Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Предпринимательское право - Переход из кредитного кооператива в потребительский

Переход из кредитного кооператива в потребительский

Кредитные потребительские кооперативы

В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» аффилированные лица — это физические и (или) юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность физических и (или) юридических лиц и признаваемые таковыми в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Аффилированными лицами согласно статье 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1

«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»

(далее — Закон № 948-1) признаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. В связи с этим, а также исходя из экономической природы финансовых нормативов ФН2 и ФН3, направленных на снижение концентрации риска, связанного с привлечением средств от одного члена КПК (пайщика) и (или) от группы взаимосвязанных заемщиков, и предоставлением займов одному члену КПК (пайщику) и (или) группе взаимосвязанных заемщиков соответственно, для целей расчета указанных нормативов аффилированными лицами являются аффилированные между собой члены КПК (пайщики).

Наличие аффилированности членов КПК (пайщиков) исходя из критерия принадлежности к группе лиц, установленного статьей 4 Закона № 948-1, является достаточным для включения их совокупной задолженности по займам или привлеченным средствам в показатель «ЗЗЧ(АЛ)» или «ЗПЧ(АЛ)».

В целях расчета финансовых нормативов ФН2 и ФН3 при определении значений показателей «ЗПЧ(АЛ)» и «ЗЗЧ(АЛ)» соответственно следует проверять наличие аффилированности между членами КПК (пайщиками) по всем критериям, указанным в Законе № 948-1. На практике возможно наличие среди членов КПК (пайщиков) аффилированных лиц, признаваемых таковыми на основе одного и (или) нескольких критериев, указанных в статье 4 Закона № 948-1.

При этом также возможно наличие среди членов КПК (пайщиков) нескольких групп аффилированных лиц, не связанных между собой. Порядок идентификации и учета аффилированных лиц определяется КПК самостоятельно в соответствии с Законом № 948-1 и при необходимости может закрепляться в его внутренних нормативных документах и/или Уставе.

«Прокатило», но не на долго… Как КПК пытался «перекраситься» в ПК. (Переписка)

04.06.2018, Валерий Борисович, у нас интересная ситуация “Реорганизация признана ошибочной по решению регистрационного органа”.

Ситуация: …2017г. в результате реорганизации в форме преобразования зарегистрирован Потребительский кооператив социальных программ “…” который стал правопреемником Кредитного потребительского кооператива “…”. Решение о реорганизации принято Общим собранием пайщиков …2017г. Соблюдены все сроки и правила реорганизации.

…05.2018г. регистрационный орган признаёт регистрацию ошибочной и вносит запись об этом в ЕГРЮЛ при этом даты прекращения деятельности нет.

Но поскольку запись о реорганизации отменена теперь и КПК “…” действует. Мы узнаем об этом случайно …05.18г.

Официально никто не уведомлял.

Подобная ситуация по всем КПК … (я знаю 6) преобразовавшимся в ПК – реорганизация признана ошибочной.

Причину такого решения мы не знаем. Направили запрос, ждем ответ.

Работа предприятия дестабилизирована на ближайшие 3 месяца. Кто мы теперь ПК или КПК? Или теперь есть два юр.лица? В сведениях о ЮЛ ссылка на решение вышестоящего НО о признании регистрации ЮЛ недействительной … от …05.2018.

ИФНС по … району г. … Вопрос: Законны ли действия регистрационного органа?

Есть ли основания для обращения в суд на регистрационный орган? …, в Федеральном законе от 18.07.2009 N 190-ФЗ “О кредитной кооперации” в статье 9 пункте 5 сказано: “5.

Кредитный кооператив вправе преобразоваться в производственный кооператив, хозяйственное общество или товарищество, некоммерческое партнерство с соблюдением требований, установленных федеральными законами. “ Т.е. это “закрытый список”, других вариантов нет.

Откуда Вы взяли, что КПК может преобразовываться в ПК, который действует по закону 3085-1? Естественно, не может. И, скорее всего, Вы об этом знали, но думали, “вдруг прокатит”. Ведь так? “Прокатило”, но не на долго… Валерий Борисович, спасибо за ответ.

А присоединить КПК к ПК мы можем? По последним данным наша реорганизация признана ошибочной по причине предоставления недостоверной информации (т.е. все КПК предоставили недостоверную информацию) но мы ведь не скрывали что мы КПК. Некоторые уже больше года отработали как ПК. У нас работает ЦП “Стол заказов”, ЦП “Имущество на паях”, ЦП “Денежные займы” , сейчас начали ЦП “Клуб …” В рамках КПК остаются только займы, а под регулированием ЦБ мы превращаемся в банки, хотя в 190 фз перечислены принципы потребительской кооперации.
У нас работает ЦП “Стол заказов”, ЦП “Имущество на паях”, ЦП “Денежные займы” , сейчас начали ЦП “Клуб …” В рамках КПК остаются только займы, а под регулированием ЦБ мы превращаемся в банки, хотя в 190 фз перечислены принципы потребительской кооперации. …, пока опыта “присоединений КПК к ПК” у нас не было, скажу честно.

