Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Налоговое право - Признаки взаимозависимости указанные в налоговом кодексе рф

Признаки взаимозависимости указанные в налоговом кодексе рф

Признаки взаимозависимости указанные в налоговом кодексе рф

Прочие признаки взаимозависимых лиц

Обобщенная практика показывает, что взаимозависимыми лицами признаются, в частности:

  1. лица, если их учредителями выступают одни и те же граждане, вследствие чего у них имеется заинтересованность в установлении особых условий сделок, отличающихся от подобных сделок между иными лицами;
  2. если конкретные обстоятельства связи покупателя и продавца свидетельствуют о том, что эта связь может повлиять на условия и результаты сделки и др.

Важно учитывать, что взаимозависимыми лицами для целей налогообложения субъекты признаются не произвольно, а:

  1. если взаимоотношения лиц объективно могут повлиять на результаты сделок;
  2. в соответствии с нормативными актами;
  3. притом что рыночная цена определяется в соответствии с НК РФ с учетом всех обстоятельств.

Сами же обстоятельства могут быть различными. К примеру, если между сторонами сделки в течение длительного периода числится большая задолженность или одна организация, являющаяся стороной сделки, была путем реорганизации выделена из другой организации, также являющейся стороной сделки.

Практика свидетельствует о следующих примерах взаимозависимых лиц в налоговом праве:

  1. учредитель и директор юр. лица являются сторонами сделки.
  2. взаимозависимость между организацией и ее работниками (например при купле-продаже квартир, автомобилей и т.п. по ценам ниже рыночных);
  3. единоличный исполнительный орган имеет долю в другой организации;

Важно учитывать, что один лишь факт наличия подобных критериев (например одного и того же учредителя у сторон сделки) еще не свидетельствует о взаимозависимости.

Большое значение имеет наличие или отсутствие экономического смысла у тех или иных сделок, расчетов между их участниками, намерений воспользоваться необоснованной налоговой выгодой. Важно учитывать, что не возможно признание взаимозависимости по таким признакам, как:

  1. регистрация организаций по одному адресу;
  2. ведение бухгалтерского учета и аудита одним и те же лицом.

На взаимозависимость лиц должны указывать не только наличие одного из вышеуказанных критериев, но и вся система взаимоотношений между лицами. В этом случае фискальный орган имеет возможность установить и доказать взаимозависимость.

Признание лиц взаимозависимыми влечет возможность контроля за сделками в установленных случаях (, ), пересчета налоговиками цен согласно положениям разд. V.1 НК РФ и соответствующих доначислений в бюджет.

Также читайте:

Форум для бухгалтера: Поделиться:

Подписывайтесь на наш канал в

Налоговые последствия признания лиц взаимозависимыми

При признании лиц взаимозависимыми непосредственные налоговые и организационные последствия возникают только в том случае, если налогоплательщик совершает с взаимозависимым лицом сделку, признаваемую контролируемой.

К контролируемым сделкам относятся сделки с взаимозависимыми лицами, перечень которых приведен в п. 2 ст. 105.14 НК РФ, а также сделки, формально не являющиеся контролируемыми, но приравненные к ним.

Установление факта совершения контролируемых сделок имеет для налогоплательщика следующие прямые организационные и налоговые последствия:

  1. корректировка налоговых обязательств налогоплательщика – при установлении отклонения цены контролируемой сделки от уровня рыночных цен в сторону повышения или понижения при условии, что такое отклонение повлекло за собой занижение суммы налога (завышение суммы убытка) (ст. 105.3 НК РФ).
  2. необходимость направления налогоплательщиком уведомления о совершении контролируемых сделок (ст. 105.16 НК РФ);
  3. осуществление в отношении налогоплательщика специального налогового контроля полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (ст. 105.17 НК РФ);
  4. необходимость подготовки и предоставления документации относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), то есть обязанность налогоплательщика обосновать цены по контролируемым сделкам (ст. 105.15 НК РФ);

Для наступления указанных последствий достаточно признания факта взаимозависимости с контрагентом по сделке и отнесения данной сделки к числу контролируемых. Следует особо отметить, что налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами является отдельной формой налогового контроля, осуществляемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ФНС РФ). Данная форма налогового контроля не осуществляется территориальными налоговыми органами при проведении камеральных или выездных налоговых проверок (п.

