Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Применение норм права пример

Применение норм права пример

Стадии применения права

Применение права как определенный процесс распадается на ряд стадий . В качестве основных можно выделить три стадии:

  1. 2) формирование юридической основы дела (выбор и анализ норм права);
  2. 3) решение юридического дела.
  3. 1) установление фактических обстоятельств дела;

Первые две стадии являются подготовительными и разделяются весьма условно.

В реальной жизни они протекают практически параллельно, и правоприменителю приходится обращаться то к фактической стороне дела, то к юридической (к нормам права), постепенно формируя и ту, и другую.

В гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном кодексах как раз такие, «реальные» стадии и указаны. Первая стадия (формирования фактической основы) протекает как процесс, во время которого доказывается наличие или отсутствие юридически значимых обстоятельств (составляющих предмет доказывания) с помощью фактов-доказательств.

Поэтому все, с чем имеет дело теория доказательств, прямо относится к этой стадии правоприменения. Вторая стадия (формирование юридической основы дела) включает следующие правоприменительные действия:

  1. 1) выбор юридической нормы, подлежащей применению;
  2. 3) проверку правильности текста нормативного правового акта («низшая» критика);
  3. 2) проверку подлинности нормы и ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц («высшая» критика);
  4. 4) уяснение содержания нормы права (путем толкования).

Третья стадия (решение юридического дела) представляет собой не одномоментный акт, а тоже определенный процесс, который может быть рассмотрен и как формально-логический, и как творческий, и как государственно-властный. На этой стадии дается юридическая квалификация обстоятельств дела в виде индивидуально-конкретного предписания.

Здесь же происходит его оформление, принимается правоприменительный акт. Эту стадию можно считать основной стадией процесса применения норм права: две предыдущие по отношению к ней носят подготовительный характер.

Применение норм права: понятие, признаки, формы и основания

Применение права — одна из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь.

Применение права — это осуществляемая в специально установленных законом формах государственно-властная, организующая деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесении индивидуально-правовых актов (актов применения права). Путем применения права государство в своей деятельности осуществляет две основные функции:

  1. 2. Охрану и защиту права от нарушения.
  2. 1. Организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов;

На этом основании в литературе выделяют две формы применения права:

  1. 1.

    Оперативно-исполнительная форма применения права — это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Указанная форма деятельности есть основной способ организации исполнения положительных велений права.

  2. 1. Оперативно-исполнительную;
  3. 2.

    Правоохранительная деятельность — это деятельность компетентных органов по охране норм права от каких бы то ни было нарушений.

  4. 2.

    Правоохранительную.

Цель правоохраны — контроль за соответствием деятельности субъектов права юридическим предписаниям, за ее правомерностью, а в случае обнаружения правонарушения — принятия соответствующих мер для восстановления нарушенного правопорядка, применение государственного принуждения к правонарушителям, создание условий, предупреждающих правонарушения. Применение права как особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом признаков: Во-первых, государство определяет специальных субъектов (органы, должностные лица), наделяя их властными полномочиями для осуществления этой деятельности. К ним относятся: государственные органы (суд, прокуратура и т.

д.); должностные лица (Президент РФ, глава администрации, прокурор, следователь и т. д.); некоторые общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы). Во-вторых, имеет индивидуальный характер.

Применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в литературе название правоприменительных отношений.

Устанавливаются конкретные правовые последствия — субъективные права, обязанности, ответственность.

В-третьих, правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формах. В-четвертых, применение права как самостоятельная форма реализации — сложная, поскольку ее осуществление проявляется в сочетании с иными формами реализации (исполнением, соблюдением, использованием) и во взаимном проникновении друг в друга.

В-пятых, применение права — это определенный процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права (установление фактических обстоятельств дела, юридической основы дела и т. д.). В-шестых, применение права всегда сопровождается вынесением индивидуального правового акта (акта применения права), исходящего от субъекта правоприменения. Юридическая наука уделяет большое значение вопросу применения норм права.

В 1954-1955 гг. редакция журнала «Советское государство и право» провела дискуссию по проблемам применения норм права. На страницах этого журнала выступили многие ученые и практические работники.

В ходе дискуссии были высказаны три точки зрения, точнее, определились три подхода к проблеме.

1. Сторонники первой точки зрения говорили, что нормы права применяют только органы государства, а некоторые из них даже говорили, что только органы специальной юрисдикции (суд, прокуратура, милиция).