Любой вопрос ведь надо прорабатывать. Поэтому, если Вы хотите “присоединить”, напишите, на основании чего это можно сделать, по Вашему мнению. А мы потом рассмотрим и скажем свои рекомендации.

Но прорабатывать этот вопрос самим нет ни времени, не желания. Ваша реорганизация из КПК в ПК была признана ошибочной, потому что Вы фактически хотели налоговую инспекцию обмануть (уж извините за резкость) и Вам это удалось на некоторое время, т.к. в Вашей налоговой инспекции в то время занимались Вашими документами “троечники” (такие встречаются в налоговых инспекциях).

Но потом Ваш “обман” обнаружился (уж не знаю кем и почему) и ИФНС “вернула все на круги своя”, т.е. исправила ошибку своих “троечников”.

А то, что какие-то еще КПК делали тоже самое, что и Вы, это их проблема.

У них тоже “обман” вскроется, если еще не вскрылся. У нас есть заказчики из КПК. И кто спрашивает (на консультациях, в базе знаний, по E-mail), то я всем всегда говорил и говорю: читайте внимательно свой закон “О КПК” и не нарушайте его!

Кто слушает, открывает параллельно ПК по закону 3085-1 и успешно работает и в КПК, и в ПК. А кто не слушает или не спрашивает, получает такие проблемы, какие получили Вы.

Как Вы будете из этой ситуации “выбираться”, трудно предположить… Здравствуйте, Валерий Борисович, дело в ЦБ, налоговую все устраивает.

А центробанк забеспокоился что теряет контроль. СРО потеряли численность и поступления в виде членских взносов и взносов в компенсационный фонд. Куча сопутствующих организаций потеряли доход.

Наши расходы пока мы работали как ПК сократились на 35% ежемесячно. Вы поднимали вопрос об объединении.

КПК прошли весь этот путь от Ассоциаций до СРО. И когда мы все объединились и стали прозрачными нас отдали ЦБ.

Успешно работать под регулированием ЦБ смогут единицы. У кого 500 мил. активы и штат 100 сотрудников.

А все остальные просто …. У нас есть ПК, переведем туда все активы и пайщиков, а КПК ликвидируем, ну это на самый крайний случай.

…, что значит “налоговую все устраивает”?

Налоговую не может устраивать нарушение закона, которое Вы сделали, а налоговая пропустила. Пришло время и налоговики исправили свою ошибку.

А вот как Вы будете свою исправлять – непонятно.

Центробанк вряд ли потеряет контроль над КПК, так как Центробанку законодательно поручено контролировать эти структуры (КПК), которые, кстати, являются в каком-то смысле конкурентами банков.

А банки, думаю, имеют более сильные “лоббистские возможности” в Центробанке, чем КПК и их СРО. Это мое мнение, может оно и ошибочное, но оно такое.

Что Вы имеете в виду, говоря, что я “поднимал вопрос об объединении” – не понял. Если Вы имеете в виду “борьбу” в 2017 году с Минюстом по их законопроекту “О кооперативах”, то тогда я не “поднимал вопрос”, а организовывал руководителей действующих ПО/ПК, а также людей, сочувствующих потребкооперации, на действия против того законопроекта.

Началось все со статьи от 09 марта 2017 года ““, а закончилось 14 июля 2017 года. Почти пятимесячное “объединение” руководителей ПО/ПК сыграло свою роль. Информация об этом была опубликована в статье: “” Возможно, “крайний случай”, рассказанный Вами и есть единственный вариант.

Только “перевести пайщиков” из КПК в ПК не получится. Они сами должны в ПК вступить. По поводу перевода активов тоже не все просто.

Надо рассматривать конкретно. Что-то не позволит “перевести”, опять же, Ваш “закон о КПК”, что-то не захотят перевести Ваши пайщики КПК.

Естественно, в такой ситуации будут потери. Но есть поговорка: Лучше “страшный конец”, чем “бесконечный страх” поэтому, чем быстрее примете решение и начнете действовать, тем лучше для Вас (опять же, это мое личное мнение). Метки:

Новости

14.06.2019, 11:13 ЦБ в письме дал разъяснения об осуществлении КПК наличных расчетов со своим членом (пайщиком) при выдаче займов и возврате денежных средств, принятых по договору передачи личных сбережений.

Согласно пункту 4 Указания N 3073-У наличные расчеты между участником наличных расчетов и физлицами по выдаче (возврату) займов (процентов по займам) осуществляются за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета.

Пунктом 2 Указания N 3073-У установлен перечень целей, на которые участники наличных расчетов вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги без зачисления на свои банковские счета.

В указанный перечень не входят наличные расчеты по выдаче (возврату) займов (процентов по займам). Таким образом, кредитный потребительский кооператив (КПК), осуществляя расчеты с членом КПК (пайщиком) в связи с предоставлением займа, а также возвратом члену КПК (пайщику) денежных средств, принятых по договору передачи личных сбережений, в наличной форме, должен обеспечить поступление денежных средств с расчетного счета в кассу КПК.