1 ст. 105.17 НК РФ). Вместе с тем, вопреки иногда высказываемому мнению, данное правило не означает, что территориальные налоговые органы в принципе не вправе осуществлять контроль сделок между взаимозависимыми лицами, не отнесенных к числу контролируемых.

В этом случае территориальный налоговый орган, исследуя неконтролируемую сделку между взаимозависимыми лицами, вправе установить факт получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды и в связи с этим потребовать от налогоплательщика скорректировать свои налоговые обязательства. При этом для возникновения каких-либо налоговых последствий в отношении налогоплательщика недостаточно установления территориальным налоговым органом одного лишь факта взаимозависимости.

О необоснованности налоговой выгоды могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств:

  1. отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
  2. учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;
  3. совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.
  4. невозможность реального осуществления налогоплательщиком операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;

Таким образом, в отношении сделок налогоплательщика, совершенных с взаимозависимыми лицами, но не признаваемых контролируемыми, территориальному налоговому органу необходимо доказывать наличие обстоятельств, свидетельствующих о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. На практике территориальные налоговые органы доказывают наличие обстоятельств, свидетельствующих о получении необоснованной налоговой выгоды, следующим образом:

  1. установление факта использования разными организациями одних и тех же технических средств связи (телефон, факс, модем с одним IP-адресом);
  2. получение данных из ЕГРЮЛ и (или) базы «СПАРК», свидетельствующих о наличии взаимозависимости, а также о создании юридических лиц незадолго до совершения хозяйственных операций;
  3. вызов в качестве свидетелей сотрудников налогоплательщика в том случае, если у налогового органа имеются сомнения в том, что работы (услуги) действительно оказывались сотрудниками контрагента налогоплательщика, а не собственными сотрудниками;
  4. направление запросов иностранным юридическим лицам с целью установления фактических отношений между участниками заявленных сделок (например, между производителем товара и налогоплательщиком, реализующим данный товар на территории Российской Федерации, при наличии посредников);
  5. использование иных государственных информационных ресурсов, в том числе баз паспортов РФ, ЕГРН, ЕГРИП, баз данных МВД РФ в отношении транспортных средств, информационных ресурсов Таможни РФ, ФМС РФ, ЦБ РФ, ПФР РФ, ФСС РФ;
  6. направление запросов контрагентам налогоплательщика с целью установления факта нарушения контрагентами налогоплательщика налогового законодательства РФ;
  7. проведение осмотра помещений, территорий, объектов налогообложения, документов и предметов налогоплательщика;
  8. проведение инвентаризации имущества налогоплательщика с целью проверки достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика, а также для выяснения иных обстоятельств, имеющих значение для выполнения задач налоговой проверки;
  9. привлечение специалистов и экспертов к мероприятиям налогового контроля (особенно если налогоплательщик осуществляет выполнение работ, при этом часть работ передана взаимозависимому лицу по договору субподряда);
  10. анализ операций контрагентов по выпискам из расчетного счета, бухгалтерской и налоговой отчетности, с целью установления факта отсутствия хозяйственных операций, типичных для деятельности контрагента (например, отсутствуют арендные платежи, социальные взносы на заработную плату, расходы на канцелярские товары и т.п.);
  11. привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в проводимой налоговым органом проверке;
  12. вызов в качестве свидетелей собственников, генеральных директоров, а также других сотрудников организаций, осуществляющих перевозку товаров по сделке налогоплательщика, с целью опровержения фактического перемещения товара между участниками сделки;
  13. вызов в качестве свидетелей физических лиц, занимающих руководящие должности у контрагентов налогоплательщика, а также иных сотрудников контрагентов налогоплательщика с целью установления факта номинального управления контрагентом налогоплательщика, а также недостаточности числа сотрудников для совершения контрагентом налогоплательщика своих обязательств перед ним;
  14. направление запросов производителю товара в том случае, если у налогового органа имеются сомнения в том, что данный товар производился в определенном количестве;
  15. направление запросов в иностранные компетентные органы с целью получения информации о лицах, являющихся контрагентами налогоплательщика, для установления конечных бенефициаров;
  16. использование иных негосударственных информационных ресурсов: ИАС FIRA.PRO, поисковой системы по предприятиям России «Коммерсант КАРТОТЕКА» и пр.;
  17. использование механизмов определения рыночного уровня цен, установленных главой 14.3 НК РФ, с целью определения значительного отклонения цен сделки от уровня рыночных цен.