  1. 2. Другие считали, что правоприменительную деятельность осуществляют государственные органы и уполномоченные на то общественные организации.
  2. 3. Третьи утверждали, что нормы права применяются государственными органами, общественными организациями и гражданами. Как видно, подходы к проблеме были далеки от единства. Теория

и практика не подтверждали девиз трех точек зрения.

Основаниями применения норм права являются:

  1. 1. Когда правоотношение не может появиться без властного веления государственного органа или должностного лица (призыв граждан на действительную военную службу, назначение пенсии и т. д.);
  2. 2. Когда возникает спор о праве и стороны сами не могут прийти к согласованному решению (раздел судом имущества) или существует препятствие для реализации субъективных прав и юридических обязанностей;
  3. 4. Когда общественное отношение в силу его особой социальной или личной значимости должно пройти контроль со стороны соответствующих органов государства с целью проверки его правильности и законности (регистрация избирательной комиссии кандидата в депутаты, регистрация автотранспорта в органах ГАИ, нотариальное удостоверение купли-продажи домостроения и т. д.);
  4. 3. Когда требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и признать их юридически значимыми. Только в судебном порядке, например, можно признать гражданина умершим или безвестно отсутствующим;
  5. 5. Когда совершено правонарушение и лицо привлекается к юридической ответственности.

Для того чтобы процесс правоприменения был более эффективен, был действительным претворением права в жизнь, наука и практика выработали следующие основные требования, соблюдение которых обеспечивает правильное применение норм права:

  1. 3.

    Целесообразность. Хотя закон всегда должен быть целесообразен, но если исказить его идею, смысл, ставившуюся перед ним задачу, то можно применить его нецелесообразно и тем самым не достичь цели. Такое иногда случается, процесс применения — это подведение общего правила вод конкретный, единичный, жизненный случай.

    И важно применить его так, чтобы оно было наиболее целесообразным с точки зрения прав и свобод человека, государства, общества.

  2. 2.

    Обоснованность — это тщательное исследование всех фактов, относящихся к делу. Нужно не брать во внимание не имеющие отношения к делу прельщающие, но сомнительные факты, а отбрасывать их; следует оставлять только те, которые имеют значение для дела. Каждое решение, каждый приговор и т. д. должен быть обоснован фактами, доказательствами, ссылками на закон.
    д. должен быть обоснован фактами, доказательствами, ссылками на закон. Обоснованность — это юридическая сила правоприменительного акта, его неоспоримость и неопровержимость.
  3. 1.

    Законность — норма должна быть применена в соответствии с принципами законности, то есть в рамках закона, на основании действующего закона, со ссылкой на него, с соблюдением установленной законом процедуры принятия решения. Отступление от требований закона недопустимо, иначе такое применение нормы права будет правонарушением и повлечет за собой ответственность правоприменителя.

Наука еще не может точными советами помочь уловить эту целесообразность, но практика показывает, что 1.

жизненный опыт; 2. высокое правосознание; 3. принципиальность; 4. хорошее знание законодательства; 5. глубокое проникновение в суть рассматриваемого дела — это факторы, которые обеспечивают наиболее целесообразное применение.

4. Справедливость. Справедливость при применении правовых норм так же важна, как и в процессе правотворчества, призванного закрепить и отразить справедливость принимаемого закона.

Требования справедливости к принимаемому правовому акту означают требование общественного критерия, совмещенного с юридическим критерием понимания правды, добра, зла, гуманизма и т.

д. Справедливость правоприменительного акта означает также его соответствие понятию социальной справедливости, сложившемуся в том или ином общественном сознании и утвердившемуся в обществе. Правоприменение должно соответствовать принципам морали, общечеловеческим ценностям, но при этом оно не должно выходить за пределы правового поля, оно (правоприменение) должно оставаться юридическим, а не моральным решением, хотя нравственная оценка может и должна присутствовать в принимаемом правоприменительном акте. Обычно считается, что законное, обоснованное, целесообразное, объективное, беспристрастное решение и будет наиболее справедливым.