Таким образом, кредитный потребительский кооператив (КПК), осуществляя расчеты с членом КПК (пайщиком) в связи с предоставлением займа, а также возвратом члену КПК (пайщику) денежных средств, принятых по договору передачи личных сбережений, в наличной форме, должен обеспечить поступление денежных средств с расчетного счета в кассу КПК. 19.12.2017, 12:33 Кредитные потребительские кооперативы (КПК) будут обязаны раскрывать максимально полную информацию о своей деятельности, в том числе о членстве в СРО, органах управления и действующих от имени кооператива третьих лицах.

Эти, а также другие требования содержатся в защиты прав и интересов физических и юридических лиц – получателей финансовых услуг для КПК. Документ разработан саморегулируемыми организациями, объединяющими кредитные потребительские кооперативы, и утвержден Банком России.

Стандарт предполагает, что распространяемые КПК рекламные материалы должны быть подготовлены на основе принципов достоверности и добросовестности изложенных в них сведений, чтобы не злоупотреблять доверием или недостаточной финансовой грамотностью потребителей. В рекламе, например, кооператив обязан будет сообщить, что оказывает услуги исключительно членам КПК, а пайщики солидарно несут субсидиарную ответственность.

Документ также регламентирует взаимоотношения КПК с потребителями при возникновении спорных ситуаций: на любое обращение потребителя кооператив должен будет ответить в течение 15 рабочих дней.

Такой механизм позволит разрешать инциденты быстрее и без привлечения посредников.

Если же у потребителя возникает просроченная задолженность, КПК обязывают бесплатно и не позднее 7 дней с момента ее возникновения сообщить об этом должнику. Кроме того, в документе подробно прописана процедура реструктуризации задолженности.

При этом стандарт регламентирует отношения КПК не только с гражданами, но и с субъектами малого и среднего предпринимательства и другими юрлицами. Базовый стандарт также содержит рекомендации по взаимодействию кооператива с лицами с инвалидностью, сообщает ЦБ.

Базовый стандарт будет обязателен для всех КПК, вне зависимости от их членства в СРО, и вступит в силу с 2018 года. 21.03.2017, 10:06 На портале проектов НПА появилось о разработке федерального закона «О кооперативах». Уведомление размещено Министерством юстиции.

Проект федерального закона направлен на определение правового положения производственных и потребительских кооперативов, написано в кратком описании решаемой документом проблемы.При этом предусматривается, что особенности создания, реорганизации, ликвидации и правового положения сельскохозяйственных кооперативов, а также потребительских кооперативов, являющихся кредитными потребительскими кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, обществами взаимного страхования устанавливаются специальными федеральными законами.

В настоящий момент единого закона по кооперативам нет. Вопросы деятельности производственных и потребительских кооперативов регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года № 3085-1

«О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»

и Федеральным законом от 8 мая 1996 года № 41-ФЗ «О производственных кооперативах». 20.08.2015, 11:59 ФНС РФ в своем письме № разъясняет порядок учета потребкооперативами и микрофинансовыми организациями (МФО) резервов по сомнительным долгам при переходе с УСН на общий режим.

Ведомство напоминает, что с 1 января 2014 года глава 25 НК РФ была дополнена положениями, которые касаются налогообложения кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций. Так кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов.

При этом организации, перешедшие в 2014 году с УСН на общий режим, вправе в отношении задолженности, связанной с невыплатой основного долга и процентов по договорам займа, заключенным до перехода, создавать данные резервы. В случае погашения долгового обязательства в течение месяца доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на дату прекращения действия договора.
В случае погашения долгового обязательства в течение месяца доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на дату прекращения действия договора. При этом неучтенные доходы в виде процентов по долговым обязательствам, заключенным в период применения УСН, при переходе на общий режим необходимо отразить в составе доходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором осуществлен такой переход.

21.04.2015, 17:19 Президент РФ подписал закон, направленный на повышение финансовой устойчивости кредитных кооперативов. Как сообщает пресс-служба Кремля, законом расширяется перечень источников привлечения денежных средств путем предоставления кредитным кооперативам права привлекать средства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Кроме того, законом устанавливаются финансовые нормативы для кредитных кооперативов, а также определяются полномочия Банка России по контролю и надзору за деятельностью кредитных кооперативов.

14.04.2015, 12:54 В Госдуму поступил законопроект № 768102-6

«О внесении изменений в статьи 214-2, 214-2.1 и 217 Налогового кодекса РФ»

, разработанный депутатами фракции «Единая Россия».

Авторы законопроекта поясняют, что недавно вступил в силу , который предусматривает увеличение размера доходов в виде процентов, получаемых налогоплательщиками по вкладам в банках в период с 15 декабря 2014 года по 31 декабря 2015 года, не облагаемых НДФЛ. При этом Федеральный закон № 462-ФЗ не содержит аналогичных норм в отношении доходов по сбережениям граждан в кредитных потребительских кооперативах и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
При этом Федеральный закон № 462-ФЗ не содержит аналогичных норм в отношении доходов по сбережениям граждан в кредитных потребительских кооперативах и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.

В этой связи данный законопроект предусматривает изменение порядка определения налоговой базы по НДФЛ в отношении доходов в виде платы за использование денежных средств членов кредитных потребительских кооперативов и доходов в виде процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых в форме займов от членов кооператива или ассоциированных членов кооператива, начисленных за период с 15 декабря 2014 года по 31 декабря 2015 года. Реализация законопроекта приведет к обеспечению единого подхода при налогообложении доходов граждан, полученных от размещения личных сбережений как в банках, так и в кредитных потребительских кооперативах и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.