Следует отметить, что приведенный выше подход к анализу неконтролируемых сделок между взаимозависимыми лицами в целом схож с подходом к анализу любых сомнительных сделок налогоплательщика, позволяющих сделать вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

При этом факт взаимозависимости, а также факт отклонения цены сделки от уровня рыночных цен сами по себе не будут являться основанием для доначисления налогов, но станут значимым фактором повышенного внимания налоговых органов к сделке и ее результатам. Павел Астапенко, старший партнер, руководитель налоговой практики адвокатского бюро «Торн»

Взаимозависимость в контролируемых сделках: а стоит ли бояться именно вам?

Определив, что Вы и Ваш контрагент — взаимозависимые лица — следующий вопрос — попадает ли Ваш бизнес в зону налогового контроля по гл. 14.1 НК РФ в связи с наличием критериев контролируемости сделки.

Напомним, что контролируемые сделки — сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, приравниваемые к ним, цены по которым контролируется в случаях, определенных в ст. 105.14 НК РФ. Сделки между российскими взаимозависимыми компаниями до достижения доходов (=оборота по сделке) 1 млрд.руб.

будет неконтролируема в любом случае. Контролируемые сделки проверяются налоговыми органами на соответствие рыночным ценам. При этом используется несколько методов:1. Метод сопоставимых рыночных цен Является базовым методом и применяется для определения цены при реализации товаров (работ, услуг). Суть метода состоит в расчете интервала рыночных цен по сопоставимым сделкам между невзаимозависимыми лицами, и сравнение с ним цен, примененных налогоплательщиком в сделках со взаимозависимыми лицами.2.

Суть метода состоит в расчете интервала рыночных цен по сопоставимым сделкам между невзаимозависимыми лицами, и сравнение с ним цен, примененных налогоплательщиком в сделках со взаимозависимыми лицами.2. Метод цены последующей реализации Имеет приоритет при совершении сделок по перепродаже товаров без переработки независимому лицу.

При его использовании у перепродавца проверяется его валовая рентабельность с рыночным интервалом валовой рентабельности по каждой совершенной сделке.3.

Затратный метод Применяется, когда невозможно использовать методы сопоставимых рыночных цен и цены последующей реализации, например, при оказании при оказании услуг по исполнению функций единоличного исполнительного органа организации. Суть метода состоит в сравнении валовой рентабельности затрат, полученной продавцом, с рыночным интервалом валовой рентабельности затрат.4.

Метод сопоставимой рентабельности Применяется, когда невозможно применить предыдущие методы. Сравниваются операционная рентабельность стороны анализируемой сделки (это может быть рентабельность продаж, рентабельность затрат, рентабельность коммерческих и управленческих расходов, рентабельность активов и т.д.) с рыночным интервалом операционной рентабельности в сопоставимых сделках.5. Метод распределения прибыли Применяется, когда 1) невозможно применить предыдущие методы, 2) если нематериальные активы у сторон анализируемой сделки оказывают существенное влияние на уровень рентабельности.

