Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Защита прокуратурой нарушенных прав

Защита прокуратурой нарушенных прав

Защита прокуратурой нарушенных прав

Список литературы

  • «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.02.2017)
  • «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N138-ФЗ(ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  • «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  • Указание Генпрокуратуры РФ от 14.11.2008 N 229/7р»Об организации прокурорского надзора в связи с принимаемыми Правительством Российской Федерации мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики»
  • Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 19.12.2016) «О прокуратуре Российской Федерации»

Указание Генеральной прокуратуры РФ от 14 мая 2009 г. N 160/8 «Об организации работы по применению части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»

  • Указание Генеральной прокуратуры РФ от 14 мая 2009 г.

30 июля 2009 В связи с принятием Федерального закона от 05.04.2009 N 43-ФЗ «О внесении изменений в статьи 45 и 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», которым прокурору предоставлены дополнительные полномочия по предъявлению в суды общей юрисдикции заявлений в защиту социальных прав, свобод и законных интересов граждан, и в целях обеспечения надлежащей реализации прокурорами этих полномочий, руководствуясь статьей 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», обязываю: Заместителей Генерального прокурора, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов и районов, других территориальных, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур в соответствии с установленной компетенцией принять меры к неукоснительному исполнению требований части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: 1. С учетом предоставленных прокурору дополнительных полномочий организовать эффективную работу по предъявлению заявлений в суд в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов граждан в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Сосредоточить внимание на защите прав, свобод и законных интересов социально незащищенных слоев населения (инвалидов, пенсионеров, малообеспеченных, многодетных, несовершеннолетних и т.д.), имея в виду, что указанные лица по объективным причинам не могут самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав. 2. Использовать все меры прокурорского воздействия для устранения нарушений социальных прав граждан.

Исходить из того, что обращение в суд с заявлением является одной из наиболее эффективных форм прокурорского реагирования при выявлении нарушений и применяется наряду с иными мерами прокурорского воздействия (протест, представление, предостережение). 3. Иметь в виду, что основанием для предъявления заявления в суд является обращение гражданина к прокурору о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов. Обращение должно быть письменным.

При невозможности оформления гражданином заявления его волеизъявление должно быть зафиксировано прокурором в письменной форме.

В случае, когда по объективным причинам гражданин не может представить доказательства, подтверждающие нарушение его прав и законных интересов, прокурор принимает исчерпывающие меры к сбору необходимых доказательств. 4. Неукоснительно соблюдать требования материального и процессуального права, в частности сроки исковой давности и процессуальные сроки. Исходить из того, что на заявления прокурора распространяются те же сроки, которые действуют в отношении граждан.

В случае пропуска срока исковой давности или процессуального срока по уважительной причине ставить перед судом вопрос о его восстановлении. 5. Обеспечивать поддержание заявления при рассмотрении его судом, добиваясь восстановления нарушенных социальных прав граждан.

На всех стадиях процесса получать подтверждение волеизъявления гражданина на дальнейшее движение дела.

Своевременно реагировать на допущенные судом ошибки. На незаконные судебные постановления приносить апелляционные, кассационные и надзорные представления.

6. Регулярно (не реже одного раза в полугодие) анализировать практику предъявления заявлений в защиту социальных прав граждан, практику рассмотрения их судами и внесения апелляционных, кассационных и надзорных представлений.

Использовать результаты анализа для совершенствования деятельности органов прокуратуры по защите социальных прав граждан. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников. И. о. Генерального прокурораРоссийской Федерациигосударственный советникюстиции 1 класса С.Г.

Кехлеров Текст указания опубликован в журнале «Законность», июль 2009 г., N 7 Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021.

Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.

Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Сообщение об ошибке

Адрес страницы, содержащей ошибку:* Неверно заполненное поле Текст, содержащий ошибку* Неверно заполненное поле Ваш браузер* Internet Explorer 6.x Internet Explorer 7.x Internet Explorer 8.x Mozilla FireFox 1.x Mozilla FireFox 2.x Mozilla FireFox 3.x Opera Google Chrome Apple Safari 2.x Apple Safari 3.x Другой браузер Неверно заполненное поле Правильный текст или предложения по улучшению* Неверно заполненное поле Имя пользователя* Неверно заполненное поле E-mail пользователя* Неверно заполненное поле Текст сообщения* Неверно заполненное поле IP адрес* Неверно заполненное поле Код безопасности * Enable Javascript for audio controls

ЗАЩИТА ПРОКУРОРОМ ПРАВ ГРАЖДАН ПУТЕМ ОБРАЩЕНИЯ В СУД Текст научной статьи по специальности «Право»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ/ JURIDICAL SCIENCES УДК 347.963 http://doi.org/10.5281/zenodo.2539769 ЗАЩИТА ПРОКУРОРОМ ПРАВ ГРАЖДАН ПУТЕМ ОБРАЩЕНИЯ В СУД ©Раскина Т.

