Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Уголок потребителя в аптеке

Уголок потребителя в аптеке

Уголок покупателя в аптеке

Собственник аптеки требует, чтобы мы сделали уголок покупателя. Подскажите, какие требования предъявляются к уголку покупателя в аптеке, чем они регламентированы? Р. Сургучев, г. Тамбов Ответ.

Фактически понятие «уголок покупателя», или «уголок потребителя», в законодательстве РФ отсутствует.

Однако из системного толкования действующих норм можно сделать вывод о том, что уголок покупателя – это удобное, доступное место в магазине, аптеке или иной торговой организации, где потребитель может ознакомиться с информацией, которую продавец обязан довести до его сведения. С 2003 года по 2014 год на территории РФ действовали Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях, утвержденные Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 № 80, в которых содержался подробный перечень той информации, с которой должен быть ознакомлен посетитель аптеки.

Однако Приказом Минздрава России от 09.01.2014 № 1н указанный Приказ № 80 признан утратившим силу.

До настоящего времени никаких иных подобных правил принято не было.

В соответствии со ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей», п. 8, 9, 10, 16 Правил продажи отдельных видов товаров (утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55), ч. 3 ст. 63 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» уголок покупателя в аптеке в обязательном порядке должен содержать следующую информацию: –о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа в случае, если лекарственные средства продает индивидуальный предприниматель; – номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем, поскольку деятельность, осуществляемая аптечной организацией, подлежит лицензированию (п.

3 ст. 63 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» уголок покупателя в аптеке в обязательном порядке должен содержать следующую информацию: –о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа в случае, если лекарственные средства продает индивидуальный предприниматель; – номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем, поскольку деятельность, осуществляемая аптечной организацией, подлежит лицензированию (п.

47 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Потребителю также должна быть предоставлена наглядная и достоверная информация: об оказываемых услугах, ценах на них и условиях оказания услуг, а также о применяемых формах обслуживания при продаже товаров (по предварительным заказам, продаже товаров на дому и др.). Помимо этого, в аптечных организациях в доступной для всех заинтересованных лиц форме с учетом группировки по международным непатентованным наименованиям лекарственных препаратов размещается информация о зарегистрированных предельных отпускных ценах производителей на лекарственные препараты.

Кроме того, продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений и предоставлять ее покупателям по их требованию.

Поскольку какая-либо конкретная информация об организации уголка потребителя (покупателя) в законодательстве отсутствует, согласно сложившимся обычаям делового оборота обязательные для информирования покупателя сведения хранятся в организации, осуществляющей розничную торговлю, в документарном виде и размещаются на стендах, имеющих карманы (файлы) для хранения документов. При этом важно, чтобы покупатель при желании мог самостоятельно ознакомиться с документами. Как правило, по собственной инициативе организации, осуществляющие розничную торговлю, на указанные стенды добавляют непосредственно сам Закон № 2300-I в виде брошюры, а также журнал проверок, сведения о контролирующих и вышестоящих органах (в том числе территориальных управлениях Роспотребнадзора, Росздравнадзора и т.

д.), номера телефонов для вызова служб экстренного реагирования, правила поведения для покупателей (содержащие, например, запрет на посещение аптеки покупателям с животными) и т. д., иными словами, любую информацию, которая так или иначе предназначена для информирования покупателя.

Следует отметить, что, несмотря на то, что вопрос об уголке покупателя (потребителя) в достаточной мере законодательно не урегулирован, в случае отсутствия информации, которая должна быть обязательно доведена до сведения потребителя, организация может быть привлечена к административной ответственности по ст.

Следует отметить, что, несмотря на то, что вопрос об уголке покупателя (потребителя) в достаточной мере законодательно не урегулирован, в случае отсутствия информации, которая должна быть обязательно доведена до сведения потребителя, организация может быть привлечена к административной ответственности по ст.

14.15 КоАП РФ «Нарушение правил продажи отдельных видов товаров», которая предусматривает административное наказание в виде штрафа в сумме для юридических лиц в размере от 10 тыс. до 13 тыс. руб.

Особенности аптечного Уголка покупателя

В соответствии с действующих российским законодательством, аптеки должны еще выставлять на стендах и ряд других полезных для потребителя материалов.

Прежде всего, речь идет об основных положениях Правил отпуска медикаментов. Последние были утверждены приказом Минздрава за номером 80, подписанным в марте 2003-го. В Уголке надо держать также:

  1. 865-е правительственное постановление, введшее в действие требования касающиеся назначения предельных отпускных цен на важнейшие и жизненно необходимые медикаменты.
  2. 61-й ФЗ регламентирующий обращение лекарств в РФ;

Кроме того, считается хорошим тоном привести адреса и телефонные номера других, расположенных поблизости аптек.

Кто проверяет наличие и информацию на стенде?