Метод заключается в сопоставлении фактического распределения между сторонами сделки совокупной прибыли, полученной сторонами этой сделки с распределением прибыли между сторонами сопоставимых сделок. На сегодняшний день все внутрироссийские сделки между взаимозависимыми лицами являются контролируемыми, если оборот по ним составляет более 1 млрд. руб. Средний бизнес в данную категорию лиц, конечно, не попадает, однако многим небезинтересно будет узнать, что судебная практика по таким сделкам начала складываться буквально лишь в последние два года.

Это касается таких дел, как ЗАО «Нефтяная компания Дульсьма» (дело № А40-123426/16), ПАО «Уралкалий» (дело № А40-29025/2017), а также ПАО «Тольяттиазот» (дело № А55-1621/2018), где спор происходит вокруг методов ценообразования.

В данных спорах суды пытаются обращаться к оценщикам и экспертам, дела проходят не один круг рассмотрения, однако единой позиции по такой категории дел у судов пока что не сложилось.

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, и другие к статье 105.1 НК РФ 1. Если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные в настоящем пункте лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения (далее — взаимозависимые лица).

Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии с настоящей статьей.

2. С учетом настоящей статьи в целях настоящего Кодекса взаимозависимыми лицами признаются: 1) организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов; 2) физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов; 3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов; 4) организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в настоящего пункта), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации; 5) организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в настоящего пункта); 6) организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в настоящего пункта; 7) организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа; 8) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо; 9) организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов; 10) физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению; 11) физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

Взаимозависимые лица и контролируемые сделки для целей налогообложения

Начиная с 01.01.2012 г.

вступил в действие* Федеральный закон №227-ФЗ от 18.07.2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения».*Некоторые положения закона вступают в действие с 01.01.2014г. Данным законом введен в действие раздел V.1 Части 1 Налогового кодекса «Взаимозависимые лица.

Данным законом введен в действие раздел V.1 Части 1 Налогового кодекса «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Соглашение о ценообразовании».

Новым разделом НК РФ изменены принципы определения цены товаров для целей налогообложения.

Так, ранее использовавшаяся в этих целях статья 40 Налогового Кодекса

«Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения»

, в настоящее время действует лишь в отношении сделок, доходы или расходы по которым были признаны в соответствии с главой 25 НК РФ до дня вступления в силу закона №227-ФЗ. Аналогично обстоит ситуация со статьей 20 Налогового Кодекса «Взаимозависимые лица». Внесенные законом №227-ФЗ в Налоговый кодекс новшества повлекли за собой изменение основы определения соответствия цен, применяемых в контролируемых сделках, рыночным ценам.

Теперь в Налоговом кодексе содержится расширенный перечень взаимозависимых лиц, а так же описан порядок определения прямого и косвенного участия и владения во взаимозависимых компаниях. Описаны особенности контролируемых сделок и порядок информирования организациями налоговых органов о проводимых контролируемых сделках. В настоящее время налоговые органы разработали проект Приказа

«Об утверждении форм и форматов уведомления о контролируемых сделках, предусмотренного пунктом 2 статьей 105 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках и порядка представления уведомления о контролируемых сделках в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи»

, но в законную силу он пока еще не вступил.

В статье будут рассмотрены новые методы определения соответствия цен рыночным, признаки взаимозависимости, а так же порядок и сроки информирования налоговых органов о проведении контролируемых сделок.ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ И ЕЕ ПРИЗНАКИ В СООТВЕТСТВИИ С НАЛОГОВЫМ КОДЕКСОМ Взаимозависимыми в целях налогообложения в соответствии с положениями Налогового Кодекса, признаются лица, если особенности отношений между ними могут оказывать влияние:

  1. экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.
  2. на условия, результаты сделок, совершаемых этими лицами,

При определении взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц. Для этого анализируются заключенные между ними соглашением и другие возможности одного лица влиять на решения, принимаемые другими лицами.

