Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Автомобильное право - Пдд помеха с права

Пдд помеха с права

Действует ли «помеха справа» на парковке, и кто кому должен уступать? Ответ инспектора ГИБДД.

18 июняВ городских условиях водители часто сталкиваются с движением на обустроенных парковках.

Нередко можно заметить, как некоторые автолюбители будто забывают о правилах дорожного движения на подобных участках дороги. Из-за этого возникают аварийно-опасные ситуации, которые, даже при движении на небольшой скорости, могут привести к ДТП. Я проконсультировался со знакомым инспектором ГИБДД по вопросу приоритетов при движении на парковке и получил ответы на свои вопросы.Статья будет полезной?
Я проконсультировался со знакомым инспектором ГИБДД по вопросу приоритетов при движении на парковке и получил ответы на свои вопросы.Статья будет полезной?

Не забудьте поставить «палец вверх» и подписаться на канал!Парковка, например, возле торгового центра, относится к прилегающей территории. Это говорит о том, что на её территории могут действовать специальные правила. К примеру, штраф за проезд под «кирпич» на прилегающей территории составляет всего 500 рублей.

На обычной дороге он в 10 раз больше, а, в худшем случае, можно вовсе лишиться прав.

Но мы подробно разберём ситуацию с приоритетами на парковке.Далеко не всегда на стоянках имеются знаки, позволяющие без проблем определить очерёдность проезда.

В таком случае следует помнить о правиле «помехи справа», которое хорошо известно водителям ещё с автошколы. Пункт 8.9 ПДД гласит:В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.Правило «помехи справа» действует и на прилегающей территории, однако, есть определённые нюансы, о которых следует знать. Первый из них касается разметки на парковке.

Как правило, её наносит непосредственно владелец территории, и разметка не согласована с ГИБДД.

В случае спорной ситуации линии на дороге не берутся в расчёт, так как официально не установлены.Ещё один нюанс касается скорости движения.

На прилегающих территориях максимально допустимая скорость составляет 20 км/ч, если иное не установлено знаками.

В случае ДТП виновником могут признать водителя, который двигался слишком быстро. «Помеха справа» не будет играть роли при определении виновника, если ехавший по главной дороге превышал скорость.Пропускать автомобиль, который выезжает из своего парковочного места, не нужно.

Пункт 8.1 ПДД гласит:Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.Соответственно, двигающийся автомобиль имеет приоритет перед тем, который начинает движение.

Правило действует не всегда

Есть ряд случаев, когда правило «правой руки» не действует. К таковым относятся:

  • Трамвай и безрельсовый транспорт. Трамвай пропускает автомобиль в единичных случаях, в остальных он имеет преимущество, и участники движения должны его пропускать.
  • Встреча пешехода и транспортного средства. Пешехода обязаны пропускать все транспортные средства.

Трамваи и пешеходы относятся к особым участникам движения с определенным правовым статусом.Не действует правило по ПДД «Помеха справа на перекрестке со светофором». Его нельзя применять участникам движения на дорогах с разным приоритетом: с регулировщиком, светофором, при наличии предписывающих знаков.Примером ПДД «Помеха справа» может быть ситуация, когда водитель одного транспорта выезжает на перекрестке на главную дорогу.

В этом случае он должен уступить дорогу всем проезжающим автомобилям и только после этого начать движение.

Даже если он будет находиться справа от проезжающих машин, то его пропускать никто не должен: у данного транспорта нет приоритета.Другой пример: один участник движения выезжает со двора, а другой – едет по дороге. В этом случае правило не действует, так как все, кто выезжает со двора, должны уступать дорогу проезжающим транспортным средствам.
В этом случае правило не действует, так как все, кто выезжает со двора, должны уступать дорогу проезжающим транспортным средствам.

Когда работает правило «Помеха справа»

На дорогах общего пользования почти все действия водителей жестко регламентируются знаками, светофорами, регулировщиком.