12.01.2015, 17:30 ЦБ РФ в своем письме № уточняет особенности формирования кредитными потребительскими кооперативами резервов на возможные потери по займам в текущей экономической ситуации, обусловленной введением ограничительных политических и экономических мер.

В письме отмечается, что при формировании резервов на возможные потери по займам кредитный потребкооператив вправе принять решение о неприменении подпункта 3.2 Указания ЦБ РФ № 3322-У от 14 июля 2014 года об объединении в отдельную группу реструктурированных займов, к займу, в отношении которого с заемщиком заключено не более двух допсоглашений, изменяющих существенные условия первоначального договора. В случае принятия уполномоченным органом кредитного потребительского кооператива такого решения к данному займу рекомендуется применять требования подпункта 3.1 Указания № 3322-У. Кроме того, кредитным потребительским кооперативам рекомендуется направлять информацию о принятом решении в отношении признания реструктуризации займов и формирования резервов на возможные потери по займам в территориальное учреждение Банка России.

03.12.2014, 13:32 Специалисты ФНС РФ разъясняют, необходимо ли вносить в ЕГРЮЛ изменения в сведения о потребительском кооперативе в случае выхода члена потребительского кооператива из состава участников. В ведомстве отмечают, что внесение в ЕГРЮЛ сведений о членах потребительских кооперативов (за исключением жилищно-накопительных кооперативов), а также исключение из указанного реестра сведений об учредителях таких кооперативов, в том числе в связи с прекращением членства в кооперативе, законодательством РФ не предусмотрено. Сведения о членах потребительских кооперативов отражаются в реестре членов кооператива, обязанность ведения и хранения которого возложена на кооператив.

Такие разъяснения приводит ФНС РФ на .

29.09.2014, 14:26 ЦБ РФ своим указанием № устанавливает порядок формирования кредитными потребительскими кооперативами резервов на возможные потери по займам. Согласно документу, резервы на возможные потери по займам формируются кредитными кооперативами ежеквартально по состоянию на последнее число квартала в отношении неисполненных (полностью либо частично) заемщиками кредитного кооператива обязательств.

14.05.2014, 11:58 Специалисты УФНС по Челябинской области информируют, что кредитные потребительские кооперативы, включая сельскохозяйственные, вправе применять упрощенную систему налогообложения в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса РФ.

Ведомство со ссылкой на разъяснения Минфина поясняет, что кредитные потребительские кооперативы не относятся к микрофинансовым организациям. Такие разъяснения приводит УФНС по Челябинской области на . 25.03.2014, 11:32 Специалисты УФНС по Орловской области напоминают, что с 1 января 2014 года в НК РФ установлены особенности исчисления доходов и расходов кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций.

25.03.2014, 11:32 Специалисты УФНС по Орловской области напоминают, что с 1 января 2014 года в НК РФ установлены особенности исчисления доходов и расходов кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций. Так, в частности, новыми поправками предусмотрено право формирования ими резервов на возможные потери по займам. Кроме того, кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации теперь не могут вести учет доходов и расходов кассовым методом.

Такие разъяснения приводи УФНС по Орловской области на . 27.11.2013, 17:46 Инспекция ФНС России №1 по г. Нальчику информирует, что Федеральным законом от 02.11.2013 N 301-ФЗ внесены изменения, в частности, в Налоговый кодекс РФ, которые касаются кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 1 ФЗ от 18.07.2009 N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитным потребительским кооперативом признается добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства, а также по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу для удовлетворения финансовых потребностей членов.

Микрофинансовой организацией является юридическое лицо, осуществляющее микрофинансовую деятельность, в частности предоставляющее займы в сумме, которая не превышает 1 млн руб. (п. п. 1 — 3 ч. 1 ст. 2 ФЗ от 02.07.2010 N 151-ФЗ

«О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»

).

Согласно ст. 297.1 и 297.2 НК РФ, в целях налогообложения прибыли Законом определены особенности исчисления доходов и расходов указанных лиц. Предусмотрено право формирования ими резервов на возможные потери по займам (ст.

297.3 НК РФ). Данные налогоплательщики не смогут вести учет доходов и расходов кассовым методом (п.

1 ст. 273 НК РФ). Микрофинансовые организации будут не вправе применять УСН (п.п. 20 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Согласно ч.

3 ст. 5 Закона изменения, касающиеся налогообложения прибыли и применения УСН, вводятся в действие 1 января 2014 г. С 3 декабря 2013 г. вступят в силу п.п. 12, 13 п. 6 ст. 25.2 НК РФ, в соответствии с которыми названные налогоплательщики не могут быть участниками консолидированной группы (ч.

2 ст. 5 Закона). М.Р. Коков, начальник отдела камеральных проверок №1 Инспекции ФНС России №1 по г. Нальчику 05.11.2013, 13:35 Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

, передает пресс-служба Кремля.

Закон устанавливает особенности определения доходов и расходов кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций, учитываемых ими при определении базы по налогу на прибыль, а также конкретизирует виды этих доходов и расходов.