При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами.Обратите внимание:В соответствии с п.5 ст.105.1 НК РФ, организации и/или физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по основаниям, не предусмотренным п.2 ст.105.1 НК РФ. Признаки взаимозависимости регламентируются положениями п.2 ст.105.1 Налогового кодекса. Однако в соответствии с п.7 ст.105.1 Налогового кодекса, суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п.2 ст.105.1 НК РФ, если отношения между этими лицами обладают признаками взаимозависимости в соответствии с п.1 ст.105.1 НК РФ.Для целей Налогового кодекса, взаимозависимыми лицами признаются (п.2 ст.105.1 НК РФ):1.

Организации 1.1 Если одна организация прямо или косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25% (пп.1 п.2 ст.105.1 НК РФ). 1.2 Если одно и то же лицо прямо или косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25% (пп.3 п.2 ст.105.1 НК РФ).

1.2 Если одно и то же лицо прямо или косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25% (пп.3 п.2 ст.105.1 НК РФ). 1.3 Если в организациях по решению одного и того же физического лица* назначены или избраны (пп.5 п.2 ст.105.1 НК РФ):

  1. единоличные исполнительные органы организаций,
  2. либо не менее 50 % состава коллегиального исполнительного органа,
  3. совета директоров (наблюдательного совета).

*Совместно с его взаимозависимыми лицами (пп.11 п.2 ст.105.1 НК РФ):

  1. супругом или супругой,
  2. родителями (в том числе усыновителями),
  3. детьми (в том числе усыновленными),
  4. полнородными и не полнородными братьями и сестрами,
  5. подопечными.
  6. опекунами (попечителями),

1.4.

Если в организациях одни и те же физические лица* составляют более 50% (пп.6 п.2 ст.105.1 НК РФ):

  1. состава коллегиального исполнительного органа,
  2. совета директоров (наблюдательного совета).

*Совместно с его взаимозависимыми лицами (пп.11 п.2 ст.105.1 НК РФ):

  1. родителями (в том числе усыновителями),
  2. супругом или супругой,
  3. опекунами (попечителями),
  4. подопечными.
  5. полнородными и не полнородными братьями и сестрами,
  6. детьми (в том числе усыновленными),

1.5 Если полномочия единоличного исполнительного органа в организациях осуществляет одно и то же лицо (пп.8 п.2 ст.105.1 НК РФ).2. Физическое лицо и организация 2.1 Если физическое лицо прямо или косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 % (пп.2 п.2 ст.105.1 НК РФ).3.

Организация и лицо 3.1 Если лицо* имеет полномочия (пп.4 п.2 ст.105.1 НК РФ):

  1. По назначению или избранию не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) организации.
  2. По назначению или избранию единоличного исполнительного органа организации.

*В том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами (пп.11 п.2 ст.105.1 НК РФ):

  1. опекунами (попечителями),
  2. детьми (в том числе усыновленными),
  3. родителями (в том числе усыновителями),
  4. подопечными.
  5. супругом или супругой,
  6. полнородными и не полнородными братьями и сестрами,

3.2 Если лицо осуществляет полномочия ее единоличного исполнительного органа (пп.7 п.2 ст.105.1 НК РФ).4.

Организации и/или физические лица 4.1 Если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%.5. Физические лица 5.1 Если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению.
5.2 Взаимозависимые лица физического лица (пп.11 п.2 ст.105.1 НК РФ):

  1. его супруг или супруга,
  2. опекун (попечитель),
  3. полнородные и не полнородные братья и сестры,
  4. родители (в том числе усыновители),
  5. дети (в том числе усыновленные),
  6. подопечный.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В СДЕЛКАХ МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ В соответствии с п.1 ст.105.3 Налогового кодекса, если в сделках между взаимозависимыми лицами устанавливаются:

  1. финансовые,
  2. коммерческие,

условия, отличные от условий в сопоставимых сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы, которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