Функции применения права. В юридической литературе правильно отмечается, что процессу правоприменения присущи следующие функции:

  1. 1. Правообеспечительная — наиболее наглядно эта функция проявляется в конфликтных ситуациях, при неисполнении юридических обязанностей. Для нее характерна узкая задача — обеспечить выполнение правовых предписаний, сделать веление права безусловным, обязательным к исполнению:
  2. 2. Функция индивидуального регулирования: в процессе применения определяются права и юридические обязанности конкретных субъектов права, объем юридической ответственности. Норма права — это всего лишь модель. Акт применения — действие в соответствии с этой моделью. Здесь решается задача конкретизации общего правила поведения, но иногда и осуществляется пра- вовосполнение (в случаях применения права по аналогии).

Этапы осуществления правоприменения

В перечисленных признаках уже было упомянуто, что правоприменение – процесс многоступенчатый, сложносоставной, протяженный во времени, подразумевающий прохождение ряда стадий. Стадиями применения права являются условно обособленные друг от друга группы действий правоприменительного характера, имеющие общей целью обеспечить надлежащее исполнение правовой нормы.

Ключевыми этапами здесь являются:

  • определение применимой правовой нормы и ее анализ;
  • вынесение решения и закрепление его документально.
  • установление фактов по рассматриваемому делу;

Стадия установления фактов и стадия формирования правовой основы реализуются почти одновременно, т.е. разделение их относительно. В условиях реальной юридической практики формирование правовой и фактической основ происходит постепенно, с опорой друг на друга.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Формы реализации правовых норм

Учебная литература в соответствии с характером правореализующих действий рассматривает реализацию норм права в 4 формах (рис. 1):

  • применение в виде активной властной деятельности одного из компетентных органов в области решения в рамках правовых норм конкретных дел, издание соответствующих актов права.
  • использование, то есть осуществление правомочий лиц и правомерные действия в их усмотрении;
  • соблюдение, то есть воздержание от действий, которые запрещены действующим законодательством;
  • исполнение, то есть активные поступки в области исполнения юридических обязанностей позитивного содержания;

Рисунок 1. Формы реализации норм права

Установление юридической основы дела

Установление основы по делу – это вторая стадия, благодаря которой осуществляется применение норм права.

Стадии применения представляют собой структурированную деятельность органов власти, которая предполагает:

  • Выбор нормы, которая впоследствии подлежит применению.
  • Уяснение содержания и смысла нормы.
  • Проверку её подлинности и закономерности действия в пространстве, по кругу лиц и времени.
  • Проверку текста нормативного акта, содержащего необходимую норму.

Выбор нормы права осуществляется после установления характера рассматриваемых обстоятельств. Стадии процесса применения норм права прежде всего направлены на определение отрасли законодательства, которая регулирует конкретные правоотношения.

После чего устанавливается вид отношений, под которые подбирается определённая норма, предусматривающая конкретную жизненную ситуацию. Выбрав норму права, законодатель проверяет подлинность текста правового акта, где содержится предписание. Затем выясняется, какие изменения были внесены в нормативный акт.

После этих действий в обязательном порядке производится «критика» правовой нормы, которая подразумевает детальную и всестороннюю проверку возможности применения нормы права к конкретному жизненному случаю. Критика, в свою очередь, подразделяется на «низшую» и «высшую».

Благодаря «высшей» критике производится проверка правомерности закона, устанавливается наличие противоречий.

Также проверяется, не приостановлен ли он в действии, распространяется ли круг его влияния на возникшие правоотношения. Если норма права не проходит «высшую» критику, её применение ставится под вопрос.

Нельзя применять правовую норму, которая была принята после наступления регулируемых правоотношений. «Низшая критика» относится только к законодательному тексту. Она направлена на оценку словесного изложения нормы, а также на устранение погрешностей (машинописных или полиграфических), которые были допущены в процессе набора.

Первый этап стадии применения норм права кратко можно охарактеризовать как предварительную правовую квалификацию, по окончании которой подлежит определению круг обстоятельств по делу.

Окончательная квалификация осуществляется при формулировке итогового вывода, касаемо юридических норм, которые подпадают под конкретный жизненный случай.

На последнем этапе правоприменительного процесса подлежит выяснению смысл, а также содержание законодательного акта, иными словами, осуществляется толкование правовой нормы.

Такой вид деятельности осуществляют все участники правоотношений, так как нормы права носят абстрактный характер, хотя и применяются к определённому жизненному случаю. Также на этом этапе правоприменения необходимо установить все вспомогательные нормы, которые впоследствии помогут уяснить основную норму права.