Кроме того, кредитным потребительским кооперативам и микрофинансовым организациям предоставляется право на формирование резервов по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также на формирование резервов на возможные потери по займам. При этом для кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций устанавливается ограничение на участие в консолидированных группах налогоплательщиков, а для микрофинансовых организаций – запрет на применение УСН. 31.10.2013, 14:59 Накануне сенаторы в рамках очередного 339 заседания одобрили поправки в порядок определения доходов и расходов кредитных кооперативов и микрофинансовых организаций в целях налогового учета.

Так, в частности, закон определяет порядок доходов и расходов кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций.

При этом данным организациям предоставляется право создавать резервы по сомнительным долгам и на возможные потери по займам. Согласно поправкам, микрофинансовые организации не вправе применять УСН. Кроме того, кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации не могут быть участниками консолидированной группы налогоплательщиков.

07.08.2013, 13:59 Минфин РФ своим приказом от 7 мая 2013 г. №51н утверждает Порядок расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов. Текст приказа опубликован в «Российской газете».

Документ устанавливает Порядок расчета следующих финансовых нормативов, предусмотренных частью 4 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ от 18 июля 2009 года:

  1. максимальной суммы денежных средств, направляемых в кредитные кооперативы второго уровня;
  2. минимальной величины паевого фонда;
  3. общей суммы денежных средств, направляемых кредитным кооперативом в течение отчетного периода на цели, не связанные с выдачей займов членам кредитного кооператива (пайщикам).
  4. максимальной суммы займа, предоставляемого нескольким членам кредитного кооператива (пайщикам), являющимся аффилированными лицами;
  5. максимальной суммы денежных средств, привлеченных от одного члена кредитного кооператива (пайщика) или от нескольких членов кредитного кооператива (пайщиков), являющихся аффилированными лицами;
  6. величины резервного фонда;
  7. максимальной суммы займа, предоставляемого одному члену кредитного кооператива (пайщику);
  8. максимальной суммы денежных средств, привлеченных кредитным кооперативом от юридических лиц, не являющихся его членами (пайщиками);

Порядок является обязательным для кредитных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом «О кредитной кооперации».

Расчет финансовых нормативов производится на основании данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитного потребительского кооператива.

21.11.2012, 11:35 ФНС РФ уточняет порядок применения системы ЕНВД организациями потребительской кооперации. Ведомство напоминает, что согласно нормам НК РФ, организации и ИП не вправе применять систему налогообложения в виде ЕНВД, если среднесписочная численность их работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек. Вместе с тем, согласно Федеральному закону от 2 октября 2012 года № 161-ФЗ до 31 декабря 2017 года ограничение по численности работников не распространяется на организации потребительской кооперации, а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются такие организации.

Следовательно, для целей главы 26.3 Налогового кодекса РФ организации потребительской кооперации не будут применять ограничение по численности работников до 2018 года.

Такие разъяснения приводит ФНС РФ на ведомственном сайте.

20.09.2012, 14:10 Кампания 2011 года по созданию СРО в сфере кредитной кооперации очень сильно изменила ситуацию в этом сегменте финансового рынка. Об этом 20 сентября в ходе пресс-конференции «Международный год кооперативов. Итоги и прогнозы

» сообщил заместитель директора кредитно-потребительского кооператива «

Мой дом» Максим Брандуков.

С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев. Как известно, в 2009 году Госдума приняла закон №190-ФЗ «О кредитной кооперации». В соответствии с ним, в 2011 году в сфере кредитной кооперации началось массовое создание саморегулируемых организаций.

Изменения не заставили себя ждать. «Если до кризиса 2008 года в России насчитывалось около 6000 кредитных кооперативов, в период кризиса их число сократилось до 4500, то сейчас, после создания СРО, их осталось всего около 1400, — сообщил Максим Брандуков.

— С рынка ушли все организации, которые не смогли соответствовать новым стандартам». Если количество кооперативов сократилось, то рынок за минувшие два года, наоборот, сильно разросся. Суммарный объем его активов на сегодняшний день оценивается примерно в 25 миллиардов рублей (в 2010 году, по оценкам экспертов, было 10-15 миллиардов).

Всего в кредитных кооперативах состоят около 1,5 миллиона россиян, в большинстве кооперативов количество пайщиков колеблется около отметки в тысячу человек.

Наибольшая концентрация кредитных кооперативов отмечена в Татарстане, Волгоградской области, Пермском крае, Свердловской области, Чувашии. С ростом информированности населения кооперативы активизировались в Москве и Санкт-Петербурге.

«Изначально финансовые кооперативы в своем развитии были ориентированы на регионы, — отметил Брандуков. — Это было связано и с низким банковским проникновением, и с тем, что подобный механизм был понятен людям еще с советских времен.

Но последние тенденции таковы, что кооперативы переходят на все более «профессиональные» рельсы. И аудитория пайщиков меняется — это уже не только пенсионеры, а активные люди от 30 до 55 лет.

Растет количество кооперативов в Москве и Санкт-Петербурге (в Москве их сейчас около 50, до кризиса было вдвое меньше).