Учет для целей налогообложения доходов в соответствии с п.1 ст.105.3 НК РФ, производится в случае, если это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему РФ. Исключение составляют случаи, когда налогоплательщик применяет симметричную корректировку* в соответствии со ст.105.18 Налогового кодекса.*Если налоговая инспекция по итогам проверки сделок между взаимозависимыми лицами, доначислит организации налоги исходя из рыночных цен, то российские организации, являющиеся другими сторонами таких сделок, могут применить такие цены при исчислении следующих налогов (п.4 ст.105.3 НК РФ):1.
Исключение составляют случаи, когда налогоплательщик применяет симметричную корректировку* в соответствии со ст.105.18 Налогового кодекса.*Если налоговая инспекция по итогам проверки сделок между взаимозависимыми лицами, доначислит организации налоги исходя из рыночных цен, то российские организации, являющиеся другими сторонами таких сделок, могут применить такие цены при исчислении следующих налогов (п.4 ст.105.3 НК РФ):1.

Налога на прибыль организаций.2. НДФЛ, уплачиваемого в соответствии со ст.227 НК РФ.

3. Налога на добычу полезных ископаемых (в случае, если одна из сторон сделки является налогоплательщиком указанного налога и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для налогоплательщика объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах).4. НДС (в случае, если одной из сторон сделки является организация (ИП), не являющаяся налогоплательщиком НДС или освобожденная от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС).Такое применение налогоплательщиками рыночных цен, на основании которых было вынесено решение о доначислении налога в соответствии со ст.105.17 НК РФ, признается симметричной корректировкой. При этом, цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы, получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночнымиМЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ В соответствии со ст.105.7 Налогового кодекса, при проведении налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами, налоговые органы используют следующие методы:

  1. затратный метод;
  2. метод распределения прибыли.
  3. метод цены последующей реализации;
  4. метод сопоставимых рыночных цен;
  5. метод сопоставимой рентабельности;

В соответствии с п.2 ст.105.7, допускается использование комбинации двух и более методов.

При этом, в соответствии с п.3 ст.105.7, метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным в большинстве случаев определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам.

Рекомендуем прочесть:  13 процентов налог с продажи дома

Исключение составляет определение соответствия рыночным ценам цен, по которым товар приобретается в рамках анализируемой сделки и перепродается без переработки в рамках сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми.

В этом случае приоритетным является использование метода цены последующей реализации*.*Указанный метод используется в случае, если лицо, осуществляющее перепродажу, не владеет объектами НМА, оказывающими существенное влияние на уровень его валовой рентабельности. Метод цены последующей реализации может быть использован также в случаях, когда при перепродаже товара осуществляются следующие операции:

  1. подготовка товара к перепродаже и транспортировке (деление товаров на партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
  2. смешивание товаров, если характеристики конечной продукции (полуфабрикатов) существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.

Применение остальных трех методов допускается, если применение метода сопоставимых рыночных цен:

  1. не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения.
  2. невозможно,

Метод сопоставимых рыночных цен используется для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, рыночной цене (в порядке, установленном ст.105.9 НК РФ), при наличии на соответствующем рынке:

  1. услуг,
  2. товаров,
  3. работ,

хотя бы одной сопоставимой сделки, предметом которой являются идентичные (при их отсутствии — однородные) товары (работы, услуги), а также при наличии достаточной информации о такой сделке. При этом для применения метода сопоставимых рыночных цен ценам, примененным в контролируемой сделке, в качестве сопоставляемой сделки возможно использование сделки, совершенной этим налогоплательщиком с лицами, не являющимися взаимозависимыми.

Это возможно при условии, что такая сделка является сопоставимой с анализируемой сделкой (п.3 ст.105.7).КОНТРОЛИРУЕМЫЕ СДЕЛКИ В соответствии с п.1 ст.105.14, контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами и сопоставимые с ними сделки.1.