На нерегулируемых участках дороги – это могут быть равнозначные перекрестки, территории двора, АЗС, парковки гипермаркета, полосы попутного направления многополосной дороги, водители руководствуются правилом «правой руки».

Это помогает понять, кто должен уступить дорогу, а кто воспользуется преимуществом.

Когда действует этот пункт правил:

  1. п.13.10, когда оба ТС едут по главной, но на перекрестке она меняет направление и водители по ПДД оказываются на равнозначном перекрестке, первым проезжает приближающийся справа;
  2. п. 13.11, на перекрестке равнозначных дорог, за исключением круга, преимущество у правого ТС.
  3. п.8.9 – широкое толкование всех случаев, когда траектории автомобилей пересекаются, но по ПДД специально не оговорено, у кого преимущество проезда, значит, справа;
  4. п. 13.3, если перекресток стал нерегулируемый, например, светофор вышел из строя или перешел на ночной режим мигающего желтого, а дорожных знаков приоритетного проезда нет, первым движение начинает тот, кто справа;
  5. п.8.4, если два ТС едут в одном направлении по многополосной дороге и собрались одновременно перестроиться на соседнюю полосу, первым проезжает то ТС, что справа;

Если коротко, то согласно ПДД правило «правой руки» действует в основном:

  1. во дворе или территориях без разметки и знаков (парковки, АЗС, промплощадки);
  2. при одновременном перестроении едущих в попутном направлении ТС;
  3. на перекрестке равнозначных дорог.

Видео: Помеха справа.

Правила равнозначных дорог.

При одновременном перестроении

Весьма распространенная ситуация, вызывающая множество проблемных помех в условиях интенсивного трафика и плотного потока на магистралях больших городов. В данном случае ключевым является слово «одновременное».

Тоже можно привести множество однотипных ситуаций помех:

  1. одновременное перестроение — вы смещаетесь на правую полосу, подъезжая к перекрестку, кто-то же хочет перестроиться влево — уступает тот, у кого помеха справа.
  2. вы продолжаете движение в прямом направлении, не меняя полосы, другой же водитель хочет вклиниться на вашу полосу — уступать ему не нужно (хотя и не запрещено), поскольку он совершает маневр, также не имеет значения, с какой стороны он к вам приближается (справа или слева) — обязан пропустить встречный поток именно он;

Нужно отметить, что данный маневр является достаточно сложным, особенно когда обзор закрыт проезжающими фурами или автобусами.

Поэтому стоит очень внимательно следить не только за обстановкой, но и за сигналами, которые подают другие водители.

То есть прежде, чем двигаться на свою полосу, убедитесь, что вам уступают.

Когда не сработало правило «уступи помехе справа»

Знание «правила правой руки» отличает более-менее вменяемых водителей от всех остальных.

Но у этого принципа есть коварная особенность, о которой узнают уже после ДТП. Строго говоря, в ПДД вообще нет правила правой руки.

Оно разбросано по трем независимым пунктам, один из которых касается перекрестков равнозначных дорог (п. 13.11), другой — случаев одновременного перестроения (п. 8.4), а еще один (п. 8.9) относится ко всем ситуациям, на которые не нашлось пункта получше.

Например, если пересеклись хитрогнутые траектории при одновременном развороте.

С перекрестками все более-менее понятно: если нет светофоров и знаков приоритета, уступаем тем, кто приближается справа. Но даже здесь бывают казусы: один из читателей, Вадим, заселившись зимой в новый микрорайон, чересчур настырно требовал у других пропускать его на перекрестке, потому что находился как раз справа от них.
Но даже здесь бывают казусы: один из читателей, Вадим, заселившись зимой в новый микрорайон, чересчур настырно требовал у других пропускать его на перекрестке, потому что находился как раз справа от них.

Уступали неохотно, его это бесило, поэтому он решил проучить нахалов, поехав до контакта с «Фокусом».

Смотрите видео. Прибыл экипаж ДПС, поковыряли покрытие, и выяснилось, что одна из дорог асфальтовая, а вторая — грунтовая. По ней и ехал Вадим, забыв, что грунтовка — второстепенная по умолчанию.