Доля рынка, которая приходится на две столицы, конечно, больше чисто количественной их пропорции». Представитель «Моего дома» отметил, что в соответствии с законом №190-ФЗ пайщиками кооперативов могут становиться не только физлица, как раньше, но и организации.

В связи с этим он выразил уверенность в том, что в ближайшие годы кооперативы станут заметным альтернативным источником финансирования для малого бизнеса. Специфика кооперативов, в которых основные решения принимаются общим собранием по принципу «один человек-один голос», конечно, ограничивают интерес к ним больших инвесторов. По данным НАУМИР, во втором квартале средние ставки кооперативов по привлеченным сбережениям составляли около 16%.

«Некоторые предлагают намного больше, до 30%, — признал Брандуков, — но это, как правило, новички рынка, пытающиеся любой ценой набрать участников. Проценты выше 30% вызывают уже явные сомнения в организации и опасения относительно возможности обеспечения выплат». 04.09.2012, 12:59 Минфин разработал проект приказа об утверждении порядка представления кредитными потребительскими кооперативами бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Текст документа размещен на сайте Минэкономразвития. Приказ содержит порядок представления отчетности для кредитных потребительских кооперативов, число членов которых превышает 5 тысяч физических и (или) юридических лиц, кредитных потребительских кооперативов второго уровня, а также кредитных потребительских кооперативов, не вступивших в члены СРО. Согласно документу, годовая или промежуточная отчетность представляется по запросам Федеральной службы по финансовым рынкам по месту нахождения потребкооператива.

02.08.2012, 17:59 Агентство по страхованию вкладов призвало россиян быть более внимательными при выборе финансовых организаций для размещения своих денежных средств. Агентством были зафиксированы случаи использования фирменной символики АСВ в рекламных материалах кредитных потребительских кооперативов. В частности, в рекламном буклете КПКГ «СтройСберКасс» (г.

Тула) используется знак «Вклады застрахованы» и указано, что «вклады застрахованы до 700 000 рублей в соответствии с федеральным законом», сообщили в центре общественных связей АСВ.

Между тем эта информация не соответствует действительности, так как кредитные кооперативы не являются участниками системы обязательного страхования вкладов. В этой связи АСВ подготовило обращение в ФАС и намерено добиваться возбуждения в отношении КПКГ «СтройСберКасс» дела по факту распространения недостоверной рекламы. При обнаружении состава преступления в аналогичных случаях АСВ будет обращаться и в правоохранительные органы.Ссылки по теме:

  1. — Клерк.Ру, 50.12.11
  2. – Клерк.Ру,18.05.12
Рекомендуем прочесть:  Ип для риэлторской деятельности 2021

Сайты по теме: 24.07.2012, 11:59 Минфин РФ разработал порядок расчетов финансовых нормативов для кредитных потребительских кооперативов.

Текст проекта ведомственного приказа представлен на сайте ведомства. Документ является обязательным для кредитных потребительских кооперативов и определяет порядок расчета следующих нормативов:

  1. максимальной сумма займа, предоставляемого нескольким членам кредитного кооператива (пайщикам), являющимся аффилированными лицами;
  2. максимальной суммы займа, предоставляемого одному члену кредитного кооператива (пайщику);
  3. общей суммы денежных средств, направляемых кредитным кооперативом на цели, не связанные с выдачей займов членам кредитного кооператива (пайщикам).
  4. максимальной суммы денежных средств, направляемых в кредитные кооперативы второго уровня;
  5. минимальной величины паевого фонда;
  6. максимальной суммы денежных средств, привлеченных от одного члена кредитного кооператива (пайщика) или от нескольких членов кредитного кооператива (пайщиков), являющихся аффилированными лицами;
  7. величины резервного фонда;
  8. максимальной суммы денежных средств, привлеченных кредитным кооперативом от юридических лиц, не являющихся его членами (пайщиками);

Ссылки по теме:

  1. – Клерк.Ру, 30.12.11
  2. – Клерк.Ру, 01.02.12
  3. – Клерк.Ру, 02.04.12

Сайты по теме:

  1. 1

Вы здесь

» » » Дата: 15.08.2016Уважаемые коллеги, добрый день.

В последнее время из разных регионов России поступает информация, что кредитные кооперативы, добровольно прекратившие членство или исключенные из СРО, перерегистрируются в потребительские общества и продолжают деятельность, но уже безнадзорно и бесконтрольно. Даже распространяются как Know-how (не знаю, платно или бесплатно) старые типовые уставы потребительского общества, где банально акцентируются только право привлекать займы от членов общества и предоставлять им кредиты и активно используется термин «финансовая взаимопомощь».

Конечно, вопрос о преобразовании в такие общества, это вопрос Вашего выбора, точнее выбора Ваших пайщиков. Но если возникнут соображения о возможности такого преобразования, прошу принять во внимание следующее:

  • Статьей 2 Закона РФ от 19.06.1992 N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» установлено, что этот закон «не распространяется на … специализированные потребительские кооперативы», включая кредитные. Таким кооперативом запрещено использовать в своих названиях слова «потребительское общество».