Сделки с взаимозависимыми лицами В соответствии с п.2 ст.105.14 НК РФ, сделка между взаимозависимыми лицами:

  1. местом жительства,
  2. местом регистрации,
  3. местом налогового резидентства,

всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ, признается контролируемой (если иное не предусмотрено п.3, п.4, п.6 ст.105.14 НК РФ) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1. Сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей* (пп.2 п.2 ст.105.14 НК РФ).*В соответствии с п.3 ст.4 закона от 18.07.2011г.

№227-ФЗ:

  1. за 2012 год — 3 млрд. рублей,
  2. за 2013 год — 2 млрд. рублей.

2.

Одна из сторон сделки* является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, подпадающее под этот налог (пп.2 п.2 ст.105.14 НК РФ).*В соответствии с п.

ст.105.14 НК РФ, данные сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей. 3. Хотя бы одна из сторон сделки* является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов (пп.3 п.2 ст.105.14 НК РФ):

  1. систему налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности),
  2. систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог),

при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы.*В соответствии с п.

ст.105.14 НК РФ, данные сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов рублей. 4. Хотя бы одна из сторон сделки* освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0% в соответствии с пунктом 5.1 ст.284 НК РФ, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена от этих обязанностей и не применяет налоговую ставку 0% по указанным обстоятельствам (пп.4 п.2 ст.105.14 НК РФ).

*В соответствии с п. ст.105.14 НК РФ, данные сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.

5. Хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте РФ), при этом другая сторона (стороны) сделки не является резидентом такой особой экономической зоны (пп.5 п.2 ст.105.14 НК РФ).В соответствии с п.4 ст.4 закона №227-ФЗ, положение пп.5 п.2 ст.105.14 НК РФ, применяется с 01.01.2014г.2. Сделки, приравниваемые к сделкам с взаимозависимыми лицами Кроме того, к сделкам между взаимозависимыми лицами в целях налогообложения приравниваются: 1.

Совокупность сделок по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг, совершаемых с участием или при посредничестве лиц, не являющихся взаимозависимыми с учетом следующих особенностей: Указанная совокупность приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц, с участием или при посредничестве которых совершается, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:

  1. не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом.
  2. не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

Обратите внимание:В части признания контролируемыми сделок с налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога или ЕНВД, положения пп.1 п.1 ст.105.14 применяются с 01.01.2014г.

2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли.

Данные сделки признаются контролируемыми: 2.1. Если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей (п.7 ст.105.14 НК РФ). 2.2 Если предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп (п.5 ст.105.14 НК РФ):

  1. черные металлы;
  2. нефть и товары, выработанные из нефти;
  3. цветные металлы;
  4. драгоценные металлы и драгоценные камни.
  5. минеральные удобрения;

3.

Сделки, одной из сторон которых является лицо:

  1. местом жительства,
  2. местом регистрации,
  3. местом налогового резидентства,

которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утвержденный Приказом Минфина от 13.11.2007г. №108н. Если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенных в перечень и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, то в части этой анализируемой сделки такая организация рассматривается как лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в указанный перечень. Данные сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей (п.7 ст.105.14 НК РФ).УВЕДОМЛЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ О КОНТРОЛИРУЕМЫХ СДЕЛКАХ В соответствии с положениями ст.105.15 Налогового кодекса, налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 НК РФ.

Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган:

  1. по месту своего нахождения,
  2. по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков (крупнейшие налогоплательщики),
  3. по месту своего жительства,

в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление. Сведения о контролируемых сделках должны содержать следующую информацию: 1.

Календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках. 2. Предметы сделок. 3. Сведения об участниках сделок:

  1. фамилия, имя, отчество ИП и его ИНН;
  2. полное наименование организации, ИНН (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в РФ);
  3. фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося ИП.