В., SPIN-код: 8869-7101, ORCID: 0000-0001-8087-1487, канд. юрид. наук, Университет прокуратуры Российской Федерации, г. Москва, Россия, THE PROSECUTOR’S PROTECTION OF THE RIGHTS OF CITIZENS BY GOING TO COURT ©Raskina T., SPIN-code: 8869-7101, ORCID: 0000-0001-8087-1487, J.D., University of the Prosecutor’s Office of the Russian Federation, Moscow, Russia, Аннотация.

Москва, Россия, THE PROSECUTOR’S PROTECTION OF THE RIGHTS OF CITIZENS BY GOING TO COURT ©Raskina T., SPIN-code: 8869-7101, ORCID: 0000-0001-8087-1487, J.D., University of the Prosecutor’s Office of the Russian Federation, Moscow, Russia, Аннотация. Автором рассмотрены основания и практика реализация прокурорами права на обращение в суд в защиту прав и свобод граждан, неопределенного круга лиц, государства.

На основе положений ГК РФ и КАС РФ в статье указаны установленные правила судебной защиты прокурорами прав и предусмотренные исключения из них.

Автором акцентировано внимание на том, что большая часть заявлений прокуроров в суды обладает социальной направленностью.

Приведены примеры практики участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве в ходе защиты трудовых, жилищных, экологических и иных прав.

Даны статистические данные о работе органов прокуратуры субъектов РФ в данном направлении. Рассмотрен сложившийся в органах прокуратуры опыт повышения эффективности работы по подготовке заявлений в суды в защиту прав граждан, неопределенного круга лиц, государства. Приведены наиболее распространенные и востребованные формы реализации данной работы.

Охарактеризована работа Университета прокуратуры Российской Федерации по научно-методическому обеспечению защиты прокурорами в суде прав и свобод граждан, неопределенного круга лиц, государства.

Сделан вывод о необходимости дальнейшего научно-методического обеспечения данной работы в том числе с использованием информационных технологий.

Abstract. The author considers the grounds and practice of prosecutors’ exercise of the right to appeal to the court in defence of the rights and freedoms of citizens, an indefinite circle of persons, the state.

Based on the provisions of the civil code and the CAS of the Russian Federation, the article specifies the established rules of judicial protection of rights by prosecutors and the provided exceptions to them. The author focuses on the fact that most of the prosecutors’ applications to the courts have a social orientation.

Examples of the practice of participation of prosecutors in civil and administrative proceedings in the protection of labour, housing, environmental and other rights are given. Statistical data on the work of bodies of Prosecutor’s office of subjects of the Russian Federation in this direction is given. The article considers the experience of improving the efficiency of work on the preparation of applications to the courts in defence of the rights of citizens, an indefinite circle of persons, the state.

The most common and popular forms of implementation of this work are given. The work of the University of the Prosecutor’s office of the Russian Federation on scientific and methodological support of protection by prosecutors in a court of the rights and freedoms of citizens, an indefinite circle of persons, the state is characterized. The conclusion about the need for further scientific and methodological support of this work, including the use of information technology.

Ключевые слова: прокурор, обращение в суд, заявление, нарушения, судебная защита.

Keywords: prosecutor, appeal to the court, statement of violation, judicial protection.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Гарантированность государственной, в том числе судебной защиты прав и свобод закреплена в статьях 45, 46 Конституции Российской Федерации. Решения, действия, бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Такое право реализуется гражданами лично или через представителей.

Кроме того, правом на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований наделен прокурор. Это обусловлено целью деятельности российской прокуратуры, призванной обеспечить верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. Данное право закреплено в статье 45 ГПК РФ.

Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина подается прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Исключения составляют заявления прокурора, основанием для которых является обращение к нему граждан: — о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; — защиты семьи, материнства, отцовства и детства; — социальной защиты, включая социальное обеспечение; — обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; — охраны здоровья, включая медицинскую помощь; — обеспечения права на благоприятную окружающую среду; — образования. Статьей 39 КАС РФ закреплено право прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Если гражданин, в защиту прав, свобод и законных интересов которого прокурор обращается в суд, является субъектом административных и иных публичных правоотношений, то прокурор может подать административное исковое заявление только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Отметим, что несмотря на наличие законодательного закрепления права прокуроров на судебную защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, вопросы участия прокурора в гражданском и административном судопроизводстве являются постоянным предметом дискуссий как о необходимости такого участия и даже расширении его возможных форм, так и об ограничении участия прокурора в судах [1, с.

69-70; 2, с. 13-17; 3, с. 284-286; 4, с. 7-28; 5, с. 6-10; 6, с. 13]. Между тем, обращение прокурора за судебной защитой прав названных лиц, интересов Российской Федерации, субъектов в ее составе, муниципальных образований способствует укреплению законности и правопорядка в стране, профилактике правонарушений.

7-28; 5, с. 6-10; 6, с. 13]. Между тем, обращение прокурора за судебной защитой прав названных лиц, интересов Российской Федерации, субъектов в ее составе, муниципальных образований способствует укреплению законности и правопорядка в стране, профилактике правонарушений. Ежегодно органами прокуратуры каждого субъекта Российской Федерации в суды общей юрисдикции подготавливается по несколько тысяч исковых заявлений в интересах социально-незащищенных категорий граждан, государства, в защиту трудовых, жилищных и иных прав.

В общей сложности около 70% исков характеризуются социальной направленностью. Большая часть из них касается выплат заработной платы, восстановления на работе незаконно уволенных граждан, взыскания расчетных сумм при увольнении, пособий по беременности и родам, установления юридически значимых фактов.

Рекомендуем прочесть:  Где номер у омс

Например, органами прокуратуры Волгоградской области в 2017 г.

в ходе работы по укреплению законности в сфере трудовых отношений заявлено в суды более 1000 исков на сумму свыше 37 млн руб.

При этом активно практикуется взыскание в судебном порядке не только задолженности по оплате за труд, но и денежной компенсации за задержку выплат, предусмотренной статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, и морального вреда за нарушение трудовых прав работников. Число таких исков составило одну треть от исков данной категории. Все требования прокуроров судами удовлетворены.

Данная практика используется прокурорами Калужской области, иных субъектов в составе Российской Федерации.

Прокурорами республики Татарстан в суды в 2017 г. направлено 6 409 заявлений о взыскании заработной платы на сумму почти 158 млн руб. В Челябинской области число таких исков составило 4178 на сумму почти 154 млн руб, в Калужской области — 3033 иска и заявления на общую сумму свыше 107 млн руб, в Брянской области — 1 902 заявления на сумму более 54 млн руб.

Прокуроры активно обращаются за судебной защитой прав граждан на получение мер социальной поддержки. По решениям судов, вынесенным в удовлетворение заявленных прокурорами требований, восстанавливаются права граждан на получение лекарственных препаратов, обеспечение техническими средствами реабилитации, возмещение расходов на их приобретение, обеспечение доступной социальной среды (собственники объектов недвижимости устанавливают специальные средства для передвижения маломобильных групп населения).

Так, прокуратурой Мурманской области в 2017 г. в целях восстановления нарушенных пенсионных и иных социальных прав предъявлено в суды общей юрисдикции 1239 исков о взыскании 6 609 тыс руб. Прокуратурой Челябинской области приняты меры по судебной защите прав родителей военнослужащего О., проходившего службу по призыву и погибшего при исполнении обязанностей военной службы, которым незаконно отказано в присвоении соответствующего статуса и выдаче удостоверений по причине не нахождения их на иждивении сына.

Решением суда на Министерство социальных отношений области возложена обязанность по выдаче удостоверений. Судебное решение исполнено, удостоверения родителям выданы.

Особое внимание прокуроров обращается на соблюдение жилищных прав граждан.

Практика демонстрирует системность и последовательность данной работы.

Например, Луховицкой городской прокуратурой в связи с отказом в удовлетворении ранее внесенного представления об устранении нарушений федерального законодательства в Луховицкий городской суд направлено заявление о признании незаконным бездействия администрации г. о. Луховицы, выразившегося в непринятии решения о признании многоквартирного жилого дома проблемным, а также об обязании администрации принять решение о признании данного объекта проблемным. Решением Луховицкого городского суда от 24.07.2017 г.

заявление прокурора удовлетворено.