Кто будет проверять то, что входит в уголок потребителя — документы и информацию?

Главный проверяющий – Роспотребнадзор. Это специальный надзорный орган, который призван защищать права потребителей и контролировать качество обслуживания и правомерность деятельности предпринимателей.Если магазин или салон только открывается, то о предстоящей проверке предпринимателя обязаны уведомить органы Роспотребнадзора. Если же организация работает уже давно, то контролирующий орган может нагрянуть внезапно.

В случаях, когда сотрудники Роспотребнадзора выявляют недочеты, бизнесмен получает на руки предписание об устранении нарушений, если последний игнорирует требования, то к нему могут применяться меры административной ответственности.

Что проверяют в каждой аптеке каждый проверяющий и… даже обычный покупатель?

Уголок покупателя! Да, да – это то место, которое смотрят абсолютное большинство проверяющих и покупателей.

Уголок покупателя – это Ваш «паспорт» предприятия и то, как он выглядит, как представлена на нем информация, можно судить о многом.

Давайте по делу – ниже представлен максимально развернутый ответ наших коллег с юридической компании «Юнико 94», читайте, проверяйте, если есть ошибки – срочно исправляйте. Вопрос: При плановой проверке представители Роспотребнадзора затребовали в аптеке в уголке потребителя наличие правил отпуска лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения согласно п.
Вопрос: При плановой проверке представители Роспотребнадзора затребовали в аптеке в уголке потребителя наличие правил отпуска лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения согласно п.

73 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 55. В аптеке при проверке в уголке потребителя имелась вся необходимая информация согласно п. 2.9 приказа Минздрава РФ от 4 марта 2003 года N 80.

Правомочно ли это, или достаточно предоставлять первостольниками покупателю устную информацию при отпуске лекарств и медизделий (по рецепту, без рецепта и др.) согласно действующим нормативным документам, имеющимся у специалистов на рабочем месте? Если это требование надзорного органа обосновано, то какой документ должен быть предоставлен для всеобщего обозрения (приказ Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80, приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 N 785) и какое наказание за это нарушение (отсутствие в уголке потребителя документа о правилах отпуска лекарственных препаратов и медизделий) предусмотрено?

Ответ: Требования к информации для покупателей установлены пунктами 8-10, 16 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Правил продажи отдельных видов товаров» (в ред. от 27.01.2009), пунктом 2.9 утвержденного Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80 Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях.

от 27.01.2009), пунктом 2.9 утвержденного Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80 Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения

» ОСТ 91500.05.0007-2003 (от 18.04.2007), а также пунктом 10 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 865 «

Правил ведения государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» (в ред.

от 05.12.2011) и частью 3 статьи 63 Федерального закона РФ от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (в ред.

от 06.12.2011). В соответствии с указанными выше нормативно-правовыми актами в аптечной организации в удобных для ознакомления местах торгового зала должны быть размещены: — копии лицензий на фармацевтическую деятельность и другие виды деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; — информация о телефонах и адресах органов управления здравоохранением и фармацевтической деятельностью; — книга отзывов и предложений; — информация о группах населения, имеющих право на бесплатное и льготное обеспечение и внеочередное обслуживание, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; — информация о лице, ответственном за лекарственное обеспечение инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним категорий населения по льготам (для аптечных организаций, осуществляющих льготный отпуск лекарственных препаратов); — информация о номерах телефонов и режиме работы справочной фармацевтической службы; — информация о наименованиях отделов или зон отпуска соответствующих групп товаров; — информация о сроках хранения лекарственных препаратов, изготовленных в аптеке (аптечном пункте); — ценники на предлагаемые безрецептурные лекарственные препараты и другие товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций; — информация о сотрудниках аптечной организации, непосредственно обслуживающих население (таблички, бейджи и прочие с указанием Ф.И.О.

и должности); — информация о дежурном администраторе (Ф.И.О., должность) и нахождении кнопки сигнального вызова дежурного администратора (за исключением аптечного киоска); — при наличии пункта проката, информация о перечне предметов, выдаваемых на прокат; — копия или выписка из Федерального закона «О защите прав потребителей»; — копия или выписка из «Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», утвержденных в установленном порядке; — перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержденный в установленном порядке; — информация о зарегистрированных предельных отпускных ценах производителей на лекарственные препараты в доступной для всех заинтересованных лиц форме с учетом группировки по международным непатентованным наименованиям лекарственных препаратов; — информация об установленных в субъекте Российской Федерации размере предельной оптовой надбавки и (или) размере предельной розничной надбавки к установленным производителями лекарственных препаратов фактическим отпускным ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; — информация о ценах, уровень которых не превышает сумму фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов и не превышающей зарегистрированной предельной отпускной цены, и размер оптовой надбавки и (или) размер розничной надбавки, не превышающие соответственно размера предельной оптовой надбавки и (или) размера предельной розничной надбавки, установленных в субъекте Российской Федерации. Что касается нормы пункта 73 «Правил продажи отдельных видов товаров», то согласно указанной норме «Продавец должен предоставить покупателю информацию о правилах отпуска лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения». При этом данная норма законодательства не требует в явном виде размещения Правил отпуска лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения в удобном и доступном для покупателя месте.