Применение права как особая форма его реализации: понятие, признаки

Применение права — это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них специальные функции и полномочия; это — одна из форм государственной деятельности, направленной на претворение правовых предписаний в жизнь, практику.Применять нормы права — это значит применять власть, а нередко — принуждение, санкции, наказание.

Правоприменение осуществляют только специальные субъекты. Именно поэтому рядовые граждане не могут применять правовые нормы, иными словами, употреблять власть; такими прерогативами они не наделены.Правоприменение непосредственно связано с эффективностью действия законов и иных нормативных актов, совершенствованием механизма правового регулирования, поддержанием правопорядка и дисциплины в обществе.

Его цель — упорядочение взаимоотношений между людьми и их объединениями, придание им организованного и стабильного характера.Одновременно, сам процесс применения права должен протекать в строгих рамках законности, исключающих произвол, своеволие, бюрократизм, волокиту, тем более — вымогательство и взятки.

Применение норм права: стадии и виды

Применение права – это властная деятельность уполномоченных на то государственных или иных органов, состоящая в рассмотрении конкретного юридического вопроса, дела и вынесении по нему индивидуального решения, обязательного для его адресатов.

Применение права осуществляется в тех случаях, когда соблюдения, исполнения и использования права оказывается недостаточно для обеспечения полной реализации юридических норм и требуется вмешательство в этот процесс компетентных органов или должностных лиц, наделенных соответствующими полномочиями и только в рамках, установленных законом.

Применение права осуществляется в тех случаях, когда соблюдения, исполнения и использования права оказывается недостаточно для обеспечения полной реализации юридических норм и требуется вмешательство в этот процесс компетентных органов или должностных лиц, наделенных соответствующими полномочиями и только в рамках, установленных законом.

Например, нельзя начать получать пенсию, пока не принято решение отделением пенсионного фонда; невозможно получить пособие по рождению ребенка или сертификат на материнский капитал, пока не будут соответствующим образом оформлены документы в органах социальной защиты граждан, и т.д.

Даже в случае, если человек достиг пенсионного возраста, имеет стаж работы, необходимый для оформления льготной пеней и, или у матери родился второй ребенок, т.е.

все условия, необходимые для возникновения прав и корреспондирующих им обязанностей налицо. Особенности применения права проявляются в следующем. Во-первых, применение права осуществляется органами государства, их должностными лицами и иными уполномоченными субъектами.

Это свидетельствует о том, что субъектами применения права выступают в большинстве своем государственные органы и их должностные лица.

Лишь в исключительных случаях по воле государства полномочиями применять отдельные нормативные правовые акты могут наделяться общественные органы. Например, профсоюзы обладают правом применения некоторых норм трудового законодательства. Во-вторых, правоприменительная деятельность носит властный характер.
Во-вторых, правоприменительная деятельность носит властный характер.

Это означает, что правоприменительные органы наделены государственно-властными полномочиями, их решения обязательны для всех, кому они адресованы, и их исполнение обеспечивается принудительной силой государства. Отличительной чертой применения права является то, что правоприменитель действует исключительно в интересах граждан или их объединений, а не в своих интересах. Таким образом, властный характер применения права определяется тем, что правоприменитель, наделенный властью, путем вынесения правоприменительного акта, подтверждает наличие у граждан субъективных прав, способствуя их реализации или восстанавливая нарушенное право.

С этой целью помимо властных полномочий по принятию правоприменительных актов, компетентные органы и должностные лица наделяются юридическими средствами воздействия на лиц или органы, которым адресован правоприменительный акт.

Так, например, к исполнению судебного решения (которое является правоприменительным актом) могут привлекаться судебные приставы-исполнители в случае, если добровольно оно нс исполняется. Кроме того, правоприменительный акт является обязательным также для лиц, так или иначе причастных к рассмотрению дела (например, обязательность явки в суд эксперта, свидетеля по вызову суда, предоставление банком документов следствию на основании постановления о выемке). В-третьих, правоприменительный акт всегда носит индивидуальный характер, поскольку выносится по конкретному юридическому делу.

Правоприменение – это применение абстрактной правовой нормы к конкретному случаю, конкретной жизненной ситуации в определенных условиях, и вынесение решения конкретного, определенного характера.

Правоприменительные акты рассчитаны на одноразовое применение и прекращают свое действие после реализации конкретных прав и обязанностей.