4. Сумма полученных доходов и сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

Сведения о контролируемых сделках могут быть подготовлены по группе однородных сделок (п.4 ст.105.15).

Источник: «» Рубрика:

  1. , аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА «Клерк.Ру»

Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера.

Заём

Учтите, что займы между взаимозависимыми юридическими лицами могут быть как контролируемыми сделками, так и нет. В обоих случаях надо просто уведомить о них налоговиков в рамках Уведомления (см. выше). Так, нет рисков, когда имеет место беспроцентный займ между взаимозависимыми юридическими лицами – именно российскими компаниями.

В силу изменений налогового законодательства с 01 января 2017 года такие сделки не подлежат контролю (новый подп.

7 п. 4 ст. 105.14 НК РФ, а также письма Минфина от 23.03.2017 № 03-03-РЗ/16846). Согласно письму ФНС от 13 апреля 2017 года № ЕД-4-13/6968 беспроцентный займ между взаимозависимыми лицами не подлежит налоговому контролю, если место их регистрации либо жительства всех сторон и выгодоприобретателей – Россия.

Дата заключения договора (доп. соглашения к нему) не имеет значения. В иных ситуациях – когда ставка по контролируемому займу очень мала или 0% – налоговики могут потребовать отнести в доходы неполученные проценты согласно рыночной ставке (например, письмо Минфина от 27.05.2016 № 03-01-18/30778).

И наоборот: когда ставка выше максимума, заемщику могут урезать затраты на суммы сверх ставки процента по рынку (п.

1.1 ст. 269 НК РФ).

Значение взаимозависимости лиц при налогообложении

Практическая применимость института взаимозависимых лиц в налоговых отношениях пока невелика — она обусловлена нормами статьи 40 НК РФ, которая использует данный институт в правовом регулировании порядка применения рыночных цен. Вместе с тем, ряд норм части второй НК РФ соответствующим образом увязывает определенные отношения с взаимозависимостью лиц.

Так, в подпункте 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ предусмотрено неприменение имущественного налогового вычета при приобретении жилого дома или квартиры в случаях, когда сделка купли-продажи совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии с пунктом 2 статьи 20 НК РФ. Это означает, что, например, в случае, если сделка купли-продажи будет оформлена между лицами, находящимися в супружеских отношениях без законной регистрации в органах записи актов гражданского состояния, и эти лица судом будут признаны взаимозависимыми, то соответствующий имущественный налоговый вычет применен быть не может.

Кроме того, о взаимозависимых лицах упоминается в следующих нормах части второй НК РФ:

  1. пункты 2 и 4 статьи 308 НК РФ «Особенности налогообложения иностранных организаций при осуществлении деятельности на строительной площадке».
  2. пункт 10 статьи 306 НК РФ «Особенности налогообложения иностранных организаций. Постоянное представительство иностранной организации»;
  3. подпункт 2 пункта 1 и пункт 3 статьи 212 НК РФ «Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды»;

На практике налоговые органы весьма своеобразно трактуют положения статьи 20 НК РФ, считая, что установление факта взаимозависимости влечет для налогоплательщиков многозначительные последствия.

Например, суд обоснованно отклонил ходатайство налоговой инспекции о привлечении ООО «Владморпасс» к участию в деле в качестве второго ответчика и признании его и ООО «Судоходная компания «Ротоз» взаимозависимыми лицами для взыскания с ООО «Владморпасс» госпошлины (!) по иску.

Аргументация кассационной инстанции следующая: Дело № .Единственным правовым последствием признания лиц взаимозависимыми, согласно статье 40 НК РФ, является то, что налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам между ними для целей налогообложения.

Следовательно, суд может признать лица взаимозависимыми только при рассмотрении спора по иску инспекции о взыскании налоговых санкций.

Во всех остальных случаях взаимозависимость значения не имеет. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 1 декабря 1999 г. № Ф03-А51/99-2/1721 Аналогичные выводы сделаны другим Федеральным арбитражным судом.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+