Его сетования, мол, из-за снега он понятия не имел об этом, разбились о п.

13.13: не знаешь тип покрытия, считай, что ты на второстепенке.

В вблизи жилых массивов частенько бывает непонятно: перед нами перекресток или выезд с прилегающей территории (жилой зоны)? Другой мой читатель попал в аварию на границе микрорайона, и почти сразу взял вину на себя — дескать, не уступил помехе справа.

Но толковый аварком, прибывший на место, заинтересовался, откуда выезжала машина обидчика. Чисто визуально — как будто с дороги.

На деле же — из двора. Оппонент пытался аргументировать, что свернул с проспекта на улицу поменьше, а потому она никак не может быть двором. Но быстро выяснилось, что двор вообще глухой, а «улица», по которой он въехал, накатана через газоны. Если выезд с прилегающей территории не обозначен знаками «Уступи дорогу» или «Конец жилой зоны», по визуальным признакам отличить просто улицу от дворового проезда довольно сложно.

Интуиция часто обманывает, например, на Т-образных перекрестках часто складывается стихийная практика: уступает тот, кто въезжает с примыкания.

Но если это обычный перекресток равнозначных дорог, правило правой руки действует во всей красе.

А если все-таки выезд из двора — то нет. Бывает, одна из дорог заметно уже других, поэтому ее хочется назвать второстепенной, но как таковая ширина на приоритетность вообще не влияет. Как отличить перекресток равнозначных дорог от выезда с прилегающих территорий?

Строго говоря, никак. В ПДД нет ни одного внятного критерия прилегающей территории, кроме смутного понятия о том, что она «не предназначена для сквозного проезда».

Сидя за рулем, вы этого, как правило, не определите. Рецепт один — в подозрительных ситуациях перестраховывайтесь. Наблюдайте за местными. Сбавляйте скорость, чтобы иметь возможность уступить. Правило правой руки часто распаляет эго (все тупые, я один его помню), но не забывайте о следующем. При разборе таких аварий сотрудники ГИБДД или юристы могут запросить план района и установить, относится ли данная проезжая часть к жилому массиву или является полноценной улицей.

При разборе таких аварий сотрудники ГИБДД или юристы могут запросить план района и установить, относится ли данная проезжая часть к жилому массиву или является полноценной улицей. На выяснение уходит, грубо, три дня.

А водителю нужно принять решение за секунды и никаких планов и схему него нет. Поэтому в неясных ситуациях лучше уступать. И напоследок: не менее спорным являются взаимные перестроения.

Например, когда дорога внезапно сузилась, п. 8.4 вроде бы требует уступать от водителя в левой полосе. Это само по себе не интуитивно, ведь в левом ряду нередко едут сливки общества, уступать не привыкшие.

Но бывает, правда на их стороне: например, если сужение обозначено знаками, где указано, что исчезает правая полоса — тогда уступает тот, кто находится справа. Правило «Дай дорогу дураку» универсальнее правила правой руки.

Помеха справа в ПДД

Последнее обновление: 05.07.2021 Существует несколько разных вариантов утверждений о понятии «помеха справа».

Одни эксперты высказывают мнение, что «помеха справа» существует с начала истории ПДД, и возводят его в ранг Правила, другие — утверждают, что данное понятие не имеет юридической силы, потому что оно вообще не встречается в тексте ПДД.Не станем вдаваться в историю происхождения фразы «помеха справа», но ее использование значительно упрощает понимание многих дорожных ситуаций, когда необходимо выяснить приоритет между транспортными средствами, если их пути пересекаются.Приоритет — это право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения ( ПДД).«Помеха справа» в ПДД, как термин, отсутствует. Это «народное» понятие, и оно обозначает ситуации, когда обязывают водителя уступить дорогу автомобилю, приближающемуся справа. Но это понятие регулирует далеко НЕ любые ситуации, в которых другой автомобиль подъезжает с правой стороны.О «помехе справа» уместно говорить только в тех случаях, когда между машинами (транспортными средствами) имеется равнозначность в правах на движение, или же, когда очередность проезда между ними Правилами НЕ оговорена.Таких ситуаций немного, и несмотря на отсутствие официального понятия «помеха справа» в ПДД, они включены с несколько другой формулировкой: «уступить дорогу должен водитель, к которому транспортное средство приближается справа».Ниже приведены пункты ПДД, в которых встречается данная формулировка, и обстоятельства, к которым применяется правило «помеха справа».— Одновременное перекрестное перестроение.