Правоприменение предполагает принятие индивидуального правового решения, установление конкретных субъективных прав, юридических обязанностей, ответственности в случае их нарушения. Например, указ президента о помиловании или решение суда о восстановлении на работе незаконно уволенного лица всегда выносится только в отношении конкретных лиц и только по конкретному делу.

В-четвертых, применение права регламентировано процессуальными нормами, которые определяют порядок совершения тех или иных действий в процессе правоприменения. Особое значение такой порядок имеет при применении норм уголовного и административного права, обеспечивая последовательное проведение законности, глубокое и всестороннее рассмотрение обстоятельств конкретного юридического дела.

К принципам применения права относятся принципы законности, объективности, целесообразности, социальной справедливости и обоснованности принимаемых в ходе правоприменения решений. Принцип законности означает строгое и неуклонное следование государственных органов и должностных лиц закону в процессе правоприменительной деятельности.
Принцип законности означает строгое и неуклонное следование государственных органов и должностных лиц закону в процессе правоприменительной деятельности. Требование соблюдения закона в правоприменительной деятельности – это следование не только букве, по и духу закона, который применяется.

Правоприменительные органы должны действовать только в рамках своей компетенции; строго придерживаться установленного процессуальными нормами порядка правоприменительной деятельности; выносить юридические акты определенной формы (постановление, протокол, приговор и др.). Объективность правоприменения означает беспристрастность правоприменителя.

Решение является объективным тогда, когда вынесено на основе правовых норм и опирается на конкретные факты, беспристрастно установленные правоприменителем в процессе правоприменения. Кроме того, объективность правоприменения достигается путем установления порядка, процедуры правоприменения (например, расследование уголовного дела). Принцип целесообразности является характерным для правоприменительной деятельности, поскольку означает необходимость учета конкретных условий применения того или иного нормативного правового акта, выбор наиболее оптимального варианта реализации правовых требований в определенной жизненной ситуации.

Однако следует учитывать, что целесообразность не должна противопоставляться законности решения. Правоприменитель имеет возможность выбирать наиболее целесообразное решение только в рамках закона, если законом допускаются разные варианты решения. Принцип социальной справедливости означает деятельность правоприменительного органа и должностного лица в интересах не только граждан или их объединений, но и в интересах всего общества.

Принцип социальной справедливости был сформулирован еще Аристотелем более двух тысяч лет назад.

«Добродетель государства, – писал Аристотель, – сказывается в том, что граждане, участвующие в государственном управлении, добродетельны»

, самое главное при всяком государственном строе – это «посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться».

И. Бентам в «Конституционном кодексе» назвал этот принцип «совпадением интересов»: добродетель в государстве должна быть выгодной и гражданам, и, в особенности, должностным лицам, учреждения должны быть устроены так, чтобы, стремясь к собственному благу, правители не могли бы в то же время не служить общему благу.

В правовом государстве принцип социальной справедливости должен быть непременным условием деятельности органов государственной власти и должностных лиц в ходе правоприменения. Принцип обоснованности правоприменительной деятельности означает обнаружение, изучение и использование всех относящихся к делу материалов, принятие решения только на основе достоверных, проверенных, не подлежащих сомнению фактов.

Данный принцип лежит в основе других принципов.

Нарушение принципа обоснованности при принятии правоприменительного акта служит основанием для его отмены. Применение права всегда связано с выполнением двух функций: организационной и правоохранительной.

В первую очередь применение права необходимо для организации действий граждан и их объединений при реализации предоставленных им субъективных прав или юридических обязанностей, когда ими самостоятельно этот процесс не может быть урегулирован. Одновременно с организационной, очень важной функцией применения права является обеспечение охраны и защиты прав и свобод граждан и юридических лиц в процессе и в результате правоприменения.

Как уже подчеркивалось выше, субъектами правоприменительной деятельности являются специально уполномоченные органы либо должностные лица; правоприменение преследует различные цели, осуществляется в процессуальной форме, установленной законом. Итогом правоприменительной деятельности является акт применения права, имеющий обязательную силу для его адресатов. По этим признакам ученые-юристы выделяют три основных типа правоприменения.

Судебный тип правоприменения. В данном случае субъектом применения права является суд, нс находящийся в каких-либо служебных или организационных отношениях с адресатом.

Судья лично в решении не заинтересован; заинтересованность в решении проявляют другие субъекты. Суд рассматривает дела в соответствии с подсудностью, вытекающей из характера дела. Деятельность суда строго регламентирована процессуальными кодексами и федеральным законодательством. Применение состоит в определении правовых последствий, вытекающих из установленных фактов и норм права.
Применение состоит в определении правовых последствий, вытекающих из установленных фактов и норм права.