Заметим, что с формальной точки зрения именно Приказ N 80 утверждает собственно «Правила отпуска лекарственных средств.», тогда как Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 N 785 утверждает «Порядок отпуска лекарственных средств». Тем не менее, во избежание конфликта с проверяющими чиновниками и/или с покупателями Приказ Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80 и Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 N 785 рекомендуется размещать в, так называемом уголке, потребителя.

При выявлении отсутствия текста данных Приказов в уголке потребителя при проверке Роспотребнадзора можно попытаться оспорить замечание чиновников в суде, однако однозначно прогнозировать решение суда по данному вопросу затруднительно.

В соответствии с частью 1 статьи 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы предусмотрены санкции в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Директор юридической компании «Юнико-94» М.И.МИЛУШИН 23.03.2012 Подпишись на рассылку и будь в курсе изменений в законах и документах

Уголок покупателя в магазине

Чтобы составить относительно точный список документов, которые надлежит поместить в потребительский уголок магазина, ведущего розничную торговлю, надлежит обратиться к Правилам, принятым правительственным постановлением № 55.

Клиент, заинтересовавшийся информационными данными, вправе получить сведения относительно:

  1. аккредитации, лицензирования, регистрации, режима работы предприятия;
  2. контактных данных структур, с которыми можно связаться, обнаружив какие-то нарушения или столкнувшись с чрезвычайной ситуацией.

Всё наполнение информационного покупательского стенда в магазине можно представить состоящим из четырёх групп:

  • Данных о субъекте предпринимательской деятельности.
  • Нормативной (ФЗ № 2300-1, Правила торговли, установленные правительственным постановлением № 55, другие подзаконные нормативные акты).
  • Дополнительной (контактные данные контрольно-надзорных структур, телефоны для экстренного вызова, сведения об особенностях определённой продукции и обслуживании представителей льготных социальных категорий).
  • Санитарной (санитарно-эпидемиологические правила и заключение об их соблюдении);

Особое место на стенде должно быть отведено информации, связанной с реализацией алкогольных напитков, если магазин осуществляет такую деятельность. Необходимо наличие:

  1. напоминания о противопоказаниях.
  2. копий сертификатов;
  3. условий продажи;
  4. данных о производителе, объёме тары, энергетической ценности и составе алкогольного продукта;
  5. прайс-листа;
  6. копии соответствующей лицензии;

Как оформить уголок покупателя и как он может выглядеть?

Итак, главные критерии расположения уголка потребителя — это удобство и доступность размещенной информации с точки зрения ознакомления с ней покупателем или клиентом.

Общераспространенно использование в этих целях специальных информационных стендов, размещаемых на стене магазина (места оказания услуг) в непосредственной близости от основного входа. Обычно хватает даже одного такого стенда размером примерно 70 на 50 сантиметров. В конструкции информационного стенда могут содержаться прозрачные пластиковые карманы (вкладки, файлики) для того, чтобы в них можно было размещать бумажные листы с требуемой информацией.
В конструкции информационного стенда могут содержаться прозрачные пластиковые карманы (вкладки, файлики) для того, чтобы в них можно было размещать бумажные листы с требуемой информацией. Данную информацию можно условно разделить (исходя из классификации типов предоставляемых покупателю сведений по законодательству и с учетом сложившейся практики) на следующие несколько блоков:

  • Общеотраслевой блок.

Здесь публикуются сведения, общие для любого хозяйствующего субъекта в сфере торговли или услуг — то есть, вне зависимости от того, в каком сегменте он ведет экономическую деятельность, что продает и для кого, и какие сервисы предоставляет.

К числу таких сведений относятся:

  1. текст Закона «О защите прав потребителей» (желательно его также время от времени обновлять — если выходят новые редакции);
  2. сведения о юридическом и почтовом адресе хозяйствующего субъекта;
  3. копии документов, удостоверяющих регистрацию хозяйствующего субъекта в ФНС;
  4. сведения о категориях граждан, которые обслуживаются вне очереди (этот пункт актуален для поставщиков услуг).

В блоке также могут быть размещены контакты вышестоящих организаций — если торговое или сервисное предприятие входит в холдинг.

  • Профильный блок.