Прокурорами Волгоградской области в 2017 г.

в защиту прав граждан в сфере долевого строительства многоквартирных домов предъявлено в суды более 20 исков на сумму свыше полумиллиона рублей. Принимаются меры к понуждению в судебном порядке органов местного самоуправления к предоставлению жилых помещений отдельным категориям граждан, установленным федеральным законодательством.
Принимаются меры к понуждению в судебном порядке органов местного самоуправления к предоставлению жилых помещений отдельным категориям граждан, установленным федеральным законодательством. По иску прокурора Ленинского района г.

Магнитогорска по договору социального найма вне очереди обеспечен жилым помещением инвалид 3 группы Г., страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание с ним в одной квартире других граждан.

Органами прокуратуры значительное внимание уделяется устранению нарушений природоохранного законодательства и защите конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Не утрачивают актуальности проблемы, связанные с вывозом и самовольным складированием твердых бытовых отходов на неотведенных для этих целей земельных участках, что крайне негативно влияет на экологическую обстановку.

С целью ликвидации свалок твердых бытовых отходов органами прокуратуры республики Татарстан предъявлено в суды в 2017 г.

105 исков, которые удовлетворены. В Пучежском, Комсомольском, Ивановском, Ильинском, Пестяковском, Фурмановском, Лухском, Верхнеландеховском, Гаврилово-Посадском, городском округе Кинешма Ивановской области в 2017 г. на основании судебных решений, вынесенных по искам межрайонного природоохранного прокурора, прекращена деятельность 10 свалок твердых бытовых отходов, не соответствующих природоохранным и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

При этом в органах прокуратуры постоянно проводится работа, направленная на обеспечение эффективного участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве. Прокуроры организуют проведение специализированных семинарских занятий, подготавливают информационные письма, обзоры, иные материалы информационно-методического характера. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Вопросы участия прокурора в гражданском, административном судопроизводстве регулярно изучаются в ходе обучения в Университете прокуратуры Российской Федерации в рамках профессиональной переподготовки и повышения квалификации прокурорских работников [7]. Научными сотрудниками Университета прокуратуры Российской Федерации проводится постоянная работа по научно-методическому обеспечению участия прокурора в гражданском и административном судопроизводстве. Для этого изучаются материалы обобщений прокурорской и судебной практики, анализируются докладные записки прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров об итогах работы, материалы коллегий Генеральной прокуратуры Российской Федерации, статистические данные, судебные акты, информационные материалы с официальных интернет-представительств Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации по вопросам участия прокуроров в административном и гражданском судопроизводстве.

Кроме того, Университетом прокуратуры Российской Федерации организуется исследование мнения прокурорских работников, непосредственно участвующих в гражданском и административном судопроизводстве в защиту прав граждан, неопределенного круга лиц, государства.

С учетом данных анкетирования прокуроров, иных результатов эмпирических исследований Университетом прокуратуры Российской Федерации в целях повышения эффективности участия прокуроров в административном и гражданском судопроизводстве подготавливаются различные пособия, монографии, иные научные труды [8; 9, с. 190-212; 10-11]. Обеспечение практической деятельности прокуроров новейшими научными и методическими разработками способствует повышению эффективности деятельности прокуроров, укреплению законности, всемерной защите прав и свобод человека и гражданина, укреплению безопасности государства.

Такой подход необходимо развивать, используя при этом возможности информационно-коммуникационных технологий. Список литературы: 1. Кратенко М.

В. Иски в защиту прав неопределенного круга потребителей: к вопросу об оспаривании «общих условий» договора // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. №4. С. 69-79. 2. Маматов М.

В., Кремнева Е. В. Расширение процессуальных полномочий прокурора по противодействию незаконным финансовым операциям // Законность. 2017. №12. С. 13-17. 3. Сахнова Т. В. Курс гражданского процесса.

М.: Статут, 2014. 784 с. 4. Султанов А. Р. Применение европейских стандартов в гражданском судопроизводстве на примере проблемы «экстремистских дел» // Адвокат. 2010. №8. С. 7-28. 5. Терехова Л.

А. Обращения прокурора в защиту неопределенного круга лиц // Российский судья. 2018. №5. С. 6-10. 6. Федотова Ю. Г. Проблемы судебной защиты прокурором прав и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц // Российский судья.

2013. №10. 7. Учебный план Университета прокуратуры Российской Федерации. Режим доступа: https://goo.gl/po7vqM (дата обращения 31.10.2018).