Свобода усмотрения суда минимальна, а его решение индивидуально. Управленческий тип правоприменения.

Субъект правоприменения находится в служебных или организационных отношениях с адресатом решения.

Субъект правоприменения лично заинтересован в вынесении решения, что вытекает из его служебного положения. Компетенция правоприменителя вытекает из его места, служебного положения, а частично и из характера дела. Решение выступает как средство оперативного управления.

Свобода усмотрения весьма значительна.

Решение может относиться к единичным субъектам или к целой группе лиц. Административный тип правоприменения.

Субъект правоприменения не находится в служебных или организационных отношениях с адресатом решения. В качестве адресата могут выступать как гражданин, так и организация. Рассмотрение дел регулируется законодательными и подзаконными актами (ведомственными инструкциями).

Решение принимается в случае конфликтов, жалоб, споров, правонарушений, заявлений и т.п. Свобода усмотрения может быть различной в зависимости от характера дела.

Решение служит средством осуществления функций государства в отношении граждан и организаций.

Применение права является длящимся во времени процессом, который регламентируется процессуальными нормами (например, уголовно-процессуального кодекса или кодекса об административных правонарушениях). Эти нормы предусматривают определенную последовательность юридически значимых действий, совершаемых субъектами применения права при рассмотрении юридического дела.

Их можно объединить в относительно обособленные группы правоприменительных действий, которые и получили название стадии применения права. Обычно выделяют следующие стадии процесса применения норм права:

  1. – вынесение решения по конкретному юридическому делу и его документальное оформление.
  2. – установление фактических обстоятельств дела;
  3. – выбор и анализ юридических норм, подлежащих применению в конкретной ситуации;

Некоторые авторы выделяют также четвертую стадию применения права – исполнение решения. Безусловно, этот этап является очень важным для завершения правоприменения.

Но с точки зрения теории права данный этап может также включать в себя несколько стадий, поскольку исполнение решения не всегда возможно одномоментно (например, если должник уклоняется от уплаты долга даже после вынесения соответствующего решения судом, необходимо привлечение судебных приставов для принудительного исполнения решения суда, отыскание имущества, принадлежащего должнику судебными приставами-исполнителями, его опись, взыскание и др. Таким образом, прежде чем решение суда будет исполнено, неоднократно будут пройдены три вышеперечисленные стадии применения права. Итак, рассмотрим подробнее каждую из стадий применения права.

1. Установление фактических обстоятельств дела.

Фактическими обстоятельствами являются жизненные ситуации, происшествия, образующие реальную основу применения права. В данном случае речь идет об установлении юридических фактов, имеющих значение для данного конкретного юридического дела. К подобным юридическим фактам, в частности, относятся:

  1. – содержание трудового спора, его участники (в трудовом праве) и др.
  2. – обстоятельства, в определенных случаях мотивы и орудие совершения правонарушения;
  3. – стоимость оспариваемого земельного участка (в гражданском праве);
  4. – лицо, совершившее правонарушение;

Учитывая, что устанавливаемые на первой стадии правоприменения юридические факты происходили в прошлом, их подтверждение происходит с помощью доказательств – фактов, данных, установление которых необходимо в соответствии с законодательством для установления истины по юридическому делу, т.е.

тех, которые имеют юридическое значение для данного дела (показания свидетелей, документы, предметы и др.). Например, виды доказательств по уголовному делу перечислены в ст. 74 УПК РФ. Таким образом, на этой стадии должны быть определены те фактические обстоятельства, которые приводят конкретную правовую норму в действие.

Так, например, для применения нормы права, предусмотренной ч. 3 ст. 12.16 (Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением) КоАП РФ следует установить следующие юридические факты:

  1. – не является ли совершение данного правонарушения, совершенным в состоянии крайней необходимости?
  2. – достигло ли лицо, совершившее правонарушение, возраста привлечения к административной ответственности, является ли оно вменяемым?
  3. – является ли лицо, совершившее правонарушение, лицом, допущенным к управлению транспортным средством (водителем)?

Только при установлении вышеперечисленных обстоятельств возможно применение данной нормы КоАП РФ.