При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа ().Теме маневров, связанных со сменой полосы движения, посвящена серия статей . При одновременном перестроении с другим автомобилем очень важно понять или вовремя заметить, что маневры машин начаты одновременно.Предлагаю ознакомиться с материалом статей , и .— Нерегулируемый перекресток, на котором главная дорога поворачивает (меняет направление). В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог ().

Когда на таком перекрестке возникает обязанность уступить помехе справа?

Это возможно в двух случаях:

  1. когда главная дорога поворачивает направо, вы движетесь по главной, и вам необходимо проехать через перекресток в прямом направлении, или повернуть налево (развернуться).
  2. когда вы подъехали по второстепенной дороге, но «правая» дорога перекрестка также является второстепенной. Независимо от направления вашего дальнейшего движения, на таком перекрестке вы обязаны уступить всем ТС, в т.ч. помехе справа на второстепенной дороге.

Рекомендую ознакомиться с материалом статьи из серии .— Перекресток равнозначных дорог (равносторонний перекресток). На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11 (1) Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа ().Перекресток равнозначных дорог от других перекрестков отличается тем, что на всех! сторонах этого перекрестка нет (не установлено) знаков приоритета.На перекрестке равнозначных дорог ПДД обязывают уступить любой «помехе справа», которая появляется в зависимости от направления движения через перекресток: проезда «прямо», поворота налево или разворота.На равностороннем перекрестке может возникнуть ситуация круговой «помехи справа».

Как проехать через него в таком случае — ответ есть в статье . Еще рекомендую статью .— Другие случаи, не оговоренные в ПДД.

В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа ().К другим случаям, в которых очередность проезда не оговорена, относятся ситуации движения во дворах и жилых зонах, на парковках, на прилегающих территориях, т.е.

в местах, где пути машин пересекаются, но отсутствует атрибутика, предоставляющая приоритет.В качестве примера предлагаю статью .Следующие два пункта регламентируют ситуации, в которых применение понятия «помеха справа» неуместно, потому что ПДД в этих случаях конкретно расставляют приоритеты между транспортными средствами.

Тем не менее, взгляд на эти обстоятельства через призму народного правила «помеха справа» может помочь лучше понять ситуацию, особенно на начальном этапе водительской практики.

Позднее, с опытом, придет понимание на уровне спинного мозга, кому и в каких случаях Правила требуют уступить.Речь идет о встречных ТС, которые движутся в равных с вами условиях: либо на зеленый сигнал, либо по равнозначной дороге. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо.

При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.Перечисленные в пунктах 13.4 и 13.12 требования обязательны для выполнения не только на перекрестках. Они обязательны к выполнению на любом участке дороги, где есть возможность или .В обоих случаях, если мысленно повернув налево, расположить автомобиль поперек движения, то встречные машины пространственно окажутся справа, следовательно, нужно им уступить.

Такая позиционная расстановка ни в коем случае не является «помехой справа» в том смысле, в котором она рассмотрена выше, потому что в данных пунктах есть прямое требование уступить встречным машинам!Но если кому-то трудно запомнить, что при повороте налево (развороте) необходимо уступить встречным ТС, едущим в направлении прямо или направо (возможно, что при виде встречного автомобиля человек, не имеющий опыта, теряется), то для понимания ситуации можно использовать метод псевдо-«помехи справа», приведенный выше.В любых ситуациях, когда между участниками возникает необходимость уступить «помехе справа», необходимо помнить, что свой приоритет целесообразно использовать только тогда, когда вы убедитесь, что вам уступают дорогу.Будьте внимательны за рулем. Автор: Последняя редакция: 05.07.2021

Начнем с истории

Корни этого правила (как и все правила дорожного движения) идут родом из 20 века в Великобритании — именно там начинали производиться первые автомобили. Поскольку автомобилей становилось больше, необходимо было придумать правила, согласно которым они бы перемещались по дорогам общего пользования.