8. Насонов Ю. Г. и др. Участие прокурора в административном судопроизводстве: правовое регулирование и правоприменительная практика.

М., 2017. 124 с. 9. Субанова Н. В. Теоретические и правовые основы деятельности прокуратуры в сфере защиты прав инвалидов. М., 2018. 335 с. 10. Гришин А.

В. Защита прокурором в гражданском процессе прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. М., 2017. 168 с. 11. Маматов М. В., Боброва О. В., Маслов И. А. Участие прокурора в производстве по пересмотру судебных актов арбитражных судов: пособие. М., 2016. 96 с. References: 1. Kratenko, M. V. (2016). Claims in defense of the rights of an indefinite range of consumers: to the question of challenging the «General conditions» of the contract // Laws of Russia: experience, analysis, practice.
Kratenko, M. V. (2016). Claims in defense of the rights of an indefinite range of consumers: to the question of challenging the «General conditions» of the contract // Laws of Russia: experience, analysis, practice.

(4), 69-79. 2. Mamatov, M. V., & Kremneva, E.

V. (2017). Extension of procedural powers of the Prosecutor on counteraction to illegal financial transactions // Legality. (12), 13-17. 3. Sakhnova, T. V. (2014). Civil Process Course.

Moscow: Statute. 784. 4. Sultanov, A.

R. (2010). Application of European standards in civil proceedings on the example of the problem of «extremist cases» // Lawyer.

(8), 7-28. 5. Terekhova, L. A. (2018). Аppeals of the Prosecutor in defense of an indefinite circle of persons. Russian judge. (5), 6-10. 6. Fedotova, G.

G. (2013). Problems of judicial protection by the Prosecutor of the rights and legitimate interests of citizens and an indefinite circle of persons // Russian judge. (10), 6-10. 7. Curriculum of the University of Prosecutor’s Office of the Russian Federation. URL: https://goo.gl/po7vqM (accessed: 31.10.2018).

8. Nasonov, Y. G. (2017). Participation of the Prosecutor in administrative proceedings. Moscow. 124. 9. Subanova, N. V. (2018). Theoretical and legal basis of the Prosecutor’s office in the field of protection of the rights of persons with disabilities.

Moscow. 335. 10. Grishin, A. V. (2017). Protection of the rights, freedoms and legitimate interests of minors by the Prosecutor in civil proceedings. Moscow. 168. 11. Mamatov, M. V.

(2016). Participation of the Prosecutor in the proceedings on revision of judicial acts of arbitration courts. Moscow 96. Работа поступила Принята к публикации в редакцию 17.12.2018 г.

21.12.2018 г. Ссылка для цитирования: iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Раскина Т.

В. Защита прокурором прав граждан путем обращения в суд // Бюллетень науки и практики.

2019. Т. 5. №1. С. 282-287. Режим доступа: http://www.bulletennauki.com/38-36 (дата обращения 15.01.2019). Cite as (APA): Raskina, T. (2019). The prosecutor’s protection of the rights of citizens by going to court. Bulletin of Science and Practice, 5(1), 282-287.
(in Russian).

Защита трудовых прав граждан органами прокуратуры Текст научной статьи по специальности «Право»

способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья. По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.

Литература 1. «Конституция РК» 30.08.1995г. 2. «Семейный кодекс РК» 14.11.2014г.

3. «Гражданский кодекс РК» 01.01.2015г. 4. Закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РК» (ред. от 14.07.20083.04.2000. 5. Закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РК» (ред.

от 22.07.2008 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.08) [Текст] // Собрание законодательства РК», 24.12.2001, N 52 (1 Ч.), ст. 4920. 6. Закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РК» (ред. от 14.07.2008) [Текст] // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, N 51, ст.

4832. The protection of labor rights of citizens of the prosecuting authorities Tsoy M. (Russian Federation) Защита трудовых прав граждан органами прокуратуры Цой М. И. (Российская Федерация) Цой Марина Игоревна / Tsoy Marina — магистрант, кафедра конституционного и муниципального права, Институт права, Волгоградский государственный университет, г.

Волгоград Аннотация: в статье рассматриваются основные вопросы осуществляемого прокуратурой надзора за соблюдением трудового законодательства, аспекты прокурорского надзора в указанной сфере.

Abstract: the article examines the main issues the Prosecutor’s Office carried out monitoring of compliance with labor legislation, aspects of prosecutorial supervision in this area.