В данном случае, как и во многих других, можно выделить еще ряд фактических обстоятельств, подлежащих установлению. Однако в процессе правоприменения необходимо установить такие факты, с которыми в правовой норме связано наступление юридических последствий. Процедура установления таких фактов осуществляется в процессе доказывания.

Под доказыванием понимается деятельность по обнаружению, сбору и фиксации доказательств, а также по их анализу на предмет достаточности для установления истины по делу. Установление фактических обстоятельств дела должно быть законным и обоснованным. Это достигается путем глубокого и всестороннего исследования событий, выявления их истинности, допустимости и объективной достоверности.

В процессе доказывания участвуют многие субъекты (прокурор, следователь, судья, защитник, истец и ответчик). Все они в пределах компетенции, предоставленной им законом, имеют возможность отыскивать, собирать и представлять доказательства, давать им оценку. Однако главную роль в окончательной оценке полученных доказательств, играет правоприменительный орган.

К доказательствам предъявляются следующие требования:

  1. – допустимости (использование определенных процессуальным законом средств доказывания, собранных без нарушения материального и процессуального права, например, не будут являться доказательством признательные показания обвиняемого, если они получены путем шантажа, угроз и т.д.).
  2. – относимости (принятие и анализ только тех доказательств, которые имеют значение для дела, могут быть положены в основу его решения, т.е. имеют отношение к исследуемым обстоятельствам);
  3. – полноты и всесторонности (в ходе доказывания необходимо установление всех обстоятельств, имеющих значение для дела);

Доказательствами являются как сведения о фактах, сами факты (например, совершение кражи), так и источники сведений о фактах (например, заключение эксперта). Источники сведений о фактах требуют определенных процессуальных форм закрепления и удостоверения (например, заключение эксперта обязательно должно содержать сведения о квалификации эксперта, его подпись и печать экспертного учреждения).

2. Выбор и анализ юридических норм, подлежащих применению. На этой стадии решается вопрос, на основании какой правовой нормы должно решиться рассматриваемое дело.

Это является правовой квалификацией фактических обстоятельств дела, что предполагает юридическую оценку всей совокупности фактических обстоятельств дела путем соотнесения конкретной ситуации с определенными юридическими нормами. После отыскания правовой нормы, подлежащей применению в конкретных условиях, производится ее анализ. Во-первых, норма права проверяется на предмет ее аутентичности, т.е.

устанавливается, что она не отменена, нс изменена и нс дополнена, а действует именно в таком виде, каком будет применена.

Во-вторых, правовая норма подвергается толкованию, в результате которого устанавливается ее точный смысл путем применения всех необходимых способов толкования. В-третьих, проверяется действие правовой нормы во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Это означает, что в процессе правоприменения должно быть установлено:

  1. – действует ли норма нрава в тог момент, когда на ее основе нужно решить конкретное юридическое дело;
  2. – распространяется ли действие данной нормы на лиц, в отношении которых она должна быть применена.
  3. – действует ли она на той территории, где это дело должно быть разрешено;

В-четвертых, разрешаются коллизии (противоречия) между правовыми нормами в случае их наличия. Существует ряд правил разрешения коллизий:

  1. – в случае коллизии между общей и специальной нормой применяется специальная норма.
  2. – при противоречии между нормами, принятыми одним и тем же органом, но в разное время, применяется норма, которая принята позднее;
  3. – если обнаружено противоречие между правовыми нормами, предусмотренными федеральным законодательством и законодательством субъекта федерации, подлежит применению федеральное законодательство;
  4. 3. Вынесение решения по конкретному юридическому делу и его документальное оформление. На этой стадии правоприменителем принимается окончательное решение по делу и оформляется акт применения нрава. Он имеет письменную, документальную форму, в которой определяются права и обязанности лиц, которым данный акт адресован.
  5. – если выявлена коллизия между правовыми нормами, исходящими от различных государственных органов, то применяется норма, принятая вышестоящим органом;

Следует отметить, что иногда процесс вынесения решения может быть безальтернативным, например, если статьей закона предусматривается только одна санкция за совершенное правонарушение (штраф в размере одной тысячи рублей) или если следует решить, восстановить работника в должности или нет.

Но в большинстве случаев процесс принятия решения является довольно сложным и альтернативным. Например, если санкция статьи предусматривает наказание в виде штрафа от одной до пяти тысяч рублей, то суду предстоит решить, какой именно размер штрафа следует назначить с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств, характеристики личности и других условий.