Следовательно, недостаточно просто изменить свое название на «потребительское общество», перерегистрировавшись, таким образом, следует принять правила, установленные законом от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Следуя определению абз. 2, ст. 1, главное их отличие в том, что потребительские общества создаются для совместного осуществления

«торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов»

. Т.е. привлечение займов и кредитование пайщиков возможно в потребительском обществе факультативно в целях поддержки основных видов деятельности.

Финансовая же взаимопомощь, как вид деятельности, законом о потребительских обществах вообще не предусмотрена, поэтому упоминание о ней в уставе не более чем лукавство. С другой стороны, как установлено п.

1, ст. 42 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ «О кредитной кооперации», «…кредитные кооперативы и иные потребительские кооперативы, не приведшие свои учредительные документы в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона, не вправе осуществлять деятельность, предусмотренную ч.1, ст.

3 настоящего Федерального закона».

Иными словами, преобразовавшись в потребительское общество, кооператив утрачивает формальное право привлекать сбережения и предоставлять займы пайщикам.

  • По определению пп.3, п.1, ст. 3 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», «кредитор — предоставляющая или предоставившая …. потребительский заем … некредитная финансовая организация, которая осуществляет профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов…». Потребительские общества не отнесены ст. 76.1. Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» к некредитным финансовым организациям.

Поэтому потребительские общества не могут предоставлять потребительские займы своим пайщикам. Статьей 14.56 КоАП РФ предусмотрено существенное наказание для юридических лиц за незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов.

Кроме этого, интересы самих пайщиков, получивших потребительские займы, не будут защищены нормами 353 закона, и это следует разъяснять пайщикам при принятии решения о преобразовании кредитного кооператива в потребительское общество.

  • Закон об ипотеке не устанавливает квалифицирующих требований к кредиторам по ипотечным займам, но перечень организаций, установленный п.7, ст. 10 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», которым могут направляться средства материнского (семейного) капитала в погашение предоставленных ими целевых ипотечных займов, не включает потребительские общества.

Конечно, предоставляя такие займы, можно какое-то время квалифицироваться как «иная организация», предусмотренная пп.

4, п.7, ст. 10 Закона № 256-ФЗ, но уязвимость такой позиции очевидна хотя бы потому, что сложно представить потребительское общество, основная деятельность которого поддерживается систематическим предоставлением такого рода займов семьям пайщиков, имеющих детей.

Предполагаю, что при размещении рекламы такими потребительскими обществами могут возникнуть основания для возникновения претензий со стороны антимонопольных органов, например как к «ненадлежащей рекламе», по основанию п.4, ст.

Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе». Можно продолжить перечень явных и пока скрытых проблем, которые могут возникнуть при осуществлении потребительским обществом деятельности, впрямую ассоциированной с деятельностью кредитных кооперативов.

Но главное задуматься о смысле такой перерегистрации.

Она не снимет проблем, связанных с расходами на резервирование потерь от просроченных и списанных займов, не соблюдением финансовых нормативов, иных законодательно и нормативно установленных требований. Поэтому мнимые выгоды от временного выхода из сферы контроля и надзора со стороны СРО и Банка России может обернуться серьезными и уже необратимыми последствиями.

Обоснование:

Деятельность кредитных потребительских кооперативов регулируется, в частности Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) и Федеральным законом от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее – закон № 190-ФЗ).

Кредитный потребительский кооператив (далее — кредитный кооператив) – это добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков) (п. 2 ч. 3 ст. 1 закона № 190-ФЗ). В соответствии с ч. 1-4 ст. 7 закона № 190-ФЗ кредитные кооперативы могут быть созданы и осуществлять свою деятельность в виде кредитного кооператива, членами которого могут являться юридические и физические лица, кредитного потребительского кооператива граждан, а также в виде кредитного кооператива второго уровня.

Кредитный кооператив может быть создан не менее чем 15 физическими лицами или 5 юридическими лицами. Кредитный кооператив, членами которого являются физические и юридические лица, может быть создан не менее чем 7 указанными лицами. Кредитный кооператив создается на основе членства по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу.

Принципы создания кредитного кооператива устанавливаются уставом кредитного кооператива. Учредители кредитного кооператива принимают решения, которые оформляются протоколом, о создании кредитного кооператива, об утверждении устава, иных документов кредитного кооператива, о формировании органов кредитного кооператива и о вступлении в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы.

Согласно ч. 1, 2 и 4 ст. 11 закона № 190-ФЗ членами кредитного кооператива (пайщиками) могут быть физические лица, достигшие возраста 16 лет, и (или) юридические лица. Заявление о приеме в члены кредитного кооператива (пайщики) подается в письменной форме в правление кредитного кооператива.

В указанном заявлении должно содержаться обязательство соблюдать устав кредитного кооператива. Члену кредитного кооператива (пайщику) выдается документ, подтверждающий его членство в кредитном кооперативе.

Согласно подпункту «д» пункта 1 статьи 5 Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – закон № 129-ФЗ) в едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) содержатся, в частности, сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью — сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования. Пунктами 2.7-2.10 раздела VII

«Требования к оформлению Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании»

Приложения № 20 к приказу ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее – Приказ) установлено, что листы А, Б, В и Г заявления формы № Р11001 заполняются в отношении учредителей юридических лиц всех без исключения организационно-правовых форм. Таким образом, в отношении потребительских кооперативов в ЕГРЮЛ отражаются сведения о лицах, являвшихся учредителями потребительских обществ при создании последних.