Однако был один нюанс — в Великобритании было левостороннее движение (у нас — правостороннее).Левостороннее движение в те года также было в Норвегии, Швеции, Австралии и африканских колониях Великобритании.Таким образом, большинство машин тех времен имели правый руль (либо руль, расположенный по центру — спереди было лишь одно место для водителя), чтобы водитель автомобиля мог припарковаться левой стороной, выйти, и открыть дверь для своего пассажира.

  1. Первые правила дорожного движения были приняты в 1909 году.

Международная конвенция, которую приняли в Париже, впервые в истории устанавливала единую систему правил и дорожной сигнализации для европейских стран. В конвенции были введены 4 знака, которые использовались для обозначения опасных перекрестков, а также перекрестков, перед которыми необходимо было сбросить скорость.Также в конвенции были указаны условия обгона, требования к автомобилям, условия для использования звукового сигнала.

Для тех случаев, которые не регламентировались правилами, было введено правило «помехи справа».Таким образом, если кто-то передвигался по левой полосе, и у него появлялась необходимость вернуться или перестроиться в правый ряд, нужно было сначала пропустить «помеху справа».Данное правило изначально разрабатывалось для стран с левосторонним движением, однако в дальнейшем, на заседаниях, это правило просто «скопировали» вместе с остальными правилами из конвенции, забыв отредактировать.

  1. Первой страной с правосторонним движением, в которой появилось правило «помехи справа» была Англия, а затем и Россия, в которой также приняли данное правило, не меняя его сути.

Проблемы на перекрёстках

Помеха справа на перекрёстке — распространённая ситуация, с которой водитель может сталкиваться по несколько раз на день.

Обязательно нужно знать правила пересечения нерегулируемых перекрёстков.

Эти знания помогут свободно ориентироваться на дороге, не создавать проблем для других участников дорожного движения и избегать аварийных ситуаций. На перекрёстках правило правой руки действует следующим образом: при наличии равных возможностей у водителей пропускать нужно транспорт, который находится по правую сторону. Сложность связана с динамичностью движения, которая характерна для крупных городов с большим количеством транспорта.

Есть ситуации, когда это правило не действует.

О них мы поговорим дальше.

«Помеха справа» отменяется?

В действующих Правилах дорожного движения Российской Федерации такое понятие, как «помеха справа» отсутствует.

Эта универсальная норма является всего лишь собирательной, народной формулировкой из трех пунктов ПДД:

  • . При одновременном перестроении нескольких ТС главенство на дороге получает управляющий машиной, находящейся справа. Важно! Пункт имеет ряд исключений, которые должны быть учтены при совершении маневра.
  • . Регулирует движение на участках дорог, не оснащенных дорожными знаками, разметкой, светофором, и без регулировщика. Согласно пункту, при пересечении траекторий нескольких автомобилей преимуществом обладает ТС, находящееся по правую сторону. Читайте также Почему лучше пропустить наглеца, который после обгона встраивается в колонну На дороге бывают разные ситуации, в особенности, когда имеется пробка. Часто водитель может быть уверенным на 100%, что…
  • . Отражает нормы аналогичные правилам, установленным пунктом 8.4, но другими словами. Его текст гласит: водитель, двигающийся слева на пересечении 2 равнозначных дорог, теряет преимущество.

Важно! Исключением являются круговые перекрестки.

Несмотря на отсутствие в ПДД формулировки «помеха справа», данное правило знакомо каждому российскому автомобилисту, что не удивительно.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+