Ключевые слова: прокуратура РФ, прокурорский надзор, защита трудовых прав граждан, заработная плата. Keywords: prosecutor’s office of the Russian Federation, procurator’s supervision, protection of labor rights, wages.

Основным социально-экономическим правом человека и гражданина является право на труд.

Реализуя свое право на труд в безопасных условиях и за справедливое вознаграждение, человек обеспечивает достойные условия жизни для себя и членов своей семьи. Поэтому обеспечение трудовых прав граждан было и остается важнейшим направлением деятельности государства. Наряду с постоянными изменениями и совершенствованием трудового законодательства, неизменной остается актуальность защиты трудовых прав граждан средствами прокурорского надзора.

Защита трудовых прав граждан является одним из приоритетных направлений надзора органов прокуратуры Российской Федерации, которому уделяется значительное внимание, в этой связи деятельность практически всех организаций и индивидуальных предпринимателей подвергалась тщательной проверке соблюдения требований вышеуказанного законодательства.

Так, прокурорами неоднократно и повсеместно вскрываются нарушения трудового законодательства в части оформления и расторжения трудовых отношений с работниками, выплаты расчетных сумм, выдачи выходного пособия уволенным работникам, а также законодательства о занятости населения в случае ликвидации предприятия, сокращения численности (штата) работников организации и др. Между тем, основным и злободневным нарушением трудового законодательства в настоящее время является несоблюдение прав граждан на полную и своевременную оплату труда [3].

Принятые органами прокуратуры меры по результатам проведенных проверочных мероприятий существенно улучшили ситуацию с выплатой гражданам положенного вознаграждения за труд, способствовали значительному снижению задолженности по заработной плате в организациях и учреждениях различных форм собственности. Так, трудовое право закрепляет приоритет локальных нормативных правовых актов, актов договорного регулирования, индивидуальных трудовых договоров по отношению к публично -правовым источникам при условии улучшения положения работников, повышения уровня гарантий их трудовых прав. Таким образом, в трудовой договор могут включаться положения, не указанные в ТК РФ, при условии соблюдения принципа недопустимости ухудшения положения работника по сравнению с нормами действующего законодательства.

Следовательно, принцип недопустимости ухудшения положения работника распространяется и на нормативный, и на договорный уровень регулирования [3].

В частности, в Волгоградской области действует Региональное соглашение о минимальной заработной плате от 28.07.2010 № С-11/10 (далее по тексту — Соглашение), которым установлена повышенная (по сравнению с предусмотренной на федеральном уровне) минимальная заработная плата для отдельных категорий работников [2]. Согласно п. 2.3 Соглашения, работодатели обязуются устанавливать коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами минимальную заработную плату не ниже размера, определенного этим Соглашением, за исключением тех, кто обосновал свой отказ от присоединения к нему.

Однако многие работодатели осознанно либо в силу незнания о существовании такой обязанности не соблюдают требования о выплате повышенной минимальной заработной платы. В этой связи выявление органами прокуратуры области факта, указывающего на то, что размер оплаты труда у определенного работодателя не соответствовал региональному минимуму, служит основанием для возбуждения прокурором в отношении данного работодателя дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.

5.31 КоАП, а также внесения представления об устранении нарушений законодательства.

Кроме того, необходимо отметить, что предмет надзора за соблюдением трудового законодательства не может быть сведен только к исполнению законов федеральными министерствами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, т. е. только к «общему надзору», так как право на труд в безопасных условиях и его справедливую оплату -это неотъемлемое конституционное право каждого человека.

Поэтому вполне обоснованным представляется мнение Сабельфельд Т.

Ю. о том, что предмет прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства образуют три направления: а) соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов в сфере труда, нормативно-правовых актов о труде (исходящих от высших органов государственной власти и имеющих механизм исполнения закона) федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, физическими лицами -индивидуальными предпринимателями; б) соответствие правовых актов, издаваемых в сфере труда указанными органами и должностными лицами, законам о труде, нормативно-правовым актам о труде (исходящим от высших органов государственной власти и имеющим механизм исполнения закона); в) соблюдение указанными органами и должностными лицами трудовых прав граждан [7]. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Статья 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» указывает на то, какие в целях осуществления надзорной деятельности предоставлены прокурорам права. При этом прокурор обязан оценить характер нарушений законов, их причин, распространенность нарушений, вредных последствий, вызванных нарушениями законов, степень вины нарушителей. Далее ему предоставляется выбор допустимых законом действий (в определенной процессуальной форме, с соблюдением установленных сроков) и мер прокурорского реагирования (обладающих признаками обязательности исполнения) [3].