Его содержание определяется, в свою очередь, исходя из конкретного вида экономической деятельности торгового или сервисного предприятия. Как правило, в состав данного блока входят:

  1. в случае, если предприятие оказывает услуги — их перечень и цены;
  2. копии нормативных актов, регулирующих ту сферу торговли или сервиса, в которой ведет деятельность предприятие (например, это может быть то же постановление № 1025 — для сервисного предприятия);
  3. сведения о санитарно-эпидемиологических нормах, которые установлены для вида деятельности, что осуществляет торговое или сервисное предприятие (и о принимаемых предприятием мерах на соблюдение эти нормы — например, в виде копий договоров с внешними поставщиками услуг на обработку помещения) — как раз на тот случай, если придут проверяющие.
  4. сведения об ограничениях в продажах тех или иных видов продукции (например, алкогольных и табачных изделий несовершеннолетним гражданам);
  5. копии различных лицензий — если они нужны для ведения торговли чем-либо (например, фармацевтической продукцией) или оказания определенных услуг (например, медицинских);

В случае, если речь идет об отражении сведений, связанных с лицензированием деятельности магазина, то в перечне таких сведений должны быть представлены:

  1. сведения о сроке действия лицензии;
  2. наименование вида деятельности продавца и его код по ОКВЭД;
  3. информацию об органе власти, который выдал лицензию.
  4. непосредственно номер лицензии — показанный в свидетельстве;

Уместно разместить и копию самой лицензии на стенде.

Сервисным предприятием дополнительно могут публиковаться:

  1. сведения о работниках, которые будут оказывать услуги (в тех случаях, когда это уместно, могут указываться данные документов, удостоверяющих их квалификацию — например, если предприятие оказывает медицинские и иные требующие особых навыков услуги).
  2. бланки типовых договоров, заключаемых на оказание услуг;

Если розничная организация осуществляет деятельность в фармацевтическом сегменте, то на стенде в уголке потребителя могут быть размещены сведения о предельных розничных ценах на те или иные лекарственные препараты.

  • Блок защиты интересов и обеспечения безопасности потребителя.

Здесь чаще всего располагаются:

  1. книга жалоб и предложений;
  2. контактные данные органов государственной власти, которые ответственны за обеспечение соблюдения прав потребителей в торговле и услугах (Роспотребнадзор, МВД, отдел городской администрации, отвечающий за потребительский рынок, общественные объединения).

Важно разместить здесь — или на соседнем стенде, план пожарной эвакуации, а также общий алгоритм действий, которые необходимо предпринимать людям, находящимся в магазине, в экстренной ситуации.

Обязательно должны присутствовать телефоны экстренных служб — которые может потребоваться вызвать из магазина или вне его.

Как мы уже знаем, в законодательстве нет норм, которые бы однозначно предписывали торговым и сервисным предприятиям размещать жалобную книгу именно в уголке потребителя. Поэтому, многие фирмы предпочитают этого не делать, и предъявлять книгу только по требованию посетителя. Это может быть оправдано с точки зрения обеспечения сохранности документа: если информационный стенд расположен в проходимом месте, то посетители могут нечаянно задевать его и заодно книгу, что может привести к ее повреждению.

  • Коммерческий (рекламный) блок.

В нем могут отражаться сведения:

  1. о скидках и акциях, проводимых на регулярной основе или внепланово.
  2. об особенностях продажи отдельных товаров и услуг (например, с использованием персональных дисконтных карт клиентом);

Рассматриваемый блок — в числе тех, в которых на усмотрение самого торгового предприятия могут быть опубликованы в принципе любые полезные с точки зрения бизнеса сведения. Главное, чтобы они не противоречили законодательству по своему содержанию (например, не нарушали законов о рекламе, о конкуренции, о государственной и коммерческой тайне, о защите персональных данных).

  • Организационный блок.

Здесь могут отражаться, в принципе, любые данные, касающиеся организации работы торгового или сервисного предприятия.

Например — те же сведения о плановом его закрытии на ремонт или на ревизию. В случае, если магазин осуществляет деятельность на территории национальной республики, то имеет смысл продублировать информационный стенд на языке титульной нации (собственно, это даже рекомендовано на уровне законодательства).

А если значительная часть контингента покупателей — иностранцы (например, если магазин расположен в аэропорту, или на Транссибе), то и на английском языке тоже. Это поспособствует поддержанию лояльности потребителей.

Добавить комментарий

Код: Отправить Уведомлять меня о новых комментариях по E-mail Нажимая на кнопку «Отправить» вы подтверждаете, что ваш комментарий не содержит персональных данных в любой их комбинации Вопросы и ответы в комментариях даются пользователями сайта и не носят характера юридической консультации.

Если вам необходима юридическая консультация, рекомендуем получить ее, задав вопрос по телефонам, указанным выше, или .

Где разместить уголок потребителя

Уголок потребителя размещают на видном месте, чтобы клиенты могли свободно к нему подойти.

Чаще всего — у входа. Плохая идея — завалить путь к уголку коробками с товаром. Проверяющие могут посчитать информацию недоступной для потребителя, а это шанс заработать предупреждение.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+