Таким образом, на третьей стадии правоприменителем дается окончательная юридическая квалификация фактических обстоятельств дела с учетом всех условий и обстоятельств, которая и получает отражение в правоприменительном акте.

Следует особо выделить такие ситуации, когда правоприменитель не находит правовой нормы, на основе которой должна быть дана правовая оценка действий или событий.

В этом случае можно говорить о пробеле в законе, при обнаружении которого правоприменителю надлежит действовать по-разному.

В ст. 3 УК РФ этот вопрос решен следующим образом:

«Применение уголовного закона по аналогии не допускается»

. Не допускается применение по аналогии и административного законодательства.

Это означает, что в случае отсутствия правовой нормы, квалифицирующей соответствующие деяния, должно быть принято решение об отказе в возбуждении дела (уголовного или административного). При этом гражданское законодательство допускает и признает возникновение гражданских прав и обязанностей в силу общих начал и смысла гражданского законодательства.

Таким образом, в подобных случаях отказать в правосудии нельзя. Пробел должен быть преодолен путем применения аналогии закона или аналогии права. Аналогия закона применяется, если отношения сторон прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, но в данном или ином нормативном правовом акте есть правовая норма, которая регулирует сходные правоотношения.

Эта норма и подлежит применению. При невозможности использования аналогии закона, права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости, т.е.

по аналогии права.

  1. Гойман-Червонюк В. И. Очерк теории государства и права. М., 1996. С. 256-257.
  2. Аристотель. Сочинения. Т. 4. М., 1983. С. 139.
  3. Червонцев А. Ф. Теория государства и права: учебник для вузов. М., 1999. С. 259-260.

Функции правоприменения

Правоприменение тесным образом относится к выполнению 2 базовых функций: организационная и правоохранительная. Первоначально применение права требуется для организации действий граждан и их объединений в ходе реализации предоставленных им субъективных прав или обязанностей.

Здесь они сами не способны урегулировать данный процесс. Наряду с организационной функцией, важная функция применения права заключается в обеспечении охраны и защиты прав и свобод граждан и юридических лиц в ходе и в результате правоприменения.

В качестве субъектов правоприменения выступают лица, имеющие специальные полномочия.

При этом оно преследует разные цели, производится в процессуальной форме, которую установил закон. В качестве итога правоприменительной деятельности выступает акт применения права, который обладает обязательной силой для того, на кого он направлен. В соответствии с данными признаками правоведы рассматривают несколько основных типов правоприменения:

  1. Для управленческого типа правоприменения характерно то, что субъект правоприменения находится в организационных (управленческих) отношениях с адресатом. Он имеет личный интерес в вынесении решения, что основано на его служебном положении. Компетенция правоприменителя опирается на место, служебное положение, а частично на характер дела. Решение представляет собой средство оперативного управления, при этом здесь значительной является свобода усмотрения. Решение можно отнести к одному субъекту или к группе лиц.
  2. Административный тип правоприменения характеризуется тем, что субъект правоприменения не может находиться в служебных или организационных отношениях с адресатом, которым может быть гражданин или организация. Регулирование рассмотрения дела происходит с помощью законодательных и подзаконных актов (ведомственных инструкций). Решение может быть принято при наступлении конфликтов и споров, поступлении жалоб и заявлений, а также осуществлении других правонарушений. Свобода усмотрения рассматривается в соответствии с характером дела. Само решение предназначено для осуществления функций государства в отношении предприятий и физических лиц.
  3. Судебный тип правоприменения характеризуется тем, что в качестве субъекта применения права выступает суд, который не находится в каких-либо служебных или организационных отношениях с адресатом. Ни один судья не должен быть лично заинтересован в решении, при этом заинтересованность проявляют остальные субъекты применения права. Судом рассматриваются дела в зависимости от подсудности, которая вытекает из характера дела. Работа суда строго регламентируется с помощью процессуальных кодексов и федерального законодательства. Применение заключается в определении правовых последствий, которые вытекают из установленных фактов и норм права. Для суда характерна минимальная свобода усмотрения и наличие индивидуального решения.

Применение права — длящийся во времени процесс.

Его регламентируют процессуальные нормы (например, уголовно-процессуальный кодекс или кодекс об административных правонарушениях). Нормами предусматривается определенная последовательность юридически значимых действий, которые совершают субъекты применения права в ходе рассмотрения юридического дела.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+