Таким образом, при установлении факта нарушения трудового законодательства прокурор в рамках своей компетенции может применить следующие меры прокурорского реагирования: 1) принести протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращение в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»); 2) внести представления об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые 90 полномочны устранить допущенные нарушения (ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»); 3) вынести мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, либо о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (ст.

25, п. 2 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», п.

2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ); 4) направить предостережения о недопустимости нарушения закона в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях (ст.

25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»); 5) предъявить и поддержать иск в суде в интересах лиц, пострадавших от нарушений трудового законодательства (п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации») [1]. Хотелось бы остановиться и более подробно рассмотреть правовые основы участия прокурора в гражданском судопроизводстве по трудовым спорам, поскольку именно в этой области произошли существенные изменения, вызывающие неоднозначную оценку среди ученых и специалистов.

Обращение прокурора в суд с заявлением является одной из форм участия прокурора в гражданском процессе в судах общей юрисдикции, к которым наряду с упомянутой также относятся: а) вступление в процесс для дачи заключения по делам о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом РФ и другими федеральными законами; 6) подача апелляционных представлений на решения мировых судей, кассационных представлений на не вступившие в законную силу решения суда и надзорных представлений, на вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если в рассмотрении указанных дел участвовал прокурор [4].

Защита прокурором трудовых прав, свобод и законных интересов граждан в гражданском судопроизводстве — это основанная на нормах материального и процессуального права, осуществляемая в рамках гражданского судопроизводства деятельность прокурора, направленная на реализацию предоставленных ему законодательством полномочий по недопущению нарушения, пресечению нарушения, восстановлению в полном объеме нарушенных трудовых прав, свобод и законных интересов работников и возмещению причиненного ущерба, привлечению виновных лиц к ответственности [6].

Процессуальные основания участия прокурора в гражданском процессе путем обращения в суд с заявлением установлены ч. 1 ст. 45 ГПК РФ. Указанной нормой процессуального закона установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Наряду с этим закон установил ограничительное условие, указывающее на то, что заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

При этом имеется оговорка, что указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов, в том числе и в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Данное изменение законодательства, существенно расширившее полномочия прокурора на обращение с заявлением в защиту нарушенных трудовых прав граждан, поддерживает в своем диссертационном исследовании Сабельфельд Т. Ю. [7]. Между тем, И. Н. Тризно занимает по данному вопросу иную позицию и считает, что решение законодателя, снимающее ограничение на подачу иска прокурором только случаями невозможности для гражданина самостоятельно подать иск, приведет к злоупотреблениям со стороны отдельных граждан, не лишенных возможности самостоятельной защиты своих прав в суде, полномочиями прокурора с целью уклонения от уплаты государственной пошлины и необходимости доказывания своей позиции. Такое расширение, по мнению И.

Н. Тризно, повлечет за собой обязанности прокурора по судебной защите прав полностью дееспособных граждан и дополнительным грузом ляжет на органы прокуратуры [8]. Вместо предоставления прокурору абсолютного права на обращение с исками в защиту нарушенных прав граждан по отдельным категориям дел, Тризно И.Н.

предлагает установить в законе (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ) перечень конкретных причин, в силу которых гражданин не может самостоятельно защитить свои права (недееспособность, затруднительное материальное положение, преклонный возраст, инвалидность и т. д.), что позволило бы исключить произвольную оценку судом причин подачи иска прокурором как уважительных либо неуважительных.

Вместе с тем, исходя из противоположности двух вышеуказанных мнений, хочется отметить, что обращение прокурора в суд с заявлением в защиту трудовых прав граждан является его правом, а не обязанностью. Если по результатам рассмотрения заявления гражданина прокурор придет к выводу о том, что обратившийся гражданин действительно не нуждается в помощи прокурора, а уклоняется от самостоятельной подачи иска, прокурор вправе отказать такому гражданину в применении мер прокурорского реагирования. Ведь право выбора конкретной формы реагирования принадлежит прокурору с учетом конкретной надзорной ситуации [10].

