственной деятельности.

Задача аудита:

  1. проверка бухгалтерской (налоговой) отчетности на соответствие федеральному законодательству.

3.

По объектам:

  1. объектом аудита является система учета и отчетности, (порядок исчисления и уплаты налогов).
  2. объект ревизионной проверки – соблюдение интересов Собственника, сохранность имущества (без учета расчетов по налогам и сборам).

4. По типу выборки:

  1. ревизия в зависимости от решения Клиента носит сплошной, или выборочный характер.
  2. при обязательном аудите — выборочная проверка; при инициативном (зависит от решения Клиента) — сплошная или выборочная.

5.

По частоте проведения:

  1. ревизия – по усмотрению Клиента.
  2. аудит — обязательный 1 раза в год, инициативный по усмотрению Клиента;

6. По результатам:

  1. результатом обязательного и добровольного аудита — является аудиторское Заключение, сформированное для третьих лиц (сторонних пользователей финансовой бухгалтерской отчетности) и Отчет для Клиента.
  2. результатом ревизионной проверки является Акт ревизии, предназначенный для Собственника бизнеса.

7. По содержательной части письменной информации:

  1. в Отчете аудитора указываются несоответствия формирования бухгалтерской (налоговой) отчетности требованиям федерального законодательства.
  2. в Акт ревизии указываются суммы выявленных нарушений, злоупотреблений, причиненного ущерба, лица их допустившие и предложения по предотвращению выявленных нарушений;

8.

По порядку проведения инвентаризации активов:

  1. аудитор, в основном, не проводит инвентаризации, а лишь присутствует (если инвентаризация проведена без аудитора, может выборочно проверить, либо сделать соответствующую оговорку в Заключении).
  2. ревизору известны способы хищения и сокрытия недостачи активов, а так же механизм их выявления;

9.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+