Учредителями признаются лица, принявшие решение о создании в форме учреждения юридического лица.

Статус учредителя сохраняется за физическим либо юридическим лицом в момент его учреждения до государственной регистрации в установленном законодательством РФ порядке (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2016 № 07АП-4059/2016 по делу № А03-24432/2015).

Следовательно, с момента государственной регистрации потребительского кооператива учредитель становится пайщиком. Пунктом 7.12 раздела VII

«Требования к оформлению Заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ»

Приложения № 20 к приказу установлено, что листы В, Г, Д, Е и Ж заявления формы Р14001 заполняются в отношении участников общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ, унитарных предприятий, производственных кооперативов, жилищных накопительных кооперативов. Таким образом, внесение в ЕГРЮЛ сведений о членах (пайщиках) потребительских кооперативов (за исключением жилищно-накопительных кооперативов), а также исключение из указанного реестра сведений об учредителях таких юридических лиц, в том числе в связи с прекращением членства, законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения в области государственной регистрации юридических лиц, не предусмотрено.

Кредитный кооператив обязан вести реестр членов кредитного кооператива (пайщиков) (ч. 1 с. 12 закона № 190-ФЗ). Согласно ч.

2 ст. 12 закона № 190-ФЗ при прекращении членства в кредитном кооперативе в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков) вносится соответствующая запись. В силу ч. 2 ст. 14 закона № 190-ФЗ заявление о выходе из кредитного кооператива подается в письменной форме в правление кооператива.

Порядок выхода из кредитного кооператива определяется уставом кредитного кооператива и внутренними ненормативными документами кредитного кооператива. Выход из кредитного кооператива оформляется путем внесения соответствующей записи в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков).

Из анализа вышеприведенных норм следует, что Закон № 129-ФЗ не предусматривает наличие в ЕГРЮЛ сведений о членах кооператива, которые следует отличать от сведений об учредителях кредитного потребительского кооператива. При этом ни ФЗ «О кредитной кооперации», ни ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не связывает возникновение или прекращение членства в кредитном кооперативе с моментом записи о государственной регистрации изменений в сведения ЕГРЮЛ. Таким образом, учитывая положения статьи 5 Закона № 129-ФЗ, в соответствии с которой в ЕГРЮЛ не содержатся сведения о пайщиках (членах кредитного потребительского кооператива), принимая во внимание, что такие сведения (реестр пайщиков), в соответствии с законом № 190-ФЗ, ведет сам кредитный потребительский кооператив, сведения об изменениях состава пайщиков кредитного потребительского кооператива в ЕГРЮЛ не вносятся, на регистрирующие (налоговые) органы не возложены функции по ведению реестров членов (пайщиков) потребительских кооперативов.

Отсутствие необходимости внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении членства в кредитном кооперативе также подтверждается судебной практикой (см., например, Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2018 по делу № А36-4690/2018) Автор: Ю.Н.Чистякова ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс Обратите внимание, в законодательстве могли произойти изменения. Мнение эксперта основано на положениях законодательства, действующего на дату подготовки консультации Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией.

Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс

Изменение названия кредитного потребительского кооператива не должно противоречить положениям закона о кредитной кооперации

Дата публикации: 10.12.2019 09:30 Исключение из наименования кредитного потребительского кооператива слова «кредитный» не соответствует положениям , поскольку не влечет изменение вида данного кооператива. К такому выводу пришла ФНС России при рассмотрении жалобы. Кредитный потребительский кооператив представил в инспекцию комплект документов для государственной регистрации изменений в его учредительном документе.

В том числе — заявление по форме № Р13001 об изменении наименования КПК на Потребительский кооператив социально-экономической взаимопомощи. На основании представленных документов инспекция внесла указанные изменения в ЕГРЮЛ.

В свою очередь Главное управление Центрального банка РФ по ЦФО обратилось в вышестоящий регистрирующий орган с жалобой, в которой просило отменить решение инспекции, так как КПК произвел не предусмотренное законом № 190-ФЗ изменения вида деятельности. Регистрирующий орган удовлетворил указанную жалобу, но кооператив не согласился с этим решением и подал жалобу в ФНС России. ФНС России оставила жалобу кредитного потребительского кооператива без удовлетворения.

Она указала, что такие кооперативы могут создаваться и работать в виде кредитного кооператива, членами которого являются юридические и физические лица, кредитного потребительского кооператива граждан, а также кредитного кооператива второго уровня (ч.

1 ст. 7 Закона № 190-ФЗ). Вместе с тем действия КПК по исключению из его наименования слова «кредитный» не соответствуют положениям Закона № 190-ФЗ. Такая организация вправе принять решение о внесении в свой устав изменений, предусматривающих изменение только вида кредитного кооператива (ч.

8 ст. 7 Закона № 190-ФЗ). При этом закон позволяет менять характер деятельности кредитного кооператива в результате его преобразования в производственный кооператив, хозяйственное общество или товарищество, некоммерческое партнерство с соблюдением требований, установленных федеральными законами (ч.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+