На основании вышеизложенного хочется отметить, что вопросы соблюдения трудовых прав граждан, в том числе занятости населения и оплаты труда, требуют постоянного внимания и мониторинга, так как эта проблема остается актуальной и на сегодняшний день. При этом прокурорский надзор за соблюдением трудовых прав граждан является в современных условиях наиболее действенной их гарантией, так как обладает необходимыми для этого оперативностью и универсальностью.

Реализуя предоставленные законом о прокуратуре полномочия, органы прокуратуры способны предотвратить массовые нарушения трудовых прав граждан и оказать реальную помощь лицам, пострадавшим от произвола работодателей. Литература 1. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1. 2. Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Волгоградской области от 28 июля 2010 г.

N С-111/10 // Волгоградская правда. 2010. 3. Абдуллаев Э. Э. оглы Защита трудовых прав граждан Российской Федерации методами прокурорского реагирования // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. N 3. С. 43-48. 4. Викторов И.

С., Макашева А. Ж. Участие прокурора в гражданском процессе по защите трудовых прав граждан // Трудовое право. 2006. N 7. 5. Воробьев С. Д. Защита трудовых прав граждан органами прокуратуры // Законность. 2014. N 4. С. 3-6. 6. Головко И.

И. О понятии

«защита прокурором трудовых прав, свобод и законных интересов работников в гражданском судопроизводстве»

// Администратор суда.

2012. N 4. С. 37-40. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . 7. Сабельфельд Т.

Ю. Прокурорский надзор за соблюдением трудового законодательства в Российской Федерации: Дис. . к. ю. н. Екатеринбург, 2009. С. 11. 8. Тризно И. Н. Прокурорский надзор за соблюдением законодательства о трудовых правах граждан Российской Федерации: Дис.

. к. ю. н. М., 2009. С. 175. 9. Фирсова О. А. Реализация прокурором полномочий по защите трудовых прав граждан в гражданском судопроизводстве: Автореф.

дис. . к. ю. н. М., 2009. С. 10.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет: Бесплатно с мобильных и городских Бесплатный многоканальный телефон Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону , юрист Вам поможет Подписаться на уведомления Мобильноеприложение Мы в соц. сетях

© 2000-2021 Юридическая социальная сеть 9111.ru *Ответ на вопрос за 5 минут гарантируется авторам VIP-вопросов.

Москва Комсомольский пр., д. 7 Санкт-Петербург наб. р. Фонтанки, д. 59 Екатеринбург: Нижний Новгород: Ростов-на-Дону: Казань: Челябинск: закрыть

В каких случаях прокуратура защищает права граждан в суде

Комментарии на портале SakhaNews удаляются, если они содержат:

  • Реклама других сайтов (в т. ч. ссылки на другие сайты). Реклама товаров и услуг.
  • Нарушают права несовершеннолетних лиц.
  • Угрозы физической расправы, убийства, сексуального насилия.
  • Брань (в т.ч. измененное написание мата).
  • Прочие нарушения законодательства РФ.
  • Оскорбления журналистов и других сотрудников SN, авторов, модераторов, администрации сайта, руководства издания, читателей «SN», грубые высказывания о самом портале.
  • Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму (в т.ч. хакерским атакам), экстремизму.
  • Присвоение чужих имен и фамилий, комментирование от чужого имени.
  • Сообщения, оставленные не на русском языке.
  • Дублирование комментариев (флуд).
  • Распространение персональных данных, нарушение тайны переписки и связи.
  • Пропаганду фашизма, геноцида, нацизма. Посягательства на историческую память в отношении событий, имевших место в период Второй мировой войны, отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, одобрение преступлений, установленных указанным приговором, а также распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годыВторой мировой войны.
  • Переход на личности, оскорбления в адрес официальных и публичных лиц (в т.ч. умерших), грубые выражения, оскорбления и принижения других участников комментирования, их родных или близких.
  • Разжигание межнациональной, межрелигиозной, социальной розни, грубые высказывания в адрес представителей любых национальностей, рас и вероисповеданий.
  • Публичные призывы к сепаратизму, к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации.
  • Пропаганду курения, наркомании.
  • Комментарии, не относящиеся к темам статей (офф-топ).
  • Бессмысленные комментарии (флейм).
  • Описание средств и способов суицида, любое подстрекательство к его совершению.
  • Заведомо ложную, непроверенную, клеветническую информацию.
  • Сообщения, содержащие более 3000 символов и пробелов.

Комментарии, нарушающие правила поведения на портае, удаляются без предупреждения.

При вторичном размещении уже удалённого сообщения, модератор вправе заблокировать («забанить») пользователя.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+